Главная страница
Навигация по странице:

  • Христианство

  • Нравственность

  • Лекция 3 Профессиональная этика. Возникновение морали и нравственности


    Скачать 82.19 Kb.
    НазваниеВозникновение морали и нравственности
    АнкорЛекция 3 Профессиональная этика.rtf
    Дата01.07.2018
    Размер82.19 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЛекция 3 Профессиональная этика.rtf
    ТипДокументы
    #20936

    Тема: «Возникновение морали и нравственности».

    • Трактовки появления морали и нравственности.

    • Социальные истоки нравственности.

    • Исторический характер моральных ценностей и норм.

    Теологические/религиозные/креационистские трактовки – рассматривается в высшем Абсолюте – Боге. Мораль – это божий дар людям. Бог отделил человека от мира животных и приподнес им нравственные заповеди, то есть источник нравственности – высший Абсолют.

    Авторитет Бога священен и непререкаем, и поэтому моральные заповеди тоже абсолютны, они не требуют обоснования.

    Христианство – создается новая мораль, новая этика, которой не было, этика «любви», причем любовь – духовное единение людей. Каждый человек содержит в себе «искру Божью». Бог наделяет людей любовью, и отношения должны строиться на духовном восприятии. Истинно моральными являются те ценности, которые устремляют человека к божественной духовности, и следуя заповедям, приближает человека к нравственному идеалу.

    Ислам – провозглашается то, что в жизни человека все зависит от Бога/Аллаха. Чтобы достичь счастья, мусульманин должен подчиниться Богу и следовать определенным заповедям. В исламе человек не богоподобен. Если христианство стремится дать ответ на вопрос: «зачем быть моральным?», то ислам учит тому, как стать моральным.

    Натуралистическая/биологизаторская трактовка – Гераклит; мораль рассматривается как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных. Мораль рассматривается как способ выживания в борьбе за существование. В этих подходах часто стирается связь между социальным и биологическим. В поведении человека нет ничего такого, что не встречается у животных: забота о потомстве, определенные навыки.

    П.А. Кропоткин считает, что принцип общительности (закон взаимопомощи) – это начало появления определенных моральных норм у людей, таких как чувство сострадания, долга, уважения к соплеменнику, самопожертвование.

    Антропологическая трактовка – нравственность – это прирожденное человеческое свойство, которое отличает его от животного.

    • Гедонизм – выводит ощущение удовольствия/не удовольствия из эмпирических ощущений, то есть стремление к благу тождественно телесному удовольствию.

    • Эвдемонизм – счастье – это исходный принцип нравственности у людей. Счастье – это совокупность физических и духовных ценностей (счастье самого индивида), и связано с присущими потребностями и стремлениями. Основа нравственности усматривается в объективных факторах.

    Социально-историческая трактовка – нравственность возникает одновременно с первыми социальными отношениями, они связаны с дуально-родовыми организациями и экзогамными запретами (запрещаются браки внутри своего рода).

    • Отношения, которые упорядочивают половое отношение.

    • Взаимные трудовые обязательства (совместный труд необходим людям для выживания, он содержит моральный потенциал (потанцевал ), обеспечивает определенное взаимопонимание).

    • Развитие личности и противоречие ее развитию (в период разложения родового слоя, когда возникают определенные варианты свободы для личности).

    Социальные истоки нравственности.

    Нравственность – это результат совместной жизни людей, результат создания человеческого общества.

    Во всех племенах запрещается убийство (в том числе и соплеменников), а также кровосмешение. Формирование начальных представлений о том, что такое «добро», хотя само понятие это многозначно.

    Формирование нравственных отношений первоначально имеет смысл в осознании кровного родства и единства всех членов племени.

    Нравственность складывается в виде эмоциональных форм. Она не осознается в виде абстракций, но появляются уже эти представления, и они вплетаются в религиозные представления, в искусство. Первые нравственные установления передаются непосредственно.

    Пример: инициация – передача навыка осуществляется непосредственно (равное распределение добычи, приобщение к традициям племени).

    Социальное обустройство жизни, связанное с трудовой деятельностью, порождает нравственность, представления о добре и зле, о смерти и жизни, в результате формируются определенные элементы нравственного сознания и диалектика.

    Первые нравственные понятия многозначны. Добро: физическая сила, выносливость, материальные блага, истина. Нравственность, которая складывается, имеет локальный характер и распространяется только на членов своего рода.

    Нравственность формируется одновременно с формированием человечества, как с особой формой жизни. В родоплеменном обществе развились правила общения, чувства помощи, взаимоподдержки.

    В этот период не существовало проблемы морального выбора все обряды и обычаи служат подчиненности всех людей.

    Каждое время вносит свое содержание в моральные нормы и ценности. Необходимость морального регулирования присутствует во всех обществах, но наполнение ценностей и норм отличаются в разных обществах и культурах.

    Мораль и нравственность отражают движение и изменение общества, поскольку мораль – это ориентация в мире ценностей и она зависит от системы ценностей, которая сложилась в обществе и от ее изменений; зависит от других способов регуляции жизни людей; зависит от способов коммуникации, которые люди создали; связана с состоянием общественной психологии.


    написать администратору сайта