Главная страница

Врачевание в Древней Руси. Врачевание в Древней Руси Народная славянская медицина


Скачать 18.88 Kb.
НазваниеВрачевание в Древней Руси Народная славянская медицина
Дата17.10.2021
Размер18.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВрачевание в Древней Руси.docx
ТипДокументы
#249510

Врачевание в Древней Руси

Народная славянская медицина представляет из себя древнейший вид профессиональной деятельности, которая сочетает рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни.

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники.

Знания, которые основывались на практическом опыте и магических ритуалах, передававшиеся из поколения в поколение, записывались в лечебники и травники-

-древние медицинские энциклопедии, что описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, советы по питанию и образу жизни.

В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа.

Особый "авторитет имело все семейство луковых, а именно чеснок и лук, о котором сложили поговорку:” Лук от семи недуг”. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Так, цинга в древности побеждалась настоем шиповника, чеснока, лука. Деготь применялся для кожных болезней, морковь — от малокровия, семенами тыквы избавлялись от глистов. Есть мнение, что существовал сложный отвар, в составе которого находилась ртуть, применялся при "прилипчивы" (венерических) заболеваниях.

Использование некоторых лечебных средств проходило только с заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвычайно много "врачебных" молитв и знахарских заговоров”, пришедших частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры являлись своеобразными психотерапевтическими лекарствами, иногда помогали больным.

Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.

Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

В произведении "Вертоград" находится более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Мышьяк использовался для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Киноварь и ртуть - лечения кожных болезней. Они также были средствами по избавлению вшей и блох.

На Руси были известны и побочные действия применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения. Использовались также минералы для лечения болезней.

Лазурит применялся как слабительное и для лечения перемежающейся лихорадки.

Алмаз - для смазывания краёв гнойных ран и язв, для лечения дёсен при цинге.

Применение агата в Древней Руси нужно было в создании сосудов для перевозки и хранения лекарств, в виде присыпки или мази при укушенных ранах. Оникс (разновидность агата), использовался для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высоко ценился аметист. Он был необходим в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.

В Древней Руси с помощью определённых органов, желчи, животных соков, яиц птиц, вытяжек из тел насекомых также происходило лечение болезней. Сырьё для создания таких лекарств было на Руси и могло также поставляться с других стран.

Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался "камень безоар", находившийся в кишечнике многих животных. Секрет железы кабарги - источник мускуса применялся при болезнях сердца, эпилепсии, для душевнобольных с депрессией и при запое.

С огромной популярностью пользовались пантовые “оттирки” - панты пятнистых оленей. На Руси пантовые “оттирки” назначались при эпилепсии, и желудочных и маточных кровотечениях, параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.

Особенно ценились на Руси вещества, которые положительно влияли на сердце, нервы, придавали бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: “любка”, “зелие милое”, “дар небес”.

Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца, перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь, который использовался в уксусе на ночь.

Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных, которые привозились с Индии.

Обеззараживающими средствами были: полынь, багульник, а сенна и ревень - слабительными средствами.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и лечения с использованием магии. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, для защиты здоровые частей тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Опахивание- проведение магической черты, за пределы которой не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь. (Из книги Гавриила Попова “Русская народно-бытовая медицина”). Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: солили хлеб и, проговорив магические слова, бросали в реку.

Было стремление напугать болезнь при помощи громких криков, выстрелов. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Считалось, что болезнь была в роли живого существа, которая могла испугаться и покинуть тело человека. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.


написать администратору сайта