Главная страница
Навигация по странице:

  • Печати Древней Руси. Печати Русского государства XV - XVII вв. Печати Древнерусского государства

  • Печати периода единого Русского государства.

  • Государственная печать

  • Нумизматика как научная дисциплина Нумизматика

  • Монетный клад и принципы его изучения Монетным кладом

  • Монеты и денежное обращение в Древней Руси

  • Русские монеты XIV - XVII вв.

  • Древнерусские меры длины, веса, объема Меры длины.

  • Меры жидкостей.

  • Источники по генеалогии русских дворянских родов допетровской Руси

  • Зачет по ВИД - 1 семестр. Вопросы к зачету по курсу Вспомогательные исторические дисциплины


    Скачать 65.61 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету по курсу Вспомогательные исторические дисциплины
    Дата23.06.2018
    Размер65.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет по ВИД - 1 семестр.docx
    ТипДокументы
    #47688
    страница3 из 3
    1   2   3

    Предмет изучения сфрагистики, ее связь с другими дисциплинами

    Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника — установлением его подлинности, авторства и датировки. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, которые они когда-то скрепляли, становятся источником для истории различных институтов государственной власти. Определенную роль они играют и в изучении искусства мелкой пластики, а также ряда других исторических дисциплин — геральдики, нумизматики, эпиграфики.

    Печати Древней Руси. Печати Русского государства XV-XVII вв.

    Печати Древнерусского государства. Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря. Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Основная масса печатей найдена на новгородском Городище, где находилась резиденция князя и его аппарата и княжеский архив. Фонд древнерусских печатей постоянно пополняется — их находят при археологических раскопках городов или обнаруживают случайно. Необходимо подчеркнуть, что, как правило, места находок печатей и территория их применения совпадают. Самая значительная находка была сделана в 1961—1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала XVI в.

    В XIV в. изменяется тип княжеской буллы — на печатях появляются надписи, содержащие титул и имя князя. Проследим историю развития княжеской буллы на примере печатей московских вели ких князей. Печать Ивана Даниловича Калиты при его духовной грамоте 1339 г. - серебряная, позолоченная, неправильной восьмигранной формы. На одной ее стороне изображен Иисус Христос и надпись по сторонам изображения: «Печать великого», а на другой св. Иоанн Предтеча и продолжение надписи: «князя Ивана». Этот тип печати у московских князей сохранился до конца XIV в., но форма булл, как правило, круглая или овальная.

    На печатях Василия I Дмитриевича появляется изображение светского воина-всадника, ставшее впоследствии гербом московских великих князей.

    Аналогичные изображения всадника присутствуют и на монетах этих князей. Эти буллы уже не свинцовые, а восковые. В XIV в. великие и удельные князья используют в качестве печатей античные резные камни — геммы. Различают два вида гемм: интальи — геммы с углубленными изображениями, и камеи — геммы с выпуклыми изображениями.

    Печати периода единого Русского государства. На смену металлическим приходят воскомастичные печати. Основной тенденцией в развитии русской сфрагистики становится постепенная выработка твердо установленных типов печатей, прежде всего государственной.

    Государственная печать. Тип государственной печати вырабатывался постепенно. На печатях Ивана III Васильевича помещаются еще самые различные изображения. Типы его печатей очень разнообразны. Одни документы скреплены античной геммой с изображением двух всадников, едущих навстречу друг другу, другие — геммой с изображением льва, пожирающего змия. Последний сюжет представлен и на печатях Василия II Темного. На ряде печатей Ивана III изображен светский всадник, поражающий копьем змия. Именно это символическое изображение в дальнейшем становится обязательным на печатях всех русских царей и входит составной частью в государственный герб России. В правление Ивана III на печатях впервые появляется изображение двуглавого орла, что обычно связывают с женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 г. Древнейшие документы, скрепленные печатями с изображением на одной стороне всадника, поражающего змия, а на другой — двуглавого орла, датируются 1497 и 1504 гг. Эти изображения мы видим, например, на печатях, привешенных к договорной грамоте, заключенной в 1504 г. по повелению Ивана III между его детьми великими князьями Василием и Юрием «о бытии им в дружбе и согласии». На печати Ивана помещена круговая надпись, раскрывающая его полный титул: «Божиею милостию господарь всея Руси великий князь Иоан», а на печати Василия Ивановича на обеих сторонах присутствует одна и та же надпись: «Князь великий Василий Иванович».

