Главная страница

Возникновение и развитие эпохи Возрождения в Испании Испания в xvxvi веках


Скачать 55 Kb.
НазваниеВозникновение и развитие эпохи Возрождения в Испании Испания в xvxvi веках
Дата16.04.2023
Размер55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKUR.docx
ТипГлава
#1065275
страница1 из 3
  1   2   3


Содержание
Введение

Глава 1. Возникновение и развитие эпохи Возрождения в Испании

    1. Испания в XV-XVI веках

    2. Эпоха Возрождения в Испании в XV-XVI веках

    3. Эпоха Возрождения в Испании в XVI-XVII веках

Глава 2. Литература Испании в эпоху возрождения

2.1 Литература эпохи Возрождения

2.2 Памятники испанской литературы

Заключение

Используемая литература
Введение

возрождение испания литература

Возрождение (фр. renaissance - возрождение) – одна из величайших эпох, переломный этап в развитии между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV-XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы (Испании и др.). Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения-гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек – мера всех вещей. [5, 39]

Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве, которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину мироздания.

Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является).

Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»).

В то же время эпоха Возрождения – это период разгула Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. Это – совсем не период безоблачного торжества человечности над схоластической косностью, как иногда представляют себе время, деятели которого получили гордое имя гуманистов.

Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как для католической церкви, которая поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в «Индекс запрещенных книг», так и для протестантов.

Таким образом, еще раз обнажился глубоко противоречивый характер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним культурным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками. И гуманисты, и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху Нового времени. И те, и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы Европа вступила в Новое время – время страшных событий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных революций, колониальных войн и освоения новых земель.

Эпоха Возрождения имела огромного положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармоничного и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

Исходя из вышеизложенного, тема нашего исследования формируется следующим образом «Эпоха Возрождения в Испании».

Цель исследования: рассмотреть особенности и содержание эпохи Возрождения в Испании.

Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи:

  1. Раскрыть особенности и содержание эпохи Возрождения в Испании.

  2. Рассмотреть памятники эпохи Возрождения в Испании.


Глава 1. Возникновение и развитие эпохи Возрождения в Испании
1.1 Испания в XV – XVI веках
На исходе XV в. все как будто предвещало стране самое радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся на века реконкиста. В 1492 г. пала Гранада - последний оплот мавританского владычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовало объединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков. Испания превратилась, наконец, в единое национальное королевство. Уверенно чувствовали себя горожане. Опираясь на их поддержку, королева Изабелла смирила оппозицию кастильских феодалов. Могучее восстание каталонских крестьян в 1462-1472 гг. привело к тому, что сперва в Каталонии (1486), а вскоре затем и на территории всего Арагона указом короля было отменено крепостное право. В Кастилии его давно уже не существовало. Правительство покровительствовало торговле и промышленности. Экспедиции Колумба и Америго Веспуччи должны были служить экономическим интересам Испании.[24, 75]

В начале XVI в. Испания уже представляла собой одно из самых могущественных и обширных государств Европы. Под ее властью помимо Германии находились Нидерланды, часть Италии и другие европейские земли. Испанские конкистадоры захватили в Америке ряд богатых владений. Испания становится огромной колониальной державой.

Но у испанского могущества было очень шаткое основание. Ведя агрессивную внешнюю политику, Карл V во внутренней политике являлся решительным сторонником абсолютизма. Когда в 1520 г. кастильские города подняли восстание, король с помощью аристократии и немецких ландскнехтов сурово подавил его. В то же время в стране не была проведена настоящая политическая централизация. Повсеместно еще давали о себе знать традиционные средневековые обычаи и законы. Испания казалась грозным и несокрушимым колоссом, но это был колосс на глиняных ногах. Проводя свою политику в интересах феодальных магнатов, испанский абсолютизм не был способен создать условия, которые благоприятствовали бы успешному экономическому развитию страны. Правда, из колоний метрополия выкачивала сказочные богатства. Но эти богатства становились достоянием лишь немногих представителей господствующих сословий, вовсе не заинтересованных в развитии торговли и промышленности. Сравнительно кратковременным оказался расцвет испанских городов. Невыносимо тяжелым было положение крестьянства.[22, 221]

В царствование Филиппа II (1556-1598) положение Испании стало прямо-таки катастрофическим. При нем Испания стала главным оплотом европейской феодальной и католической реакции. Однако войны, которые вел король в интересах дворянства, непосильным бременем ложились на плечи страны. И были они далеко не всегда удачными. Филиппу II не удалось одолеть восставших против испанского гнета нидерландцев. Жестокое поражение потерпела Испания в войне против Англии. В 1588 г. едва спаслась от полной гибели "Непобедимая армада".[1, 243] Реакционной испанской монархии еще удавалось одерживать отдельные победы, но она не способна была искоренить все то новое, что поднималось к жизни в различных частях Европы.

