Главная страница
Навигация по странице:

  • Философский словарь

  • Вопросы темы Вопрос1


    Скачать 21.82 Kb.
    НазваниеВопросы темы Вопрос1
    Дата06.12.2021
    Размер21.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла....docx
    ТипЗакон
    #293632

    Вопросы темы:

    Вопрос№1

    Натурфилософия – исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. Ими рассматривались следующие основные проблемы: материя и её (атомистическая) структура, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер.

    К древнегреческой натурфилософии относятся: Милетская школа, школа Пифагора, атомисты.

    Яркими представителями древнегреческой натурфилософии считаются:

    Гераклит (540-475 до н.э.), Фалес (640-546 до н.э.), Анаксимен (585-525 до н.э.), Анаксагора (500-428 до н.э.), Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.), Пифагор (6 в. до н.э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.). Левкипп (ок. 500-440 до н. э.), Аристотель из Стагиры (384-322 до н. э.).

    Проблемы натурфилософии. Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции. Главная заслуга Парменида - введение в философию понятия бытие. Бытие в нем - это неделимая и неподвижная субстанция.

    Парменид ставит две проблемы: отношение бытия и небытия, отношение бытия и мышления.

    Уже в ранний период греческой философии появились диалектические идеи. Сначала у Анаксимандра, потом их развивает Гераклит. Последний уже ясно выразил две диалектические идеи:

    • вечность и универсальность изменений в мире,

    • единство и противостояние противоположных принципов, исходящих из Единого.

    Диалектические мотивы слышны и в творчестве Зенона. Однако, как последователь Парменида, он только создает проблемы, но не решает их.

    Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею логоса (слова) - некоего рационального начала, которое присуще всем вещам и в то же время контролирует их существование.

    Эмпедокл начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует закон сохранения бытия - отправную точку в учении элеатов. Анаксагор выдвигает тезис Все во всем, предполагающий тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия возникновение и смерть. Ибо ни одна вещь не возникает без разрушения, но состоит из смеси существующих вещей или отделяется от них. То есть живое происходит из живого.

    Вопрос №2

    Классическая древнегреческая философия: Сократ, Платона и Аристотель.

    Классический период развития древнегреческой философии связан с творчеством трёх великих мыслителей Сократа (469-399 г. до н.э.), Платона (427-347 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Именно благодаря им философия становится отдельной и самобытной сферой людской культуры, искусством мыслить и постигать суть сущего.

    У истоков классического периода античной философии стоит мудрец Сократ. Главной темой философии, согласно Сократу, является тема человека, а, соответственно, главным принципом – "Познай самого себя". Настоящее знание, при этом рождается в процессе диалога, поэтому свой философский метод Сократ называл майевтикой – искусством рождения истины, по аналогии с повивальным искусством, помогающим появиться на свет ребёнку. Важное значение Сократ уделял диалектике – искусству ведения спора, которое позволяет собеседников неуклонно приближаться к подлинному знанию.

    Сократ также вошёл в историю как автор апологии "учёного незнания", формулой которого стала его знаменитая фраза: "Я знаю, что я ничего не знаю, и поэтому я мудрее других людей, мнящих, что они знают нечто". Естественно, это не означает, что Сократ мало знал. Наоборот, как "мудрейший из эллинов", он понимал ограниченность и несовершенство окончательных и безошибочных ответов и принципиальную открытость философии для свободного и творческого вопрошания. Любое настоящее знание человек может постичь только самостоятельно, в процессе свободной дискуссии, невзирая на мнения авторитетов – так мыслил Сократ "ученое незнание".

    Интересной и трагичной является и судьба Сократа. Он, ещё при жизни ставший эталоном мудреца, был приговорён демократичным афинским судом к смерти, и мужественно принял её, выпив чашу с цикутой. Тут мы встречаемся с явным историческим парадоксом: как могли афинские граждане в период наивысшего расцвета культуры и демократии убить своего великого соотечественника? Драматизм этой коллизии в последующие века привлекал внимание многих писателей и философов.

    Учеником Сократа был великий философ Платон, которого часто называют "князем философов", подчёркивая тем самым то огромное значение, которое он внёс в развитие философского знания. Кстати, настоящее имя Платона – Аристокл, а "Платон" – прозвище, которое дал молодому человеку Сократ. В переводе с древнегреческого, "Платон" означает "широкий". В большинстве своих диалогов Платон вкладывает собственные философские идеи в уста своего учителя, Сократа.

    Центральное место в философии Платона занимает его знаменитое учение об идеях или "эйдосах". В соответствии с ним, наряду с изменчивым, земным, воспринимаемым чувствами и несовершенным миром, существует вечный, неизменный и совершенный мир идей или первообразов. Этот идеальный мир и является воплощением смысла всех вещей, которые вновь и вновь возрождаются в изменчивом земном мире в соответствии со своими идеями или архетипами. Благодаря разуму человек может проникнуть в мир идей, и, тем самым, получить доступ к подлинному знанию.

    Человек может открыть содержание идеального мира благодаря разуму, который позволяет созерцать идеи. Поэтому, считал Платон, люди, наделённые разумом, могут реально понять смысл и суть окружающего мира. Такие люди – мудрецы или философы – должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага. Учение об идеальном государстве Платона является первой в европейской философской мысли утопией – попыткой создать умозрительную модель наилучшего общественного устройства, при котором люди будут счастливы.

