Материалы к семинару №5. Восстание декабристов, которое всколыхнуло все образованное русское общество
Скачать 39.32 Kb.
|
Общественно-политическая мысль России в XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Народники. Либералы, радикалы и консерваторы. Начало распространения марксизма.XIX век стал временем расцвета русской общественно-политической мысли. Причинами, которые пробудили этот процесс в России стали: - влияние идей Французской революции, с которыми многие русские подданные познакомились во время Наполеоновских войн; - победа в Отечественной войне 1812 г., которая вызвала небывалый подъем национального и гражданского самосознания; - восстание декабристов, которое всколыхнуло все образованное русское общество. 14 декабря 1825 года представителями русской дворянской аристократии была осуществлена неудачная попытка силового изменения государственного строя. Декабристы, организовавшиеся перед этим в несколько тайных обществ, были убеждены, что главным препятствием развития России являются самодержавие и крепостничество. Часть декабристов выступала сторонниками мирного, реформаторского пути преобразования общества (что выразилось в конституционном проекте Н.Муравьева), другая – проповедовала необходимость решительных мер в борьбе (проект П.Пестеля). Реализация основных положений программ декабристов могла бы открыть дорогу буржуазному развитию страны. Но неудачи этого движения были предопределены нехваткой у участников прагматизма, разногласиями среди декабристов и отсутствием решительного руководителя. Тем не менее, это восстание дало импульс для развития дальнейших политических дискуссией и движений в стране. Генерировались идеи и формулировались различные варианты того, как дальше должна развиваться Россия. Отличительными чертами общественной жизни России XIX в. были: отсутствие мощных антиправительственных народных выступлений; отсутствие политических партий из-за господства абсолютизма; Роль оппозиции играла интеллигенция (из дворян, позднее также разночинцев), объединявшаяся в общественные течения с литературной направленностью. Причем часто она была совершенно непримиримо настроена против властей. Можно выделить три направления в общественной мысли России того периода: консервативное, либеральное, радикальное (социалистическое, марксистское). Часто можно встретить другую классификацию: правые (сторонники элитизма), центристы и левые (сторонники эгалитаризма, идей справедливости). Идеология консерватизма подразумевает сохранение и поддержание существующих порядков. Так как существующий порядок в разные эпохи и в разных странах может быть разный – то консерватизм иногда называют вторичной несамостоятельной идеологией. Но определенные ценности будут характерны для всех консерваторов – это ориентация на стабильность, порядок, преемственность, традиционные ценности. Охранительный консерватизм в принципе не отвергает идеи прогресса. Но этот прогресс понимается как усовершенствованная традиция. Задача реакционного консерватизма – предотвращение каких-либо изменений в существующем порядке вещей, обеспечить застой (Аракчеев). У истоков охранительного консерватизма в России стоял историк Н.М. Карамзин, который считал, что самодержавие является гарантом единства и благополучия граждан России. Он считал, что на Западе люди стремятся попасть в парламент преимущественного для реализации своих благ, поэтому честный чиновник, назначаемый царем, честнее избранного депутата. Его идеи получили развитие в теории «официальной народности», сформулированной графом С.С. Уваровым. Эта теория строилась на трех принципах – «самодержавие, православие и народность». Самодержавие провозглашалось единственно возможной формой российской государственности, православие – признаком истинной духовности россиян, а народность понималась как верность простого народа престолу и правящей династии. Самобытной чертой России называлось единство и не противопоставление народа и царской власти. Это должно было защитить страну от тлетворного влияния западных революций. Консерваторы считали, что России не обособлена от Запада, но у нее свои особые черты. Многие из них оправдывали крепостное право – якобы добрый помещик лучше заботится о крепостных, чем они сами о себе. Консерваторы хотели сохранить общину и идеалы почвенной культуры, а также в целом корпоративную структуру общества и сильное государство, господствующее и в экономической сфере. Таким образом, консерватизм в ХIХ в. пытался уберечь Россию от политических крайностей. Но к концу века его потенциал становится недостаточным, чтобы противостоять либеральной и социалистической идеологиям. Либерализм – идеология, которая появилась на Западе и отражала интересы и ценности буржуазии. В основе идей либерализма лежали ценность свободной и ответственной личности, права человека (на жизнь, свободу, политическое участие и неприкосновенность частной собственности), правовое равенство. Русская буржуазия XIX в. была немногочисленной и во многом зависимой от государства, что