Вопросы
| Культура
| Цивилизация
| Когда возникает и гибнет, гибнет ли вообще?
| Возникновение: Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого времени и вплоть до конца XVIII века в европейских языках термин "культура" употреблялся с приставкой agile (в этом смысле мы говорим сейчас о злаковых культурах, культуре хлопка и прочих) или другим зависимым словам (например: культура поведения, культура речи и т.п.). Европейская традиция становления собственно культурологического знания прослеживается с конца XVIII - начала XIX века, и, прежде всего, в Германии.
"Культура родилась из культа, истоки ее сакральны …," - писал Н.А.Бердяев.
Зарождение культуры по словам Шпенглера, происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного». Гибель(по Шпенглеру): Культура есть организм - так звучит основная идея этой работы. Организм - это некое живое целое образование, и ему как всему живому присуще: рождение, юность, старость и смерть. Таким образом, каждую культуру, а следовательно и нынешнюю европейскую культуру ожидает смерть т.е. гибель. Более того, О. Шпенглер утверждает, что европейская культура подошла к своему “закату”. Главным признаком завершения культуры является формирование цивилизации. Поэтому если быть более точным, погибает не собственно культура, а уже цивилизация. Ибо цивилизация есть логическое следствие и неизбежная судьба всякой культуры.
Однако такой вывод можно будет принять только в том случае, если окажется верной первый и главный тезис Шпенглера: культура есть организм. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
| Возникновение: Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г. В 1767 г. его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816). Тогда этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. В эпоху Просвещения в энциклопедиях понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Цивилизация стала неким идеалом. Понятия цивилизация и культура первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин цивилизация относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, а культура к форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации.
Гибель: Тойнби признает циклическую схему развития
цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна.
| Это временное или универсальное понятие?
| Шпенглер говорит об универсальном законе в развитии любой культуры, а с другой настаивает на неповторимости каждой культуры, в которую можно лишь вжиться изнутри, будучи ее деятелем и участником.
| «Универсальная цивилизация»
| Дайте определение.
| Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно
отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной
преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия
человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы
жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие
"культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и
деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
| О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой на смену приходит цивилизация.
В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация - переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества.
| Возможен ли прогресс?
| Отрицание возможности прогресса в области культуры и искусства преимущественно связано с выбором в качестве идеала (обществ., культурного, эстетич., худож.) достижений давно ушедших с истор. арены стран и народов.
| Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.
| Соотносится с духовным или материальным началом?
| По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души.
| Английского историк А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делал акцент на ее духовном аспекте и считал религию главным и определяющим элементом.
| |