    Принципиальное разногласие Аристотеля и Платона лежит в сфере онтологии – учения о бытии. Аристотель отвергает учение Платона об идеальном мире, и настаивает на том, что смысл вещей воплощён в самих вещах. Он называет этот смысл "формой". Таким образом, у Аристотеля прослеживается тенденция к материалистическому объяснению действительности, а Платон, наоборот, объясняет мир идеалистически. Фактически, все последующие философские доктрины будут мыслить мир "по Платону" или "по Аристотелю", ибо именно эти мыслители сформулировали и обосновали две фундаментальные модели миропонимания.

    Аристотель также вошёл в историю как величайший систематик античного знания. Благодаря своему могучему интеллекту он, в буквальном смысле, "разложил по полочкам" всю ту огромную информацию, которую античность накопила к 4 веку до н.э. Поэтому Аристотель считается одним из основоположников психологии, политологии, астрономии и ряда других наук. Кстати, в европейских школах больше тысячи лет большинство наук преподавали "по Аристотелю".

    Аристотель также является создателем логики – науки о правильном мышлении. В основе логики Аристотеля лежит тезис о недопустимости противоречия в суждении. Так что, благодаря Аристотелю, мы научились мыслить логично.

    Вопрос №3

    Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.

    Кинизм– стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету.

    Эпикуризм- учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.

    Стоицизм. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип.. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.

    Скептицизм.утверждал непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с греческого означает «исследование». Основными представителями античного скептицизма были Пиррон. Скептики противопоставляли себя так называемым «догматическим философам» и утверждали, что суждения людей о вещах произвольны и недоказуемы, поэтому следует воздерживаться от всяких суждений вообще. Энесидем сформулировал 10 принципов (тропов), обосновывающих скептические воззрения. Каждый вид животных, каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, одни и те же вещи могут представляться по-разному различным субъектам. Тот же самый человек при различных обстоятельствах может по-разному судить об одной и той же вещи. Ни одному из возможных восприятий или суждений нельзя отдавать предпочтение перед другим. Это приводило скептиков к агностическим выводам. Основная цель скепсиса лежала, однако, не в истинном познании действительности, а в достижении душевной невозмутимости – всё той же атараксии. Скептик, как проповедовали они, воздерживаясь от суждений, будет следовать законам государства, в котором он проживает и соблюдать все обряды, не принимая ничто на веру. Скептик будет сохранять душевное спокойствие, не придерживаясь ни одного из возможных догматических суждений.

    Источники:

    1. https://studopedia.ru/6_171694_osnovnie-shkoli-filosofii-epohi-ellinizma.html

    2. https://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/20_filosofskie_shkoly_ehpokhi_ehllinizma/1-1-0-74

    3. Онлайн-лекция 1.2. Античная философия

    Философский словарь:

    Апатия - это безразличие и отсутствие эмоций. Само слово «апатия» происходит от греческого слова «pathos» - «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс «а», вносящий значение отрицания.

    Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.

    Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.

    Дао - это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса.

    Гедонизм - этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.

    Эвдемонизм - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого».

    Логос (греч. λόγος - речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) - понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы. Как философское понятие появляется у Гераклита [Гераклит], хотя толкование его остается в высшей степени спорным, вплоть до отрицания за логосом какого-либо смысла, кроме общеупотребительного (слово, высказывание).

    Космическое пространство, космос (др.-греч. κόσμος - «мир», «Вселенная») - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Космос не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, хотя и с очень низкой плотностью, межзвёздное вещество (преимущественно молекулы водорода), кислород в малых количествах (остаток после взрыва звезды), космические лучи и электромагнитное излучение, а также гипотетическая тёмная материя.

    Недеяние - одно из важнейших положений даосизма, отказ от произвольной деятельности, не согласной с естественным мировым порядком, основанным на спонтанности дао.

    Нирвана (санскр. nirvāna, тиб. mya ngan 'das) — полное пресечение страданий и источника страданий: Непребывающая нирвана — состояние Будды, пустота ума, полностью свободного от всех омрачений и реализовавшего весь свой благой потенциал.

    Медитация - это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором идет отрешённое наблюдение за происходящим. Медитация означает, что мы чему-то предоставляем место, позволяем этому развиваться, наблюдаем, воспринимаем во всей полноте.

    Медитация - это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором идет отрешённое наблюдение за происходящим. Медитация означает, что мы чему-то предоставляем место, позволяем этому развиваться, наблюдаем, воспринимаем во всей полноте.

    Психея ( от греч. Ψυχή - душа, жизнь) - в греч. мифологии олицетворение жизни, изображалась в виде девушки.

    Полис (др.-греч. πόλις - город) - особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.

    Сансара или самсара (санскр. संसार, «скитание, странствие») - это постоянный круговорот рождений и смертей, перерождение души, стремящийся к освобождению и очищению от результатов всех своих прошлых накопленных действий (кармы).

    Термин реинкарнация произошел с латыни, дословно это означает - повторное воплощение. Ещё можно подразумевать под реинкарнацией перевоплощение, переселение души в другое физическое тело.

    Традиция (от лат. traditio - передача, предание), социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве Т. выступают определённые культурные образцы, нормы, ценности, институты, идеи, обычаи, обряды, стили, производств. и ремесленные навыки и т. д.

    Физис - греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа».

    Фатум - это божественная (теоническая) технология индивидуального (адресного) управления судьбой того или иного человека. В основе этой технологии лежит принцип блокировки желаний.

    Фатализм - философская концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, изначально предопределены таинственной силой (роком), не оставляющей места свободе, творчеству человека.

    Эйдос (др.-греч. εἶδος - вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл - «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле - способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии - категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.

    Эйкос - дом, жилище.


    написать администратору сайта