часто определяло ее консервативные настроения. Поэтому носителем в либерализма в России стал узкий слой образованного дворянства, а заимствованные западные идеи усваивались избирательно. Двумя направлениями русского либерализма XIX в. были литературные течения «западников» и «славянофилов». Их разъединяли споры о будущем России, о пути ее развития: универсальном, европейском, или особом, русском. Западники (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) признавали общность России и Западной Европы как одного культурно-исторического целого. Важнейшей задачей для российского общества они считали усвоение передовых форм общественной и экономической жизни, характерных для Западной Европы. Западникам противостояли славянофилы - «руссолюбы» (А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.). Они писали о том, что исторический путь России принципиально отличается от Европы, что проявляется в общинности, православии и особой духовности народа. Они идеализировали допетровскую Русь, где не было рабского крепостного права и царило содружество власти и народа, выражавшееся в Земских соборах. Западников и славянофилов объединяла общая цель – преобразование России путем проведения буржуазных реформ «сверху». Оба направления критически относились к современной им России, были противниками крепостного права и бюрократических порядков, абсолютизма, сословной системы, отстаивали свободу торговли и предпринимательства, свободу слова, печати, общественного мнения, являлись сторонниками конституционной монархии с разделением властей. Реформы Александра II во многом выполнили то, что требовали либералы в XIX.в., что сделало социальную базу либералов еще более узкой. Одной из главных форм либерального движения с 1870-х гг. стало земское движение. Оно было направлено на распространение принципов земского самоуправления на организацию высшей государственной власти. Радикализм как общественное направление имеет целью коренным образом изменить существующую систему. Радикалы являются сторонниками решительных действий вплоть до революции. В XIX в.в России радикализм был представлен сторонниками социалистических идей, анархизма и марксизма. Главной ценностью для социалистов была справедливость. Социалисты также как и либералы выступали за равенство людей в правах, но в отличие от них, считали, что без достижения социального (имущественного) равенства, равноправие будет фикцией. В 30-50-е годы ХIХ в. представителями русского радикального крыла стали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. А.И. Герцен сформулировал программу «русского общинного социализма». По мысли Герцена, западный капитализм это зло, где царствует дух наживы и потребления, но Россия могла перейти к новому социалистическому обществу, минуя стадию капитализма. Это возможно благодаря самобытности России, где основная масса населения проживала в крестьянских общинах. Община - зародыш социалистических отношений, ведь там нет частной собственности на землю, существует уравнительное распределение земли, демократическое самоуправление, все строится на принципах справедливости, солидарности и взаимопомощи. По мысли Герцена стоило только распространить эти принципы на города и государство в целом. Идеи Герцена породили мощное общественное течение в России 1860-70-х гг.. – народничество. Народники – в основном представители дворянства и разночинной интеллигенции- считали, что необходимо «вернуть долг народу», отправиться в деревню помогать крестьянам, просвещать их, готовить к борьбе за социалистические преобразования. Началось массовое «хождение в народ», но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания. Эта неудача привела ряд народников к объединению в террористическую организацию «Народная воля». Главным средством борьбы они выбрали индивидуальный террор, цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II, последнее из которых 1 марта 1881 г. привело к гибели императора. Либеральные реформы были свернуты, усилились репрессии, а «Народная воля» была разгромлена. В последней четверти XIX в. появляется самостоятельное течение русского марксизма. Марксисты были сторонниками учения К. Маркса, ставившего целью свержение буржуазии, господство пролетариата, создание справедливого социалистического общества без частной собственности. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда», во главе с Г.В. Плехановым. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», лидерами которого были В.И. Ульянов-Ленин и Ю. Мартов. В 1898 г. было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В отличие от европейского марксизма, который в конце ХIХ в. утратил антигосударственный настрой и стал частью политической системы, российский марксизм сохранил радикальный дух. Общественное движение в России показывает обострение идейной борьбы в XIX в. и разнообразие интересов в обществе. Однако, в это время политизация касалась сравнительно узкого круга лиц, правящие слои сумели предотвратить крушение существующего строя. |