Главная страница

Реферат История Медицины Развитие медицины на Руси. Развитие медицины на Руси. 1. развитие медицины на руси до образования государства. 1 Исторические предпосылки


Скачать 245.5 Kb.
Название1. развитие медицины на руси до образования государства. 1 Исторические предпосылки
АнкорРеферат История Медицины Развитие медицины на Руси
Дата21.11.2019
Размер245.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие медицины на Руси.doc
ТипРеферат
#96333
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

СОДЕРЖАНИЕ
1.РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ НА РУСИ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА.

1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

1.2 МЕДИЦИНА СКИФОВ

1.3 ВРАЧИ СКИФОВ

1.4 ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНЕ У СКИФОВ

2. НАСЛЕДИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ЗНАХАРСТВО

2.1 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

2.2 ЗНАХАРСТВО

2.3 МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА

2.4 ВРАЧИ

2.5 МИРСКИЕ ВРАЧИ – ЛЕЧЦЫ

2.6 ХИРУРГИЯ

2.7 ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ХИРУРГАМИ

3 РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

3.1 ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

3.2 ПО ДАННЫМ ДРЕВНИХ ЛЕТОПИСЕЙ

3.3 ВРАЧЕБНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.4 СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ

3.5 СТАРИННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ РУКОПИСИ

3.6 ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

3.7 ЛЕЧЕБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение

История медицины, развитие медицины на протяжении веков является важной наукой, которая помогает нам осознать и понять важность знаний, накопленных поколениями, оценить вклад, древних врачей, целителей, ученых, внесенных ими в развитее современной медицины и, конечно же, почувствовать связь между прошлым и настоящим. Актуальность, выбранной мною темы, неоспорима, ведь истоки современной Российской медицины уходят корнями в те далекие времена, когда вокруг царило невежество, и образованные люди ценились весьма высоко. Многие современные методы как хирургического, так и терапевтического лечения основаны на методах изобретенных столетии, а иногда и тысячелетия назад.

Задачи, которые я перед собою ставила, при написании реферата, заключаются:

1Изучении истории древней Руси, социальных условий, того периода, и, соответственно предпосылок развития древней медицины.

2 Изучение методов врачевания, их результатов, а так же врачей, основавших первые больницы на древней Руси и лечивших людей.

3 Изучение видов врачебной помощи и оборудования врача того периода.

При написании реферата я пользовалась несколькими видами литературы.

Первый вид – это переизданные древние рукописи, дающие наиболее точное представление о событиях конкретной эпохи и периода, изучаемого мною. А конкретно Никоновская летопись и Печерский Патерик, летописец точно и детально описывает все события, детальное изложение конкретных фактов жизни исторических личностей помогает ощутить себя современником описываемого события. Благодаря древним летописям мы можем найти описание способов лечения, рекомендаций врачей, результатов лечения того периода.

Второй вид – это литературные работы многих ученых, не очень отличающиеся по своей сути. Они изучают узкий период истории, охватывающий не более столетия и на основе фактов делают вывод о развитии медицины в предложенный период. Например Богоявленский Н.А. «Древнерусское врачевание в ХV1-ХV11вв» и Загоскин Н.П. «Врачи и врачебное дело в старинной России X11-X111 вв».

Третий вид, используемой мной литературы, является литература глубоко изучающая всю историю медицины все её аспекты и факты дающая нам представление не только о конкретном периоде истории, но и связывающая всю историю воедино. Таким образом, она помогает нам оценить весь охваченный нами период, это такие книги, как

Войцехович Б.А. «Очерк о истории медицины и здравоохранении», Забелин И.И. «История Русской жизни с древнейших времен», Змеев Л.Г. Былое врачебной России,

Мирский М.Б. «Хирургия от древности и до современности», Аникин И.Л. «История Русской средневековой медицины». Друг от друга данные книги отличаются более датальным рассмотением отдельных тем, Войцехович уделяет внимание развитию здравоохранения, Мирский развитию хирургии, Аникин более детально останавливается на периоде средневековья.

1.РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ НА РУСИ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА.

1.1ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

В середине II тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. А в VI — IV вв. до н.э. праславянское ("сколотское") общество, занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, справедливо называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершившийся созданием феодального государства Киевской Руси.

Доказано, что в VI в. н.э. в Среднем Поднепровье складывается мощный союз

славянских племен; в этот союз входили поляне, древляне, кривичи, радимичи, северяне и др. Приняв имя народа Рос или Рус, они объединились вокруг Киева.

Возникшая Русская земля включала тогда Киев, Чернигов, Переславль, Север-

скую землю, Курск. Другим центром русской государственности стал Новгород.

Древнерусское государство (Киевская Русь) IX — XII в. было огромной страной, раскинувшейся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Уже в Х в. в Древнерусском государстве было свыше 20 городов, в том числе Ки-

ев, Белоозеро, Изборск, Коростень, Ладога, Муром, Новгород, Полоцк, Псков,

Смоленск, Туров, Чернигов и др. А в Х — XIII столетиях, до татаро-монгольского

нашествия, на Руси было около 350 городов, а всего населенных пунктов — несколько тысяч .

Главнейшие славянские города возникали по большим водным путям (великий

волжский путь из варяг в арабы, днепровский путь из варяг в греки ). Об их величине и влиянии можно судить хотя бы по тому, что "мать городов русских"—

древний Киев, согласно данным историко-археологических исследований, занимал

площадь около 400 га; на этой площади в XII — XIII вв. могло проживать до 50 тыс.

человек.

Не исключено, что состав населения Киева, Новгорода, Пскова, Ладоги и других городов — центров цивилизации Древнерусского государства, уже в

VIII — IX вв. был полиэтничным, здесь жило немало пришельцев из разных стран,

прежде всего, из Византийской империи, а также из Скандинавии. Торговые и экономические интересы привлекали сюда людей из разных стран.

Многолюдные и богатые древнерусские города были центрами не только ремесленного производства и торговли, но и центрами культуры — важнейшей области общественной жизни, духовно-творческого потенциала народа.

Правда, "древняя Русь не получила такого богатого античного наследия, как,

например, Греция, Италия, Франция, Испания, — пишет Б.А. Рыбаков. — Однако

культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности. Значительное культурное наследие было получено той частью восточных славян, которая в первом тысячелетии до нашей эры входила в конгломерат племен, условно называемой Скифией.

1.2 МЕДИЦИНА СКИФОВ.

У скифов (этим именем античные авторы называли обширную этнокультурную

общность, которую составляли многочисленные, отличавшиеся друг от друга по

своей языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон Восточной Европы) была и своя медицина.

Следует, впрочем, отметить, что в прошлом веке некоторые историки, изучавшие культурное наследие скифов, полагали, что их медицина не представляла собой ничего оригинального. Например, А. Лаппо-Данилевский, ссылаясь, правда, на

недостаток данных, писал: Медицинские средства скифов, прижигание и пускание крови представляют сходство с такими же средствами, например, у юраков,

которые прижигают там, где крепко заломило, и пускают кровь из глазных вен для

излечения от снежной слепоты, средства вообще довольно первобытные, не свидетельствующие в пользу какого-либо развития медицинских познаний среди скифских племен".

Согласиться с этим нельзя, а недостаток данных — не оправдание для подобных

выводов. На самом деле медицинские познания скифов, как считали даже их более

просвещенные античные современники, достойны весьма высокой оценки.

Так, греческие и римские историки сообщали об использовании скифами различных лекарственных растений. Об этом писал, например, Плиний старший (I в. до

н.э.) в своей "Натуральной истории", подчеркивая, что "скифская трава от болот

Меотийских, а кроме этого и другие травы из других мест, перевозятся туда и сюда

по всему миру для блага человечества". Это подтверждается более ранними данными Феофраста о так называемом скифском корне, т.е. о той же скифской траве .

Римский историк Аммиан Марцеллин тоже упоминал о скифском корне — ревене,

имевшем большое применение в древней медицине. Наконец, Пелагоний, врач,

живший (как и Аммиан Марцеллин), во второй половине IV в. н.э., писал, что rpeческие и римские врачи пользовались для изготовления лекарств такими понтийскими (скифскими) травами, как понтийский абсинтий (горькое питье), понтийский ирный корень, понтийский заячий корень и понтийская шандра. О распространении скифских лекарственных растений в Италии за несколько столетий до нашей эры сообщали, кроме того, Катон старший и Плавт, жившие на рубеже III

— II в. до н.э.

Скифией и ее медициной интересовались и знаменитые врачи древности, и писатели (V в до н.э.). Известно, что Гиппократ побывал в Скифии, описал (в книге

"О воздухе, водах и местностях ) эту страну и ее обитателей. Он приводил и подлинные факты, например, о болезнях скифов, и легенды, например о том, что у женщин - савроматов якобы нет правой груди, которую они удаляют. Аполлоний Родосский (III в. до н.э.), в своем "Походе аргонавтов" описал защищавшую от ран и

ожогов "волшебную мазь Медеи, которую в Скифии готовили из сока растения,

сверху похожего окраской на корикийский шафран, а в земле корень подобен свежеразрезанному мясу(1).

О скифах, об их методах закаливания младенцев писал Клавдий Гален (II в. н.э. )

в своей книге о сохранении здоровья . В другом сочинении ( о противоядиях две

книги") он описал противоядия боспорского царя Митридата (что косвенно подтверждает применение скифами ядовитых растений, таких как анонит и др., в своей медицинской практике). Наконец, Орибасий (IV в. н.э.) лейб-медик императора Юлиана,

в книге XV "Медицинских собраний к Юлиану" упоминал, что "к числу размягчающих скиры (твердые нарывы) лекарств принадлежит... и скифский бделлий, который и чернее и смолистее аравийского.... Скифский бделий имеет очень действенные смягчающие свойства".

Существует мнение, что на основании свидетельств Плиния и других древних писателей можно сделать вывод, что именно скифы разводили лекарственные растения

в огородах, садах, на своеобразных плантациях, как это было позднее в Древнерусском государстве, в средневековой России, на Украине. Иначе говоря, скифы культивировали лекарственные растения как одну из отраслей народного хозяйства.

Говоря о достижениях медицины скифов, нельзя не упомянуть об их познаниях

в хирургии, о применении оперативных методов лечения (все это они, скорее всего,

позаимствовали от греков). Например, на хранящейся в Эрмитаже знаменитой

Куль-Обской вазе, найденной вблизи г. Керчь и относящейся к V — IV вв. до н.э.,

изображена хирургическая операция — скиф вправляет челюсть травмированному

воину, удаляет зуб, перевязывает голень раненому. Некоторые хирургические инструменты и их изображения удалось обнаружить археологам в Чертомлыцком кургане (в среднем течении Днепра) и в других курганах, находившихся неподалеку.

1.3 ВРАЧИ СКИФОВ

Древнегреческий историк Геродот, побывавший в Скифии в V в. до н.э. и описавший ее жителей, свидетельствовал, что лечением больных там занимались колдуны и чародеи, позже — жрецы. Их практика не всегда приносила пользу, а при неудаче их, случалось, жесточайшим способом наказывали — сжигали.

В исторических сочинениях Геродота и Плутарха говорилось и о профессиональных скифских врачах, которые одновременно, правда, были и жрецами. Это, например, Абарис, жрец гиперборейского Аполлона: по Геродоту, Абарис приезжал

в Дельфы, где с помощью лечебных средств и песнопений, использовавшихся тогда

многими; жрецами, он "изгонял болезни" и даже сумел якобы прекратить эпидемию

чумы в Спарте. Известны были также скифские врачи Анахарсис, приехавший в

Афины во времена Солона и славившийся, по Плутарху, "глубокой мудростью и

воздержанием", и Токсарис — в Афины он прибыл вместе с Анахарсисом, был по-

священ здесь в асклепиады и с большим успехом занимался медицинской практикой: существовала легенда, что якобы Токсарис после смерти являлся на землю,

чтобы прекратить чуму, вследствие чего афиняне соорудили ему памятник и ежегодно приносили в жертву белого коня.

И другие греческие и римские писатели (Лукреций Самосатский, например)

сообщали о том, что во времена Солона (Vll — Vl вв. до н.э.) в Скифии, в Греции,

в Афинах широкой славой пользовались такие скифские врачи, как Анахарсис, член

царской семьи, один из семи мудрецов древнего мира, и Токсарис — муж мудрый,

отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям,

но происходивший не из царского рода и не из колпаконосцев (жрецов), а из толпы

простых скифов, каковы у них так называемые восьминогие, т.е. владельцы пары

быков и одной повозки. Этот Токсарис умер в Афинах и, немного спустя, даже

был признан героем; афиняне приносят ему жертвы как иноземному врачу".

Как Анахарсис, так и Токсарис считались древними греками самыми крупными

врачами, даже во времена Гиппократа; особенно ценились скифские врачи

как знаменитые диагносты и прогносты.

Наконец, в Скифии, в том же Северном Причерноморье, в IV в. н.э. жил и практиковал знаменитый византийский врач Орибасий: в его трудах есть указания на

его скифскую практику.

1.4 ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНЕ У СКИФОВ

Возникает, кстати, вопрос, существовали ли в Скифии какие-нибудь школы для

обучения медицине. По мнению некоторых историков, на этот вопрос можно ответить положительно, ибо имеются данные, свидетельствующие о возможности существования в Скифии медицинских школ или кружков, в которых молодежь обучалась врачебному искусству. Наличие в ряде греческих колоний, представлявших смешанные греко-скифские поселения, и в некоторых местностях внутри Скифии асклепейонов, при которых существовали медицинские школы, дает основание высказывать мнение, что именно в них обучалась не только греческая, но и скифская молодежь. Это тем более вероятно, что во времена Геродота и Гиппократа кастовая замкнутость врачей - асклепиадов была разрушена, и эти врачи обучали лечебным знаниям не только своих сыновей и родных, но и посторонних людей за хорошую плату, как это делали в то же время и в Греции учителя мудрости — софисты. Не исключена даже возможность существования отдельных, чисто скифских медицинских школ или кружков, где учеба шла только на скифском языке, тем более, что скифский язык уже в V — IV вв. до н.э. имел достаточно богатый словарный фонд и развитую грамматику.

Поучительно, что многие секреты скифской медицины стали затем известны римлянам. Знаменитый Гай Плиний Секунд в своей "Естественной истории" описал ряд применявшихся скифами лекарственных трав. Скифы первые открыли ту, которая называется скифской, — писал он; — она произрастает вокруг Меотиды, имеет очень сладкий вкус и чрезвычайно полезна против так называемых астм . Кроме того, он описывал гиппану и акор, который действует как горячительное и облегчающее средство, затем против подтеков и потемнения в глазах, а питье их сока — против укусов змей .

Плиний особо подчеркивал, что "скифы лечат раны 'скифской травой '....

скифская трава" от болот Меотийских..., а кроме того и другие из других мест перевозятся туда и сюда по всему миру для блага человечества". Плиний писал еще об одной лечебной траве: "Безыменка получила такое название за неприисканием другого; она привозится из Скифии, прославлена весьма авторитетным врачом Гикесием, а также Аристогитоном, и составляет превосходное средство для заживления ран, если прикладывается истолченной с водой, а в вид питья — против поражения груди и предсердия, а также против кровохарканья; советовали пить ее и раненым"(2).

Достижения скифских врачей сохранялись веками. Так, через несколько столетий после Плиния довольно известный в Риме Марцелл, придворный врач императора Феодосия 1 (V в. н.э.), в "Книге о врачебных средствах" упоминал, что существует такое лекарство как красноватая скифская смола, которую другие называют писсасфальтом".

Но если об этих достижениях помнили на Западе, то, по всей вероятности, они

сохранялись и в памяти народа, народных лекарей, волхвов, тех, кто лечил, заботился о здоровье скифов: логично предположить, что они (целиком или частично) из

праславянской древности перешли в "медицинский обиход" славян, использовались

ими еще до принятия христианства.

Достижения праславянской (скифской) медицины, как и вообще скифской

культуры, составили часть того культурного наследия, которое получили древние

славяне, сведения о важной части скифской культуры — скифской медицине — сохранились, как показано выше, в письменных источниках.
2 НАСЛЕДИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ЗНАХАРСТВО

2.1 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так

и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные, значительно расширившиеся и укрепившиеся после принятия христианства, связи с Византией — хранительницей достижений древней цивилизации.

Впрочем, тесные связи с Грецией, сопровождавшиеся проникновением достижений древнегреческой культуры, начались еще в дохристианские времена.

Но после принятия Древней Русью христианства наследие древней цивилизации стало как никогда раньше широко проникать в славянскую культуру, что явилось фактором огромной важности.

Первые понятия о греческой медицине (а, следовательно, и о медицине Гиппократа) распространились у нас посредством греческих (православных) монахов еще в XI и XII столетиях, и нет основания не допустить, что уже на это время были возможны переводы и переделки на русский язык латинских и греческих медицинских сочинений". Можно только пожалеть, что эти рукописи не дошли до нас...
2.2 ЗНАХАРСТВО

Впрочем, еще до проникновения к нам, с христианством и византийской культурой, греческой медицины, основывавшейся на достижениях античных врачей, охранять здоровье наших предков помогала народная медицина, которая была хранителем бесценного опыта поколений. Используя достижения, корни которых уходили в седую древность, она в течение многих столетий питала и обогащала медицинскую практику, помогала заботиться о здоровье, применять наиболее рациональные способы борьбы с болезнями.

Правда, в народной медицине было немало иррационального, вредного для организма: связано это было со знахарством, широко распространенным в России в течение многих и многих столетий. О нынешних временах умолчу — что уж говорить о седой

древности!...

Поэтому обладавшую вековым опытом народную медицину, важную и нужную

саму по себе, выработавшую традиционные и во многом рациональные методы, следует отличать от знахарства (хотя и здесь было кое-что полезное, в частности, по

использованию дикорастущих трав и других растений).

Знахарство — и тогда, и в последующем, вплоть до нашего времени, — включало как непременный атрибут различные заговоры, мало изменявшиеся по сути

своей в течение столетий, но всегда исключавшие применение каких — либо материальных средств.

Заговоры эти представляли собой пожелания, которые должны исполниться с

чьей-либо помощью — либо самого знахаря, либо языческих божеств, либо (в христианские времена) с помощью святых или даже самого Бога
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта