Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие русской культуры в XIV-XVI вв

  • «Смутное время» в начале XVII века.

  • Начало XVII века вошло в историю России как Смутное время. Смутное время

  • Годы Смутного времени: 1598-1613 гг. Причины Смутного времени

  • В период смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол, многочисленных претендентов.

  • Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в

  • Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией.

  • Ответы на вопросы по отечественной истории. Возникновение государства у восточных славян


    Скачать 350.61 Kb.
    НазваниеВозникновение государства у восточных славян
    АнкорОтветы на вопросы по отечественной истории.docx
    Дата12.12.2017
    Размер350.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на вопросы по отечественной истории.docx
    ТипДокументы
    #10889
    страница4 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Опричнина и ее последствия

    Опричнина была учреждена в 1565 году. Опричнина Ивана IV – это система мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшего закрепощения крестьянства. Территория страны была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну. В опричнину вошли самые плодородные земли государства, города с большими посадами и поморские города. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили землю на основе поместного права. Новыми хозяевами опричных земель стали дворяне, входившие в опричное войско. Эти нововведения привели к перераспределению земель, к ослаблению крупного феодально–вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Все свои преобразования Иван Грозный проводил с особой жестокостью. Были убит митрополит Филипп, и отравлен последний удельный князь Владимир Старицкий. Разгрому подвергались целые города.

         Последствия опричнины были следующие. Главная её цель уничтожить остатки феодальной раздробленности, опричниной была успешно выполнена. Но ликвидировав раздробленность, опричнина обескровила народ, деморализовала народ, и привела к обострению внутриполитических противоречий.  

         Разорение и террор опричных лет (1565 – 1572) стал одним из главных причин глубокого кризиса пережитого Россией в конце 16 века. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса привела русское государство к трагическим событиям смутного времени: появлению самозванцев, нашествию иноземных войск, упадку экономики, обнищанию народа, деградации государства.

    1. Развитие русской культуры в XIV-XVI вв

    Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

    С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

    Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

    Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

    Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград

    Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

    Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

    Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

    В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

    Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

    С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

    Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

    Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

    Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

    1. «Смутное время» в начале XVII века.

    После смерти Ивана Грозного осталось в живых два сына: Федор – карлик-дурачок – и Дмитрий от последнего брака, которому было всего два года. Престол перешел к больному сыну Федору (1584-1598). Федор был женат на Ирине Годуновой. Детей у них не было. У Ирины был брат – Борис Годунов. Умирая, Иван Грозный создал при сыне опекунский совет из 4-х бояр. Но этот совет правил недолго (примерно год), а затем Федору в течение 13-ти лет помогает управлять Борис Годунов. Борис Годунов хотел быть царем и понимал, что после смерти царя Федора, царем будет его младший брат Дмитрий. А царевич Дмитрий в это время жил с матерью в Угличе, где и погиб в возрасте девяти лет.

    В 1598 году умер бездетный царь Федор. С его смертью окончилась прямая линия династии Рюриковичей. Возник династический кризис. Начался новый период в истории страны, известный под названием Смутного времени.

    Начало XVII века вошло в историю России как Смутное время. Смутное время – это период фактического безвластия, хаоса, народных волнений. Это время в XVII веке в России усугублялось вторжением иноземных захватчиков. Годы Смутного времени: 1598-1613 гг.

    Причины Смутного времени:

    1. Социально-экономический кризис в стране, вызванный последствиями политики опричнины при Иване Грозном.

    2. Династический кризис (со смертью царя Федора, у которого не было детей, прекратилась династия Рюриковичей).

    Для России пресечение царской династии играло особую роль. Царь был не только главой государственной власти, но и рассматривался как отец народа, царь-батюшка, «Богом избранный царь»; играл особую роль в жизни церкви.

    Борис Годунов при помощи интриг сумел прийти к власти. Земский Собор признал его царем. У него были политические противники – пять братьев Романовых (двоюродные братья умершего царя Федора). Их Б. Годунов постриг в монахи вместе с семьями и холопами. Среди пятерых братьев Романовых очень выделялся Федор. Он был женат. Его сыну Михаилу было один год, когда их всех постригли в монахи. Сам Федор был отправлен в монастырь на север страны под именем Филарет, а его жена стала инокиней Марфой и с ребенком была сослана в монастырь в Кострому. Федора – Филарета нужно запомнить! Это двоюродный брат умершему царю Федору – карлику-дурачку. Филарет впоследствии сделает религиозную карьеру и станет патриархом всея Руси, а его сын Михаил через 15 лет, когда закончится Смутное время, станет первым царем из династии Романовых.

    Б. Годунов правил с 1598 по 1605 гг. Он продолжал курс Ивана Грозного на ослабление боярства. Идет строительство новых городов, особенно в Поволжье (Самара, Саратов, Царицын – ныне Волгоград). Б. Годунов сделал первую попытку до Петра I ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжает много иностранных специалистов: военных, врачей, мастеров. Если бы в распоряжении Б. Годунова оказалось хотя бы несколько спокойных лет, то Россия на 100 лет раньше Петра I пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было.

    Итак, экономическое положение большинства населения было бедственным; народ не считал Б. Годунова законным царем, несмотря на то, что его поддерживал патриарх Иов.

    В 1601-1603 гг. в стране был неурожай и голод. По случаю голода Б. Годунов предпринял следующее.

    · Приказал раздавать хлеб из царских запасов. Толпы народа устремились в Москву за хлебом. Всем не хватило. Кто-то умер по дороге в Москву. И народ не оценил по достоинству этот поступок Б. Годунова. В это же время бояре занимались хлебными махинациями, и это оставалось безнаказанным. У многих бояр и монастырей лежали запасы зерна. Их хватило бы всем на 4 года.

    · Восстановил Юрьев день (26 ноября), но с оговорками. Это породило неразбериху и всеобщее недовольство. Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка в 1603-1604 году.

    · Временно освободил от налогов жителей неурожайных областей. Это вызвало зависть и раздражение у тех крестьян, у которых хоть какой-то урожай был и которым надо было платить налоги.

    По некоторым данным за 1601-1603 гг. от голода умерла 1/3 населения страны. Народ быстро нашел традиционное объяснение бедствий: гнев Божий. Значит, Бог гневается не только на народ, но и на царя. Значит, царь сильно грешен. Молва приписала Борису Годунову убийство в Угличе (в 1591г.) царевича Дмитрия. Народ стал искать законного наследника престола.

    Борис Годунов скончался в 1605 году. Он не сумел обеспечить в стране стабилизации. В период смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол, многочисленных претендентов. После смерти Б. Годунова в стране была крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), охватившая большую территорию. Страну захлестнула уголовщина, бандитизм. Смутное время продолжалось еще долго, но историки считают, что уже с установления династии Романовых в 1613 году смута пошла на спад и первые Романовы восстановили порядок в стране.

    1. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в

    После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток — ярославские, казанские, нижегородские земли — начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе — ткацкий, на северо-востоке — кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

    В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки — гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов — иностранцы — должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. — 10%.

    В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание.

    1. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией.

    Внешнеполитические задачи России середины XVII в. диктовались необходимостью воссоединить территории восточных славян и выйти к Балтийскому и Черному морю.

    Урегулирование внешнеполитических вопросов с Польшей и Швецией являлось приоритетной задачей нового правительства Михаила Романова. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен Столбовой мир между Россией и Швецией, по которому шведы возвращали новгородскую землю. Польский королевич Владислав в 1617 г. организовал военный поход на Москву. Речь Посполитая потерпела поражение, но по Деулинскому перемирию сохранила за собой Черниговские и Смоленские земли. .

    В 1632—1634 гг. прошла неудачная война за возвращение Смоленска. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов, однако Земский собор принял решение вернуть Азов, так как Россия была не готова к войне с Крымом и Турцией.

    Территории Белоруссии и Украины входили в состав Речи Посполитой. Местные крестьяне находились в крайне тяжелом положении, барщина доходила до 6 дней в неделю работы. Немаловажным было и религиозное притеснение православия со стороны католиков. В 1648 г. гетманом (главой) Запорожской Сечи стал Богдан Хмельницкий, опиравшийся в освободительной борьбе против Речи Посполитой на Россию. 1 октября 1653 г. по решению Земского собора Россия объявила войну Польше, поддерживая освободительную борьбу украинского и белорусского народа. В 1654 г. состоялась Переяславская Рада, по решению которой Украина была принята в состав России.

    Русско-польская война (1654—1667 гг.) завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому России отходила Левобережная Украина, Смоленск, но она вынуждена была отказаться от Белоруссии. Параллельно с русско-польской войной в 1656—1658 гг. прошла русско-шведская война. Попытка России получить остро необходимый выход к Балтийскому морю потерпела неудачу, эта задача оставалась одной из приоритетных во внешней политике.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта