Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат Дисциплина

  • Восточная и западная философия. Восточная философия


    Скачать 80 Kb.
    НазваниеВосточная философия
    АнкорВосточная и западная философия
    Дата11.10.2022
    Размер80 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFil-ya_vostoch_fil-ya.doc
    ТипРеферат
    #728050

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

    ФГБОУ ВО «НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ»

    Юридический факультет

    Кафедра истории и философии

    Реферат

    Дисциплина: Философия

    Тема: Восточная философия

    Выполнила: студент Блукке Д.Е.

    курс 3, группа 7341

    шифр: БЮ20ЮР005

    Проверил: ст. преподаватель Сергеев С.С.

    Новосибирск 2022

    Содержание


    Введение 3

    1.Общая характеристика восточной философской мысли 5

    2.Отличительные особенности индийская философия 7

    3.Отличительные особенности китайской мысли 10

    Заключение 15

    Список источников и литературы 17



    Введение


    Известно, что философия — это не просто элемент культуры, это ее сущность, душа, квинтэссенция. Но если применительно к западной культуре философию, как правило, удается отделить от других форм духовной жизни (искусства, религии, морали, науки) и рассматривать ее как автономный культурный феномен, то при анализе культуры Востока эта операция чаще всего не удается.

    Философия Востока столь тесно переплетена с иными составляющими культуры (с религией, например, в Индии и исламском мире, или с моралью и правосознанием в Китае), что выделение сугубо философского компонента в каком-то конкретном учении чревато искажением его содержания. Но это следует расценивать не как дефект восточного типа философствования, а как его особенность. Тем более что и на Западе, и в России нередко можно встретить аналогичные примеры.

    На Востоке истина — это в первую очередь не гносеологическая сущность, а онтологическая. Истина — это само Бытие, сама Реальность в ее глубинной, сокровенной и неизменной основе. Не истина служит человеку, а, наоборот, человек призван служить истине, как только она открылась ему, и в этом смысл и оправдание его существования.

    На Востоке доминирует теоцентрическая традиция: в мире есть сферы, которые в принципе недоступны для рационально-логического познания. Здесь человек сталкивается не с «проблемами», решаемыми рано или поздно средствами позитивной науки и техники, а с «тайнами», с которыми наш разум должен примириться, признав свою ограниченность. К последним можно отнести несовершенство человеческой натуры, ее смертность и подверженность страданиям, невозможность построения на земле идеального и гармонично устроенного общества.
    Цель написания реферата заключается в изучении основных особенностей восточной философской мысли.

    Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

    1. дать общую характеристику восточной философской мысли;

    2. выделить отличительные особенности индийская философия;

    3. рассмотреть отличительные особенности китайской мысли.
    1. Общая характеристика восточной философской мысли


    Изучая сложившиеся на Востоке стили и способы мышления, исследователи обычно выделяют Индию и Китай, чьи культуры создали вполне самостоятельные, или «автохтонные», философские традиции, сопоставимые по силе воздействия на мировой философский процесс лишь с европейской традицией философствования.

    Восточную философию всегда высоко ценили за глубину, мощь и самобытность мышления. Она побуждает людей в западных странах взглянуть на мир иными глазами.

    Греческая мысль, давшая импульс западной традиции философствования, немало, к примеру, сделала для утверждения в мире науки и научного стиля мышления. Ради этого культивировалась логика, приветствовались в основном рационалистические методы познания и разрабатывался системный подход к получению знания.

    Восточная же философия переносит акценты в иное измерение: в область интуитивного, а нередко и просто парадоксального постижения истины, в область, которую мыслители Запада нередко определяют как загадочную мудрость Востока. Эта мудрость не всегда предполагает, что строгость и логическая обоснованность являются непременно обязательными характеристиками человеческого мышления.

    В силу этого восточная мысль многим на Западе кажется замысловатой и уклончивой, а нередко и просто темной и запутанной. Для самих же философов Востока она – отнюдь не прихоть досужего мудрствования, а скорее попытка задействовать наряду с разумом другие, скрытые возможности человеческого познания – интуицию, догадку и фантазию. Восточная философия культивирует непосредственное восприятие мира, не втискивая мысль в те жесткие логические и рационалистические формы, в которые обычно облекается философская мысль Запада.

    Восточными мыслителями цель жизни и жизнь не рассматриваются в отрыве друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней. Причем, этот путь не является результатом только умозрительного рассуждения, а нередко предстает результатом мучительных писков, в процессе которых мыслитель на собственном примере демонстрирует окружающим высший образец жизненной мудрости.

    Восточному способу мышления присущи определенные особенности, которые наиболее отчетливо проявляются в том, что у мыслителей Востока мы встречаем свежий взгляд на, казалось бы, давно уже набившие оскомину проблемы, а также принципиально иные, нежели принято на Западе, подходы в области познания1.

    Правда, какие бы схожие моменты не присутствовали в мышлении восточных философов, тем не менее, нельзя не заметить значительных различий, которые отличают индийскую мысль от китайской. Определяет характер и степень этих различий в первую очередь неодинаковая социально–политическая ситуация, в рамках которой формировались и набирали силу идеи индийских и китайских мыслителей. Сложившаяся в Древней и Средневековой Индии система ценностей побуждала философов рассматривать историю и политические события в качестве бледного и малозначительного фона, оттенявшего главное и самое существенное в их жизни – санкционированный религиозно–мистическими обычаями и традициями образ жизни.
    1. Отличительные особенности индийская философия


    При изучении индийской философии следует постоянно иметь ввиду два важных обстоятельства, ибо именно они предопределили ее национальное своеобразие, столь резко отличающее присущую ей манеру мышления от античной и в целом западноевропейской.

    Во–первых, в Индии философия, хотя и ограниченная в своих высших сферах избранным кругом мыслителей, получила более широкое распространение в народной массе, чем в других странах, и благодаря этому смогла оказать мощное влияние на формирование национального склада ума и мировоззрение индийцев.

    Еще в глубокой древности в Индии сформировался общий фонд идей, своеобразный «резервуар» народной мудрости.

    Практически почти во всех системах индийской философии присутствуют идея сансары, т.е. мысль о переселении душ людей после их смерти в тела других людей или даже в животных и растения, и идея бессмертия души (единственное исключение – материалистическая система чарваков, отрицавших загробную жизнь; все же другие школы настолько непоколебимо верят в будущую и вечную жизнь, что для их последователей сама мысль о конечном уничтожении их истинного «я» после смерти представляется самопротиворечием).

    Следующая идея, нашедшая выражение во всех философских системах Индии, – это идея кармы (всеобщего закона причинно–следственных связей, пронизывающих не только эту жизнь, но имеющих начало в прошлых жизнях и влияющих на последующие; в соответствии с этим нравственным законом, все дела, добрые и злые, влекут за собой соответствующие результаты при последующих перевоплощениях души2.

    И, наконец, еще одна общая всем индийским философам идея – понятие мокши: возможность добиться освобождения от череды перевоплощений и кармических связей посредством кардинального изменения сознания человека и достижения иного типа сознания, главными характеристиками которого являются всеведение, безмятежность, спокойствие и блаженство.

    Во–вторых, в Индии по–иному, чем в Европе, устанавливалось взаимоотношение между религией и философией. Здесь отсутствует то четкое их различение, которое мы преимущественно встречаем на Западе. Европейская философия старается по возможности не смешивать рациональные и теологические доводы и, даже защищая определенную религиозную позицию, тем не менее, остается все же в рамках философской доктрины. В Индии, прежде всего в индуизме, уживаются и причудливо сочетаются философия и религия, а границы между умозрением и верой оказываются чаще всего сильно размытыми.

    Еще одна отличительная особенность древнеиндийской философии – ее слабая, значительно меньшая, чем, к примеру, в Древней Греции, связь с собственно научной мыслью. Исходным пунктом развития философии стала религиозно–мифологическая мысль. В лучшем случае речь может идти лишь об использовании индийскими философами накопленного в течение тысячелетий житейского опыта в отдельных областях знаний, например, логических разработок системой ньяя или медицинских наблюдений школой йоги3.

    Еще одной особенностью индийской философии следует признать преобладающий интерес ее представителей к субъективному, интерес, выражающийся в стремлении познать мир главным образом через проникновение в глубины человеческого сознания, посредством исследования психических процессов и методического упражнения воли. В осознании того, что степень приближения к истине зависит от способности стремящегося к этой истине сделать ее результатом своего непосредственного личного опыта, – одно из величайших достоинств индийской философии.

    Правда, повышенное внимание индийских мыслителей к внутреннему миру человека нередко оборачивалось невниманием к тому, что их окружало, – к проблемам государственного и политического устройства, к условиям внешней жизни, к быту и т.п.
    1. Отличительные особенности китайской мысли


    Китайская культура сформировалась, и долгое время развивалась в довольно специфических условиях, которые придали мировоззрению китайцев черты неповторимого своеобразия. Здесь в первую очередь следует указать на особое положение Китая среди других стран мира.

    Ни одна из них не была в такой степени отрезана от прочего цивилизованного мира, как Китай.

    Этот замкнутый мир бесконечно отличался от динамичного Средиземноморья и близлежащих стран.

    Из века в век китайские племена знали почти только друг друга; контакты с другими цивилизациями были случайными и мимолётными и оказали ничтожное влияние на историю Китая.

    Малейший намёк на опасность проникновения иноземных идей или иноземных изделий вызывал в древнем Китае бурную реакцию. За четыре тысячи лет своей истории Китай сумел сохранить внутреннюю обособленность.

    Многовековая изолированность Китая от окружающего мира, ярким символом которой стала знаменитая Китайская стена, наложила неизгладимый отпечаток на стиль мышления китайских философов. В основу этого мышления был заложен принцип автохтонной традиции, в соответствии с которым мир предстаёт как самодостаточная динамическая система с присущим ей строгим порядком. Причём, мир упорядочен не какой–то внешней, находящейся вне него силой. Напротив, порядок ("ли") изначально присущ мирозданию. В последнем извечно содержатся внутренне присущие ему организующие и упорядочивающие его начала, которые определяют бытие космоса, общества и человека. Важнейшие из этих начал – дао и дэ. Благодаря силе "дэ" Небо порождает и взращивает все сущее. Правитель, являясь сыном Неба, приобщается к "великому дэ Неба и земли" и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, а на хаос и беспорядок – природными катаклизмами.

    В основе этих взглядов лежала идея гомоморфизма – единообразия "организмов" человека, социума и взгляд на общество как на образ, копию космоса.

    Коррелятивному, ассоциативному мышлению в Китае соответствовала особая методология– символизация пространственно–числовых структур, именуемая по–китайски "учением о символах и числах", а в трудах западных синологов называемая нумерологией.

    место науки логики как всеобщей познавательной модели (органона) в Китае заняла так называемая нумерология, т.е. теоретическая система, элементами которой стали математические или математикообразные объекты – числовые комплексы и пространственные структуры, связанные, однако, между собой главным образом не по законам математики, а как–то иначе – символически, ассоциативно, фактуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т. п.

    После III в. до н. э., интерес к вопросам форм, способов, закономерностей мышления и познания уходит из поля зрения китайских ученых. Постепенно угасают и сходят на нет и логические исследования, а логические методы анализа и синтеза так и не оформляются в логику как науку о законах и правилах мышления. Интерес к логике возобновляется лишь в XX веке, когда в Китай проникают с Запада первые сведения по истории формальной и диалектической логики4.

    На базе восторжествовавшей в китайской мысли нумерологии сложились методологические принципы и нормы, которые в конечном итоге стали базовыми и определяющими для китайского миросозерцания.

    Для большинства китайских мыслителей оказалось не свойственно четкое разделение всего сущего на идеальное и материальное, духовное и чувственное. Мысль и материя у них не выступают двумя противостоящими субстанциями. Для их обозначения в Китае зачастую использовалось одно слово – "ци", которое обычно переводят на русский язык то как "дух", то как "материя" (в европейской культуре подобное их "смешение" немыслимо, ибо здесь одна и та же сущность никак не может быть и тем и другим).

    Материя и дух единосущны и взаимосводимы, нет места для трансцендентного мира вечных идей или дуализма духа и вещества, духа и плоти. Более того, дух и вещество находятся в состоянии взаимоперехода, взаимопереплавки. Мир – гигантский горн, в котором все сущее, представляющее собой лишь различные формы и состояния ци, постоянно переплавляется, меняя свои очертания.

    Такой взгляд на мир побуждал китайских философов к поиску во "тьме вещей" гармонического единства ("хэ"), которое, по их мнению, может быть достигнуто не через "столкновение противоположностей", а посредством сбалансированности наличествующих элементов многообразия. Исконные космические начала ян и инь, дао и дэ китайцы рассматривали скорее как начала взаимодополняющие, чем взаимоисключающие, полагая, что противоположные силы должны не противоборствовать, а гармонично сливаться, взаимодействовать, порождая стабильность и равновесие, на которых покоится неизменный строй мироздания.

    Для всех китайских философов, пусть в большей или меньшей степени, обязательно были присуши:

    а) трепетное, почтительное отношение к накопленной в древности мудрости;

    б) стремление представлять даже принципиально новаторские идеи и теории как всего лишь "более точное" прочтение старых;

    в) взгляд на далёкое прошлое своей страны как на "золотой век" великих мудрецов, как на непререкаемый эталон и абсолютную в своём совершенстве норму, на которые всегда и во всём следует ориентироваться входящим в жизнь поколениям китайцев.

    Ещё одной важнейшей особенностью китайской мысли является тесная, практически неразрывная связь философских знаний с этикой и политикой. Вне зависимости от различий между философскими школами Китая в каждой из них социально–этические и политические проблемы всегда находились на переднем плане интеллектуальной практики. Этому способствовали раннее создание протогосударственных объединений, необходимость поиска средств эффективного управления крупными, сложно организованными социумами, а также принадлежность большей части образованных слоев китайского общества к сословию "служилых" (ши), занятых преимущественно в административной сфере. К высшим знаниям китайская мудрость относила правила и искусство управления. Их концентрированным выражением в области философии была этика. К подчинению ей тяготела онтологическая (основные принципы бытия) и гносеологическая (учения о познании) проблематика5.

    Китайские философы, как правило, не отгораживались от повседневной жизни, не были отшельниками, с головой ушедшими в построение оторванных от практики идеальных конструкций.

    Процесс философствования у китайских мыслителей не сводится лишь к теоретическим построениям, а представляет собой попытку выработать и развить определённые черты характера у тех, кто занят мыслительной деятельностью.

    Столь тесная связь философской мысли Китая с моралью, этикой и политикой, её нацеленность преимущественно на жизненную практику человеческих взаимоотношений вызывали известного рода недопонимание, и даже отторжение у тех западных философов, для которых неотъемлемым признаком подлинной философии представлялось "чистое", абстрактное мышление.

    Китайские философы, как правило, продвигались к цели не напрямик, а с помощью так называемого "обходного манёвра", зачастую предпочитая изъясняться в завуалированной, "зашифрованной" манере. Это позволяло косвенно, непрямыми, окольными путями указать на нечто такое, что не положено или опасно было высказывать напрямую.

    Заключение


    Основное внимание индийских мыслителей направлялось на религиозные проблемы, прежде всего на поиск спасения и избавление от тягот земного бытия.

    В индийской философии высшим идеалом человеческих стремлений объявлялся в основном индивидуалистический путь спасения, адепты которого старались обрести истину внутри себя в мистическим опыте, который должен привести человека к обретению спасения. В этом деле ему не могут помочь ни государственные, ни какие–либо другие социальные институты. В значительной мере такой способ мышления соответствовал ситуации, когда традиционное индийское государство было слабым и неустойчивым.

    Интересно также, что в индийской философии (в полную противоположность китайской) практически отсутствовала социальная мысль. Едва ли не единственным вкладом индийской мысли в социально философию была буддийская доктрина происхождения государства, аналогичная теории Мо–цзы в Китае; вместе с последней она может считаться самым ранним прообразом договорной теории государства в истории мировой мысли.

    Не то мы видим в Китае. В трудах его мыслителей корпоративный коллективизм явно превалирует над индивидуалистическими склонностями человека, а высшей целью общества провозглашается достижение социальной гармонии в рамках мудро управляемого государства. Несмотря на периодически наступавшие в истории Китая этапы хаоса и дезорганизации, стабильное государство здесь оставалось высшим идеалом, к реализации которого призывали почти все китайские философы и их учения.

    Традиционная китайская мысль, кроме того, не проводила четкой границы между природой и космосом, а общество рассматривала как интегральную часть космоса. Природа и общество в ней образуют единое целое, оказывая друг на друга влияние: поступки человека воздействуют на космос, откликающийся на эти поступки небесными знамениями или иными природными явлениями.

    Китайский взгляд не признает четкой грани между духом и материей, он отвергает существование высшего мира, который был бы принципиально отличен от нашего мира заблуждений и иллюзий. Он утверждает наличие непрерывной связи между физической жизнью и жизнью ментальной, интеллектуальной, духовной; тело и дух различаются лишь плотностью потоков энергий, которые пронизываю их. По западным представлениям существует непреодолимая преграда между двумя мирами – живым (боги, люди, животные и растения) и неживым (скалы, горы, картины). Такой границы в китайской реальности нет. Одним словом, то, что нам представляется резко обозначенным, разделенным, в Китае понимается как находящееся в вечной связи. Все находится в непрерывной связи со всем, и вечное движение оживляет совокупность всех вещей.

    Список источников и литературы


    1. Древняя и средневековая восточная философия : учебное пособие / В. Ю. Васечко, С. П. Пургин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. – 196 с.

    2. Лукьянов А.Е. Современная философия востока: традиции и инновации / А.Е. Лукьянов // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2021. – №2. – С. 197–201.

    3. Семенюк В.А. Восточная философия: индийская и китайская традиции / В.А. Семенюк. – Белорусский национальный технический университет.: Минск. – 2008. – 203 с.

    4. Псху Р.В. История индийской философии в средневековой индии и начало рецепции индийской философии в европейском интеллектуальном пространстве / Р.В. Псху // Вопросы философии. – 2017. – № 5. – С. 148–160.

    5. Философия : учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6–е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 671 с.

    1 Лукьянов А.Е. Современная философия востока: традиции и инновации / А.Е. Лукьянов // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2021. – №2. – С. 197-201.

    2 Древняя и средневековая восточная философия : учебное пособие / В. Ю. Васечко, С. П. Пургин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — С. 65.

    3 Псху Р.В. История индийской философии в средневековой индии и начало рецепции индийской философии в европейском интеллектуальном пространстве / Р.В. Псху // Вопросы философии. – 2017. – № 5. – С. 148-160.

    4 Семенюк В.А. Восточная философия: индийская и китайская традиции / В.А. Семенюк. – Белорусский национальный технический университет.: Минск. – 2008. – С. 107.

    5 Философия : учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 201.



    написать администратору сайта