Главная страница

Реферат История Медицины Развитие медицины на Руси. Развитие медицины на Руси. 1. развитие медицины на руси до образования государства. 1 Исторические предпосылки


Скачать 245.5 Kb.
Название1. развитие медицины на руси до образования государства. 1 Исторические предпосылки
АнкорРеферат История Медицины Развитие медицины на Руси
Дата21.11.2019
Размер245.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие медицины на Руси.doc
ТипРеферат
#96333
страница4 из 5
1   2   3   4   5
.(15).
3.4 СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ

Существуют определенные представления о способах и приемах врачевания, которые использовали медики средневековой России — и врачи-монахи, и мирские

врачи. Установлено, например, что, считая причиной болезни "неправильное смешение телесных соков", они старались привести их в "доброе сочетание" и потому применяли кровопускание, жежение (каутеризация), заволоки, а также средства промывательные, рвотные, отхаркивающие, потогонные и пр. (все это соответствовало, в основном, западноевропейской медицине и хирургии средневековья).

Правда, о делах русских лекарей, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, все-таки, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине, традиционно превалирующее внимание к власть предержащим и пр.: основным, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с народной медициной, применяли и сурово преследовавшиеся православием методы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами монахами, с монастырской медициной.

Во всяком случае, непреложным является факт, что и те, и другие, используя более или менее разнообразные способы и средства лечения, занимались исцелением

различных болезней: древнерусские летописи подтверждают это.

В рукописи XV в. "Слово об исцелении болезней миром" рекомендовалось,

в частности, "аще же болезнь очима, такоже, по окончании литургиа, помажеть

еред малечко; такоже и на всем теле, где коли прилучится болезнь, иереи такоже

взимают святаго мира и помазает болящая'. Этот метод советовали

использовать и при венерических и гинекологических заболеваниях, "аще же прилучится болячка на срамных удех, аще у мужа или у жены. При этом, однако, полученное от иерея "миро" больной должен был применять сам: Тако взем своею рукою от мира святаго кистицю, и помажеть сам болячку свою, яже на тайных его удех; или муж, или жена, невозбранно есть; при этом егда съхраняется, муж к жене, да не приближается в той день и нощь, да не приближается к пианству".

Это — пример терапевтического лечения, с использованием целебной мази (" миро" ), приготовленной монахом-врачом (иереем). Хотя терапевтические способы лечения в практике русских лекарей, как уже подчеркивалось, преобладали, все же и хирургия занимала в медицине средневековой России определенное место.

Об использовании различных хирургических методов лечения свидетельствуют

запечатленные в летописях своеобразные "истории болезни русских князей. Так, в

Никоновской летописи описано, как в "лето 6949" (т.е. в 1441 г.) долго болевшему князю Дмитрию Юрьевичу Красному ("болячка в нем движеся, и бысть болезно тяжка ему зело") во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник отец Осия: "У него тогда кровь пустися, из обою ноздрю яко пруткы течаху, и много иде ея, нелзе бе причастиа дать ему, но стоаше священник с причастием в сенях, ожидая. По сем же кровь начять надниматися: отец же его духовный, Осия именем, священноинок, заткну бумашькою ноздрю его; князь же, въстав, срете божественное причястие... и вьзлеже на постелю свою'. Этот факт удостоверяет и Степенная Книга. Таким образом, летописи подтверждают, что при сильном кровотечении врачи средневековой России успешно испольэовали метод тампонады — именно его применил у князя Красного врач-

монах Осия.

Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в "лето 6970" (в

1462 г.) великий князь Василий Васильевич "чаял себе, сухотные болести,

повеле жещи ся, якоже есть обычай болящим сухотною, и повеле ставить, зажигаа

труд той на многих местех помногу, идеже и не бе ему никоеа болезни, тогда бо и не

чюеше того". Таким образом, был применен общепринятый тогда метод лечения сухотной болезни ("яко же есть обычай болящим сухотною"), причем говорится и об

использованной методике ( зажигая труд той на многих местах помногу ). К сожалению, примененный метод не помог: "Егда же разгнишася раны оны, и бысть ецу

болезнь тяжка... И в той болезни преставися...".

Стоит добавить, что, как это наружное средство (прижигания )... очень сходствуют с введенною после в хирургию моксою и искусственно вызываемыми фонтанелями".

В этом своде древнерусских памятников содержится "Житие святаго Андрея,

Христа ради юродивого", отрывок из которого (" О Феодоре мученице") предста-

вляет определенный интерес с историко-медицинской точки зрения. Рассказывает-

ся: «Яко нача лиати, течаше миро яко видение молниино, и прихожаше ко очима моима и к ноздрема, а ноздрьми по всему телу моему расходящися, яко от воня мира того не чюях страшных болезней, бывающих ми от муки. Един же, намакая платно в медяницю, прикладаше ми к лицю и держаше ми на многы часы, тако сластию воня тоя забыл бых болезни своея. Паки взимающю тому платно от лица моего, другый стояше готов наложити хотя; и тако пребыста творяща, донележе мучащее мя престаша и со древа сняша».

Нет сомнений — перед нами документальное и очень точное описание общего

обезболивания, того его вида, который впоследствии получил название «ингаляционного наркоза». Поскольку святой Андрей жил в Х в. (его "Житие" было написано в конце Х в.), то весьма логичным будет считать, что общее обезболивание применялось тогда в медицинской практике, скорее всего — при хирургических операциях. Н.А. Богоявленский, комментируя этот факт, прямо пишет, что "Житие

Андрея Юродивого" иносказательно приводит рассказ больного, подвергшегося

"резанию под наркозом": правда, на это в рукописи никаких указаний нет.

О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом,

можно говорить вполне определенно. Это подтверждают и документальные свидетельства.

Медицинская, в том числе хирургическая, помощь простому народу, в частности

лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно — об этом свидетельствует Судебник 1589 г. В статье 53 "А о изъедистой лихой собаке" говорилось: "А у кого во дворе или под окном на улице и в избе собака изъест стороннего человека, ино чем тот раненой пожалует, или кормить и поить и рана личить покаместа изживет, тому на дому своем, чья собака". Иными словами, пострадавший мог по приговору есть, пить и, самое главное, лечить рану за счет хозяина покусавшей его собаки, в его доме.

Разумеется, принятые тогда хирургические способы лечения (как, впрочем, и

терапевтические) не всегда приводили к исцелению: это подтверждают приведенные

в летописях "истории болезни" Василия III и других князей.

Можно, однако, утверждать, что методы, использовавшиеся древнерусскими

врачами, соответствовали, в основном, тем, что применялись тогда в Западной Ев-

ропе. Это подтверждает известный факт об одном из первых зарубежных врачей в

Московском государстве.

Как свидетельствует Никоновская летопись, "в лето 6998" (1490 г.) прибывший в Москву из Рима князь Андрей, брат жены Ивана III, великой княгини Софьи (Софьи Палеолог), привез с собой к его двору, в числе других, "лекаря мистра Леона Жидовина из Венеции": врач должен был исцелить сына великого князя Ивана, Ивана Молодого, который "болел камчюгом в ногах (скорее всего, артритом, может быть, подагрой или другим заболеванием суставов ). И видев лекарь Жидовин, мистр Леон, похвалоуся, рече великому князю Ивану Васильевичю, отцю его: "Яэ излечю сына твоего великого (князя) от тоя болезни, а не излечю яз, и ты вели меня смертию казнити". И князь великий Иван Васильевич (Иван III ), поняв веру речем его, повеле ему лечить сына своего великого князя. И нача его лечити: зелье пити дасть ему и жещи стъкляницами по телу, вливая горячюю воду. Однако этот метод лечения (вантузы) не помог сыну великого князя: И от того ему тягчаа бысть и оумре". Трагически окончилась и жизнь врача: "И того лекаря мистро Леона велел князь великый поимати и после сорочин сына своего великого князя велел его каэнити, главы ссечи. И ссекожа ему головы на Болвановьи, апреля во 24"(16).

Важно, однако, отметить интересную деталь. Царь Иван III без раздумья предал смерти врача-иноземца, который не смог сохранить жизнь его сыну Ивану Молодому. Но уже через каких-то четыре десятилетия, когда такие же врачи-иноземцы Николай Булев и Феофил вновь не смогли спасти жизнь другого сына Ивана III, царя Василия III, их и не подумали казнить или подвергнуть какому-то наказанию: в российском обществе созрело, очевидно, понимание ограниченных возможностей тогдашней медицины, несовершенства используемых ею методов лечения.

Судя по всему, примененный Леоном метод не был, очевидно, неизвестным для

русских лекарей. Историк российской медицины В.М. Рихтер считал, что при

"стянутых килах" (ущемленных грыжах), а также при некоторых местных болезнях

матки, с великою пользою и притом особым образом употреблялись в нашем отечестве некоторые механические средства". Это и были вантузы — накидывание на

живот больших безвоздушных горшков. Позднее, в начале XIX в., российский врач

И.Д.Гильтебрандт "в особом сочинении описал весьма обстоятельно, что в упорном

стеснении килы они (вантузы) и тогда доставляли совершенную помощь,

когда килорассечение (herniotomia) казалось необходимым", а также при неполном

выпадении матки.

Русские лекари использовали рациональные методы лечения хирургических

заболеваний. Так, при лечении ногтоеда (панариция) держали больной палец в теп-

лой воде; после нагноения прикладывали печеный лук или соль с черным хлебом.

Испольэовали (при вывихах) пластырь из уксуса, золы и отрубей, а также мальхан

(мазь) из медвежьего сала, масла, квасцов и яичного желтка; применяли мальхан и

при лечении ружейных ран, причем свежую рану сначала промывали разогретым
квасом, а потом уже накладывали мальхан.
3.5 СТАРИННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ РУКОПИСИ

Становление единой русской национальной культуры, происходившее. в

XIV — XVI вв., сопровождалось ростом научных знаний, просвещения, проникновением к нам самых различных произведений, в том числе книг естественно-научногo и медицинского содержания.

Например, рукопись "Галиново на Ипократа" была предназначена тем русским лекарям, которые занимались медицинской практикой, были ли они учеными монахами или профессиональными лекарями: скорее всего, все-таки, рукопись была рассчитана на профессионалов. Об этом свидетельствует, в частности, важный для понимания ее адресности вопрос: Что есть врача. Ответ — целиком в духе высказываний Гиппократа о предназначении врача: Врач есть естеству служитель и в болезнях подвижник и свершен быть врач иже видением и деянием искусен, изряднейших иже все творяй врачевание по правому слову. И далее — тонкое и точное определение медицины: Врачество есть хитрость (ум, знание), мера здравствующим и исцелительство болящим".

Кстати сказать, в соответствии с учением Гиппократа действовали и древнерусские хирурги — резалники. Это касается, в частности, рекомендаций, содержавшихся в хирургических сочинениях Гиппократа, — эти рекомендации, очевидно, хорошо знали резалники.

Как установили историки, условием, без которого, по мнению резалников, невозможно было заживление, считалась перевязка — "обязание", "обяза", "прибой", "привуза", "обитие". Материалом служили полотно, холст, "убрусы" (полотенца), "понявиц, "волна овчая" (шерсть), "баволна" или "вамбак" (вата). "Обязание" делалось "крепкое" с обильным орошением раны "олеем" (маслом) растительным или животным. На повязку рыхло накладывались покроми (кромки) сукон домотканных, покупных, часто разноцветных. Для иммобилизации "уломленных" конечностей употреблялись лубок ("лубяница, "лубина, "лычина, "лыко"), "корста березовая" (береста), "скепа" (щепа, дранка). При пупочных грыжах пользовались

"поясом кожаным широким".

Об использовании лечцами-резалниками различных повязок свидетельствуют

древнерусские летописи. Так, о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу (1044), говорится в "Повести временных лет":

Прямые упоминания Гиппократа (его именовали Ипократом, Панкратом и пр.), и

ссылки на его врачебный опыт содержались в целом ряде старинных медицинских

рукописей — их число было немалым. Таковы многочисленные "Вертограды" (цветники), "Зельники" (травники), "Лечебники" (врачебники, целебники): первоосновой всех этих медицинских сочинений были сочинения древних и многовековой опыт народной медицины. Дошедшие до нас российские медицинские рукописи — первоначально они назывались зельники (от зелье — снадобье), потом травинки, цветники, вертограды,

врачебники, лечебники, целебники — были своеобразными медицинскими справочниками, сводом знаний, сборниками сведений по различным вопросам медицины: такими же были и большинство тогдашних европейских врачебников. Все российские медицинские рукописи являлись переводами, считал Л.Ф. Змеев (1895), и с

этим, вероятно, можно согласиться.

Так, в "Благопрохладном Цветнике" или Травнике, большой рукописи с рисунками (ее считают одним из древнейших травников), описывались многие лечебные травы, в том числе и те, что начал применять еще Гиппократ, а далее шли советы по лечению тех или иных болезней и теоретические обобщения, например, "о четырех составах круга летнего по Ипократу". Рукопись была переведена в 1534 г. с немецкого издания, вышедшего в Любеке в 1492 г. Это сочинение "в 1661 г. было представлено в Аптекарский приказ подьячим Матвеем Львовым, причем доктора, лекари и аптекари приказа признавали,что перевод соответствует латинскому подлиннику и весьма полезен для научения"(17).

Более древним, очевидно, является сборник медицинского содержания (он хранится в Российском государственном архиве древних актов), в тексте которого указывается, что перевод был частично сделан с латинских книг с польского языка и частично "от римского языка" в 1487 и 1490 гг. Этот сборник содержит, главным образом, предписания гигиенического и лечебно-предупредительного характера.

Характерно, что во всех лечебниках уделялось большое внимание хирургии,

прежде всего лечению различных ран, в том числе огнестрельных: Многочисленные указания лечебников на выведение из ран "стрел и пулек", названных "ядрами

пищальными, или упоминания о ранах стреляных, где лежать ядро или железца,

— говорят только или преимущественно эа военно-полевое происхождение подобных повреждений".

В этом, как и в некоторых других рукописных лечебниках, которыми пользовались тогда различные лечцы, в том числе резалники, раны различались стреляные,

"сеченые и "колотые, причем особое внимание обращалось не на "свежие" раны, а на часто встречавшиеся осложнения — старые, долго не заживавшие раны. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, губы дождевки, или "древесный мох", собранный преимущественно "с дерев благовонных": этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, так как мох древесной заключает всякое течение крововое аще его прикладываем или внутрь приемлем. Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания посредством увлажненного плата, тафты или ветоши платяной чистой, сложенных обязательно "вдвое-", "три- или "четверосугубно". Применяли присыпки, например, "порохом коры березовой толченой", окуривание ран дымом при сжигании, например, "смолы галбановой". Глубокие раны ("фистилы') подвергали спринцеванию посредством "кристиюма" или "крестера". В большом ходу были "леваши — пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.
3.6 ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Что касается общей оценки хирургических знаний в России XVI — XVII вв.,

то интересным, представляется мнение некоторых историков медицины: "Несмотря на некоторую осведомленность русского лечца в области "теории" хирургии, само хирургическое лечение допетровской эпохи отличалось значительным консерватизмом. Если не считать активного вмешательства при чумных бубонах ("просечение их топорком") и случаев кровопускания, то все оно почти сводилось к обработке ран и язв. Некоторые хирургические операции, даже такие, как ампутация конечностей, были небезызвестны народной медицине. Но упоминания о них в тексте приводятся попутно, мимоходом. Сами русские врачеватели не ставят эти радикальные мероприятия своей целью, не стремятся к ним, а самих себя прямо противопоставляют хирургам. 0 зашивании ран русская народная медицина знает, но об иглах и швах в рукописях нет упоминаний. Костные переломы, несомненно, успешно лечились русскими врачевателями, но ни одного типа неподвижной повязки в лечебниках не приведено... Это был младенческий период русской хирургии. Эмпирические познания находились в процессе медленного накопления".

Полагаю, что все-таки этот возраст русской хирургии вряд ли правильно называть младенческим — скорее, он был ближе к подростковому. В самом деле, массовая хирургическая помощь в России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей ("оттирания), о которых в летописях упоминалось попутно, мимоходом, — эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы сшивание ран — значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили "на лавке лекарской (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии. Но и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и "братств хирургов — только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом....

В XVII в., да, пожалуй, и еще раньше, распространенным медицинским сочинением был "Прохладный Вертоград".В этой рукописи, представлявшей собой своеобразную фармакопею , содержались сведения о лечебном действии многих лекарств, приготовленных из растений, животных, минералов и пр. В конце рукописи были чисто "терапевтические" разделы. Например, "0 науке и о знаменах в людских немощах, по некоторым знаменам подлинным, по науке лекарской, здорового или нездорового человека, или О познании пако познати воду человеческую (мочу) в склянице", или "О науке врача Моисея Египтянина по Александру царю Македонскому". Последний раздел, кстати, был составлан в явном "гиппократовском" духе и содержал полезные гигиенические наставления, связанные с едой и образом жизни в различные времена года.
3.7 ЛЕЧЕБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Довольно много места в медицинских рукописях отводилось хирургии, в частности, лечению ран, причем преобладали почти исключительно консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Вот,например, как рекомендовалось в одном из лечебников лечить "рану всякую сеченую и стрельную и колотую" с помощью мази: "Возьми олфы, да терпентины, да ладану белого немного, да яри немного, только бы масть зелена, а коли не будет терпентины, ино приложити козлового масла, а тою мастию наперед прикладывати ко всякой нечистой ране колотой или фрянцузной, а тою мастию мажучи пущать к ночи в рану
1   2   3   4   5


написать администратору сайта