Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. Общественно-политическая мысль России второй половины XVIII столетия.

  • Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеВосточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни
    Анкорistoria.doc
    Дата18.08.2018
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoria.doc
    ТипДокументы
    #23161
    страница8 из 19
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

    33.Восстание декабристов. Причины поражения.

    В ноябре 1825 г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I.Формально в России появился новый император - Константин I. Была назначена вторая присяга - Николаю I. Переприсяга в Петербурге была назначена на 14 декабря.

    Декабристы были против самодержавия. Декабристы ещё при создании своей организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. В то же время декабристам стало известно, что они преданы, - доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе у императора; ещё немного - и начнётся волна арестов.

    Члены тайного общества приняли решение выступать.До этого на квартире Рылеева был разработан следующий план действия. 14 декабря, в день переприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Почему именно на Сенатскую? Потому что тут находится Сенат, тут сенаторы утром 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Это - один из важнейших документов декабризма, поясняющий цель восстания. Сенат, таким образом, волей революции включался в план действий восставших.

    В революционном Манифесте объявлялось “уничтожение бывшего правления” и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвидации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом; объявлялись свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, введение всеобщей воинской повинности. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам.

    Было решено, что как только восставшие войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать новому императору Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-пионерный эскадрон должны были с утра двинуться на Зимний дворец, захватить его и арестовать царскую семью.

    Затем созывался Великий собор - Учредительное собрание. Оно должно было принять окончательное решение о формах ликвидации крепостного права, о форме государственного устройства России, решить вопрос о земле. Если Великий собор решит большинством голосов, что Россия будет республикой, одновременно принималось бы решение и о судьбе царской семьи. Часть декабристов придерживалась мнения, что возможно изгнание её за границу, часть склонялась к цареубийству. Если же Великий собор придёт к решению, что Россия будет конституционной монархией, тогда из состава царствующей семьи намечался конституционный монарх.

    14 декабря офицеры - члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. Перед солдатами Московского полка выступил Александр Бестужев. От присяги новому царю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. Во главе этих первых в истории России революционных войск шёл штабс-капитан лейб-гвардии драгунского полка Александр Бестужев.

    Полк построился около памятника Петру I. Было 11 часов утра. Избранная для обращения к Сенату делегация - Рылеев и Пущин - ещё рано утром отправилась к Трубецкому, который перед этим сам заходил к Рылееву. Выяснилось, что Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. Оказалось, что восставшие войска собрались перед пустым Сенатом. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. От плана откалывалась ещё одно задуманное звено. Теперь предстоял захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости.

    Все нетерпеливо ждали Трубецкого.Но диктатора всё не было. Трубецкой изменил восстанию

    Неявка избранного диктатора на площадь к войскам в часы восстания - случай беспрецедентный в истории революционного движения. Диктатор предал этим и идею восстания, и товарищей по тайному обществу, и пошедшие за ними войска. Эта неявка сыграла значительную роль в поражении восстания.

    Преобладало “простонародье”, “чёрная кость” - ремесленники, рабочие, мастеровые, крестьяне, приехавшие к барам в столицу, были купцы, мелкие чиновники, ученики средних школ, кадетских корпусов, подмастерья... Образовались два “кольца” народа. Первое состояло из пришедших пораньше, оно окружало каре восставших. Второе образовалось из пришедших позже - их жандармы уже не пускали на площадь к восставшим, и “опоздавший” народ толпился сзади царских войск, окруживших мятежное каре. Из этих пришедших “позже” и образовалось второе кольцо, окружившее правительственные войска. Заметив это, Николай, как видно из его дневника, понял опасность этого окружения. Оно грозило большими осложнениями.

    Основным настроением этой огромной массы, которая, по свидетельствам современников, исчислялась десятками тысяч человек, было сочувствие восставшим.

    Николай сомневался в своём успехе, “видя, что дело становится весьма важным, и не предвидя ещё, чем кончится”.

    В этих условиях Николай и прибег к посылке для переговоров с восставшими митрополита Серафима и киевского митрополита Евгения.

    Но в ответ на речь митрополита о законности требуемой присяги и ужасах пролития братской крови “мятежные” солдаты стали кричать ему из рядов, по свидетельству дьякона Прохора Иванова: “Какой ты митрополит, когда на двух неделях двум императорам присягнул... Не верим вам, пойдите прочь!..”

    Внезапно митрополиты ринулись бегом влево, К восставшим подходило два новых полка. т.е. сил прибыло в общей сложности более чем втрое по сравнению с начальной массой восставших московцев (около 800 человек), а в целом число восставших увеличилось вчетверо. Все восставшие войска были с оружием и при боевых патронах. Все были пехотинцами. Артиллерии у них не было.

    Но момент был упущен. Сбор всех восставших войск произошёл спустя два с лишним часа после начала восстания. За час до конца восстания декабристы выбрали нового “диктатора” - князя Оболенского, начальника штаба восстания. Он трижды пытался созвать военный совет, но было уже поздно: Николай успел взять инициативу в свои руки. Окружение восставших правительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими восставших по численности, было уже завершено.

    Николай приказал стрелять картечью.

    Первый залп картечью был дан выше солдатских рядов - именно по “черни”, которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.

    К ночи всё было кончено. Царь и его клевреты всячески преуменьшали число убитых, - говорили о 80 трупах, иногда о сотне или двух. Но число жертв было гораздо значительнее - картечь на близком расстоянии косила людей. В это время на квартире Рылеева собрались декабристы. Это было их последнее собрание. Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. Отчаянию участников не было границ: гибель восстания была очевидна.

    Резюмируя, необходимо отметить, что декабристы не только задумали, но и организовали первое в истории России выступление против самодержавия с оружием в руках. Они совершили его открыто, на площади русской столицы, перед лицом собравшегося народа. Они действовали во имя сокрушения отжившего феодального строя и движения своей родины вперёд по пути общественного развития. Идеи, во имя которых они восстали, - свержение самодержавия и ликвидация крепостничества и его остатков, - оказались жизненными и долгие годы собирали под знамёна революционной борьбы последующие поколения.

    После подавлений восстания начались репрессии. Пятеро декабристов - К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский были повешены. 121 человек сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз (для смертельного исхода достаточно 3 тыс. ударов), некоторых приговорили к меньшему числу ударов и к каторжным работам. Основную массу нижних чинов, участвовавших в восстании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков. Первое в истории России революционное выступление потерпело поражение.

    Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевской реакции, несмотря на правительственный террор, революционный ныи процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из ссадавшегося положения. В 30-40-е годы эти идейные поиски происходили на фоне заметной активизации массового движения в стране.

    34. Общественно-политическая мысль России второй половины XVIII столетия. В XVIII в. в общественно-политической мысли России отчетливо выступали два направления: 1) консервативное, охранительное и 2) прогрессивное, просветительское. Первое из них признавало незыблемость самодержавно-крепостнического строя и господствующего положения дворянства, его сословных прав и привилегий. Но уже к середине столетия представители консервативного направления стали понимать необходимость изменения форм проведения внутренней политики, направленной на сохранение и укрепление крепостничества, допускали частичные уступки другим сословиям в случае, если они не затрагивали существа строя и не угрожали господству дворянства.

    Одной из наиболее важных, обсуждавшихся общественной мыслью 2-й половины XVIII в. проблем была проблема происхождения верховной власти, характер и сущность различных форм правления, в первую очередь монархии. Эта проблема, естественно с разных позиций, интересовала как представителей просветительского, так и консервативного направления. И те, и другие при этом использовали идеи западноевропейских, в первую очередь французских просветителей. Это объясняется тем, что в XVIII в. активно развивались русско-французские культурные связи, при этом французская культура, занимавшая в Европе доминирующее положение, оказывала на русскую определенное влияние. Основную роль в этом сыграл, прежде всего, Монтескье - автор теории договора между народом и правителем в происхождении государства. Рассматривая три формы правления -деспотию, монархию, республику, Монтескье пришел к выводу, что в выборе формы особую роль играют природно-географические условия и климат (монархия - для больших территорий, республика - для маленьких). Многие положения Монтескье были использованы представителями консервативной идеологии. Прежде всего, самой Екатериной II в ее "Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения". Она стремилась показать, что существующий в России порядок закономерен, необходим и единственно возможен. Для доказательства необходимости в России самодержавия Екатерина II опиралась на положение Монтескье о роли климата и географического положения. Именно размеры государства, доказывала Екатерина II, предполагают "самодержавную власть в той особе, которая оным правит". Самодержавие, по мнению Екатерины II, соответствовало общественной необходимости русского народа, так как всякая другая форма правления была бы для России вредна и разорительна. Идеи неограниченности самодержавия и всеобщего послушания подданных Екатерина продолжала пропагандировать особенно настойчиво после гражданской войны под предводительством Е. Пугачева. В начале правления Екатерина II сумела внушить французским просветителям представление о себе как о "просвещенном монархе". Они, за исключением Руссо, восхваляли и прославляли "Северную Семирамиду". Но к началу 80-х гг. просветители уже разуверились в добродетельности и реформаторстве «мудрецов на троне», убедившись, что правление "просвещенного деспота" не лучше непросвещенного. Он тоже правит по своему произволу, нарушая общественный договор. Существующий в России самодержавный строй - главное препятствие на пути прогрессивного развития страны. К такому выводу пришли Рейналь и Дидро, авторы знаменитой "Истории обеих Индий", 3-й и 10-й тома которой посвящены России.

