Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 30. Русская культура 18 век.

  • Вопрос 32. Отечественная война и её значение.

  • Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеВосточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни
    Анкорistoria.doc
    Дата18.08.2018
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoria.doc
    ТипДокументы
    #23161
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
    раздел Польши, уничтоживший самостоятельное польское

    государство. Большая часть земель Польши с Варшавой была

    отдана Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии.

    Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Западную

    Волынь. Курляндское герцогство, находившееся в зависимости

    от Речи Посполитой, также было присоединено к России.

    Присоединение старинных русских земель к России было

    логичным, так как сохраняло национальную целостность

    восточнославянских народов. Впрочем, отношения царского

    правительства к Украине и Белоруссии не надо

    идеализировать, помятуя о той иной раз насильственной

    русификации, которая нанесла большой вред развитию

    национального самосознания. Что же касается Польши, то это

    была трагедия польского народа, который на столетия был

    лишен своей государственности и стал добычей соседних

    государств.

    Значительной проблемой внешней политики России конца XVIII в. были ее отношения с революционной Францией. Длительное время среди советских историков господствовало мнение, что правительство Екатерины II было инициатором и активным организатором контрреволюционной кампании против французской революции. Екатерина не решалась принять участие в прямой вооруженной интервенции против революционной Франции по причине незавершенности своих дел относительно Турции и Польши. Так что вклад екатерининского правительства в борьбу с революционной Францией был гораздо скромнее, чем это принято было думать. В основном он свелся к тому, что Екатерина дала приют в России бежавшим из Франции аристократам.

    Вопрос 30. Русская культура 18 век.

    "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

    XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

    Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом.

    Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство.

    В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

    В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
    С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

    Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы. В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. Д В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры.

    XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. М. В. Ломоносов стал первым русским академиком, основал Московский университет. Он был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.
    Вопрос 31. Формирование революционной идеологии.

    Окончание войны 1812 г., возвращение русских войск из освободительных походов в Европу (1813-1814 гг.) ознаменовались усилением консервативных тенденций во внутренней политике царского правительства, которые ускорили процесс формирования политической оппозиции в русском обществе. Возникновение революционного движения, формирование революционной идеологии и создание первых тайных организаций в России приходится на первую четверть ХIХ века . Передовая часть дворянства (в основном это офицеры, участники военных событий предшествующих лет) понимала необходимость глубоких политических преобразований в стране. Членов первых тайных обществ, поднявших в декабре 1825 г. восстание, с целью изменения существовавшего политического режима, в дальнейшем, стали именовать - декабристами. Узкий круг революционеров, их заговорческая тактика - обусловили слабость этого движения и привели к его поражению. Возникновение идеологии декабристов было вызвано рядом обстоятельств. Первоначальной формой общественного движения, направленной на поиск религиозно - нравственного и социального идеала стало масонство. Оно способствовало консолидации просвещённого дворянства. Идеи французского просветительства, русская публицистика и литература к. ХVIII в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев) активно выступали против крепостного права. Отечественная война 1812 г., вызвала небывалый патриотический подъём и способствовала формированию критической оценки русской действительности. Национально - освободительные движения и революционные процессы, захлестнувшие Европу, находили сочувствие в определённых слоях русского общества. Заграничные походы русской армии (1813-1814 гг.) познакомили с общественно - политической жизнью западных государств. Политическая реакция русского правительства, жёсткие формы эксплуатации, неограниченный произвол и насилие над личностью вызвали в определенных кругах русского общества понимание необходимости ограничения самодержавия и ликвидации крепостничества. Стремление части русского дворянства преобразовать страну на либеральных началах привело к событиям 1825 года, к восстанию на Сенатской площади.
    Вопрос 31

    В общественном и идейном движении России ХIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны в XIX в.

    Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложивщемся русле.

    По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть в деревне носила патриархальный характер.

    Естественное развитие России должно протекать постепенно и «неприметно», без социальных конфликтов, ибо между государством и народом исконно существовала гармония (нарушенная в петровскую эпоху). Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благополучия страны.

    Вместе с тем славянофилы сознавали необходимость политических перемен, связывавшихся ими с созывом Земского собора (с обязательным сохранением самодержавия), расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности и отмену телесных наказаний.

    Либеральный характер носило и западничество (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, В.Ф.Корш, С.М.Соловьев). Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений.

    У истоков русской революционно-демократической идеологии стояли А.И.Герцен и В.Г.Белинский.

