Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни
Скачать 0.95 Mb.
|
Вопрос 1 Восточные славяне в древности: происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни. Во 2-7 вв. началось Великое переселение народов. Скифов в причерноморских степях сменили сарматы; во 2-3 вв. с южных берегов Балтийского на северный берег Черного моря переселились готы и двигались в южном направлении. Сложившийся в Центральной Азии обширный гуннский союз кочевых племен в 370 г. н. э. переправился через Волгу, нанес поражение сарматам и готам и вытеснил их вместе с другими народами на запад. Движение этих народов было продиктовано определенными причинами: климатические изменения (засуха и т. д.). Великое переселение народов оказало большое влияние на Россию. Гунны заняли Крым, Придунавье, дошли до Франции. Раньше гуннов этих мест достигли готы. После из Азии двинутся новые племена кочевников: скифы, печенеги. Славянские племена пришли с востока от Одера до Карпат. На этой территории сформировались племена – предки славян (праславяне) (середина 2 тыс. до н. э.). Через тысячу лет сформировывается их язык. Праславянский язык входит в индоевропейскую языковую группу, как это было установлено еще в XIX веке на основании целого ряда общих черт в языках народов, отделенных сегодня друг от друга тысячами километров, но когда-то имевших единых предков. Праславяне оказались в орбите движения народов. Под влиянием этих обстоятельств праславяне двинулись в западном, южном (в сторону Балкан) и восточном направлении в сторону Восточно-европейской равнины. В VI-IX вв. в среде восточнославянских племен начинаются сложные социально-экономические процессы, приведшие к скачку в развитии славянской цивилизации: появлению городов, письменности, новой социальной структуры и государства. К середине I тыс. селища славян представляли собой патриархально-семейные общины. Славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии. Теперь славяне живут в рамках соседской общины. Вся жизнь свободного общинника протекала в рамкх общины. Она объединяла своих членов круговой порукой. Во главе племенного союза было вече (представительный орган). С VIII в. появляются протогорода, которыми становятся центры союзов племен. У славян было развито земледелие, сочетаемое со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались гончарное, железоделательное производства. Но такое развитие хозяйства наблюдалось в Среднем Поднепровье, на черноземных землях в условиях благоприятного климата. Но в землях, где жили древляне, вятичи, дряговичи ритм хозяйственной жизни был замедленным, тяжело было осваивать природу. Это предопределило быт, условия жизни, склад характера. Славяне были язычниками. Во главе богов стоял Сварог. Его сыновья (Сварожичи) солнце и огонь. Также поклонялись «упырям» и «берегиням» (зло и добро); с переходом к земледелию сложился культ Рода и «рожаниц». Кроме верховных божеств славяне верили и в мир более близких существ – леших, домовых, русалок, водяных. Сложился устойчивый календарь языческих молений и празднеств. 2. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Норманнская теория и ее политический смысл. Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX в. К концу VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов. Центрами стали Среднее Поднепровье и северо-западный район. У полян ранее, чем у других племенных союзов обнаружились признаки государственности. На рубеже VIII – IX вв. в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен варягов. Варяги воевали с восточными славянами, брали с них дань, а впору межплеменных усобиц приходили в качестве миротворцев. Варягов также называли «русью». Таким образом , пришедшие к славянам варяги, словени и другие жившие здесь народы стали называться русью. В Новгород призвали варяжскую дружину во главе с Рюриком. Он стал править в Новгороде. На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII – XX вв. (Байер и др.) создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заклычается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры – именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т.д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния России и ее западных противников. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов» (первым противником был Ломоносов). Рюрик умер в 879 г. Все дела в Новгороде взял в свои руки Олег. Он захватил власть в Киеве. В 882 г. возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. В 907 г. Олег двинулся на Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В 911 г. Олег подтвердил мирный договор с Византией. После смерти Олега в 912 г. вступил на престол Игорь, сын Рюрика. С 941 по 944 гг. – война с Византией. Был заключен мирный договор в 944 г. В 945г. Игорь был убит древлянами во время сбора дани из-за излишней жадности. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Она приняла на себя правление, отомстила древлянам за смерть мужа. Она упорядочила сбор дани, установила нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Это начало организованной системы обложения налогами. В 957г. Ольга отправляется в Константинополь. Там она принимает крещение. В 962 г. престол занимает Святослав и принимается за расширение Руси. Он совершил поход на Волгу, нанес поражение волжским булгарам, хазарам, заставил вятичей платить дань. Весной 972г. он попал в засаду печенегов и был убит. Вопрос3 Древнерусское государство в эпоху Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Владимир был младшим сыном Святослава и был поставлен наместником в Новгород. В 980 г. он убивает старшего брата Ярополка и становится единым правителем Руси. Он нанес поражение печенегам (992). Построит укрепления против половцев. Он окончательно присоединит к Киеву восточнославянские племена. Проводит религиозную реформу, т.к. после присоединения племен получилось многобожие. Но реформа не прошла и Владимир принимает решение принять новую религию. Он выбирает византийскую ветвь христианства. В 988г состоялось крещение Владимира в Херсонесе. И в этом же году состоялось крещение Руси. В 1015г. умирает Владимир. Землю он делит между 12 сыновьями. Между ними будут усобицы. Погибнут Борис и Глеб и некоторые другие сыновья. Верх одержит Ярослав. В 1017г он занимает Киев. Но распри на этом не заканчиваются. Святополк претендует на престол. Но в 1019г победу одерживает Ярослав. Он ввел первый на Руси свод законов «Русская Правда». Он касался вопросов общественного порядка. Ярослав утвердил власть Руси на Западном берегу Чудского озера; был заключен союз с Польшей; дружественные отношения со Швецией, Норвегией. В 1036 нанес крупное поражение печенегам. Война с Византией – мирный договор заключен в 1046г. Получила широкое распространение христианская церковь. Он разделил землю между сыновьями – была выработана новая и прочная система – передача великокняжеской власти по старшинству. Вопрос4.Принятие христианства и его значение. Христианство на Руси было принято во времена Владимира в 988г. Владимир среди предложенных ему религий выбирает христианство по византийскому образцу. Этот выбор предопределили многие причины. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром в эту эпоху, являлась закономерным шагом: христианство приняли Болгария и Чехия, Польша, Норвегия и т.д. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия, был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви: ее тесной зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Принятие христианства было обусловлено и расширением международных связей Руси. Но была и другая причина принятия христианства: нужно было найти средство, чтобы объединить славянские племена духовно. №5 Переход к феодальной раздробленности. Русские земли на кануне монголо-татарского нашествия. Битва на реке Калка. Пока рус. князья в начале 13 в. вели междоусобные воины, далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи. Один из энергичных и удачливых военных предводителей кочевых монгольских племен Темучин одолел своих соперников и был избран великим ханом-Чингисханом. Он собрал огромное войско и двинул его на завоевание соседних стран. Армия Чингисхана имела четкую организацию и железную дисциплину. Она делилась на десятки, сотни и тысячи, а самой крупной боевой единицей был тумен (10 тыс. чел). Бегство с поля боя хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Каждый под ударами полчищ Чингисхана покорились Китай и Ср. Азия. Битва на Калке. Завоевания Чингисхана сопровождались беспримерной жесткостью. Передовые отряды завоевателей вышли в 1223 г. к Дону. Здесь они столкнулись с половцами. Половецкие предводители бросились за помощью в Киев, уговаривая рус. князей совместно выступить против непрошеных гостей. В Киеве рассудили, что лучше встретить пришельцев подальше от родной земли, и приняли предложение половцев. В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Первые стычки с врагом породили у русских впечатление о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили рус.- половецкие полки на неудобную местность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Сделать это было не так и трудно, т.к. в рус. войске не было согласия и единства. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими. Стремительная атака татарской конницы смяла передовые отряды половцев и русских. Те в замешательстве стали отступать, не получая помощи. Попытки некоторых отрядов устоять на избранных позициях привели к разгрому. Осажденные в укрепленных лагерях князья в конце концов сдались при условии сохранения жизни. Но тут же рядовые воины были перебиты, а князья преданы мучительной казни. Связанных, их бросили наземь, сверху положили доски, на них уселись пировать татарские полководцы. Немного времени прошло, и несчастные были задавлены. Весть о битве на Калке вызвала в рус. землях великую печаль, породила недобрые предчувствия. Но тат., нежданно появившись, столь же внезапно исчезли в восточных степях. В 1236 г. орда внука Чингисхана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила ее. В конце 1237 г. войско Батыя вторглось в пределы Рязанского княжества, разоряя все на своем пути. Запылали города и села, жителей истребляли или брали в плен. В неравных сражениях гибли отряды рус. ратников. Враг подступил к Рязани. После упорной обороны Рязань, окруженная со всех сторон, была взята. Погиб князь со своей семьей, дикая резня шла по улицам города. Враг не щадил никого от мала до велика. Этот большой и богатый город был стерт с лица земли. Орда шла дальше. Пали упорно защищавшиеся Коломна и Москва. Батый устремился к Владимиру на Клязьме. Князь Юрий Всеволодович оставил город и отправился на север собирать войско. Обороной Владимира ведали родичи князя и воевода Петр Ослядюковича. Здесь же находились княгиня с детьми и митрополит с духовенством. Город приготовился к осаде, но среди защитников не было единства. Молодые князья призывали выйти за ворота и дать бой за городом. Другие, видя огромное превосходство противника, стояли за оборону под прикрытием стен и башен Владимира. Решено было так и поступить. Один из вражеских отрядов захватил Суздаль и оттуда пригнал множество пленных. Их нагих и босых, замерзающих от зимней стужи, стали показывать осажденным, чтобы подорвать у них дух сопротивления. Но владимировцы не сдались. Татары стали разбивать стены и ворота крепости «пороками», осыпать город камнями из камнеметных машин и тучами стрел. Осаждавшие ворвались в город и подожгли его. Запершиеся в Успенском соборе княгиня с детьми, женщины и другие горожане отказались сдаться и погибли в огне. Овладев Владимиром, орда рассыпалась по рус. землям, захватывая города, разоряя поселения. За февраль 1238 г. тат. Взяли 14 городов. Тем временем рать великого князя двинулась навстречу врагу. На реке Сити развернулось сражение. Враг взял верх над русским войском. Сложил и свою голову и сам князь. Захваченного в плен его племянника Василька Константиновича тат. Пытались склонить на свою сторону, он решительно отверг предложение и предпочел смерть позору. Батыева орда подступила к городу Торжку. 2 недели отбивались его жители, но город отстоять не удалось. Ожидали подмоги из Новгорода, но ее не было. Не дойдя 100 верст до Новгорода тат. Свернули. Орда двинулась на юг. По пути тат. Решили захватить Козельск, 7 недель держался он, но причинив большой урон сами полегли. Козельцев поголовно истребили. Город назвали Златым городом. После этого орда отступила в степь. №6. Русская культура 9-13 веков Вост. славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия др. мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в 9-13 вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки рус. знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами. Города- центры культуры. Очагами развития культуры на Руси были города, кол-во которых росло с каждым столетием. Некоторые рус. города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с 10 в. А в конце 11 в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находящиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами. Кругозор горожан, простых посадских людей (жители посада – части города, где селились торговцы и ремесленники), был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своей небольшой общине. Горожане видели иноземных купцов, ездили сами в другие земли, обычно были грамотны, знали секреты различных ремесел, умели хорошо считать. Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических находок. Берестяные грамоты новгородцев 11-13 вв. говорят о широком применении письменности: писали жалобы, приглашения, распоряжения о мелких хозяйственных делах, извещения о приезде, о ценах и многом другом. Кроме берестяных писем ,о грамотности горожан говорят многочисленные надписи на вещах в разных городах Руси. Гончары писали по сырой глине на своих изделиях, кузнец выковывал свое имя на изготовленном им мече, девушки надписывали пряслица своих веретен, чтобы не перепутать их на посиделках. Много надписей сделано горожанами на стенах церквей. Среди надписей, нацарапанных на стенах древних зданий, есть автографы исторических лиц: Владимира Мономаха. Одна надпись 1054 г. о смерти Ярослава Мудрого особенно драгоценна- она свидетельствует о том, что Ярослав имел титул царя. Архитектура. Живопись. В Киеве еще в середине 10 века появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками. Учителями русских были византийские мастера. Громадное влияние на архитектуру оказали традиции славянского деревянного зодчества. В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (1037) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197) и многие другие произведения. В 12-начале 13 в. во всех крупных русских городах шло широкое строительство крепостных стен, башен, теремов и церквей. Архитекторы возводили высокие великолепные здания с богатым скульптурным и живописным убранством. Кирпичными или белокаменными постройками восхищались современники, записывая в летопись дату строительства, любуются ими и потомки. Рост городов, появление 2-3этажных зданий заставили архитекторов стоить церкви большей высоты, чем раньше. На рубеже 12-13вв. появился новый, башнеобразный тип церковной постройки. Из таких величественных храмов сохранились Михайловский в Смоленске, Пятницкие в Чернигове и в Новгороде. Особое впечатление оставляет хорошо сохранившееся до наших дней белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка золотым кружевом, широкое применение скульптурных изображений на фасадах - все это делает владимиро-суздальскую архитектуру времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо жемчужиной средневекового зодчества. Живопись представлена иконами и фресками. Иконы писались на деревянных досках. Расписывая красками сырую штукатурку в зданиях, художники создавали фрески. Мастерство художников стояло очень высоко. Мировосприятие человека средневековья было всецело религиозным. В сюжетах из библейской истории, из жизни святых художники искали ответы на волновавшие их современников нравственные и политические вопросы. В городах процветало художественное ремесло. Мастера золотых и серебряных дел украшали оружие, рукописные книги, столовую утварь, одежду и создавали исключительной красоты драгоценные украшения для женского убора: кокошники со спускающимися золотыми цепями, серьги, браслеты. Все это отделывалось многоцветной эмалью, золотой наводкой, тонким металлическим кружевом и самоцветами. Многие мастера с гордостью подписывали свои изделия. Летописи. Общественная мысль. В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы старались выгородить своего князя и обвинить его противников. Некоторые летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей. Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной строчке в год ) теперь летописцы пишут подробные отчеты о сражениях, дипломатических переговорах, закладке храмов, описывая события нередко день за днем, час за часом. Поэзия. «Слово о полку Игореве»- самое значительное произведение др. Руси. Оно было написано в 1185 г. в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. С 1180 по 1185 г. Кончак ежегодно приводил на Русь огромные полчища степных кочевников. Князь Игорь Святославич Северский не выступал против половцев, уклоняясь от участия в общерусских оборонительных походах. В 1185 г. киевский князь Святослав задумал общий поход всех рус. князей для защиты Руси. Князь Игорь снова уклонился и торопливо совершил самостоятельный небольшой поход в степь, чем сорвал план общего похода. Игорь был разбит, взят в плен, а победивший Кончак пошел войной на Киев. Рус. воины мужественно сражались, но один из князей вдруг вывел свои дружины из боя и поехал с ними к себе Смоленск. Из-за такого княжеского неподобия общему делу Кончак не был разбит, а только отогнан обратно в степи и мог в любой момент возобновить нападение. Игорь в это время бежал из плена и прибыл в Киев просить помощи. «Сл. о п игореве» было зачитано на съезде князей как страстный призыв помочь не только Игорю, но иделу защиты Рус. земли вообще. «сл. о п игореве» написано ярким, поэтическим языком. Очень выразителен «плач Ярославны», жены Игоря. Княгиня стоит на высокой крепостной стене города Путивля, впереди расстилается далеко видимая степная равнина, на другом конце которой томится в плену князь Игорь. Ярославна упрашивает ветер, реку и солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его в родную землю. Весь плач пронизан молитвами народной поэзии. Автор широко использует природу, воскрешает образы старых языческих богов. Любимый образ автора – сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту. Автор сам, как сокол, высоко поднялся над русскими землями и дел широкую картину Руси и половецкого поля. №7 Монголо-татарское завоевание Руси. Последствия монголо-татарского владычества. Шел 1235 г. К тому времени монголы уже захватили Южную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, часть Китая и Ирана. Все покоренные земли присоединялись к разным удельным ханствам, которые Чингис-хан раздал сыновьям. Сев. - западные террит. он отвел своему первенцу Джучи. К 1235г его не было в живых, но подросли его дети. Они желали управлять отцовскими удел. царствами и расширять их пределы, подчинив соседние народы. Съезд знати приговорил:1)во главе сборного войска встанет Батый, т.к. завоеванные земли будут присоединяться к его уделу.2)все прочие ханства должны выделить по 1 воину из каждого десятка в помощь Бату.3)т.к. у Бату не было опыта длительных завоевательных походов, гл. военачальником в его армии назначился старый соратник Ч-хана, полководец Субедей. В казахские степи стали стекаться монгольские войска для подготовки большого похода на запад, к ним присоединялись отряды из завоеванных монголами местностей. Численность этой армии от 15 тыс. до 600тыс. чел. Монголы разгромили кочевников-половцев, обитавших в степях между Уралом и Доном; после кровопролитных сражений заняли Волжскую Булгарию. Поздней осенью 1237г. Бату и Себидей подвели свою рать к рус. границам. Русь в то время состояла из нескольких обособленных княжеств и земель. Самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новгородская земля. Черниговские, смоленские и владимиро-суздальские князья не ладили между собой, нередки были стычки между дружинами разных княжеств. Русь оказалась раздробленной и расколотой перед лицом страшного врага. Первое сражение с монголами в Половецкой степи на реке Калке(31 мая 1223г.), в кот. были полностью разгромлены войска нескольких рус. князей, не привело к сплочению перед грядущей опасностью. То поражение было воспринято как печальный эпизод, случайный набег неведомого народа, исчезнувшего так же быстро и неожиданно, как и появившегося. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович по-прежнему не воспринимал монголов как серьезного противника. Не получив поддержки от соседей, рязанские ратники схватились с отрядами Бату в чистом поле и почти все полегли под ударами кривых сабель. Встретив отказ Рязани выплатить тяжелую дань, хан приказал начинать вторжение. Зимой 1237-1238гг. разразилась катастрофа.21 декабря 1237г., после пятидневной осады и штурма с использованием таранов и метательных орудий, пала Рязань. Город был сожжен, его жители частью истреблены, частью уведены в полон. В течение января монголы опустошили Ряз. княжество. Рус. войска потерпели еще одно поражение-под Коломной, на границе Владимиро-Суздальской земли. Попавшуюся по дороге маленькую деревянную Москву завоеватели сровняли с землей. Каждый город превращался для монголов в труднопреодолимое препятствие, каждая крепость требовала многодневной осады, кровопролитных штурмов, значительных людских потерь. Наиболее впечатляющим эпизодом этой борьбы стала оборона маленького Козельска в Черниговском княжестве, кот. Держался в течение 7 недель. Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Семьи воинов могли сопровождать наступающую армию. Монголы не расставались надолго с семьями, т.к. они были рядом. Любимым оружием монголов был лук. Они поражали цели на расстоянии сотни метров. У многих имелись сабли и копья, обязат. Принадлежностью явл. аркан. В ходе завоевания соседних стран армия Ч-хана научилась пользоваться осадными орудиями-таранами и метательными устройствами. Не смотря на довольно медленное продвижение(из-за трудностей зимней дороги и сопротивления русских),армия Бату приближалась к Владимиру. Князь Юрий Всеволодович удалился в глухие леса верхнего Поволжья, где начал собирать войска подвластных ему князей. Оставшаяся почти без защиты столица подверглась трехдневной осаде, и 7 февраля 1238г. Сквозь проломы в стенах монголы ворвались в город. Вскоре на его месте дымились развалины. Из Владимира Бату и его военачальник Субедэй разослали войска в 3-х направлениях. Одна часть монгольской армии двинулась против великокняжеской сборной рати. В марте 1238г. великокняжеское воинство было уничтожено, погиб и сам Юрий.2-ая часть армии Бату и Субедэя громила города и села в лесном Заволжье, один из отрядов добрался даже до Вологды.3-е войско двинулось в сев - зап. направлении, к новгородским рубежам. Около г. Торжка, самой южной крепости во владениях Новгорода, снова соединились все монг. полчища. Враг стоял под городскими стенами 2 недели, наконец Торжок был взят и испепелен.Перед Бату открылась дорога на Новгород. Однако на дворе стояла уже весна, начинались оттепели, близилось половодье. Разливы рек грозили отрезать от степи монг. армию, и без того ослабленную ожесточенной борьбой с населением Сев - Вост. Руси. Не дойдя ста верст до Новгорода, Бату распорядился повернуть конницу вспять. Монг. развернулись широким фронтом и устремились на юг. Вся террит. Руси, оказавшаяся охваченной этим весенним наступлением, была разорена и обезлюдела. К лету 1238г. монг. войско отошло в Дикое Поле. Но завоевание Руси не было завершено, ведь непокоренными оставались еще южнорусские княжества - Киевское, Галицко-волынское. Откормив коней, набрав пополнение, осенью 1240г. Бату и Субедэй выступили в новый поход. Повторилась та же история, что и на севере: каждое княжество встречало завоевателей в одиночку. Монг. взяли Чернигов, обступили Киев. Последний оплот обороны - каменная Десятинная церковь Св. Богородицы - был разрушен 6 декабря 1240г. Пораженный мужеством киевлян, Бату приказал оставить в живых их военного предводителя, воеводу Дмитра, которого монг. приволокли к хану на аркане. Вслед за тем наступил черед волынских земель. С приходом весны сражения переместились на территории Венгрии и Польши: монг. армия ворвалась в Европу. Монг. отряды дошли до границ Священной Римской империи и Италии. Чехия, Венгрия, Польша, гос-ва южных славян, Дунайская Болгария испытали на себе удар нашествия. Однако перепуганная поначалу Европа готовилась объединенными силами многих стран противостоять Бату. К 1243г. все монг. отряды отошли на восток, за Карпаты. Улус Джучи стал делится на 2 части: в одной из них- к западу от реки Урал до Дуная- ханом был Бату, в другой, на востоке- в Казахстане и Зап. Сибири,- находилось ханство Орду, его старшего брата. Русские называли монг. державу Ордой. С 16 века за ней закрепилось наименование «Золотая Орда». Нашествие Бату не было простым грабительским набегом наподобие прежних походов на Русь кочевников- печенегов и половцев. Монг. знать стремилась не только поживиться за счет богатства Руси, но и подчинить русские княжества своей власти, включить их в империю, управляемую потомками Ч-хана. Раздробленность русских земель сыграла роковую роль, не позволив отразить вторжение завоевателей. Выжженная, разграбленная, обезлюдевшая Русь была вынуждена подчиниться врагам. В истории России началась долгая эпоха, кот. характеризуется старинным понятием «иго». |