Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение государства у восточных славян

  • Русь в X – начале XII в

  • Культура Киевской Руси

  • Ответы на вопросы по отечественной истории. Возникновение государства у восточных славян


    Скачать 350.61 Kb.
    НазваниеВозникновение государства у восточных славян
    АнкорОтветы на вопросы по отечественной истории.docx
    Дата12.12.2017
    Размер350.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на вопросы по отечественной истории.docx
    ТипДокументы
    #10889
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    1. Ответы на вопросы по отечественной истории

     

    1. Возникновение государства у восточных славян

    Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

    Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII - VIII вв. можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это означало общинников, равенство всех членов общества.

    Правящий слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

    Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIIIв. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

    Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

    В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.


     

    1. Русь в X – начале XII в.


    В период с кон. 10 до нач. 12 вв. включительно государство Русь (Русская земля) состояло из волостей, которыми управляли князья династии Рюриковичей. Распределение княжеских столов было прерогативой киевского князя– верховного правителя государства. Волости поначалу не закреплялись за определёнными князьями: каждый из них по воле главы государства, как правило, менял в течение жизни несколько столов. Наиболее важными центрами волостей были Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Туров, Ростов, Владимир-Волынский, Муром, Перемышль, а также Тмуторокань на Таманском полуострове (анклав русских владений вне восточнославянской территории).
    После смерти Владимира в 1015 разгорелась борьба за власть между его сыновьями. В ходе неё Святополк Владимирович организовал убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава; двое первых позже стали первыми русскими святыми. В 1016 Святополк был разбит братом Ярославом Владимировичем, князем новгородским, и бежал в Польшу, к своему тестю польскому князю Болеславу Храброму. В 1018 Болеслав выступил походом на Русь. Ярослав потерпел поражение, и Святополк вернулся на киевский стол. Однако новгородцы вновь оказали поддержку Ярославу, и Святополку пришлось вскоре опять бежать из Киева. В 1019 он подступил к столице с печенежским войском, но был разбит Ярославом, бежал на западные границы Руси и вскоре умер. В 1021 Ярослав воевал со своим племянником полоцким князем Брячиславом Изяславичем, претендовавшим на Новгород. В 1024 ему пришлось столкнуться ещё с одним своим братом– тмутороканским князем Мстиславом, занявшим Чернигов. В бою войска Мстислава одержали победу над нанятым Ярославом варяжским отрядом, но в Киев Мстислав не вступил, и в 1026 братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило Левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Только после смерти Мстислава в 1036 Ярослав стал единовластным правителем Русской земли.
    В 1036 произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном новгородским князем Владимиром (ум. 1052). Поход окончился неудачей– русское войско потерпело поражение в морском бою. В период княжения Ярослава расширились и укрепились торговые и дипломатические связи Руси со странами Центральной и Западной Европы. Ярослав активно вмешивался в политическую борьбу в Польше (в т.ч. военной силой), Норвегии, Венгрии

    Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый
    Правда Русская (страница рукописи)
    С правлением Ярослава связано принятие первого свода законов Древней Руси– Правды Русской (в её древнейшей редакции). Был принят также церковный устав Ярослава, предусматривавший наказания за нарушение христианских норм поведения в повседневной жизни; его появление способствовало внедрению этих норм в быт широких масс населения. После смерти Ярослава в 1054 некоторое время сохранялась политическая стабильность. Трое его старших сыновей– киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод– осуществляли управление государством под главенством Изяслава. В 1060 Ярославичи разбили кочевниковторков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. В период их правления возник новый свод правовых норм– Правда Ярославичей, вместе с Правдой Ярослава составившая т.н. Краткую редакцию Русской Правды. В кон. 60-х гг. возник конфликт между Ярославичами и их двоюродным племянником полоцким князем Всеславом Брячиславичем, в результате которого Всеслав был захвачен и заключён в Киеве в темницу.
    В 1068 в поход на Русь двинулись половцы (кипчаки)– кочевники, пришедшие из-за Волги и сменившие в причерноморских степях печенегов и торков. Ярославичи были разбиты ими в бою на р. Альта. Тогда в

    Киеве началось восстание горожан, недовольных князем Изяславом. Восставшие освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем. Всеслав находился у власти семь месяцев, при этом Святослав и Всеволод Ярославичи признавали его верховенство. Весной 1069 Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол. Но союз трёх Ярославичей был уже подорван, и в 1073 Святослав и Всеволод изгнали Изяслава. Киевским князем стал Святослав Ярославич. После его смерти в 1076 престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его вернувшемуся из изгнания Изяславу.
    В кон. 60-х– нач. 70-х гг. 11 в. по Руси прошла серия народных восстаний под знаменем возвращения древней религии– язычества. Во главе их стояли языческие жрецы-волхвы. Решительные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступлениями.
    В 1078 в политическую борьбу вступили представители поколения внуков Ярослава. Лишённые столов князья Олег Святославич и Борис Вячеславич в союзе с половцами овладели Черниговом. В бою близ города они были разбиты Изяславом и Всеволодом Ярославичами. В этом сражении погиб киевский князь Изяслав, и престол занял Всеволод. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078–93) было временем относительной политической стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. После его смерти наступил период обострения усобиц и борьбы с половцами.
    В 1093 новый киевский князь Святополк (сын Изяслава Ярославича) и Владимир Мономах (сын Всеволода 204 Ярославича) потерпели поражение от половцев у Треполя. Последующие три года прошли под знаком войны Святополка и Владимира (ставшего князем переяславским) с половецкими ханами, протекавшей с переменным успехом, и с Олегом Святославичем Черниговским (сыном Святослава Ярославича). В 1097 на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому внуки Ярослава договаривались о закреплении за каждым из них отчин– территорий, которые по завещанию Ярослава получили их отцы. Однако сразу после Любечского съезда развернулась междоусобица, в ходе которой велась борьба за юго-западные волости– Владимиро-Волынскую, Перемышльскую и Теребовльскую. Она закончилась в 1100, когда собрался новый примирительный княжеский съезд в Уветичах.
    В нач. 12 в. Владимир Всеволодович Мономах и Святополк Изяславич сумели организовать несколько успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей. После этого половецкий натиск на Южную Русь ослаб.
    В 1113 умер Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло восстание против княжеской администрации. В этой ситуации киевская знать пригласила на княжение Владимира Мономаха. По его инициативе был создан новый свод законов– т.н. Пространная редакция Русской Правды. Мономаху в период его киевского княжения (1113–25) удавалось сохранять относительное единство государства и гасить сепаратистские устремления отдельных князей. Он успешно продолжал наступательную политику против половцев. В 1116 Владимир вёл войну на Дунае против Византии, имея цель посадить на императорский престол в Константинополе самозванца, выдававшего себя за сына императора Романа IV Диогена и ставшего зятем киевского князя. В 1125–32 киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Ему также удавалось удерживать политическое единство Руси.
    Главной формой отношений знати с рядовым населением оставалось взимание дани-налога. К 11 в. относится начальный этап складывания на Руси индивидуального крупного землевладения (вотчинного). Первоначально формировалась княжеская вотчина, а затем земельные владения дружинников и церкви. Но удельный вес вотчинного землевладения был ещё крайне незначителен.
    Высшей категорией древнерусского общества являлись князья; этот титул в 11– нач. 12 вв. признавался только за представителями киевской династии (Рюриковичей). Верховным правителем был тот, кто признавался «старейшим» в роде и княжил в Киеве. Корпорацией, в которую был организован элитный

    слой, оставалась дружина– так именовалась совокупность людей, служащих князю на основе принципа личной верности. Верхушку дружинного слоя составляла старейшая дружина, её члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дружина; её представители назывались отроками. Со 2-й пол. 11 в. внутри молодшей дружины складывается категория т.н. детских, чьё положение было более привилегированным, чем у отроков.
    Наряду со складыванием к кон. 10 в. структуры единого государства формировался разветвлённый аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступали представители дружинной знати. При князе действовал совет– совещание князя с верхушкой дружины. Князь назначал из числа дружинников посадников– наместников в городах, не имевших княжеских столов; воевод– предводителей воинских отрядов; тысяцких– глав княжеской администрации в стольных городах; судебных чиновников и сборщиков податей– мечников, данников, вирников, мытников.



    1. Культура Киевской Руси

    Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

    Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

    Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство.Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством.

    С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

    Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, политические, социальные контакты с Европой.Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

    Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица —. логически совершенная система письма, быстро распространилась на 'Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в.).

    С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания.

    В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Минула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

    В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь.

    В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение).

    Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в ХV-ХVI в. Древнеруская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золотом. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г.

    От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры — психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

    Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

    Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников христианства, они повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

    В литературных произведениях древнерусские книжники показывали важность временного, сегодняшнего дня. Вечное событий не имеет, оно может быть только пояснено, раскрыто через события, а эти события всегда красочны и ярки («Повесть временных лет» Нестора — 1113 г., «Слово о законе и благодати» метрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Бориса и Глеба», распространены были переводные библейские произведения, а также исторические многотомные «Великие четьи-минеи», т. е. чтения, расположенные по месяцам года, летописные своды, прологи, златоусты, хронографы, отдельные сборники, повествующие, поучающие, как надо жить и что делать).

    Русская литература родилась в первой половине XI в. в
    среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной.

    Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «Двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами.

    Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает в XII—XIII вв. Особенно много для ее развития было сделано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.):массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монастырях для подготовки церковнослужителей и школ высшего
    типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских .рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда».

    Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 кв. км) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Складывается общность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение единства своего народа.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта