Вопросы к курсу Современные методы этнографического исследования
Скачать 33.91 Kb.
|
Вопросы к курсу «Современные методы этнографического исследования» Билет 1. 1. Предмет этнографии (что изучает?) Объектом исследования этнографии является этнос, как в структурных, так и в функциональных формах его проявления, предметом – все сферы, которые связаны с явлением этничности. Это такие аспекты этнографического познания, как происхождение и история этносов Земли, их численность и расселение, внешний облик представителей, языковая и религиозная принадлежность; особенности традиционных форм культуры – хозяйственная деятельность, материальная культура (поселения и жилища, одежда, пища), соционормативная культура: социальные институты (род, община, семья и др.), нормы поведения, обычное право и др., духовная культура: обрядность жизненного цикла (родильная, свадебная, погребальная), календарные обряды, верования и представления. Важные аспекты этнографического изучения – системная (структурная) взаимосвязь явлений культуры, особенности этнической ментальности (национальный характер), специфика межэтнических отношений, формы этничности, виды этнических процессов, одна из важнейших проблем этнографической науки – выявление сущности такой формы человеческого сообщества, как этнос. 2. Этнографическое поле: анкетирование Билет 2. 1. Концепция этноса: С. Широкогоров Концепция Широкогорова отличалась тем, что, основываясь прежде всего на данных языка и физической антропологии, он пытался составить некоторый психологический портрет народа. В большинстве его книг, в частности таких, как «Психоментальный комплекс тунгусов», «Социальная организация северных тунгусов», «Социальная организация маньчжур», основной фокус исследований приходился или на клан, группу, род, или в целом на этнос, как он это подразумевал. Этот синтез больше напоминает клубок, сплетающий разнообразные практики и отношения, но внутри он видел определенного рода психологические поведенческие стратегии, которые, как это ни удивительно, находят свои параллели в трудах Марселя Мосса — здесь, должно быть, французское образование Широкогорова давало о себе знать. Несложно провести параллели между «хабитусом» Мосса (заимствованным им у Аристотеля) и «психоментальным комплексом» Широкогорова, который был нацелен на описание этноса как отдельной группы, но, так же как и с «комплексом», смещение от индивидуума к социальной группе выступало важнейшей стороной концепции Широкогорова. Имея объектом наблюдения этнос, этнография изучает все проявления умственной и психической деятельности человека, то есть 1) его материальную культуру, то есть всю сумму знаний в области строительного искусства, одежды, питания и т. д. ; 2) его социальную культуры, то есть организацию общества, — государства, — и его органов, как семья, род и т. п.; 3) его духовную культуры, то есть религию, науку, философию и эстетическое искусство»[7]. Широкогоров дает свое определение этносу: «Этнос – есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею таковых других групп» 2. Этнографическое поле: эмный и этный подходы гуманитарных дисциплинах «эмным» стали называть культурно-специфический подход, направленный на понимание культурных черт изнутри (с целью «вжиться в них»), а «этным» - универсалистский, объясняющий подход. В «этном» подходе делается акцент на кросс-культурно обоснованные понятия, в то время как при использовании «эмного» подхода подчеркивается необходимость восстановления и/или использования понятий, выражающих точку зрения субъекта. Лежащее в основании данных подходов противоречие рассматривается как противоречие между компаративистами, рассматривающими «этное» описание как существенное для формулирования универсально обоснованных теорий культуры, и дескриптивистами, которые считают подобные теоретические конструкции помехой на пути к открытию культурного своеобразия. В последнее время среди методологов культуры возобладала позиция, согласно которой «эмный» и «этный» анализы должны взаимно дополнять друг друга. Это означает, что «эмные» перспективы следует объединять с компаративистской теорией культуры. В работе «Иней на цветущей ежевике» М. Мид так описала сущность «эмного» подхода [Мид, 1988]. Отправляясь в экспедицию, культур-антрополог «должен освободить свой ум от всех предвзятых идей», постараться не предпринимать попыток сравнения. В «эмном» подходе изучается одна культура, используются специфические для нее единицы анализа и термины (т.е. словарь понятий этой культуры). Метод исследования раскрывается постепенно, ученый заранее не знает, какие единицы анализа он будет использовать. При «этном» подходе, чтобы объяснить межкультурные различия и сходство, изучаются две или несколько культур. Используются и единицы сравнения. Исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, выстраивает дистанцию между своими методами анализа и изучаемой культурой. Построение исследования и категории для его описания при «этном» подходе формируются заранее. Однако во многих случаях «эмный» и «этный» подходы не могут существовать изолированно друг от друга, скорее они взаимно дополняют друг друга. Так, в психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделяя универсальные категории, необходимо их проанализировать с помощью специфичных для каждой культуры методов, и только после этого сопоставить Билет 3. 1. Концепция этноса: Ю. Бромлей Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и раскрывается в двух смыслах - узком и широком. Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и включал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм. 2. Этнографическое поле: виды интервьюирования Качественное интервью -это процесс общения, который •инициирован и ведется интервьюером; •имеет четко заданную интеллектуальную цель; •интервьюируемые выбраны на основе плана; •интервьюируется существенное количество людей; •основано на гибкой, нестандартизованной схеме общения. Отличие качественного интервью от количественного Отсутствие стандартизации •Узнать видение людей (в их собственных терминах, их опыт и впечатления). •Точка зрения интервьюируемого важнее, чем точка зрения исследователя Понимание vs документирование Логика открытия vs проверка гипотезы Отсутствие репрезентативной выборки (обычно не больше 100 интервью) Реконструирование историй –респонденты в центре внимания, а не обеличенныепеременные Виды качественных интервью Структурированное интервью задают одни и те же одинаково сформулированные вопросы разным людям; жестко заданное интервью (на грани с количественным = логика открытия+логикапроверки гипотез) Зачем? Когда нельзя задать закрытые вопросы (неизвестно чем закрывать / список слишком длинный; или респондент не умеет читать/ испытывает трудности в понимании Неструктурированное •отсутствует заранее заданный ход интервью, структура и содержание •задается широкая тема разговора и затем инициатива общения передается респонденту •роль исследователя сводится к удержанию респондента в рамках темы исследования и внимательном слушании •подтемы рождаются по ходу разговора Билет 4. 1. Примордиалистская теория этноса Примордиалистский подход возник в XIX веке в Германии. Сам термин «примордиальные связи» ввел в научный оборот в середине XX века американский социолог Э.Шилз, который употребил его для характеристики внутрисемейных отношений, однако наиболее распространенная формулировка примордиали-стского подхода к анализу этничности принадлежит основателю интерпретативной антропологии, американскому антропологу К.Гирцу. Последний наиболее отчетливо сформулировал суть примордиалистского подхода: «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторые сказали бы - духовной близости, чем из социального взаимодействия» (цит. по: Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. -1998, № 4. - С. 5). Это относится прежде всего к этническим связям и отношениям, что и придает им характер примордиальных. Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания» (Тишков В. А. Очерки теории этноса и политики этичности в России. - М., 1997. - С. 92). Исходя из двух объективных оснований существования этноса (природы и общества) все теории, сформулированные в рамках примордиалистского подхода, можно разделить на два направления: природное и эволюционно-историческое. Сторонники этого направления объясняют возникновение этничности с помощью эволюционных идей, т.е. как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами, интерпретируя его как формирование «расширенной родственной группы» или как образование «расширенной формы родственного отбора и связи». Так возникло известное определение С.М.Широкогорова, данное еще в 1923 г., согласно которому этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других. Этот подход был позднее развит в работах Ю.В.Бромлея, который предложил во многом сходное определение этноса - как исторически сложившейся на определенной территории совокупности людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). Таким образом, этнос - исторически сложившаяся социальная группа людей, связанная общностью территории своего формирования, языка и культуры. При этом ни один из признаков в отдельности не является этнодифференцирующим, лишь их совокупность позволяет определить этнос. Таким образом, этносы, оставаясь примордиальными группами, носят характер социальных, а не биологических сообществ, поскольку этнические связи рассматриваются как сущностно зависимые от исторических изменений. 2.Этнографическое поле: проблемы полевой этики Билет 5. 1.Конструктивистская теория этноса Таким образом, для конструктивизма этничность - вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Отличительной особенностью этой концепции этноса и этничности по сравнению с другими является не добавление к определению этих понятий новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, например, признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе этой общности. Другим признаком этноса будет вера в то, что это наша культура, а не сам по себе очерченный культурный облик, который без такой веры ни о чем не говорит. Этничность в таком понимании - это процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории. Центральным моментом порождения этничности и появления этноса или этнической группы является категория «границы», содержание которой весьма подвижно. Дело в том, что если даже произведенная этническая самоидентификация - результат внутреннего выбора, то это не всеобщий выбор, а вариант решения только части социально активного населения. Для каждого этот выбор важен по тем или иным причи 2.Этнографическое поле: полевой дневник Билет 6. 1.Классификация народов Число более или менее изученных и известных этнографии этнических общностей колеблется в пределах 2,2 – 2,4 тысяч. Поскольку каждый этнос является предметом научного исследования, этнология должна была выработать какую-то систему группировки изучаемого материала или другими словами классификации этносов. Но невозможно полно охарактеризовать этническую общность, используя для классификации какой-либо один признак. Поэтому учеными используются несколько видов классификаций, позволяющих систематизировать народы и их группы по широкому кругу признаков, наиболее важные их них: антропологическая, лингвистическая, хозяйственно-культурная и географическая. Географическая классификация Этот вид классификации имеет для этнологии вспомогательное значение. Тем не менее он необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Данная классификация используется учеными главным образом при внешнем описании, а не детальном исследовании народов. Следует обратить ваше внимание на тот факт, что единой, принятой во всех странах и всеми учеными географической классификации не существует, например нет единообразия в географических классификациях Африки и Азии. В отечественной и зарубежной литературе по-разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства. В частности в отечественной науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Ср. Азию и Казахстан. В новом учебнике этнологии дается следующая относительная географическая классификация народов мира: 1. Народы Австралии и Океании 2. Народы Азии 3. Народы Америки 4. Народы Африки 5. Народы Европы Антропологическая классификация или классификация по расовым признакам. Следует подчеркнуть, что не все компоненты данной классификации являются общепризнанными и раз и навсегда определенными в мировой науке. Этот факт вытекает во многом из тех методологических различий, которые имелись в зарубежной и отечественной науке в изучении человека и человеческого сообщества. Так в отечественной научной традиции изучением происхождения человека (антропогенез), его эволюции, образования человеческих рас, морфологических и физиологических особенностей занималась и до сих пор занимается антропология. В то время как за рубежом (в частности в Сев. Америке и Зап. Европе) антропология является метанаукой (наукой о человеке вообще) и включает в себя целый комплекс наук, в том числе и физическую антропологию (эквивалентную в целом нашей антропологии), «культурную антропологию» в той или иной степени соответствующую отечественной этнологии и ряд других, например психологическую антропологию, социальную антропологию. Глобальные методологические различия отечественной и зарубежной науки предопределили различия в трактовке многих основополагающих категорий, использующихся при антропологической классификации в первую очередь это относится к такой базовой категории анализа, каковой является «раса». В настоящее время по целой совокупности морфологических признаков выделяются 4 большие расы и т.д. Слово «раса» производно от французского «рас», обозначающего «род». Откуда это слово попало в сам французский язык, до конца не выяснено. В современном смысле, слово «раса» впервые встречается у французского ученого Франсуа Бернье, который употребил его в 1684 г. в одной из своих работ. В современной отечественной науке, в том числе и при антропологической классификации, в этнологии «раса»рассматривается какбиологическое подразделение человечества современного вида (homo sapiens), обладающее общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания. В то время как известнейший европейский ученый, один из классиков социологииXXвека, Нейл Смелзер в своем учебнике «Социология» пишет, что «расовая группа представляет собой в первую очередь социальное понятие». Теперь перейдем к рассмотрению самой антропологической классификации, принятой в отечественной этнологии. Ученые выделяют четыре крупные (большие) расы или «расы первого порядка». К ним относятся: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса). Кроме рас «первого порядка» существует ряд переходных и смешанных рас, численно уступающих большим расам, но самостоятельных.Переходными расаминазывают такие расы, которые сформировались столь давно, что уже невозможно установить, являются ли они результатом смешения или сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные расы образовывались в древности, в средневековье и в новое время Хозяйственно-культурная классификация Давно было замечено, что народы, находящиеся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, имеют как сходство, так и различия в культуре. Вместе с тем обращает на себя внимание как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, так и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Далеко не всегда это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития. Именно в связи с этим были выделены хозяйственно-культурные типы. Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Концепция хозяйственно-культурной классификации была разработана российскими этнологами и используется в основном для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются, в первую очередь, основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях. [adsense] Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков. Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Лингвистическая классификация Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретной представление об этническом родстве народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных мировых этнических обзорах народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности. Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди говорят на одном языке, зато есть страны, где существует более сотни языков. В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределами территории своего происхождения. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на одном языке могут говорить и народы разного происхождения. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение - явление неодинаковое. Однако исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой для идентификации этносов и этнических общностей. В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Исследование лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур, и соответственно, народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Родство языков может означать и родство по происхождению, но некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможность использования лингвистических данных при решении этногенетических задач. Язык - явление общественное и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также заимствованиям из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует об их родстве. Таким образом, языки проходят столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И так этносы, и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения. 2. Этнографическое поле: метод включенного наблюдения Включенное наблюдение -прямое наблюдение людей (нельзя делегировать) -в течение достаточно продолжительного времени, (месяцы или годы) -в естественных условиях, (там где находятся объекты) -с включением наблюдателя в наблюдаемую реальность, (вступать в общение с объектами) -с целью описать их действия и мотивы, (описать и понять ситуацию глазами участников) -через идентификацию и понимание.(«влезть в их шкуру», отбросить «объективность» и дистанцированность) САМ исследователь должен жить среди изучаемых, жить как они, чтобы увидеть и понять «изнутри» Особые термины: •«информанты» •«стражники» -a cultural mediator Двойственность позиции исследователя: наблюдатель vs участник Принадлежность к изучаемому сообществу: проблема «чужака» и проблема «своего» Проблема открытости роли исследователя: ложь - неэтично, проблемно («чужакам» можно спрашивать очевидное) Автобиографическая антропология (когда информант – сам исследователь) Что наблюдать? случаи, время, места и люди, контексты наблюдения (физические и социальные условия), (не)формальное общение, интерпретации участников. Зависит от теории. Частично определяются в процессе исследования. Как записывать? По максимуму –от точных формулировок, до жестов и мимики. «Протокол». В идеале –видео. НЕ воспоминания исследователя, а то, что происходило. Когда: Как можно быстрее, каждый день Что: отдельно и точно описание, интерпретации исследователя, интерпретации участников. Как анализировать? Разделять точки зрения инсайдера и исследователя. Материал –текст. Различные техники анализа текстов. Описание, классификации, выделение ключевых тем. Стиль: рефлексивный и нарративный. Ограничения метода включенного наблюдения •трудно обучить этому методу; •возможное влияние исследователя на изучаемую группу; •субъективность исследователя/информатора, отсутствие стандартизации; •проблема обобщения; •нестатистические выводы. Билет 7. 1.Этнография и антропология. Проблемы разграничения Развитие антропологии как науки имеет свою историю. В XIX в. началось систематическое исследование человека и его культуры. Как уже говорилось выше, в разных странах одна и та же область научного знания получила различные наименования - этнография, этнология и антропология. Позднее термин «этнография» закрепился за областью исследования обычаев и традиций примитивных или традиционных культур. Термин «этнология» более популярный в европейской науке, стал использоваться для обозначения: а) теоретического этапа развития этнографических знаний; б) отдельной науки об этносах, народах, обитающих в различных уголках нашей планеты и, наконец, в) для обозначения всего комплекса наук о человеке и культурах. Другими словами, этнография — исторически первая стадия научных исследований, на которой учёные в основном используют описательные методы, собирая полевые материалы. Этнология, представляющая собой следующий шаг по отношению к этнографии, обобщает результаты эмпирических исследований учёных. Дальнейшие этапы синтеза в научных сообществах разных стран представлялись по-разному. Так, во Франции этим должна была заниматься социология или философия. Это одна из причин того, что термин «антропология» использовался учёными лишь для обозначения отрасли биологической науки. При таком подходе этнология и этнография считались близкими к историческим наукам, а антропология рассматривалась как наука сугубо биологическая. В англоязычных странах этнография, этнология и антропология не считаются тремя разными дисциплинами, а рассматриваются как три этапа развития социально-гуманитарных исследований человека и его культуры. Чаще всего именно антропология используется для обозначения всего комплекса наук о человеке и культуре, включающего все отрасли знания, которые, по европейской классификации, относятся к этнологическому знанию. Так определение статуса антропологии увязывается с разграничением культурной антропологии и других отраслей знаний о человеке, культуре и обществе. 2. Этнографическое поле: метод фото- и видеофиксации Фотосъемка. Фотоаппаратом этнографы пользуются уже достаточно давно, и сегодня ни одна экспедиция обычно не обходится без фотосъемки. Фотографировать можно все: жилые и хозяйственные постройки, интерьер избы, предметы быта, костюм, а также основные моменты обрядовой культуры. Фотография, сделанная в полевых условиях, сегодня – это не только иллюстрация проведенного исследования, но и самостоятельный этнографический источник. Сложились определенные принципы съемки на фотоаппарат этнографических предметов. Как правило, сначала крупным планом фотографируют весь объект, например, крестьянскую усадьбу (с фасада, сбоку, сзади). Затем производят фотографирование отдельных ее элементов: амбаров, жилища (с противоположных углов от конька крыши до основания фундамента), погреба, хозяйственного двора. Следующим планом снимают отдельные архитектурные конструкции, элементы декора, другие интересные детали. Так же следует фиксировать и народный костюм. Сначала нужно снять костюм на человеке со всех сторон в полный рост (вид спереди, вид сзади, вид сбоку), а затем сфотографировать его отдельные элементы. Наиболее частой ошибкой начинающих этнографов является присутствие на фотографии посторонних, ненужных предметов, часто совершенно из другой эпохи, неподходящий фон (например, если вы снимаете деревянную посуду, которой уже не пользуются более пятидесяти лет на столе с современной клеенкой). В действительности эти вещи практически никогда не встречались. Если вы фотографируете народный костюм, проследите, чтобы была соблюдена его комплектность, чтобы из-под традиционного головного убора не выставлялась современная окрашенная челка, а на ногах не были надеты кроссовки. Это нарушает не только эстетику народного костюма, но и ставит под вопрос достоверность собранной вами информации. Эти особенности следует учитывать, если вы фотографируете предметы, вышедшие из повседневного употребления, а не в реальных формах бытования, в том числе и современных При фотосъемке важно держать камеру параллельно линии предмета, не наклонять ее, чтобы не исказить пропорции предмета. Большое значение для качества снимков имеет освещенность помещения. Если нет возможности снимать при равномерном дневном свете, лучше сделать несколько кадров в разных местах комнаты, используя вспышку и без нее, следить за тем, не падает ли на предмет тень от фотоаппарата, фотографа или окружающих предметов. Использование цифрового фотоаппарата в настоящее время, позволяет непосредственно в процессе съемки отслеживать качество снимков и при необходимости их дублировать, добиваясь наилучшего результата. Видеофиксация. С начала 1990-х гг. в комплекс методов этнографического исследования органично входит видеокамера. Если раньше съемка этнографических сюжетов проводилась, как правило, телестудиями, телекомпаниями, то сегодня камеру взяли в руки сами этнографы. Появилось даже отдельное направление прикладного научного исследования – визуальная антропология. Этнографы и режиссеры еще спорят о том, что считать визуальной антропологией, ее предметом, каковы должны быть подходы к съемке этнографического материала, однако этнографу следует знать некоторые особенности видеосъемки в полевых условиях. Во-первых, никогда не следует забывать, что сам человек, находящийся перед видеокамерой, ведет себя несколько иначе, нежели при простой беседе, многие боятся съемки и поэтому ведут себя скованно, в некоторых случаях вообще не разрешают включать камеру. Удачные сюжеты обычно возможны лишь тогда, когда у этнографов установились доверительные отношения с конкретным информатором или местным населением, налажено взаимопонимание. Обычно не следует начинать съемки при первом посещении информатора, в самом начале беседы. Во-вторых, всегда встает вопрос о сюжете съемки: «Что снимать?» Конечно, в первую очередь, тем более если вы ограничены по времени, следует снимать действие. Этнографический предмет вы можете зафиксировать на фотографию, а действие обряда – нет. Поэтому любое этнографическое действие требует видеофиксации в первую очередь. Это может быть обряд, процесс изготовления того или иного предмета, сельскохозяйственная работа, танец, пляска, игра. Объектов съемки можно выбрать достаточно много. Часто в качестве объекта съемки может выступать запись беседы с информатором, а также показ или рассказ с показом каких-либо элементов, например, традиционного свадебного обряда. При всем не следует забывать, что основным носителем этнической культуры является человек. Поэтому, если вы снимаете утварь или интерьер дома без комментариев носителей культуры, этот материал будет смотреться менее выигрышно. Важное качество визуальных материалов заключается и в передаче эмоционального состояния, фиксации чего сложно добиться другими средствами. Кроме того, в видеоматериалах запечатлеваются образы уходящей культуры. Расшифровка видеоматериала заключается в составлении реестра на видеозаписи, полном и подробном описании происходящего, снятии всего нарративного ряда (текстовой информации). Билет 8. 1.Этнос, субэтнос и этнографическая группы 2. Этнографическое поле: биографический метод Билет 9. 1.Национализм и национальное государство 2.Этнографический опросник Билет 10. 1.История развития этнографических методов 2.Виды источников Билет 11. 1. Исследователь и информант: особенности коммуникации 2.Объект изучения современной этнографии Билет 12. 1.Современные интерпретации полевого материала 2.Понятие идентичности в современной этнографии Билет 13. 1.Стационарная и маршрутная экспедиции 2. Количественные и качественные методы Билет 14. 1.Особенности этнографического взгляда на культуру 2. Хозяйственно-культурные типы: характеристика |