Главная страница
Навигация по странице:

  • ФАКУЛЬТЕТ

  • Курс 2КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Орёл 2017 г .Оглавление

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Объект исследования

  • Анализ литературы

  • Глава 1. Роль хореографического искусства в воспитании детей Воспитание детей искусством хореографии

  • Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания

  • Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе 2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе

  • 2.2. Создание условий для воспитательной работы в хореографическом коллективе

  • Список используемой литературы и источников

  • Курсовая работа. Воспитательная работа в хореографическом коллективе


    Скачать 68.75 Kb.
    НазваниеВоспитательная работа в хореографическом коллективе
    Дата10.02.2019
    Размер68.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа.docx
    ТипКурсовая
    #67059

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (ОГИК)

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    НАПРАВЛЕНИЕ 51.03.03 Социально-культурная деятельность

    ПРОФИЛЬ: Менеджмент социально-культурной деятельности

    Курс 2

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По предмету «История и теория социально-культурной деятельности»
    На тему «Воспитательная работа в хореографическом коллективе»
    Фамилия, имя, отчество: Кучерявенко Наталья Сергеевна
    Оценка работы____________________
    Дата защиты______________________
    Рецензент_________________________

    Орёл 2017 г.

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Теоретические основы воспитания детей искусством хореографии

    1.1. Воспитание детей искусством хореографии…………………………… 5

    1.2. Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания детей………………………………………………………………………………8
    Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе

    2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе………12

    2.2. Создание условий для воспитательной работы в хореографическом коллективе………………………………………………………………………..15

    Заключение……………………………………………………………………….18

    Список используемой литературы и источников……………………………...19

    Введение

    Актуальность темы исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организации занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения.

    Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

    Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

    Объект исследования: хореографический коллектив

    Предмет исследования: воспитательная работа в хореографическом коллективе

    Цель исследования: изучить особенности воспитания детей через искусство хореографии

    Данная цель подразумевает наличие следующих задач:

    1. Изучить особенности воспитательной работы посредством хореографии

    2. Рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей

    3. Определить учебно-воспитательную работу в хореографическом коллективе

    4. Создать благоприятные условия для воспитательной работы в хореографическом коллективе

    Для достижения цели и задач исследования в курсовой работе использовались следующие методы:

    1) Теоретические - анализ педагогической и методической литературы,

    методические пособия, электронные ресурсы, обобщение полученных данных.

    1. Эмпирические – наблюдение, аудио и видеозаписи и их анализ.

    Анализ литературы: при написании данной работы была проанализирована педагогическая и специальная литература, методические пособия, использованы электронные ресурсы.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающей в себя четыре раздела, заключения, списка литературы.

    Глава 1. Роль хореографического искусства в воспитании детей

      1. Воспитание детей искусством хореографии

    Танец существовал и есть в культурных традициях абсолютно всех людских сообществ. Он регулярно менялся и меняется, отражая культурное развитие. В настоящее время также занимает очень большое место в обществе и мире. С помощью танца люди могут проявить собственные чувства, искренние волнение, крик души, положительные и отрицательные мысли. Он прибавляет живописные окраски в жизнедеятельность каждого человека. Танец — это жизнедеятельность, слаженность, дух. В настоящее время каждый человек может обучиться искусству танца, отдать своего ребенка в школу танца, постичь его истоки, проникнутся им полностью.

    Танец  появился  из  мимики  движений и жестов,  связанных  с чувственными  эмоциями  человека.  Движения  со  временем  подверглись изменению,  улучшались,  вследствие  чего,  образовалось искусство  танца.

    Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и свою систему воспитания и обучения. «Хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии, — определяет доктор искусствоведения В.В. Ванслов. — Воплощать музыку, заключающую в себе действие, она потому и сама становится действенной. Она представляет собой образное отражение конфликтов и противоречий действительности, благодаря претворению смысла жизненных событий в музыкально-хореографическом действии». Изящная сущность танца посредством своеобразной и непростой технике данного искусства выявляет внутренний мир человека, его лирико-романтичные взаимоотношения, действия, формирует его наружную своеобразность, демонстрирует национальную, стилевую и многознаменательную особенность.

    Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер.

    Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.

    Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

    Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.

    Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто.

    При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.

    Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца.

    Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим.

    Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.


      1. Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания

    В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

    Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

    Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

    Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

    Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

    Занятия в хореографическом коллективе чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру. Хореография у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

    Хореография - средство умственного, эстетического, нравственного и физического развития широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

    Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца.

    Целью занятий является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их эстетического вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

    Данная цель предусматривает решение следующих задач:

    - развитие суставно-связочного аппарата и мускулатуры;

    - развитие силы, ловкости и координации движений;

    - правильная постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;

    - овладение техникой танца;

    - овладение актерским мастерством;

    - развитие творческого мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической практике;

    - воспитание личности учащихся, развитие эстетического вкуса, любви к богатому национальному наследию.

    В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, умение передать музыку и содержание образа движением. При проведении урока важно, чтобы педагог сумел донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

    В процессе воспитания народными танцами важную роль играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог концертмейстер непременно должен находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

    У детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса.

    Таким образом, на уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. Обучение детей народно-сценическим и классическим танцем, является важным фактором сохранения и развития традиций хореографической культуры. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим и классическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического и классического) жанра.

    Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе

    2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе

    Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постепенный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Поиск индивидуальных приёмов обучения, правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него - всё это определяет тактику деятельности преподавателя и логику учебно-воспитательного процесса.

    Проблема учебно-воспитательного процесса требует сегодня от педагога-хореографа больших знаний направленных в области гуманитарных наук, а также не в меньшей степени естественно-научных. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. В связи с этим работники учреждений культуры и дополнительного образования, в том числе и педагоги - хореографы, все больше убеждаются, что для успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и психологии. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. На данный момент, когда вопрос о качестве методической работы педагога, включая танцевальную, музыкальную деятельность становятся первостепенным.

    Учебно-воспитательная работа занимает важное место в деятельности хореографического коллектива. Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Для этого в хореографическом коллективе необходима функциональная методическая служба, должны быть определены основные направления и формы работы по повышению профессиональных навыков педагогов-хореографов.

    Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования.

    Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру учащихся, обогащать их духовный мир. Вся работа с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: руководитель хореографического коллектива должен всегда помнить, что очень вредно для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны или затруднительны в выполнении, они являются стимулятором переутомления. Ребенок должен получать удовольствие от того, что движения у него получаются.

    Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать ребенку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении. Следовательно, большое значение имеет также подготовка квалифицированных педагогов по хореографии в высших учебных заведениях.

    Средством воспитания участников хореографического коллектива может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.

    Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально воспитывать в каждом ученике общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности.

    Основной формой учебно-воспитательного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаётся урок т.е. репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.

    .


    2.2. Создание условий для воспитательной работы в хореографическом коллективе

    Хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения, используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

    В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

    Хореографическая образность получает оригинально-яркую национальную характерность, что, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

    Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных творческих условий обучающей среды.

    Состоявшаяся творческая личность - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности.

    Таким образом, для сознания условий полноценного творческого развития ребенка в хореографии, необходима работа педагога на трех уровнях:

    - техника;

    - творчество;

    - система ценностей.

    При работе с этим уровнем задачей педагога является создание особого, доверительного, психологического климата в отношениях с детьми и создание специальных творческих условий, которые бы стимулировали и закрепляли ценностное отношений к миру. Эндрюс Т. Магия танца. - М.: Ваклер, 2003

    Таким образом, обучение танцевальной деятельности не может отводиться лишь к освоению техники танца, если мы хотим развить действительно творческую личность.

    Только подчиняясь второму и третьему уровню, первый становится компонентом творческих способностей.

    Определяющим является третий уровень, так как от личности педагога и качества его общения и взаимодействия с детьми зависит успех работы на втором уровне, а без осознанности, которую дает второй уровень, освоение техники способно принести больше вреда, чем пользы.

    Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия Алексеева Л.Н. Двигаться и думать. - М., 2000. - С. 63.:
    1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;
    2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;
    3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;
    4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие.

    В заключении хочется отметить, что систематическая воспитательная работа по хореографии оказывает на учащихся положительное воздействие, способствуя в дальнейшем овладеванию профессиональными навыками. Ведь исполнение танцев, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием

    Заключение

    Из выше изложенного материала курсовой работы следует прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей, впоследствии чего они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественным путем.

    Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в своей работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

    Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога-хореографа в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, которая позволяет создавать устойчивую положительную атмосферу в классе.


    Список используемой литературы и источников

    1. Алексеева Л.Н. Двигаться и думать. [Текст] / Л. Н. Алексеева - М., 2000. - С. 63

    2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. [Текст] / В. И. Андреев – Казань, Издательство Казанского университета, 1996. – 565с.

    3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н. В. Архангельский – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

    4. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. [Текст] / Г. Ф. Богданов - М., 1982.

    5. Волков, И. П. Воспитание творчеством. [Текст] / И. П. Волков – М.: Знание, 1989. – 402 с.

    6. Воспитание искусством хореографии [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/studconf/hum/xxvii/40071 (дата обращения 23.09.2017)

    7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

    8. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 159с.

    9. Прибылов, Г. Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. [Текст] / Г. Н. Прибылов – М., 1984.

    10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. [Текст] / Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.

    11. Рутберг, И. Пантомима. Движение и образ. [Текст] / И. Рутберг – М., 1981.

    12. Станиславский, К. С. Этика. [Текст] / К. С. Станиславский – М., 1981

    13. Уфимцева, Т. И. Воспитание ребенка. [Текст] / Т. И. Уфимцева - М.: Наука. 2000. - 230 с.

    14. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005.

    15. Эндрюс Т. Магия танца. - М.: Ваклер, 2003

    16. Янаева, Н. Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. [Текст] / Н. Н. Янаева. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.

    17. Янковская, О. Н. Учить ребенка танцам необходимо. [Текст] / О. Н. Янковская. Начальная школа. - 2000. - 34-37 с.


    написать администратору сайта