Главная страница

«Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад». Возрождение массовых форм художественной самодеятельности. Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад


Скачать 44.34 Kb.
НазваниеВозрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад
Анкор«Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад
Дата21.01.2023
Размер44.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВозрождение массовых форм художественной самодеятельности.docx
ТипРеферат
#896841



Реферат на тему:

«Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад»

Оглавление


Введение 2

1. История художественной самодеятельности 4

2. Художественная самодеятельность сегодня 7

3. Агитационная бригада как вид современного театрализованного представления 9

Заключение 15

Список использованных источников и литературы 17


Введение



Народное, художественное творчество является частью художественной культуры общества. Оно развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности национального характера и национальных образов, мышления.

Народная художественная культура − древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточно-славянских племен, проживающих на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы). В старину они передавались из поколения к поколению в бесписьменной форме (из уст в уста) и поэтому все время изменялись, варьировались.

Художественная самодеятельность − одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходящие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.

Объект исследования: художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как аспект социального и культурного становления личности.

Цель исследования.

Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.

Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность;

2. определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности;

3. охарактеризовать состояние культурной политики в настоящее время;

4. выявить основные направления развития художественной самодеятельности наше время;

5. определить «новые» достижения в развитии художественной самодеятельности.

Для достижения целей и задач используются следующие методы: анализ, обобщение, изучение художественного и научного материала.

1. История художественной самодеятельности



В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).

В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: «Укрощение строптивой» (клуб «Каучук») и «Ромео и Джульетта» (клуб «Авиахим») Шекспира, «Мещане» (Дом культуры им. Горбунова) и «Васса Железнова» (Клуб им. Кухмистерова) Горького, «Очная ставка» братьев Тур (клуб «Красный деревообделочник») и др. В 1940-1941 г.г. проведён Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х − начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: «Ревизор» Гоголя (Ленинградский университет), «Шторм» Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва).

С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода «Большевик» в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры − оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.

Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности. В 1950-е гг. возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. (Центральный орган по делам художественной самодеятельности в Чехословакии, Центральный дом народного творчества в ГДР, институт народного искусства в Венгрии).

2. Художественная самодеятельность сегодня



Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются − проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности − это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты детей, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.

В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:

1. Народный коллектив театр «Внутреннее зрение» − многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: «Доходное место» А.Н. Островского, «Гарольд и Мод» К. Хиггинса, «Закат» И. Бабеля, «Оркестр» Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них − люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году − Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр».

2. Народный театр звука «Русская рапсодия» возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.

3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса − арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьёв-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские).

4. Народный коллектив Хор русской песни приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придаёт особые тембровые краски звучанию хора.

5. Ансамбль «Старинушка» исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.

6. Шоу-группа премьер − молодёжный коллектив, имеющий в своём репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединённые увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы − совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита.

3. Агитационная бригада как вид современного театрализованного представления



Агитбригада является действенной формой воспитания, такой эффект возможен благодаря тому, что она органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения. Выступления агитбригад близки и понятны каждому, потому что в них есть доступность творческого выражения.

Программа выступления агитбригад − не просто развлечение: это большой разговор (взаимодействие) со зрителями о жизни, о повседневных делах, о том, что радует каждого и о том, что делает жизнь сложнее.

Этот «разговор» может иметь разные эмоциональные оттенки: грусть веселье, гнев. Может быть примитивным и понятным, а может насыщенным аллегориями и метафорами.

Выступление агитбригады − это не просто выступление самодеятельного коллектива. Оно обязательно подчиненно определённым принципам, которые выделяют этот жанр на фоне других театрализованных представлений.

Основные принципы жанра «выступление агитационной бригады»:

1. Принцип творчества

Каждое выступление агитационной бригады − это обязательно продукт творческого труда коллектива, включающий в себя выбор сюжета, подготовку сценария, режиссёрскую работу над постановкой, разноплановые выступления актёров;

2. Принцип нравственности

Выступление агитационной бригады должно нести исключительно созидательный нравственный характер; должно обличать пороки общества и ни в коем случае не должно вызывать симпатии или других положительных эмоций к антисоциальным персонажам.

3. Принцип злободневности

Агитационная бригада не может выступать с отстранёнными от реальностями, философскими программами. Тема представления должна быть обязательно актуальной в данном конкретном коллективе, в настоящее время и в этом месте.

4. Принцип целостности

Выступление агитационной бригады всегда законченное целостное произведение, имеющее все элементы сюжета: завязку, нарастающее действие, конфликт, кульминацию, нисходящее действие, развязку.

Тематика выступлений агитбригад:

1. Календарные даты

Общенациональные праздники: День трудящихся, День Победы, День национального единства, Международный женский день, День Защитника Отечества и т. п.

2. Тематические

Например, за здоровый образ жизни, экология, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, профилактика асоциального поведения среди детей и подростков и т. п.

Подготовка выступления агитационной бригады

Как и другие виды театрализованного представления выступления агитационной бригады подчиняются правилам жанра, о некоторых мы уже рассказали выше. Как и любая другая театрализация, выступление агитационной бригады требует тщательной проработки всех этапов постановки от сценария до художественно выразительных средств, которые будут акцентировать внимание на основной идее выступления. Плюсом, является тот факт, что в жанре агитбригады скрыт огромный потенциал.

Основное преимущество агитационной бригады заключается в, том, что в названии жанра не обозначены средства исполнения, в отличие от литературно-музыкальной композиции, театрализованного празднества и театрализованного концерта, названия которых ограничивают режиссёра-постановщика в выборе художественно выразительных средств. В то время как, для агитбригады «все средства хороши»: театральные сценки и постановки, в том числе и кукольные, «живые газеты», выступления с трибуны, пластические композиции, агитационные массовые акции с использованием различных средств информации (листовки, плакаты и другие средства пропаганды), выступления с музыкальными номерами, чтения стихов, выступления мимов и клоунов. Возможно применение фокусов, видеофильмов, интермедий, монологов, сценок, куплетов, частушек, танцев и т. д.

Такое разнообразие в выборе художественно выразительных средств даёт коллективу и руководителю агитационной бригады широчайшие возможности для реализации своего творческого замысла, позволяет с наибольшей наглядностью донести до своей аудитории идею выступления и максимально эффективно мотивировать зрителей действовать в соответствиями с продвигаемыми доктринами и установками.

Именно в выступлении агитационной бригады, впервые была использована «знаменитая линейка» − шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Ещё одно открытие представителей этого жанра − «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых.

Способ компоновки сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой в целом, − тоже достижение жанра агитбригады.

Это преимущество, также может обернуться и проблемой для постановщика. Не смотря на то, что лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание и вызвать живой интерес. Благодаря широкому разнообразию художественно-выразительных средств агитационные бригады могут выступать в разных стилях:

- разговорный жанр;

- выступления с монологами, публичные выступления на тему и т.д.;

- песни, частушки, стихи, репризы;

- танцевальные композиции;

- интермедии и сценки.

Два обязательных и главных условия во всех выступлениях агитбригады − это наглядность и музыкальное сопровождение.

Для достижения большей наглядности используются агитплакаты, растяжки, декорации, визуализации и др.

Музыкальное сопровождение, в свою очередь, не только помогает сделать наглядные средства более реалистичными (различные имитации звуков), но и оказывает колоссальное эмоциональное воздействие на зрителей, закрепляя достигнутый эффект на подсознательном уровне.

Коллектив агитационной бригады. Любое театрализованное представление предполагает серьёзную слаженную работу над ним творческого коллектива, который включает в себя сценариста, режиссёра-постановщика, актёров, технических специалистов (костюмеры, декораторы, постановщики спецэффектов). Агитационная бригада не является исключением, в ней один человек может совмещать несколько функций, так актёры самодеятельной агитбригады могут сами делать декорации и готовить костюмы.

Кроме того, исполнители в агитбригаде − «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом и активной жизненной позицией.

Специфической особенностью коллектива агитбригады выступает его деятельность по формированию общественного мнения.

Вся работа агитбригады строится на глубоком знании освещаемого вопроса, а используемые факты призваны сосредоточить внимание слушателей на самых важных проблемах. Жизненные факты не просто сообщаются исполнителем, а оцениваются им. Исполнитель передаёт своё отношение к тем или иным событиям, даёт собственную оценку затрагиваемым проблемам и как бы приглашает, своим выступлением, зрителя принять участие в оценке затрагиваемых проблем, т.е. между исполнителем и зрителем возникают особого рода социально-психологические взаимоотношения. Процесс формирования общественного мнения при участии агитбригады имеет две стороны. С одной стороны, общественное мнение предварительно формируется внутри самого коллектива агитбригады. Это происходит в период сбора и обработки местного материала: выработка коллективного мнения в процессе оценки положительного и отрицательного. Общественная позиция выявляется в ходе обсуждения поступившего материала, а также поиска той художественной формы, в которую он будет облечён.

С другой стороны, программа выступления строится таким образом, чтобы позиция агитбригады совпала бы с позицией зрителя, т.е. сложившееся общественное мнение внутри коллектива агитбригады стало бы мнением зрителя и получило бы правильную гражданскую оценку. От участников агитбригады требуется особая мобильность и точность в подаче агитационного материала, динамичное решение всей программы в целом. Необходимо применение лаконичного образного языка, то есть в небольшой интермедии, пантомиме надо о многом сказать, но так, чтобы не потерять образное начало.

Как и любым коллективам, агитационная бригада нуждается в руководстве, чёткой постановке планов и контролем их выполнения, поэтому в каждой агитбригаде есть руководитель, который осуществляет все административные и идеологические функции. Так основная цель руководителя агитбригады − это формирование социально-активной личности, сначала внутри коллектива, а потом и за его пределами по средствам своих агитационных выступлений.

Цель всегда реализуется по средствам решения поставленных задач. Так в задачи руководителя агитационной бригады входит:

1. Обучение работе в коллективе

Руководитель должен научить свой коллектив работать в команде, находить общий язык в сложных ситуациях. Эта задача осложняется тем, что многие члены агитбригад творческие и эмоциональные люди иначе они не смогут, эффективно выполнять свои функции и руководителю нужно уметь направить их потенциал в нужное русло.

2. Гуманизация социальных отношений

Вся работа, внешняя и внутренняя, агитационных бригад направлена на популяризацию общественно значимых правил, поступков и жизненных установок.

3. Обучение основам ораторского и актёрского мастерства

Исторически, так сложилось, что агитационные бригады − это чаще всего коллективы самодеятельности, состоящие из активных людей, которые, к сожалению, не имеют театрального образования и поэтому руководителю нужно научить каждого члена бригады необходимым для выступления навыкам.

Итак, мы видим, что работа агитационной бригады, это целый процесс, включающий в себя все черты присущие театрализованным представлениям.

Выводы: в этой главе мы разобрали различные мнения относительно определения понятия «агитационной бригады», рассмотрели средства художественной выразительности, использующиеся в выступлениях агитбригад, разобрали основные сюжеты и тематики, а также работу коллектива агитбригады.

Заключение



Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в регионах, в сельской местности имеет большое значение в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, − это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения.

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками − это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что художественная самодеятельность занимает очень важное место в культуре нашей страны. Необходимо ее дальнейшее развитие, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов при национальных общинах.

На уровне регионов можно создать банки данных о таких коллективах с использованием компьютерных технологий. Самодеятельным коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях народного творчества.


Список использованных источников и литературы



1. Массовость и мастерство. Проблемы и практика художественной самодеятельности. − М., 1996;

2. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. − М., 1987;

3. Фольклор и художественная самодеятельность. − Л., 1988.

4. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованных представлений / И.М. Туманов, Просвещение, М. 1976. 2с.

5. Уортман Р. С. Сценарии власти / Р. С. Уортман, М., 2002.

6. Чечетин, О.И. Основы драматургии театрализованных представлений / О.И. Чечетин. − М.: Просвещение, 1981.

7. Опарина Н.А. Театрализованные представления в школе/ Н.А. Опарина, https://miroslava-folk.ru/performances_school


написать администратору сайта