Главная страница
Навигация по странице:

  • Неортодоксальные

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Идеалистическая

  • Эллинско-римская

  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Герцен Александр 1812-1870

  • Белинский 1811-1848

  • Чернышевский 1828-1889

  • Философия. Восточная философия


    Скачать 26.5 Kb.
    НазваниеВосточная философия
    АнкорФилософия
    Дата20.10.2022
    Размер26.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаtab1.doc
    ТипЗакон
    #743283


    ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

    ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Индия

    Две группы школ:

    Ортодоксальные (строго следуют законам "Веды")

    Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н.э. философос Патанджами. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы: природы и людейЗадача: избавить человека от страданий

    в этом мире путем освобождения ума от материи.

    Неортодоксальные(не являются поддержателями законов "Веды")

    Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом (Буддой).Учение Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни: уйти в мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2 направления:хинаяна и махаяна.
    Китай

    Возникает во 2 тыс. до н.э. - религиозно-мифологическое мировоззрение:мир - хаос, в котором небом управляет ян мужское начало), а землей - инь (женское).1 тыс. до н.э. - натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао ("путь").

    Даосизм

    Основан Лао-цзы в 604 г. до н.э.Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего;вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствует везде.

    Конфуцианство

    Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н.э.).Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Идеалы конфуция - в прош-

    лом. Основа порядка в стране - ли (церемонии и ретуалы). Каждый должен следоватьдао - "правильный путь" '.Конфуций развивал концепцию политики: лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.
    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Материалистическая

    философия Древней

    Греции

    Милетская школа:

    Файес (624 - 547 гг

    до н.э.): Архэ (первоначала мира ) - вода, в воде зародилась жизнь.

    Анаксимандр (610-546

    гг. до н.э. Архэ - это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей).

    Анаксимен (588 - 525

    гг. до н.э.) Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д.

    Гераклит Эфеский

    (к .6 - н. 5 вв.) Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды - "Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжижает свою душу".

    Элиаты': Ксенофан

    и Зенон (сер. 6 - н. 5в.) Все в мире из воды и земли. Мир вечен , неизменяем, в целом постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.

    Эмпидокл (490 -430

    гг. до н.э.) Выделяет 4 формы мира: земля, вода, огонь и воздух, на которые действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под влиянием которых корни мира перемещаются.

    Анаксгор (500 - 428

    гг. до н.э.) продолжатель ЭмпидоклаСуществуют гомеомерии - первоначала материи. Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением гомеометрии. Источник движения противостоит материи.Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит

    Левкипп (500 - 440

    гг до нэ) Небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов). Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.

    Демокрит (460 -370

    гг до нэ) Выделяет 2 вида качеств: первичные (зависящие от свойств аома - плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь воспринимается человеком - вкус, запах).

    Идеалистическая

    философия

    Древней Греции

    Орфейская школа

    Орфей Говорил о переселении души, считал, что вести чистую жизнь - это значит соблюдать религиозные ретуалы, воздерживаться от живой пищи.

    Пифагор(582 - 500

    гг до нэ).

    Считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает изпротивоположностей.

    Школа софистов(5 в

    до нэ)

    Протогор (481-411

    гг до нэ) Человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает.Объективной истины не существует.

    Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.

    Сократ(469-399

    гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить."Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания."Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и майевтика.

    Платон (427-347

    гг. до н.э.) Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать". Душа бессмертна - она причина самого себя.

    Аристотель(324-322

    гг. до н.э.) вершина классич. антич. философииПроблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий(идей).

    Высшие роды бытия - категории (отрожают объективные отношения вещей).Источник движения, существующий вне материи - форма (активное начало).

    Эллинско-римская

    философия

    Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним источником движения.Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и ХрисиппМесто и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - пло-дотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.Скептики (4 в до н.э.) - Пиррон, Аркселай, КарнеадПроповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
    Средневековая философия

    В странах западной Европы 5-15 века.

    Господствующая идеалогия - религиозная.Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12 в.) Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический

    Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный мир), мистический (вера), разум,рациональные доказательства существования Бога.



    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси.

    До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия

    Ломоносов М.В.

    (1711-65гг.) Основоположник материалистической философии в России. Считал, что разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами движения материи, основнымисвойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма, непроница-емость, механическое движение.

    Радищев А.Н.

    (1749-1802гг.) Пытался применить в материалистической системе доказательств смертности душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".

    Первая четверть 19 в.

    Западники -

    П.Я.Чаадаев(

    1794-1856 гг.),

    Н.В.Станкевич

    (1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

    Герцен Александр

    1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

    Белинский

    1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

    Чернышевский

    1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

    Словянофилы -

    И.В.Киреевский

    (1806-56гг.),

    А.С.Хомяков(1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России.Считали, что русские могут расчитывать на прогресс, т.к. истинной религией являетсяправославие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характерего мышления.

    Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия

    В.С.Соловьев

    (1853-1900гг. ) Представил слудующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

    Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падениюморали. Считал,что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.

    Н.А. Бердяев

    (1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (сво-бода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.



    написать администратору сайта