    С консервативных, хотя и несколько критических позиций выступал М.М. Щербаков - идеолог дворянской аристократии. Для него монархия, где государь занимает трон по избранию или по праву рождения, - идеальная форма правления. Монарх должен быть добродетельным, иначе монархия выродится в тиранию. Гарантией от этого будет создание совета старейших и мудрейших. Этот орган не ограничивает власть монарха, а способствует укреплению добродетели последнего. Критикуя Екатерину II за деспотизм, Щербаков противопоставлял самовластию императрицы олигархическое государство, где главное место отводится дворянству, а монархия охраняет его права. Равенство Щербаков считал химерой. Иных взглядов на происхождение государства придерживались представители левого крыла консервативного течения, которых с известной долей натяжки можно было бы назвать либералами (А.П. Сумароков, Д.А. Голицын, Н.И. Панин, М.М. Херасков и др.). Целью представителей этого направления было усовершенствование монархического правления путем реорганизации центральных государственных учреждений, смягчение отношений между дворянством и крестьянством, внедрение в массы идеи необходимости осознания каждым сословием своего предназначения и места в государстве, что привело бы к прекращению социальных конфликтов. Либерально настроенные дворяне разрабатывали проекты ограничения самодержавной власти в пользу самого дворянства, стремившегося к самоуправлению в губерниях и уездах. Однако они не призывали установить конституционную монархию. Их целью являлась сословная монархия, когда за монархом сохраняется центральное положение, но и дворянство приближается к управлению. Таким образом, представители этого направления не ставили задачу коренного переустройства русского общества, а стремились подновить, осовременить существующий строй, очистить его от деспотизма и "азиатчины" расширить права дворянства. Поэтому они тесно примыкают к консервативному направлению.

    Второе, просветительское направление формировалось в России с середины XVIII в. Характерной чертой просветительства на Западе и в России была его антифеодальная направленность. В отличие от просветителей Франции и других передовых стран Европы, в центре внимания которых был вопрос о положении и правах "третьего сословия", русские просветители считали главным вопрос о положении крестьян и крепостном праве. Это вполне естественно, так как в России XVIII в. крепостничество являлось главным тормозом развития страны, и проблема крепостного права превращалась в главную проблему общественно-политической жизни и идейной борьбы. Русские просветители Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, С.И. Десницкий, А.Н. Радищев и др. вели критику крепостничества, помещичьего произвола, крепостнического законодательства, крепостнических учреждений. Они требовали законодательной регламентации крестьянских повинностей, расширения личных и имущественных прав крестьян. При том что каждому из просветителей была свойственна своя степень остроты и последовательности критики, радикальности выводов и практических предложений, общим для всех их являлось то, что, не понимая классовой природы самодержавия, они ожидали реформ "сверху", сохраняли иллюзии в отношении "просвещенного монарха". Поэтому их предложения были умеренны и не соответствовали остроте критики.

    Формирование революционной идеологии, требование уничтожения самодержавно-крепостнического строя революционным путем связано с А.Н. Радищевым. Уже в первой своей работе Радищев заявил: "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". И впоследствии он конкретизировал это положение. Внеся значительный вклад в становление экономической науки, Радищев показал "невыгодность крепостного труда", тормозившего хозяйственное развитие страны. И, наконец, в написанном в 1784-1788 гг. "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия, к установлению республики. Таким образом, в отличие от своих предшественников, русских просветителей 50-х - 70-х гг., Радищев не ограничивался критикой крепостничества, а выдвинул идею "совершенного уничтожения рабства", наделения крестьян землей. При этом, по его мнению, освобождения надо ждать не от власти и дворянства, а от народной революции.

    Таким образом, общественно-политической мыслью России второй половины XVIII в. предлагались различные варианты дальнейшего развития России. Консерваторы твердо стояли на позициях сохранения самодержавия и крепостничества. К ним примыкали либерально настроенные дворяне, предлагавшие, правда, меры смягчения абсолютной власти монарха. Просветители выступали с предложениями, реализация которых должна была, по их мнению, положить конец самодержавию и крепостному праву, создать государство, основанное на действии твердых и непреложных законов, обеспечивающих благоденствие граждан. Но пойти по этому пути Россия не могла. Самодержавие было сильно, опираясь на армию и чиновничье-бюрократический аппарат в проведении своей политики. Дворянство в основной массе поддерживало самодержавный строй, видя в нем гаранта обеспечения своих прав и привилегий. Общественное движение против самодержавия в стране отсутствовало.

    Вопрос 35.

    Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

    Просвещение.В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось («Северная пчела», «Губернские ведомости», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.).

    Наука и техника. В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную «Историю государства Российского», созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Значительных успехов добились русские филологи.В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество.В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

    Литература. Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и «высоким штилем» постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении «На смерть поэта» общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина.Творчество Н.В.Гоголя наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

    Театр. Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро

    Музыка.Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы.

    Живопись.Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся «правительственным направлением» в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

    С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается сентиментализм.Элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова,О.А.Кипренского. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему «маленького человека», ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном «Явление Христа народу», вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

    Архитектура.Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 г. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


    написать администратору сайта