    В XVI—XVII вв. существовали две государственные печати - большая и малая. На лицевой стороне большой государственной печати изображен двуглавый орел, на груди которого в щитке помещено изображение всадника, поражающего копьем змия. Вокруг представлены изображения печатей городов — столиц княжеств и царств, входивших в состав Русского государства. По краю печати расположена круговая надпись, содержащая полный царский титул. Продолжение надписи располагалось на оборотной стороне, в центре которой также был изображен двуглавый орел, но на его груди в щитке — единорог. Сохранилась государственная малая печать Ивана IV, на которой изображение единорога заменяет изображение всадника. Изображение единорога встречается и на личных печатях Ивана IV в качестве символа силы и могущества. Малая государственная печать иногда называлась «кормленой», так как ею скреплялись грамоты на кормление. На лицевой стороне малой печати изображался двуглавый орел, на оборотной — всадник, поражающий змия. Надпись начиналась на лицевой стороне и переходила на оборотную, она содержала сокращенный титул царя. На малых печатях в различные царствования изображения оставались постоянными, изменялся лишь титул царя. Существовала еще так называемая средняя государственная печать. Такая печать царя Федора Ивановича приложена к Уложенной грамоте 1589 г. об учреждении в России Патриаршеского Престола. Изображения на обеих ее сторонах одинаковые — двуглавый орел со щитком на груди, в котором изображен всадник, поражающий змия. Круговая надпись, начинающаяся на одной стороне печати и заканчивающаяся на другой, содержит полный царский титул. На печатях Михаила Федоровича Романова впервые появляется изображение трех корон над головами орла. Есть они и на печатях Алексея Михайловича и Петра I. До Алексея Михайловича орел изображался, как правило, с опущенными крыльями. На некоторых печатях Лжедмитрия I крылья у орла подняты вверх. На печатях Алексея Михайловича в лапах орла помещаются скипетр и держава, однако употребляется и прежний тип изображения — орел с опущенными крыльями, скипетр и держава отсутствуют. В XVI—XVII вв. употреблялась так называемая «воротная печать», название которой объясняется тем, что ее носили на шнурке на шее. Это была односторонняя прикладная печать, которой скреплялись документы внутреннего характера, рассылавшиеся только в пределах страны. На ней изображался все тот же всадник, поражающий змия, или двуглавый орел, как с изображением всадника на груди, так и без него.

    В XVII в. правом скрепления документов печатью пользовались различные государственные и городские учреждения. Одним из цен тральных правительственных учреждений был Приказ Большого Дворца, в ведение которого входило управление дворцовыми учреждениями и вотчинами, а также хозяйственной деятельностью монастырей. Характерно изображение на печатях Приказа Большого Дворца единорога — символа власти и силы. Сохранилось несколько воскомастичных печатей этого учреждения, происходящих от различных матриц. На всех них изображен единорог, но варьируют надписи: «Печать Большого Дворца», «Большого Дворца».

    На печати Кормового Дворца, ведавшего приготовлениями кушаний для царского стола, изображены три рыбы и круговая надпись: «Печать Государева Кормового Дворца исходячая. На печати Сибирского приказа изображены два соболя, держащие корону и лук, а также две перекрещенные стрелы. Изображения на печатях центральных правительственных учреждений отражают специфику их функций: здание — на печати Земского приказа, весы - на печати Приказа Большой Казны, рыбы — на печати Кормового Дворца и т. д.

