Главная страница

Возможно ли общественное развитие без конфликта культурных инноваций и культурных традиций Цивилизации обречены на это столкнове. Возможно ли общественное развитие без конфликта культурных. Возможно ли общественное развитие без конфликта культурных инноваций и культурных традиций Цивилизации обречены на это


Скачать 22.12 Kb.
НазваниеВозможно ли общественное развитие без конфликта культурных инноваций и культурных традиций Цивилизации обречены на это
АнкорВозможно ли общественное развитие без конфликта культурных инноваций и культурных традиций Цивилизации обречены на это столкнове
Дата23.07.2020
Размер22.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВозможно ли общественное развитие без конфликта культурных.docx
ТипДокументы
#134713

Ахметшина Э. Р., 130л


Возможно ли общественное развитие без конфликта культурных

инноваций и культурных традиций? Цивилизации обречены на это


столкновение или его можно преодолеть?

Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Среди мыслящих

миров. СПб.: «Искусство-СПб», 2010, 704 с. (Текст как

смыслопорождающее устройство. С. 155-240)

Формирование культуры актуализировало проблему взаимодействия культурных инноваций и традиций. Эти две взаимосвязанные стороны развития культуры характеризуют наличие в ней как устойчивых, так и противоречивых моментов. Благодаря традициям человек способен накапливать опыт, приобретенный на протяжении длительного времени. Все, чем мы обладаем является объектами культурного воздействия, а причины наших действий – потребности, которым нет конца.

Традиция является не только характеристикой стабильности, устойчивости, но и инерции. Любая культура постоянно подвергается бомбардировке со стороны падающих на нее, подобно метеоритному дождю, случайных отдельных текстов. Речь идет не о текстах, включенных в определенную связную традицию, оказывающую влияние на ту или иную культуру, а именно об отдельных возмущающих вторжениях. Это могут быть обломки других цивилизаций, случайно выкапываемые из земли, случайно занесенные тексты отдаленных во времени или пространстве культур. Если бы тексты не имели своей памяти и не могли бы создавать вокруг себя определенной семантической ауры, все эти вторжения так и оставались бы музейными раритетами, находящимися вне основного культурного процесса. На самом деле они оказываются важными факторами, провоцирующими динамику культуры. Связано это с тем, что текст, подобно зерну, содержащему в себе программу будущего развития, не является застывшей и неизменно равной самой себе данностью. Внутренняя не-до-конца-определенность его структуры создает под влиянием контактов с новыми контекстами резерв для его динамики. [с. 162]

Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей ценностей способов мировосприятия. С другой стороны, культура не может находиться в статичном состоянии без развития и обновлений. Изменения новации являются второй важнейшей стороной культуры. Это происходит, потому что в центре культурных инноваций стоит человек. Например, вторичная зашифрованность семантики в случае, если она произведена однозначным способом, может образовывать тайный эзотерический язык, но не является тропом и к сфере риторики не относится. С другой стороны, в период, когда напряженная словесная игра, метафоризм барокко вошли в традицию и стали предсказуемой нормой не только литературного языка, но и щегольской речи светских салонов и précieux1, литературно значимым сделалось слово, очищенное от вторичных значений, сведенное к прямой и точной семантике.

В этих условиях наиболее активными риторическими фигурами делались отказы от риторических фигур. Текст, освобожденный от метафор и метонимий, вступал в игровое отношение с читательским ожиданием (то есть культурной нормой эпохи барокко), с одной стороны, и новой, еще не утвердившейся, нормой классицизма, с другой. Барочная метафора в таком контексте воспринималась как знак тривиальности и не выполняла риторической функции, а отсутствие метафоры, играя активную роль, оказывалось эстетически значимым. [с. 187]

Тогда, исходя из ранее высказанных слов, можно сделать вывод, что традиции и инновации являются взаимодополняющими структурами.

Для роста цивилизации необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требуется наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором зиждется цивилизация. Потому что первые цивилизации возникают как результат творчества, выходящего за рамки традиций. Но сам процесс роста цивилизаций все же не мог происходить сам по себе. Несмотря на то, что цивилизация возникает стихийно и спонтанно, цивилизационные процессы есть результат человеческого мышления и человеческой деятельности. Цивилизацию можно определить как культурное единство, способ выживания представителей разных культур на одном ландшафте.

Например, одним из традиций в цивилизации стало патриархальное общество, где жестокий диктат старшего поколения способствовал рождению протеста в душах юного поколения, что, как правило, приводило к инновационным процессам в обществе. Юное поколение стремилось обособиться от старшего поколения, обрести новые ценности, локализовать новую семью, в которой следующее юное поколение пойдет по подобному пути отмежевания от старшего поколения.

В самом начале существования цивилизации патриархальные отношения концентрировались в городах. Но по мере развития цивилизации в результате постоянного роста инноваций городская среда ослабляла жесткие патриархальные отношения, делала человека более свободным от семьи в социальном плане. Наоборот, в деревне и провинции патриархальная форма семьи процветала, окостеневала, превращалась во вполне стабильную ячейку сельской общины. В городах патриархальность из внутрисемейной связи трансформировалась в одну из форм социальных отношений. В культурном пространстве цивилизации патриархальность связана с проблемой «отцов» и «детей». В связи с темой центра и периферии можно резюмировать, что периферия является средоточием патриархального быта, хранительницей традиций, а центр в плане патриархальных отношений выступает в роли грозного отца-творца и правителя, вносящего изменения в жизнь общества.

В современном обществе несмотря на отказ от традиционных ценностей патриархальные отношения в модифицированном виде сохраняются в семье и обществе и остаются основной формой цивилизационного образа жизни.

А значит, если культурные традиции – ядро цивилизции, то культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации.


написать администратору сайта