Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра социальной медицины и экономики здравоохранения РЕФЕРАТ

  • Луганск-2021 Содержание

  • Введение ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

  • 1.Врачевание в Древнем Египте

  • Источники по истории медицины

  • Методы лечения и диагностики

  • 2. Врачевание в Древней Месопотамии 2.1 О Месопотамии

  • 2.3 Традиционная медицина Месопотамии

  • 2.4 Медицина в Вавилоне и Ассирии

  • Реферат по истории имедицины. Врачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте


    Скачать 52.69 Kb.
    НазваниеВрачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте
    Дата27.03.2023
    Размер52.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по истории имедицины.docx
    ТипРеферат
    #1019126

    Министерство здравоохранения ЛНР

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»

    Кафедра социальной медицины и экономики здравоохранения

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «История медицины»

    на тему: «Врачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте»

    Выполнил: студент 1 курса

    19б группы

    стоматологического факультета

    Белоусов Н.А.
    Проверила: асс. Сафонова А.А.


    Луганск-2021

    Содержание



    Введение ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп 1

    1.Врачевание в Древнем Египте 2

    1.1История Древнего Египта 2

    1.2Источники по истории медицины 4

    1.3Мифология и врачевание 5

    1.4Методы лечения и диагностики 7

    2. Врачевание в Древней Месопотамии 8

    2.1 О Месопотамии 8

    2.2 История 9

    2.3 Традиционная медицина Месопотамии 10

    2.4 Медицина в Вавилоне и Ассирии 14

    Выводы 15

    Литература 17





    Введение ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

    История медицины является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, вобравшей в себя знания и народные традиции от первобытных времен до нашего времени. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Если древние люди руководствовались в основном религиозными догмами, то начиная с позднего Средневековья развитие врачебной практики проходило под знаменем великих научных открытий.

    Находясь на разных континентах земного шара, отделенные друг от друга морями, океанами, горными массивами, древние цивилизации развивались сообразно собственным историческим и культурным тенденциям. Однако принадлежность к единой человеческой общности определила наличие множества схожих признаков, среди которых главным является изобретение письменности. Сведения о медицине того времени сохранились на папирусах, в надписях на заупокойных стелах, саркофагах и колоннах храмов, в виде клинописных табличек из Шумера. Благодаря высокому уровню технологического развития современники смогли представить состояние медицины, гигиены и санитарии в первобытном обществе.

    В числе общих особенностей врачевания Древнего мира можно назвать выделение двух направлений лечебной практики: медицины, основанной на практическом опыте, и культового целительства, связанного с различными верованиями.




    1.Врачевание в Древнем Египте


      1. История Древнего Египта

    Египет — один из древнейших очагов цивилизации, история которого, как и ряда других рабовладельческих государств, полна контрастов и противоречивостей. С одной стороны — высокая по тем временам культура, создание грандиозных ирригационных сооружений, возведение вошедших в перечень «чудес света» пирамид-усыпальниц, монументальных сфинксов и храмов, значительные познания в области математики, географии и астрономии, в частности изобретение календаря, солнечных и водяных часов, достижения в медицине исключительное искусство бальзамирования трупов, раскрытие ряда секретов функций мозга и системы кровообращения человека; с другой стороны — грабительские военные походы в соседние страны, систематические кровопролитные междоусобицы, жесточайшая эксплуатация многотысячной армии рабов, проявления вандализма многими фараонами и окружными монархами с широким применением калечащих наказаний, поляризация общества по имущественно-бытовому признаку.

    Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах реки Нил, и её процветание во многом было связано с его сезонными разливами (разлив Нила с июня по ноябрь), способствовавшими земледелию. Первые поселения появились там на рубеже VI и V тысячелетий до н. э. Возвышение древнеегипетской цивилизации в большой степени было результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины и дельты Нила.. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый государственный аппарат, состоявший из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который часто обожествлялся в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов.

    Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства.


      1. Источники по истории медицины

    До расшифровки древнеегипетского письма описания историков и писателей древности были единственными источниками по истории Древнего Египта. О Египте писали греческий историк Геродот, египетский жрец Манефон (IV-III вв. до н. H. 3.) современник Птолемеев I и II. составивший первое историческое описание Древнего Египта, основанное на знании египетских источников, а также греческие писатели Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и т. д. В то же время многочисленные древнеегипетские тексты, сохранившиеся на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках, оставались «немыми» до 1822 г., когда французский ученый Ж. Ф. Шампольон (J. F. Champollion) разгадал тайну египетского иероглифического письма.

    Открытие Шампольон тесно связано с изучением надписей нa Розеттском камне, найденном молодым офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у г. Розетта в Египте. Целью завоевательного похода Наполеона (тогда он был генералом Бонапартом) в Египет было создание плацдарма для покорения Индии. Военные действии не принесли удачи Франции. Однако многочисленные ученые, сопровождавшие французскую армию в этом походе, открыли новые возможности для научного исследования этой древней страны. Верхняя часть Розеттского камня была заполнена иероглифическими знаками, средняя — забытой к тому времени демотической скорописью, а нижняя — текстом в честь царя Птолемея V Епифана. Последняя строка текста сообщала, что надписи сделаны тремя письменами: священным, народным и греческим.

    Древнейшие записи медицинского содержания сделаны на стенах гробниц и пирамид, саркофагах и заупокойных стелах (монументальный вариант). Так, на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н. э.) — записано, что он скоропостижно скончался в присутствии фараона. в присутствии фараона. Это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. В этой же надписи впервые говорится о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте.

    Древнейшие египетские медицинские трактаты составлялись на папирусах и до наших дней не сохранились. Мы знаем о них по свидетельству древних историков. Наиболее полную информацию о медицине Древнего Египта дают два замечательных папируса, записанных в середине 11 тысячелетия до н. э. (ок.. 1550 г. до н. э.). большой медицинский папирус Г. Эберса (G. Ebers) и трактат по хирургии — папирус Э. Смита (E. Smith) Египтологи полагают, что в древности оба папируса принадлежали одному врачу. Причем папирус Э. Смита считается копией более древнего, не сохранившегося до наших дней папируса, может быть составленного легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э.


      1. Мифология и врачевание

    Древнеегипетская политеистическая религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Пройдя путь от зооморфного тотемизма до сложнейших представлений о загробной жизни, она так и не стала государственной религией. Главным божеством древних египтян был бог Солнца – Pa, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короне (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца. Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан — символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса.

    Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис — потомок бога Ра, символ животворящего Солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым братом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса — богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу с просьбой сохранить Осириса навеки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Вера в загробное царство привела к тому, что образовался заупокойный культ. На его основе египтяне разработали мумификацию (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования — это предотвращение гниения тела. В каждой мумии заключена ценнейшая информации. Благодаря этому египтяне получили первые сведенья о анатомии человека. Ими в середине 2 тысячелетия до н.э. были описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Благодаря бальзамированию развился термин «химия». Так же они были убеждены в причинах заболеваний: сверхъестественные, вызванные духами, высшими силами, богами; естественные (пища, кишечные паразиты и т.п.).

    Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил. баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д

    Предметом особого культа были змеи. Богиня — змея кобра Уаджит (егип. «Зеленая»), покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Ее (в виде «урея») изображали на головном уборе фараона и наряду с соколом, пчелой и коршуном считали покровительницей царской власти. На амулетах богиня Уаджит часто изображалась рядом с священным глазом. Убийство священных животных каралось смертной казнью.

      1. Методы лечения и диагностики

    Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Начиная с эпохи так называемого Древнего царства (IV III тысячелетия до н. э.) совершенствованию медицинских знаний и накоплению опыта практического врачевания способствовало развитию государственности, земледелия и ремесел. письменности, культурно-торговых связей с другими странами. разносторонней деятельности священнослужителей в храмах, в том числе лечебно-профилактической направленности. Медицина в Египте находилась главным образом в руках жрецов, однако были и врачи из народа, порой из рабов. При храмах оказывалась более квалифицированная помощь, причем уже за 2000 лет до н. э. существовало деление врачей по основным специальностям. Там же распространялись медицинские знания. В частности, в школах при храмах наряду с математикой. астрономией и другими предметами преподавалась и медицина. Основоположником египетской медицины считается выдающийся врач и архитектор древности Имготеп (жил в период Древнего царства), впоследствии канонизированный и почитаемый как покровитель врачей. Ему приписывается папирус с описанием операций, разбором различных медицинских практик.
    Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.

    Магические методы воздействия заключались в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

    Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и прочее) до более чем экзотических. Многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

    В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

    Сильной стороной Древнего Египта были гигиенические предписания, обязательные для всех и прежде всего служителей культа. Указывалось на необходимость чистой нижней полотняной одежды (не шерсть, не меха), чистоты тела, регулярных омываний, купаний, массажа с различными мазями и маслами, обрезания крайней плоти, умеренности в пище; дети должны были ходить босиком; три раза в месяц он даже чаще предписывался прием слабительного и рвотного для очищения тела; рекомендовались определенные часы для испражнений и половых сношения, велась обязательная борьба с насекомыми, даже голова брили через день как средство от педикулеза.
    2. Врачевание в Древней Месопотамии

    2.1 О Месопотамии

    Древняя Месопотамия или Междуречье — древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации; на территории Месопотамии располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии, также хуррито-арийское государство Митанни.

    Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира; наряду с Египтом считается первой на земле; возникла в середине 4-го тысячелетия до н. э., угасла — в начале нашей эры. В Месопотамии появилась древнейшая письменность, первые города и государства (в том числе имперского типа), зачатки банковской системы, древнейшая литература, библиотеки, школы, архивы, музеи, монотеистические и дуалистические учения (зачатки монотеизма в культах Ашшура и Бэла-Мардука, манихейство). Сам облик месопотамской цивилизации (архитектура, скульптура и др.) и её институты (государственность, право, денежная система, календарь и т. д.) стали образцом для многих государств и обществ Ближнего Востока — Элама, Хеттского царства, Мидии, Персидской державы и других.
    2.2 История

    Первые крупные поселки, иногда даже окруженные стеной, появились в Передней Азии уже в VIII VI тысячелетиях до н. э. Это Иерихон в Палестине Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирин и т. д. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами. Древнейшие в Месопотамии рабовладельческие города-государства шумеров сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.

    С начала 2 тысячелетия до н. э., после возвышения Вавилона в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий (XX XVI вв. до н.э. —старовавилонской, период, XVI-ХII вв. до н. э.— средневавилонский, или касситский, период и XI-VI вв. до н. э. — нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

    В Верхней Месопотамии с XV по VII вв. до н. э. существовали вторая великая держава Месопотамии царство Ассирия, уничтоженное в результате нашествия мидян в 614-605 гг. до н. э.

    На протяжении всего периода Древней истории между государствами Месопотамии и нападавшими на них завоевателями велись, многочисленные войны: менялись правители, ломались границы государств, шло переселение и смешение народов. Однако в древней Месопотамии не было религиозной и этнической нетерпимости: все ее жители называли себя «черноголовыми» и в течение двух тысячелетий сохраняли единый аккадский язык.

    Об истории древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследования и свидетельства историков и ученых других эпох.

    2.3 Традиционная медицина Месопотамии


    Традиционная медицина Месопотамии уходит своими корнями в первобытнообщинный строй. В старовавилонский период XVII-XII вв. до н. э.) сформировались два основных се направления: асуту («asutu» — в переводе с аккад. искусство врачевателей) и ашипуту «casinutu» — в переводе с аккад. искусство заклинателей.

    Искусством врачевания — асуту занимались врачи-эмпирики — acу; их покровительницей считалась богиня I ула.

    Представители другого направления вавилоно-ассиийской медицины — ашипуту назывались ашипу.Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1 тысячелетия до н. э. когда, по всей вероятности, слились в одну, более близкую к ашипуту, — «престижным стало то, что мы называем ненаучной медицинской спекуляцией».

    Представления о причинах болезней были сверхъестественные — «рука Бога», «дуновение злого духа», «объятья Ламашту» и т. п. Ламашту изображен как неряшлевая старуха с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва вред она наносила детям, отравляя материнское молоко. Поэтому женщины носили амулеты, отпугивающие демонов от них и их дома.

    Естественные причины, связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезн у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

    Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Выражение «рука призрака» в текстах асуту встречается крайне редко. Иногда асу считал причиной болезни «руку клятвы», т. е человек ложно поклялся, и клятва поразила его. Однако и в таких случаях асу рекомендовал конкретное лекарственное средство, например «полоскание против силы клятвы».

    Заклинатель-ашипу, напротив, связывает болезни прежде всего со сверхъестественными салами: «рукой» конкретного бога, демона или призраков, злыми чарами т. д. Они также допускали, что болезни могут возникать и без участия злых духов или демонов.

    Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаше всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, то ашипу удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения.

    Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко.

    Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных: признаков болезни. Оно основывалось на практическом опыте врачевателя-эмпирика: его интуиции в сочетании с приобретенными знаниями. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног», «уничтожить недуг».

    Асу был большим знатоком местной флоры и фауны. Они использовали лечебные травы, коренья, семена, овощи, плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства, нефть, животные продукты и части животных, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, экскременты птиц и зверей. Асу сами собирали, хранили составляли лекарства, сами варили их на меде, пиве", уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей, тампонов.

    Главным приемом врачевания ашипу было чтение заклинаний. В библиотеке Ашшурбанапала обнаружена серия из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Это целое собрание заклинаний и обрядовых действий. Однако в процессе врачевания они умело использовали лекарственные средства.

    Неудачный исход врачевания, что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным, ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства», и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

    Репутация его коллеги-эмпирика асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, который неуклонно следовал спискам признаков болезней, составленным его далекими предками. Таким образом, асу постепенно утрачивали свои позиции.

    Между врачевателями эмпириками асу и заклинателями ашипу, по всей вероятности была конкуренция, которая со временем завершилась победой ашипу, в их направлении стали проявляться оба признака врачевания.

    О строении человека в Месопотамии не знали, т. к. не проводили вскрытий, а расчленение животных давало далекое представление об анатомии человека. Но они занимались родовспоможением женщины, а после ее смерти разрешалось кесарева сечение, чтобы спасти ребенка.

    Один из источников изучения медицины в Месопотамии – свод законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) - мудрого и деспотичного правителя. Это большой каменный столб высотой 2,25 м. Вся поверхность столба покрыта текстом - собрания статей судебника, выведенных клинописью. Статьи 18 и 19 – посвящены условиям деятельности врача и его судебной ответственности. За удачное лечение врачу полагалось хорошее вознаграждение, за неудачу – штраф. Высокая плата за врачевание была связана с большим риском этой профессии: воздаяние равным за равное (око за око, зуб за зуб). Подход к врачеванию был классовый.

    Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний посвященному: непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь— заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты за тем покажи ему...».

    Ученики врача назывались асу агашгу. Возможно, что клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии, которая существовала до XVII в. до н. э. В этой школе обучали клинописи, математике, астрономии, праву, изучалась музыка и литературные произведения. Деятельность э-дубы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Вавилонии.

    2.4 Медицина в Вавилоне и Ассирии


    Особое место в развитии медицины принадлежало Вавилону и Ассирии по времена правления царя Хаммурапи (ХVIII. э.) период расцвета Вавилонского царства. Там права и обязанности врача были четко регламентированы. Ряд статей свода законов Хаммурапи посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности за погрешности в лечении больных, а также порядку оплаты его работы пациентами. Чтобы убедиться в строгости и даже жесткости указанного свода законов. достаточно прочитать его параграф 218, который гласит: «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит ему смерть или устранит бельмо и этим повредит глаз, то врачу следует отрезать пальцы». Надо заметить, что такие наказания применялись, как правило, к врачам - выходцам из рабов, и в случае, если пострадавшим больным оказывался господин.

    В вавилонской и особенно ассирийской врачебной практике при распознавании болезней и лечении мистические тенденции, магические и символические действия преобладали над эмпирическими представлениями и методами. Все же в диагностике применялись рациональные приемы. Был известен широкий перечень симптомов, характерных для многих внутренних болезней. Для лечения использовался довольно богатый арсенал средств растительного, животного и минерального происхождения (молодые почки различных растений, масла, нефть и др.).

    Вавилонско-ассирийская медицина дала миру немало важных знаний о противоэпидемических мерах, способах передачи различных инфекций, в частности о связи эпизоотии с возникновением вспышек ряда инфекционных заболеваний среди людей.
    Прогноз течения болезней и их исхода определяли гаданием на внутренних органах жертвенных животных, в частности рассматриванием печени, и, кроме того, руководствовались расположением небесных светил.

    Астрологические представления вавилонян и ассирийцев, воспринятые врачами многих стран, были распространены в медицине на протяжении средних веков.

    Что касается знаний в области анатомии, то они были незначительными и основывались на сведениях, получаемых при рассечении животных, которых приносили в жертву богам. Из внутренних органов главной считалась печень, подвергавшаяся наиболее тщательному изучению в организме, а из жидкостных сред — кровь, которая, в представлении ученых и врачей Вавилона и Ассирии, являлась «жизненной сущностью» и под разделялась ими на «кровь дня» (артериальную) и «кровь ночи».

    Выводы


    Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпо­ху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биоло­гическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

    Пройдя сложный путь развития, через несколько тысячелетий медицина подходит к истокам, все чаще обращаясь к народным методам врачевания. В современную практику постепенно возвращаются способы, известные еще с древнейших времен.

    Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

    Литература


    1.Грицак, Е.Н. Популярная история медицины / Е.Н. Грицак. — М. :ВЕЧЕ, 2003. ─ 463 с.

    2.Лисицын, Ю.П. История медицины / Ю.П. Лисицын ─ М. :ГЭОТАР-Медиа, 2008. ─ 393 с.

    3. Малая, Л.Т. История медицины: Очерки /Л.Т. Малая, В.Н. Коваленко, А.Г. Каминский, Г.С. Воронков ─ К. :Либідь,2003. ─ 415 с.

    4. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир / Т.С. Сорокина ─ М. :Изд-во Ун-та Дружбы народов ,1987. ─ 167 с.

    5. Сорокина, Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина ─ М.:Изд. центр Академия" ,2008. ─ 559 с.


    написать администратору сайта