Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие вспомогательных исторических дисциплин и их задачи Вспомогательные исторические дисциплины

  • Предмет изучения палеографии, ее возможности для датировки и атрибуции рукописных памятников Палеография

  • Эпиграфика Древней Руси: тексты на камне, дереве, бересте и др.

  • Основные типы русского письма, их характерные черты

  • Проблема происхождения славянской письменности

  • Древнерусские кодексы: материал, изготовление, графика письма, украшения (с примерами)

  • Русские акты X - XVII вв.: классификация, внешние признаки, содержание

  • Пергамен и бумага: технология производства в Средние века и Новое время

  • Берестяные грамоты как исторический источник

  • Древнерусские книжные миниатюры как исторический источник

  • Зачет по ВИД - 1 семестр. Вопросы к зачету по курсу Вспомогательные исторические дисциплины


    Скачать 65.61 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету по курсу Вспомогательные исторические дисциплины
    Дата23.06.2018
    Размер65.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет по ВИД - 1 семестр.docx
    ТипДокументы
    #47688
    страница1 из 3
      1   2   3

    Вопросы к зачету по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины»

    1. Понятие вспомогательных исторических дисциплин и их задачи

    2. Предмет изучения палеографии, ее возможности для датировки и атрибуции рукописных памятников

    3. Эпиграфика Древней Руси: тексты на камне, дереве, бересте и др.

    4. Основные типы русского письма, их характерные черты

    5. Проблема происхождение славянской письменности

    6. Древнерусские кодексы: материал, изготовление, графика письма, украшения (с примерами)

    7. Русские акты X-XVII вв.: классификация, внешние признаки, содержание

    8. Пергамен и бумага: технология производства в Средние века и Новое время

    9. Берестяные грамоты как исторический источник

    10. Древнерусские книжные миниатюры как исторический источник

    11. Филиграни и метод их изучения

    12. Приказное делопроизводство: организация, принципы, разновидности документов

    13. Основные принципы транскрипции и описания древнерусских письменных памятников

    14. Единицы счета времени и календарные системы

    15. Древнерусская хронология: летосчисление, стили

    16. Система древнерусского счета

    17. Принципы теоретической геральдики

    18. Возникновение гербов в Европе и средневековая геральдика

    19. История российского государственного герба

    20. Предмет изучения сфрагистики, ее связь с другими дисциплинами

    21. Печати Древней Руси. Печати Русского государства XV-XVII вв.

    22. Нумизматика как научная дисциплина

    23. Монетный клад и принципы его изучения

    24. Монеты и денежное обращение в Древней Руси

    25. Русские монеты XIV-XVII вв.

    26. Древнерусские меры длины, веса, объема

    27. Источники по генеалогии русских дворянских родов допетровской Руси



    Понятие вспомогательных исторических дисциплин и их задачи

    Вспомогательные исторические дисциплины- дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

    Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами. Теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

    Цель ВИДа - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

    Предмет изучения палеографии, ее возможности для датировки и атрибуции рукописных памятников

    Палеография — вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин «палеография» состоит из двух греческих слов: «палайоо — древний и «графо» — пишу. Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на кото ром пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей. Важнейшими задачами палеографии являются: изучение графики букв, их эволюции, особенностей письма; безошибочное чтение текстов; датировка, т.е. установление времени написания источника; определение места написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и выявление подделки. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, дипломатикой, а также в целом с источниковедением.

    В XVI—XVII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий, отразивших практические навыки в области рукописной и печатной графики, а также украшений рукописей. Появились рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте. Азбуки писались на столбце, т.е. лис те бумаги определенного формата. В них в алфавитном порядке при водились различные варианты написания скорописных букв, слогов, лигатур, слов и даже отдельных текстов (молитв, нравоучительных писем, образцов деловых бумаг).

    Эпиграфика Древней Руси: тексты на камне, дереве, бересте и др.

    Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых материалах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Угловатость и прямолинейность связана с выделением эпиграфики в особую дисциплину. В эпиграфических текстах нет лигатур.

    «Тмутараканский камень», подлинность которого в настоящее время убедительно доказана, содержит важные данные для выяснения размера древнерусской сажени.

    Важнейшим свойством эпиграфических памятников Древней Руси является тот факт, что надписи, в отличии от большинства письменных текстов, называют своего исполнителя. Характер эпиграфических находок, обнаруженных в пределах Северной Руси свидетельствует о том, что они были составлены как скандинавским, так и восточнославянским населением, что соответствует этническому составу верхнего социального слою Древней Руси.


    Основные типы русского письма, их характерные черты

    1. «Устав» (11-14 век) геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные — параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания - точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры.

    Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания.

    1. «Полуустав» (2 половина 14-15 века) более мелкое по сравнению с уставом написание букв, появление наклона букв, нарушение геометричности их графики, появление лига тур, частичного разделения фраз на слова, новых приемов сокращения слов, увеличение числа выносных букв.

    2. Скоропись (с 15 века) — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. в скорописи начали появляться скорописные лигатуры. Прослеживается слитное написание двух рядов стоящих строчных букв, двух рядом стоящих выносных букв (надстрочных). В скорописи еще больше, чем в полууставе, слов, сокращение которых достигалось путем пропуска гласных букв.

    Полууставом писался основной, читаемый при богослужении текст, а скорописью — небольшой по объему и второстепенный по значимости справочный материал.

    Проблема происхождения славянской письменности

    Создание восточнославянской письменности связано с процессом образования Русского государства, завершившимся к IX в. Благоприятные условия для развития письменности обусловливались и складыванием древнерусской народности, объединившей все восточнославянские племена и характеризовавшейся наличием единой этнической территории, общего языка и культуры. Первоначально для выражения простых образов и понятий славянами использовалось рисунчатое письмо — пиктография. При по мощи сочетания рисунков изображались предметы и действия. На пример, кругом изображалось солнце, волнистой линией — вода, крестом — огонь. Возможность передачи информации с помощью рисунчатого письма очень ограниченна, и его смысл расшифровывался независимо от передачи звуковым языком. Со временем рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем звуковым — фонетическим.

    Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками и русские тексты самих договоров в летописи. Заслуживает внимания свидетельство из Жития Константина (Кирилла) — составителя славянской азбуки о наличии книжной письменности с «русскими письмены», образцы которой Кирилл видел в Корсуни (Херсонесе) около 860 г. При всей дискуссионности вопроса о происхождении этой письменности и ее букв учеными высказывается общее мнение о существовании в разных районах, населенных восточными славянами, одного и даже нескольких алфавитов. Ни один из этих — возможно, существовавших — алфавитов не сохранился. А первые из дошедших до нас памятников старославянского языка (конца IX и X в.) написаны «более поздними» славянскими алфавитами кириллицей и глаголицей. Обе азбуки почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике. Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в.

    В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел на славянский язык некоторые богослужебные книги. В науке нет единого мнения о времени составления алфавитов и о том, какой из них принадлежит Кириллу. Одни исследователи считают более ранним алфавит глаголицу, а его автором Кирилла.

    Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен у восточных и южных славян кириллицей. Алфавит кириллица, выдержав испытание временем, лег в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и др.

    Древнерусские кодексы: материал, изготовление, графика письма, украшения (с примерами)

    «Остромирово Евангелие» (1056—1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), 3* 35 «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал— грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.). Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) —образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича — образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя. Исключительно важным источником явились и берестяные грамоты, первые находки которых имели место в Новгороде в 1951 г.

    Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими ре активами. Этот способ был не безвреден для источников и мог при вести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.

    Примеры миниатюр-изборник и Радзивиловская летопись

    Украшения инициалы, полевые украшения, приписки (Незапланированные записи)

    Русские акты X-XVII вв.: классификация, внешние признаки, содержание

    Акты делят на 2 группы: публичные(публично-правовые) и частные

    К публичным относятся (жалованные, указные грамоты, международные договоры)

    Частные (договоры между частными лицами-акты купли, продажи, обмена, духовного завещания)

    Считается, что остатки-это то, что отражается в прошлом. Акты отличаются от повествовательных источников наличием формуляра(схемой построения документа).

    Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, договоры Новгорода с великими князьями, договоры Новгорода, Пскова с немецкими городами, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Частные акты представлены купчими, вкладными, закладными, рядными, кабальными и другими записями. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г.

    Пергамен и бумага: технология производства в Средние века и Новое время

    Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык. Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила («зализы»). Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста.

    До XVIII в. бумага была преимущественно привозной. Попытки наладить ее отечественное производство, сделанные в XVI и XVII вв., были малоуспешными. Наиболее ранней по времени (XIV в.) импортной бумагой была итальянская. К концу XIV столетия стала поступать французская бумага, широкое распространение которой на русском рынке относится к XV и XVI вв. С конца XV в. появилась немецкая бумага. Импортная бумага привозилась в Русское государство через Кафу (Феодосию), Сурож (Судак), Ригу, Новгород и Смоленск. Бумага имеет ряд особенностей, могущих служить показателем ее датировки. Одной из таких особенностей являются так называемые водяные знаки. До изобретения машинного способа бумагу делали вручную. Материалом служило пеньковое или льняное тряпье. Основными операциями при изготовлении бумаги были варка, промывка, измельчение тряпичной массы. Размельченную в толчее и отбеленную в извести тряпичную массу выливали в формы, внешне напоминающие противни. Ближе к дну формы располагалась сетка из тонких проволок. В середине правой стороны формы к сетке приваривался проволочный рисунок. Проволочная сетка и проволочный рисунок задерживали жидкую бумажную массу, не давая ей осесть на дно формы. После того как лишняя вода стекала сквозь сетку, еще мятые и влажные листы прокладывались кусками грубого сукна или войлока и пропускались через пресс для удаления остатков влаги. Затем бумажные листы проклеивали, разглаживали, лощили. Поскольку на проволочной сетке и проволочном рисунке бумага ложилась более тонким слоем, на готовом листе получалось видимое на свет изображение и проволочной сетки, и рисунка — водяные бумажные знаки.
    Берестяные грамоты как исторический источник

    В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста — кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали. Береста была дешевым материалом для письма. Поэтому на ней редко писали деловые документы (в частности акты). Чаще она использовалась для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т. д.

    Древнерусские книжные миниатюры как исторический источник

    Древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т.е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в «Остромировом Евангелии» перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

    Миниатюра XV —XVII вв. испытала на себе тенденции, развиваемые в живописи А. Рублевым, Дионисием, Симоном Ушаковым. Источников, украшенных миниатюрами, в рассматриваемый период сохранилось достаточно много. Среди них необходимо выделить Лицевой летописный свод XVI в., содержащий более 16 тыс. миниатюр. Для датировки миниатюр важны наблюдения над их композицией, наполнением деталями, особенностями красок. В миниатюрах XV — первой половины XVI в. изображение природных и архитектурных деталей давалось более стилизованно и абстрактно, чем в последующий период. Раскраска миниатюр этого периода отличалась многообразием оттенков. Золото использовалось преимущественно для покрытия фона и нимбов святых. Со второй половины XVI в. изображение архитектурных форм стало более реальным и направленным на отражение конкретных сооружений. Миниатюра XVII в. часто бывает перегруженной множеством фигур и деталей. В ее цветовой гамме доминируют красный, зеленый, желтый цвета. Золото используется в роскошных рукописях. Наполнение миниатюр бытовыми деталями (изображением одежды, орудий труда) облегчает их датировку путем установления соответствия изображаемых на них предметов с предметами, употребляемыми в быту в момент написания миниатюр. Одновременно миниатюры являются ценным историческим источником, позволяющим уточнить наше представление об оружии, архитектуре, бытовых предметах того или иного периода. Возможность опознания на некоторых миниатюрах архитектурных построек, а также элементов географической среды расширяет информацию о месте на писания книг, а также об их писцах и художниках.
      1   2   3


    написать администратору сайта