Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие идеологии и мировоззрения

  • 2. Сравнительный анализ идеологии и мировоззрения

  • Список использованных источников и литературы

  • Реферат Сравнение мировоззрения и идеологии. Сравнение мировоззрения и идеологии


    Скачать 19.84 Kb.
    НазваниеСравнение мировоззрения и идеологии
    Дата15.12.2021
    Размер19.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Сравнение мировоззрения и идеологии.docx
    ТипРеферат
    #304998

    Реферат на тему: «Сравнение мировоззрения и идеологии»
    Введение

    В настоящее время в философской науке уделяется все большее внимание к понятию идеологии, а также сущности мировоззрения. Так идеология и мировоззрение, сами по себе имеют отношение только лишь к нашим собственным идеалам и убеждениям. Идеология представляет собой совокупность идеалов, в частности составляемых базу для политической или экономической политики, или партии. Мировоззрение – это то каким образом человек понимает и видит мир.

    Существует базовое сравнение данных понятий, которое повествует о том, что отличие их заключается в следующем: мировоззрение применяется для обозначения общего мнения человека на мир, а идеология больше применяется лишь в экономической и политическом контекстах.

    1. Понятие идеологии и мировоззрения

    Мировоззрение

    Для проведения наиболее качественного сравнительного анализа мировоззрения и идеологии, особенно важно понимать, что же именно они собой представляют. Итак, рассмотрим основные сущностные характеристики мировоззрения.

    Мировоззрение любого человека представляет собой в той или иной степени совокупность идей, которая создает в его сознание понимание всего мира [1, c. 22]. То есть это открытый взгляд человека на мир. И речь идет именно о мире в целом, а не об отдельных его составляющих.

    Мировоззрение не появляется у человека сразу, в какой-либо определенный период его жизни. Оно формируется окончательно только по прошествии долгого периода изучения и осознания человеком явлений действительности.

    Характеристика 3. У подавляющего большинства людей мировоззрение – это не совокупность, а именно система идей о мире [3]. То есть мировоззрение как система идей характеризуется относительно целостным взглядом человека на мир; координацией и субординацией идей, его формирующих; их взаимодополнением друг друга; возникновением в сознании человека взгляда на мир, несущего в себе интегральную информацию о нем.

    Мировоззрение по большей степени представляет собой совокупность взглядов, которые помогают человеку создать представление не о каких-либо частях жизни, а именно о всем мире в целом.

    Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир в целом, которая появилась в процессе его жизнедеятельности, и, которая определяется его отношение к направлению деятельности и действительности.

    Идеология

    Идеология представляет собой набор идей и убеждений группы людей. Также, идеология – это система идей и идеалов, особенно та, которая составляет основу экономической или политической теории и политики [5, c. 14]. Существует и такое определение идеологии – набор доктрин или убеждений, разделяемых членами социальной группы или составляющих основу политической, экономической или иной системы.

    Цели, убеждения, ожидания и мотивации любого человека основаны на идеологии. Идеология может состоять как из сознательных, так и из бессознательных идей.

    В политических и социальных исследованиях идеология относится к совокупности принципов, идеалов, мифов, символов и доктрин социального класса, движения, института или группы большинства, которые объясняют, как должно работать общество [4]. Политические идеологии связаны с различными аспектами общества, включая образование, здравоохранение, судебную систему, экономику и социальное обеспечение, и благосостояние, этническую принадлежность, вооруженные силы, миграцию и иммиграцию, окружающую среду, торговлю и религию.

    Итак, далее целесообразно сравнить эти два понятия и понять, чем они похожи и в чем разница между ними.

    2. Сравнительный анализ идеологии и мировоззрения

    Стоит отметить, что столь, на первый взгляд разные понятия имеют и некоторые общие черты:

    • чем больше проявляется значимость социальной позиции человека, тем больше он может оказать воздействие на создание, развитие и осуществления на практике какой-либо идеологии;

    • чем глубже и объективнее по содержанию идеология, тем сильнее она может повлиять на развитие и создание мировоззрения людей;

    • идеология всегда создавалась на основе мировоззрения людей, и наоборот: формирование мировоззрения у человека не может осуществляться без идеологического влияния;

    • чем больше развито и похоже на бытие мировоззрение человека, тем больше он влияет на создание деятельность и развитие какой-либо идеологии;

    • выполнение идеологических задач продуктивнее тогда, когда адекватнее друг другу содержание мировоззрения и идеологий человека;

    • в содержание любого мировоззрения какая-то идеология будет так или иначе играть главную роль.

    Идеология и мировоззрение различаются по охвату суще­ствующей реальности. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это — понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентации, нравственных установок, принципов деятельности [6]. Идеология же связана исключительно с социаль­ным бытием людей, она есть выражение понимания социаль­ными группами своего места в существующей системе обще­ственных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения. Если в мировоззрении находит выраже­ние общий интеллектуальный настрой, «дух» эпохи, общества, то в идеологии дается оценка существующей социальной дей­ствительности исходя из ее соответствия или несоответствия интересам и устремлениям определенной группы или общно­сти людей.

    Мировоззрение и идеология отличаются также и сущностью. Идеология – это формат мышления именно групп людей, поэтому одни и те же идей не могут подходить для всех общностей и социальных групп. В зависимости от субъекта принято разделять классовую, групповую, государственную и партийную идеологию [2]. То есть, идеология всегда будет иметь только корпоративный характер. Мировоззрение же по отношению к социальным субъектам носит индифферентный, нейтральный характер. То есть одно и то же мировоззрение может быть у разных общностей и групп, отдельных личностей, а также у всего человечества. По своему содержанию мировоззрение каждого социального объекта может являться атеистическим или религиозным, идеалистическим или материалистическим, а также, пессимистическим и оптимистическим и пр.

    Заключение

    В заключение стоит подчеркнуть то, что мировоззрение и идеология, все же имеют больше отличий чем сходств, так как субъект мировоззрения – сам человек и его сознание, а субъектом идеологии является социальная группа, общественное сознание людей, входящих в нее. На создание мировоззрения человека оказывают значительное воздействие именно разные идеологии, также важно понимать, что объектом мировоззрения являются процессы, которые окружают определенного человека, на базе которых строится полный взгляд на мир, а объект идеологии – это процессы и явления, которые интересные определенным социальным группам. Ни одна идеология не является простой суммой мировоззрений людей, формирующих ту или иную социальную группу. Еще одним важным отличим является то, что идеологические установки людей, входящих в ту или другую социальную группу, с разной степенью интенсивности, глубины принимаются или отрицаются их мировоззрениями.

    Таким образом, все возможные средства, которые есть у социальной группы для создания и поддержания своей идеологии значительно отличаются как по качеству, так и по количеству от средств, которые создают мировоззрение отдельно взятого человека.


    Список использованных источников и литературы


    1. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви­тие. Львов, 2016. – 33 с.

    2. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность // Полис. 2011. - № 3. – С. 44-52.

    3. Делокаров И.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // «Общественные науки и современность», 2014. - № 2. - С. 89-98.

    4. Иванова А.С Начала идеологии. Антуан Дестю де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. 2013. - № 8. - С. 146-149.

    5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -М., 2015. – 250 с.

    6. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 2014. - С. 98-212.


    написать администратору сайта