    В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ «Дилетантизм в науке», а несколько позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский труд «Письма об изучении природы», в которых предстает как последовательный материалист и сторонник социалистического строя, воплощавшего единство человеческого бытия и разума.

    Годы ссылки оказали заметное влияние на мировоззрение А.И.Герцена. В 40-е годы по своим убеждениям он был вполне сложившимся демократом, революционером и социалистом. Человек с такими убеждениями в николаевской России не мог найти применения своим силам, и в 1847 г., в канун революции во Франции, Герцен уезжает из России. Начало французской революции воодушевило его, он был полон веры в демократическую Европу, ее победу над реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого поражение революционных сил породило в Герцене глубокий пессимизм. В 5О-е годы создается теория «русского социализма». Герцен увязывает будущее человечества с Россией, которая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в этом должна была сыграть община, хранившая в себе начало социалистического общества. Будущий социалистический строй в России должен был установиться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в сочетании с утверждением демократ тической республики.

    Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя одного из них, переводчика Министерства иностранных дел М.В.Бутатевича-Петрашевского). С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором обсуждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были М.Е.Салтавов, А.Н.Плещчев, А.Н.Майков, Ф.М.Достоевский, В.А.Милютин и многие другие (в течение нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.

    Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства, возможностн и пути социальных преобразований в России. Среди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и Дон, с последующим движением восставших на Москву). После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на дороге создания тайной организации с революционно-демократической программой. Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Буташевич-Петрашевский и Достоевский) были приговорены к смертной казни, в последний момент замененной на каторгу.

    Кружки петрашевцев продолжили дальнейшее развитие общественного движения в России, они явились промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому, революционно-демократическому этапу.

    Роль катализатора в формировании славянофильской идеологии сыграли идеи противника этой идеологии Чаадаева. Публикация его первого «философического письма» в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала в обществе громкий резонанс. В результате журнал был закрыт, а автор объявлен сумасшедшим. Чаадаев впервые связал вопросы сознания, бытия и смысла истории в единую проблему человеческого бытия. Он подчеркивает связь и зависимость человеческого общества, логики истории от индивидуальных усилий человека и ясности, «отчетливости» его сознания жизни. «Сознание жизни» не есть разум отдельного индивида. Только соотнося индивидуальное с универсальным разум человека обретает силу и мощь. Полемизируя с Кантом, который утверждал, что нравственный закон «внутри» человека, Чаадаев считал, что в этом случае человек среднего ума станет опускаться все ниже в природное, растительное существование, и дисциплиной индивидуума, набором ориентиров являются надындивидуальное сознание, историческая память. История в понимании Чаадаева -это не нечто внешнее человеку, а сама его суть, разворачиваемая во времени и пространстве. Подлинная история невозможна без осмысленного существования каждой индивидуальности. Согласно Чаадаеву, выпадение России из всеобщего единства, народные предрассудки, национальное самодовольство привели к патологии изолированного мышления.

    При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

    Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

    Вопрос 32. Отечественная война и её значение.

    После того как во Франции власть захватил генерал Наполеон Бонапарт. Франция стала вести войны, по - существу, за мировое господство.

    В европейские войны втягивались все новые и новые государства. Постепенно в борьбу вовлекалась Россия. В 1805 году она вступила в военный союз с Англией и Австрией против Франции. В конце того - же года русские и австрийские войска потерпели тяжелое поражение от наполеоновской армии под Аустерлицем.

    После этого турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор. В 1806 году началась русско-турецкая война. Она затянулась.

    Затем против наполеоновской Франции сформировалась коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно, и в течение 1806 - 1807 годов были подвергнуты ряду серьезных ударов. Отношения с Францией резко ухудшались. Между тем, значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 году командующим армией, действующей на юге, был назначен М.И. Кутузов. Ему удалось нанести ряд серьезных поражений противнику. В мае 1812 года конфликт с Турцией был улажен. Наполеон, еще не начав новую войну с Россией, потерпел в ней первое (дипломатическое) поражение. И Россия и Франция готовились к войне. Со всей Европы сгонялись в армию Наполеона солдаты, свозились боеприпасы, продовольствие, фураж. К июню 1812 года армия, которую Наполеон называл великой, насчитывала около 600 тысяч человек и имела 1200 артиллерийских орудия. Во главе их стояли прославленные маршалы и генералы.