Отделение Северных Нидерландов в 1581 г. свидетельствовало об этом с особой ясностью. Внутренняя политика испанского абсолютизма была столь же реакционной, сколь и бесплодной. Своими действиями правительство только ухудшало и без того тяжелое экономическое положение страны. Подобно неизлечимому недугу расползалась по стране нищета. Особенно уродливым и зловещим на фоне народной нищеты выглядело богатство церкви и кучки высокомерных грандов. Финансовое положение страны было настолько безнадежным, что Филиппу II пришлось дважды объявлять государственное банкротство. При его преемниках Испания падала все ниже и ниже, пока, наконец, не превратилась в одно из захолустных государств Европы.

Огромную и мрачную роль в жизни Испании играла католическая церковь. Освобождение Испании от мавританского владычества велось под религиозными лозунгами, это поднимало авторитет церкви в глазах широких кругов, усиливало ее влияние. Не пренебрегая земными благами, она становилась все более богатой и сильной. Естественно, что церковь стала верным союзником испанского абсолютизма. На службу ему она поставила "святейшую" инквизицию, которая появилась в Испании в 1477 г. для наблюдения за морисками. Инквизиция была вездесуща и беспощадна, стремясь пресечь и искоренить любое проявление свободомыслия. В XVI в. в Европе не было другой страны, где бы так часто пылали костры инквизиции.[25, 169]
1.2 Эпоха Возрождения в Испании в XV- XVI вв.
Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в XV в. (сонеты поэта - петраркиста маркиза де Сантильяны и др.). Но развиваться ему пришлось в условиях весьма специфических - в стране, где на каждом шагу можно было встретить пережитки средних веков, где города не получили современного значения, а дворянство, приходя в упадок, не утратило своих привилегий и где, наконец, церкви все еще принадлежала страшная власть над умами людей.[19, 256]

В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе. В 1473–1474 в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского. Один из первых испанских «вольнодумцев» – Альфонсо де Вальдес (ок. 1490–1532), выступавший с критикой церкви. Его брат Хуан де Вальдес (1500–1541) стоял во главе кружка аристократов, занимавшихся религиозными проблемами. Свои идеи он изложил в сочинении 110 божественных суждений (изданы в 1550). Наряду с Антонио де Небрихой (1441 – 1522), написавшим по поручению Изабеллы Кастильской Грамматику кастильского языка, Хуан де Вальдес стал одним из первых исследователей испанского языка. Известны и их противники, например, ярый приверженец католичества, выдающийся оратор и историограф при дворе Карла I Антонио де Гевара (1441–1522), впоследствии ставший инквизитором.[21, 57]

Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс - самый известный жанр испанской народной поэзии. Реформаторы испанской литературы – Хуан Боскан Альмогавер (конец 15 в.–1542) и Гарсиласо де ла Вега (1501–1536), которые ввели в литературный обиход мотивы и формы, заимствованные у итальянского Возрождения. К ним примкнули Эрнандо де Акунья (1520–1580), известный своим сонетом Королю нашему сеньору, мастер придворной поэзии и любовного мадригала Гутьерре де Сетина (1520–1557), португалец Са де Миранда (1485–1558), Диего Уртадо де Мендоса (1503–1575), автор хроники Война в Гранаде (опубл. в 1627). Свое неодобрение новой поэтики выразил Кристобаль де Кастильехо (1409–1450) в сатире «Против тех, кто бросил кастильские размеры и следует размерам итальянским».[13, 94]

На начало 16 в. приходится расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман – Амадис Гальский опубликован в 1508. [13, 132]

В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения – плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление, которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого жанра – Трагикомедии о Калисто и Мелибее (1499) – Фернандо де Рохас (около 1465–1541). Трагикомедия больше известна под названием Селестина, по имени самого яркого персонажа – сводни Селестины, которую автор одновременно осуждает и отдает должное ее уму и находчивости. В романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество, и явственно проступают характерные черты жанра – автобиографическая форма повествования, служба героя у разных господ, позволяющая ему подметить недостатки людей разных сословий и профессий. В тот же период складывается испанская национальная драма, которая основывалась на церковных традициях и одновременно жанре народных представлений, а также на опыте итальянской ренессансной драмы.[13, 169]

Создателем испанской гуманистической драмы был Хуан дель Энсина (1469–1529), которого называют «патриархом испанского театра». Свои пьесы из жизни пастухов, религиозные и светские, он называл эклогами. В формирование испанской национальной драмы внесли свой вклад Бартоломе Торрес Наварро (1531), автор первого трактата о драме на испанском языке, Жиль (Хиль) Висенте (1465–1536), португалец по происхождению, писавший на португальском и испанском языках, и Хуан де ла Куэва (1543 – 1610), черпавший сюжеты в хрониках и романсах. Наиболее интересную часть литературного наследия Лопе де Руэда (1510–1565) составляют его Пассос – маленькие пьески, в основе которых – забавные случаи из жизни низших сословий.[17,35]

В испанской поэзии и драматургии XVI в. широко разрабатывались религиозные темы. В мистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанской словесности. Все это, однако, вовсе не означало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкой богословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиеся выступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратовать за глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели и врачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям. Но, конечно, католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии. Зато испанская литература, не столь стесненная церковной догмой, достигла в эпоху Возрождения поистине замечательного расцвета.[25, 257]

Превращение Испании из небольшого средневекового государства, поглощенного борьбой с маврами, в мировую державу с очень сложными международными интересами, неизбежно расширяло жизненный кругозор испанских писателей. Появились новые темы, связанные, в частности, с жизнью далеких Индий (Америки). Огромное внимание уделялось человеку, его чувствам и страстям, его нравственным возможностям. Высоко ценились героический порыв и рыцарское благородство, т.е. добродетели, унаследованные еще от времен реконкисты. Зато мир буржуазного стяжательства, основанный на корысти и эгоизме, не вызывал особых симпатий. В связи с этим следует заметить, что в испанской литературе эпохи Возрождения собственно буржуазный элемент выражен гораздо слабее, чем в литературе ряда других европейских стран с более интенсивным буржуазным развитием.
1.3. Эпоха Возрождения в Испании в XVI- XVII вв.
Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое Возрождение, относится ко второй половине 16 – началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527–1598) преследовал передовых мыслителей, в то же время, поощряя культурное развитие, основав библиотеку в Эскориале и поддерживая многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный до того расцвет, и эта эпоха получила название «золотого века». Светские идеи гуманизма у некоторых поэтов и писателей переплетались с религиозными мотивами.[11, 222]

Во второй половине 16 в. до 30-х 17 в. преобладает поэзия – лирическая и эпическая. Кроме того, популярностью пользовались пасторальные романы, зарождались реалистические роман и драма. В испанской лирической поэзии существовали две противоборствующие поэтические школы – севильская и саламанкская. Фернандо де Эррера (1534–1597) и другие поэты севильской школы отдавали предпочтение любовной лирике, земной и чувственной, в которой нередко звучали и звучали гражданские мотивы.[11, 256]

Во главе саламанкской школы стоял августинский монах и профессор теологии Луис де Леон (1527–1591), родоначальник поэзии «мистиков». В противовес католической церкви, мистики выступали за индивидуальный путь познания Бога, слияния с Ним. Наиболее яркие представители этого течения – Тереса де Сепеда-и-Аумада (1515–1582), известная под именем святой Терезы де Хесус, и Хуан де ла Крус (1542–1591), принадлежавшие к ордену кармелитов. К «мистикам» примыкал и доминиканец Луис де Гранада (1504–1588), писавший на латинском, португальском и испанском языках.

Восхищение античной поэзией, считавшейся высоким образцом, вызывало желание создавать произведения в духе эпических поэм Гомера и Вергилия. Наиболее удачная попытка была предпринята Алонсо де Эрсилья и Суньига (1533–1594), написавшим Араукану.[16, 211]

Вторая половина 16 в. отмечена расцветом пасторального романа. Родоначальником жанра в Испании стал португалец Хорхе де Монтемайор (ок. 1520–1561), написавший «Семь книг о Диане» (1559), за которыми последовало множество продолжений, например, Влюбленная Диана (1564) Гаспара Хиль Поло (1585), а также Галатея (1585) Сервантеса и Аркадия (1598) Лопе де Вега.[13, 137]

Тогда же появились «мавританские» романы, посвященные жизни мавров: анонимная История Абенсерраха и прекрасной Харифы и Гражданские войны в Гранаде (ч. I – 1595, ч. II – 1604) Хинеса Переса де Ита. Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616), провившего себя в разных литературных жанрах, испанская литература приобрела всемирную славу. Его бессмертное сочинение – роман Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, задуманный как пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких памятников в мировой литературе.

В эту эпоху завершается формирование испанской национальной драмы. Наиболее полно ее характерные черты воплотились в творчестве Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562–1635). Мировоззрение Лопе де Вега, новатора в области драматургии, сочетало в себе гуманистические и патриархальные идеи. Свои взгляды на драму он изложил в трактате Новое искусство сочинять комедии в наше время (1609). Лопе де Вега – создатель драмы чести, в его произведениях появляется предвосхищающая классицизм 17 в. мысль о несвободе человека, поскольку честь для него оказывается важнее страстей. Его комедии условно можно разделить на три группы – «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и «комедии дурных нравов». Он оказал влияние на таких драматургов, как Гильен де Кастро-и-Бельвис (1569–1631), Антонио Мира де Амескуа (1574–1644), Луис Велес де Гевара (1579–1644).

В начале 17 в. Испания сохраняла положение мирового лидера, однако экономическая ситуация резко ухудшалась, несмотря на огромный приток золота из колониальной Америки. В заключительный этап Возрождения, часто выделяемый в особый период барокко, преобладала тенденция происходящее в стране интерпретировать как следствие злого начала в человеке, идея, созвучная христианскому учению о греховности. Выход виделся в обращение к разуму, помогающему человеку найти дорогу к Богу, что отразилось и в литературе, уделяющей особое внимание контрасту между человеческой природой и его разумом, между красотой и уродством, в то время как прекрасное воспринималось как нечто эфемерное и практически недоступное.[18, 59]

В поэзии господствовали два стиля – «гонгоризм», получивший название в честь крупнейшего поэта того времени Луиса де Гонгора-и-Арготе (1561–1627), и «концептизм», от слова concepto, что означает «мысль». «Гонгоризм» называли еще «культеранизмом», от слова culto («возделанный»), поскольку этот стиль был рассчитан на избранную, образованную аудиторию. Гонгора был поэтом светским и народный мотив в его творчестве, обращение к жанрам народной поэзии (романсам и летрильям) сочетаются с изысканными художественными приемами. «Концептизм», основоположником которого считается А. де Ледесма, выпустивший сборник стихов Духовные мысли (1600), противостоял «гонгоризму». В то же время в «концептизме», как и в «гонгоризме», большое внимание уделялось форме, созданию сложных понятий, игре слов, остроумию.[18, 73]

Один из представителей «концептизма», Кеведо пробовал себя в разных жанрах, но наибольшего развития этот стиль достиг в его сатирических очерках, Сновидения, (1606–1622). Выдающимся философом, моралистом и писателем был Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601–1658), член ордена иезуитов, выступавший под псевдонимами. В работе Остроумие, или искусство изощренного ума (1648) он формулирует принципы концептизма.

Итак: oтдельные фазы Возрождения в Испании не совпадали с соответствующими этапами Возрождения в других странах.

- XV столетие в испанском искусстве представляет период зарождения нового художественного мировосприятия.

- В первые десятилетия XVI века возникают стилевые явления, связанные с Высоким Возрождением, но все же преобладающими оказываются раннеренессансные традиции.

- Временем высших достижений испанской культуры является вторая половина XVI века. Достаточно назвать имя великого Сервантеса, чтобы представить себе, какие глубокие и многогранные проблемы действительности были воплощены в литературе той эпохи. Значительные художественные достижения характеризуют архитектуру и живопись.

Ко второй четверти XVI столетия относится строительство такого величественного ансамбля, как Эскориал; в это время в Испании работал греческий художник Доменико Теотокопули, известный под именем Эль Греко. Но в отличие от итальянских (в частности, венецианских) мастеров позднеренессансного периода, в творчестве которых явственно выражались связь и преемственность с кругом художественных идей предшествующих этапов Возрождения, в испанской живописи острее воплотились черты трагического кризиса позднего Ренессанса.
  1   2   3


написать администратору сайта