    Нумизматика как научная дисциплина

    Нумизматика — историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова «номизма» (монета) в эпоху средневековья. Слово «монета» римского происхождения. Оно являлось одним из эпитетов римской богини Юноны, при храме которой в Древнем Риме существовал первый монетный двор. Этот термин нашел широкое распространение в Риме и средневековой Европе. На Руси же он стал употребляться при Петре I.

    Основными задачами нумизматики являются изучение истории монетного дела, определение монетных норм, реконструкция денежно-весовых систем, установление состава и характера денежного обращения, динамики его развития.

    Монетный клад и принципы его изучения

    Монетным кладом называется любой комплект монет — от нескольких экземпляров до десятков тысяч, зарытый в землю умышленно в целях сохранения или случайно попавший в нее.

    При изучении клада перед исследователем прежде всего встает вопрос методического характера: как датировать клад? Правильный ответ на него позволяет выявить эволюцию денежно-весовых систем, отражающуюся в весовых нормах монет, выявить группы монет, преобладавших в обращении в определенный период времени, проследить закономерности в изменении состава кладов.

    Следующим этапом исследования клада является изучение его состава.

    Монетные клады по своему составу делятся на клады короткого и длительного накопления. Для нумизматики особенно важны клады короткого накопления, являющиеся своего рода «моментальными снимками» с денежного обращения в момент попадания клада в землю. Статистика монетных находок показывает, что подавляющее большинство известных и вновь обнаруживаемых кладов являются именно кладами короткого накопления, объективно отражающими состав монетного обращения и его характерные особенности.

    Важной частью нумизматического исследования является картографирование находок монетных кладов и единичных монет. Благодаря ему выявляются определенные ареалы тех или иных монет в различные исторические периоды. Топографические сводки кладов могут быть различными по своему характеру. Одни из них отражают монетное обращение на определенных территориях, другие на определенном хронологическом отрезке, третьи — историю обращения различных по своей государственной принадлежности монет, например римских, византийских, куфических монет, золотоордынских дирхемов и т. д. Характер топографических сводок изменяется в зависимости от задач исследования. Топография монетных находок отражает особенности денежного обращения, его интенсивность, позволяет изучать пути и центры торговли, направления торговых связей. Благодаря ей устанавливаются районы (провинции) со свое образным составом денежного обращения, отличным от сопредельных территорий, и т. д

    Монеты и денежное обращение в Древней Руси

     Славянские племена впервые познакомились с монетами задолго до
    образования у них государства. Первыми монетами, сыгравшими определенную
    роль в экономической жизни народов Восточной и Центральной Европы, были
    римские серебряные денарии.

    Существовали византийские монеты, на территорию России они попадали случайно

    Значение византийских монет в русском денежном обращении было весьма
    скромным.

    В конце VIII в. на территорию древнерусского
    государства в больших количествах начинают проникать восточные монеты —
    дирхемы Арабского халифата.

    Первая попытка чеканить собственные монеты была
    осуществлена русскими князьями в конце Х— начале XI в. 

    В настоящее время известно около 340 древнерусских серебряных монет,
    называемых условно сребрениками, и 11 золотых, или златников. Название
    серебряных монет заимствовано из Ипатьевской летописи начала XV в., а
    золотых — из договора Руси с Византией 945 г. В первом случае
    употребление термина «сребреник» относится к началу XII в., когда монеты
    уже не чеканились, во втором — ко времени, когда они еще не чеканились.
    На этих монетах изображен портрет князя с крестом в руке, его родовой знак, легенда с его именем и верховный покровитель - Христос-Вседержитель. Имена-Владимир, Святополк и Ярослав (Владимир Святославич (980—1015), введший христианство, Ярослав Мудрый (1019—1054), Святополк Окаянный (1015—1018) – один из первых, кто поднял на Руси феодальную смуту.

    Торжественная надпись на монетах дополняет имена: «Владимир на столе (т.е. на престоле), а се его сребро». Или короче: «Владимир, а се его сребро (или злато)», или просто: «Владимир на столе». Вот самые ранние серебряные и золотые монеты Владимира с "Вседержителем". Изображение бога впоследствии исчезает. Нимб "надевают" на священную особу князя. Князя обычно изображают теперь "на столе" (троне). Место Христа занимает родовой знак. По поводу этих знаков было много споров - какой вариант трезубца или двузубца какому князю отнести. На монетах Ярослава написано "Ярославле сребро" и помещен покровитель князя Святой Георгий (Ярослав имел второе христианское имя Георгий). Монеты Ярослава относят к тому периоду, когда он сидел в Новгороде под властью своего отца Владимира. На его монетах нет упоминания, что он "на столе", т. е. занимает верховный пост, к тому же его изображают погрудно, а Владимира и Святополка - на троне.

    Русские монеты XIV-XVII вв.

    Денежная реформа 1535 г., известная в литературе как реформа Елены Глинской. Основной ее целью была унификация русской денежной системы, а также ликвидация кризиса денежного обращения. В ее результате на основе двух местных монетных систем — московской и новгородской — была создана единая общегосударственная денежная система. Самой крупной монетой в этой новой системе стала серебряная копейка, или новгородка. Свое название, сохранившееся до настоящего времени, она получила по изображению на лицевой стороне всадника с копьем. На вдвое более легкой, чем копейка, денге, или московке, всадник изображался с мечом. Самой маленькой монетой была полушка, равная половине денги или четверти копейки; на ней была изображена птица. На оборотных сторонах всех названных номиналов помещались строчные надписи, содержащие имя великого князя (с 1547 г. — царя).Чеканка монет осуществлялась на денежных дворах Москвы, Новгорода и Пскова. Место чеканки обозначалось на монетах начальными буквами названий городов — М, МО (Москва), Н, НО (Новгород), ПС (Псков), помещаемыми под изображением всадника. В Москве и Новгороде эти знаки появились при царе Федоре Ивановиче (1584—1598), а при Иване IV Грозном вместо них помещались инициалы денежников. При Федоре Ивановиче в надписи на монетах появляется отчество царя, также на его монетах иногда обозначалась дата чеканки, что прежде всего характерно для Новгородского денежного двора, например: «РД» (104), т.е. 7104 (1596) г. На московских монетах дат нет. Вес копейки, установленный реформой (0,68 г), сохранился неизменным до Смутного времени начала XVII в. Тогда хозяйничанье поляков в Москве и шведов в Новгороде сильно подорвало русскую экономику. Поляки, начав в Москве чеканку по стопе в 3,6 рубля из гривенки, затем в 1611 г. перешли к 4-рублевой стопе. В Москве чеканили монеты пониженного веса (0,55—0,56 г) от имени королевича Владислава Жигимонтовича, а в Новгороде — легковесную копейку подлинными штемпелями Василия Шуйского и поддельными штемпелями Михаила Федоровича. В 1612 г. происходит очередное понижение веса копейки (до 0,51 г). Важной страницей в истории русской монетной чеканки является выпуск монет правительством Народного ополчения, осуществлявшейся на денежном дворе в Ярославле в 1611— 1613 гг. по весовой норме, соответствующей заниженному весу монет интервентов. Эту же весовую норму (0,51 г, или 400 копеек из гривенки серебра) приняло и правительство первого царя новой династии Михаила Федоровича (1613—1645). В дальнейшем в течение всего XVII в. В 20-е гг. XVII в. копейка весила 0,48 г, в 30-е — 0,45 г, в правление царевны Софьи (1682— 1689) — 0,38 г, в 1698 г. - 0,28 г. Монета 
    При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче кроме копеек и денег чеканились также полушки, весившие 0,11—0,14 г. Интересным эпизодом в истории русского денежного обращения XVII в. Является проникновение в него в 20—30-х гг. так называемых «корелок». Они чеканились по договоренности с русским правительством от имени датского короля Христиана IV специально для обеспечения торговли датских купцов в Лапландии. В царствование Михаила Федоровича прекращается чеканка на денежных дворах Новгорода и Пскова, что также отражает тенденцию к максимальной централизации денежного производства и установлению жесткого контроля над ним. 
    Монетная реформа 1654—1663 гг. Реформа началась с чеканки и ввода в обращение серебряных рублей и полуполтин, а также медных полтин. Вес рубля приравнивался к весу талера (28—29 г). Рубли чеканились на талерах, с которых предварительно сбивались изображения, полуполтины — на разрубленных на четыре части талерах, также предварительно лишенных изображений. Таким образом, в обращение вводились сразу два неполноценных номинала — рубль, равный фактически 64 копейкам (счетный рубль старыми копейками, которые оставались в обращении, весил около 45 г), и полуполтина, равная 16 копейкам при номинале 25 копеек. В том же году начали чеканку медных полтин, равных по весу новому рублю. Следует подчеркнуть, что новая система вводившихся в обращение монетных единиц не отменяла старую — серебряные проволочные копейки оставались в денежном обращении и чеканка их не прекращалась. Таким образом, в обращение вводились монеты с принудительным курсом — медные полтины и серебряные рубли и полуполтины, следовательно, медные монеты не могли стать разменными по отношению к серебряным. На одной стороне рублевиков помещалось традиционное изображение царя, скачущего на коне и держащего в правой руке скипетр. Характерной чертой изображения является рукав царского одеяния, накинутого на плечи, развевающийся над крупом коня сзади. Круговая надпись по краю монеты содержит новую титулатуру царя: «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». 
    На другой стороне в центре монеты изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Вверху надпись «Лета 7162», внизу — «Рубль». Убедившись в невозможности наладить чеканку и ввести в обращение рублевики, правительство в 1655 г. выпустило в обращение так называемые «ефимки с признаком». Название ефимок происходит от наименования первых талеров, чеканившихся в городе Иоахимсталь в Богемии. В Чехии они получили название иоахимсталеров или, сокращенно, талеров. На Руси же прижилась первая часть слова и талеры стали называть ефимками. Итак, «ефимок с признаком» — это талер, снабженный двумя надчеканками: одной в виде обычного круглого штемпеля копейки с изображением всадника, другой в виде прямоугольного клейма с датой «1655», обозначенной арабскими цифрами. Среди «ефимков с признаком» встречаются талеры большинства европейских государств — Польши, Швеции, Дании, Норвегии, Швейцарии и др. Ефимок официально приравнивался к 64 копейкам. В 1655 г. начинается чеканка медных проволочных копеек, приравненных в цене к серебряным. Они чеканились в громадных количествах сразу на нескольких монетных дворах — в Москве, Новгороде, Пскове и Кукенойсе (Царевичев Дмитриев городок). По оформлению они ничем не отличались от серебряных копеек. На копейках, отчеканенных в Москве, встречаются два знака денежных дворов — о/М («о» выносное) и МД. С первым знаком, традиционным для Московского денежного двора, монеты чеканились на Старом денежном дворе, а со знаком «МД», вероятно, на Новом (Английском). В правление царя Федора Алексеевича (1676—1682) вес копейки сохранялся неизменным, т.е. серебряный рубль по-прежнему содержал около 46 г серебра. Монеты этого царя отличаются особым изяществом выполнения штемпелей — четкостью рисунка и надписей. Новое снижение веса копейки (до 0,38 г) было осуществлено, вероятно, в самом начале регентства царевны Софьи. В этот период серебряные монеты (копейки и деньги) чеканились раздельно от имени каждого из братьев-соправителей — Ивана и Петра Алексеевичей, что объясняют сложившимся восприятием изображения всадника как образа определенного государя
    Древнерусские меры длины, веса, объема

    Меры длины. Письменные источники изучаемого периода зафиксировали следующую номенклатуру мер длины: пядь, локоть, сажень, верста и поприще. Эти единицы представляли собой более или менее определенные величины. Установление их истинных размеров является одной из важных задач метрологии. Помимо названных единиц, известны еще и весьма приближенные величины, также употреблявшиеся в качестве мер при измерении расстояний, например дни пешего или конного переходов, полет стрелы, бросок камня и др. Легко заметить, что некоторые из указанных единиц связаны с частями человеческого тела и являются, вероятно, древнейшими — пядь, локоть. Пядь являлась самой мелкой единицей измерения длины. Она определялась расстоянием между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Пядь упоминается с XII в., но указания на ее размер встречаются в более поздних памятниках. На практике использовалась пядь двух видов. Один из них уже назван. Другая пядь была равна расстоянию между концами вытянутых большого и среднего (или мизинца) пальцев руки. Это так называемая большая пядь. Этот же термин иногда обозначал меру, равную ширине ладони. Другой древнейшей единицей измерения длины был локоть, равный расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Как мера локоть известен у многих народов мира и в древности был широко распространен у славян, германцев и финно-угров. Аналогично пяди, он имел несколько значений неполный локоть, двухладонный локоть, большой локоть. Большой локоть (почти в два раза больше локтя), равный длине руки от плеча, вытеснил первоначальный обычный локоть. И в этом случае название измерителя (части тела) стало обозначением меры. На рубеже XV—XVI вв. локоть постепенно вытесняется более крупной единицей — аршином. Очень употребительную единицу измерения длины представляла собой древнерусская сажень.

    Исходя из данных надписи на «Тмутараканском камне», размер сажени был определен в 142 см, т.е. она содержала 3 локтя по 46 см. В Древней Руси была известна косая сажень, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Интересно отметить, что эта сажень равна диагонали квадрата со стороной 152 см (прямая сажень). Самой большой была великая сажень в 249,46 см. Обратим внимание на то, что последняя величина практически равна диагонали квадрата со стороной 176 см (мерная сажень).

    Самой крупной единицей измерения длины на Руси служила верста или поприще.

    Верста складывалась из 750 саженей. Для древнерусского периода истории Руси характерны определения расстояний описательными выражениями — свержение камня», «перестрел», «день пути». Не раз уже упоминавшийся игумен Даниил пользовался ими сравнительно часто. «вержение камня» равно приблизительно 20 саженям, т.е. около 42,5 м. Средний размер «перестрела» приблизительно равен 60—70 м. Для «дня пути» условно применяется расстояние 25 (или 35—40) км, а для «конного дня пути» — 50—70 км.

    Меры веса. Древнейшей русской весовой единицей, упоминаемой в различных источниках, является гривна. Ее название связывают с широко распространенным у славян и у ряда других народов металлическим шейным украшением — гривной (от «грива», «за гривок»). Происхождение весового значения гривны окончательно не установлено. Одни исследователи связывали ее с византийской весовой единицей литрой (римская — либра) и считали равной первоначально 136,44 г.

    Из мелких весовых единиц в древнерусских памятниках фигурирует золотник. Этим же термином обозначались и древнерусские золотые монеты. Поэтому часто бывает трудно судить, что имеют в виду источники — монету или весовую единицу.

    Из наиболее крупных единиц веса древнерусские письменные источники зафиксировали пуд и берковец.

    Точные соотношения древнерусских весовых единиц еще не установлены. В позднейшее время пуд был равен 40 большим или 80 малым гривенкам, а берковец — 10 пудам.

    Меры жидкостей. Хуже всего обстояло дело с определением древнерусских мер для жидкостей. В метрологическом значении источники упоминают ведро и бочку, а позднее — корчагу.
    Источники по генеалогии русских дворянских родов допетровской Руси

    Бархатная книга, государев родословец, тысячная книга, дворовая тетрадь.
    1   2   3


    написать администратору сайта