    В России подготовкой к войне руководил ничего не понимающий в военном деле царь Александр І. Он слепо слушался своего бездарного военного советника прусского генерала Фуля. По плану Фуля русская армия была разделена на три части. Всего к началу войны здесь было около 240 тысяч человек и 1000 орудий.

    Первая армия, численность которой составляла 127 тысяч человек, находилась под командованием военного министра Барклая де Толли. Она должна была охранять дороги на Москву и Санкт-Петербург.

    Вторая армия (40 тысяч человек) должна была обеспечить безопасность флангов отступающей первой армии и нанести противнику удар во фланг или в тыл. Ею командовал генерал Багратион.

    Третью армию (40 тысяч человек) возглавлял генерал Тормасов. Армия Тормасова охраняла пути на Киев.

    В ночь на 12 (24) июня 1812 года французская армия, выполняя приказ Наполеона, начала переход русской пограничной реки Неман.

    План Фуля рухнул, как только началась война. У Наполеона на главном направлении было в три раза больше сил. Наполеон хотел окружить и уничтожить русские армии одну за другой, используя их разобщенность.

    Багратион сумел избежать окружения и, отбиваясь, шел на соединение с первой армией.

    Отступая, русские армии изматывали противника в кровопролитных боях.

    22 июля первая и вторая армии, наконец, соединились у Смоленска.

    Многие в армии думали, что у стен Смоленска разыграется генеральное сражение. Но силы неравны и Барклай не принимает генерального боя. Но часть армии сразилась с врагом. С 6 утра 23 июля до ночи с 24 на 25 июля битва почти не утихала. Враг вошел в город, совершенно разрушенный снарядами и пожаром.

    Французские власти беспощадно отнимали у населения хлеб, овес, сено, пуская по миру тысячи людей. С первых дней война для народа стала Отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую армию все, что имели. Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма скоту – лишь бы не попали в руки врага. Формировались партизанские отряды, которые наносили немалый урон Французской армии.

    Барклай де Толи не понимал народного характера войны, армия ему не доверяла. И по требованию народа, Александру 1 пришлось назначить Кутузова главнокомандующим.

    Под Москвой, у деревни Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение, которого так давно ждали армия и народ.

    Битва началась на рассвете 20 августа (7 сентября).

    Лучшие части французской армии гибли в этих атаках. К вечеру бой утих.

    Потери были огромные: Кутузов приказывает отступать.

    2 сентября 1812 года русская армия покидает Москву. В Москве начались пожары.

    В результате маневра русская армия, оторвавшись от противника и совершив крутой поворот, буквально нависла над его коммуникациями, угрожая ударом во фланг или в тыл.

    Наполеон посылал послов и письма к Александру І и Кутузову с предложением мира. Ответа не было. Тогда Наполеон решил уйти из Москвы (7 сент.). Но к этому времени русская армия уже была готова вырвать инициативу у врага и перейти в контрнаступление.

    Наполеон повел свою армию в сторону Калуги, где были сосредоточены большие запасы продовольствия. Кутузов решил задержать неприятельскую армию на пути в Калугу, у Малоярославца. Бой начался на рассвете 12 октября. Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки. Наконец то, что осталось от города, было захвачено французами. Но на пути к югу непоколебимо стояла мощная русская армия. И Наполеон первый раз в жизни приказал отступить. Его армия была вынуждена двигаться по Смоленской дороге, разоренной дотла. Наполеон надеялся в Смоленске дать армии отдых, подтянуть резервы. Но продовольствия здесь оказалось меньше, чем думали французы. Русская армия непрерывно наносила удары по врагу. Особенно славными для русской армии были бои под Красным. За три дня неприятель потерял здесь около 26 тысяч пленными и лишился почти всей своей артиллерии и кавалерии. Партизаны истребляли живую силу неприятеля, защищали население от грабежей, освобождали пленных. Завершился разгром врага при переправе через Березину. Здесь Кутузов хотел окружить и пленить Наполеона. Только ошибки и медлительность адмирала Чичалова и генерала Витгенштейна спасли от плена остатки французской армии. Но это были жалкие остатки. Через Березину переправились 10 тысяч голодных, больных и обмороженных людей.

    Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству.

    Война значительно ускорила длительный и сложный процесс объед. русской нации. Теснее сблизились с русским и другие народы России.

    Война повлекла за собой ряд дипломатических соглашений между странами, выступавшими против наполеоновской Франции. В 1814 году в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглашениям в состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой.

    В 1815 году, когда конгресс в Вене закончился, русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о священном союзе.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта