Реферат История Медицины Развитие медицины на Руси. Развитие медицины на Руси. 1. развитие медицины на руси до образования государства. 1 Исторические предпосылки
Скачать 245.5 Kb.
|
"(18). А вот что предлагалось в том случае, "коли рана слинится и не живет или огнь в ней, т.е. для лечения раневых осложнений: И ты возьми усусу винного, да белила, да квасцев, да свинцу, да вари вместе, да мешай, как простынет, да смачивай плат, к ране прикладывай, до тот плат иэгибай вдвое или втрое, ино вода из плата не борзо высохнет". Или еще один рецепт — "Аще у кого рана гниет, а не живит, а болит добре и рвет, указ: винного усусу, да полыню, да поцелу мелково, да наряди с того пластирь, да кривей на суставы, ино болесть выйдет". Если в ране были какие-то инородные тела, следовало, по данным другой рукописи, действовать так: "Аще хощеши ядро вывести из человека пищалное или железцо стрелное, возми камеи магнист да сотри его мелко да смешай его с ужовым салом, да мажи на ужову кожу, да приложи к ране, ино в третий день и выйдет вон, а на день прикладывай по дважды, а будет в костех и ты боле прикладывай". Рациональными, по-видимому, были предлагавшееся методы лечения вывихов и переломов. Так, аще коли кто руку или ногу вывихнет, пари его в мыльне, да поправи, возьми винного уксусу, да полыню, да поцелу мелкаго, да наряди с того пластырь, да привей на сустав — ино болесть выйдет. Здесь обращает на себя внимание рекомендация производить вправление вывиха в парной бане. Вообще говоря, передовые идеи в области медицины в то время находили отклик у российских лекарей: знакомились они с этими идеями и по переводам сочинений выдающихся врачей. Так, в XVII в. известный русский ученый Епифаний Славинецкий переводил труд А. Везалия "Врачевская анатомия" ("0 строении человеческого тела"). Есть сведения, что примерно тогда же русские лекари стали употреблять лечебные средства, предложенные Парацельсом (и, следовательно, в какой-то мере были знакомы с его сочинениями). Так, в апреле 1645 г. доктора Аптекарского приказа назначали при заболевании уха эликсир Парацельса ежедневно или через два дня "в теплом ухе принимать по 9-ти и 11 капель". Наибольшее внимание привлекали, однако, различные рукописи, описывавшие те или иные способы лечения болезней. Российские медицинские рукописи рекомендовали методы лечения нередких тогда огнестрельных ран ("Аще хоть ядро вывести иэ человека пищальное или железцо стрельное"), ожогов ("А коли человек изгорит огнем или обварится варом, возьми масло конопляного, и омочи бумаги хлопчатыя, и клади на место горелое), угрей; при некоторых заболеваниях (например, бельме на глазах) рекомендовалось, кровопускание ( Кровь пустить из главныя жилы добро есть на очию ). Так как лечебник представлял собой сборник всего, более или менее рационального, из других медицинских рукописей, анализ его содержания позволяет, в определенной степени, судить о методах лечения хирургической патологии, использовавшихся в то время. Следует сразу же сказать, что они не так-то и далеко ушли от тех, что применялись эа три-четыре столетия до того, или даже еще ранее. Вот несколько примеров. При волосяном черве (нагноении раны) предлагалось: Черные смолы, да собачья сала, да вдвое патоки, и спустить все вместе, да намазать на сухой плат, и приложить к ране, и черви выдут все . Для нагноения и заживления ран рекомендовались малханы (пластыри): Спуск живучему малхану, о заднем проходе и о естестве. Воску полчети гривеки, ино имеется 12 золотников, да серы еловые чистые и столько ж 12 золотников, — да масла конопляного полгривенки, да растопить в латке глиняной, и, застудя, положити ртути четверть фунта, да терти в латке лопаткою деревянною дни два и больши". А вот что надо было делать "на болезни гнилые": "Сделати щелоку каленого вязового пепелу, гораздо варити много... и как тем щелоком и купоросом вычистить рану гораздо до чиста, и сделать масть — белила да масло древяное или льняное, да тут же прибавити: желчи, меду не отомнога, а не будет желчи, ино сала медвежья немного приложить, а буде волосы ростут в язве, и тем же волосы выгоняти и болячку эалечити . Рекомендовались способы лечения осложненных ран. К примеру: "У человека бывает рана, а в ней грыжа, а кругом черленой или синей, и то словет волк, а много живет в лодышке, в ноге. И та болезнь лечить: из хмелю мелоги добывать сырья и с пером, да ячмени, да куречья калу, и парити в воде дни два и две ночи все вместе, и вложити рану в том зелье прогонять, как мочно терпети, а держать часы три, ино — выведет вон. Потом познаешь, что кровь пойдет . Для очищения ран предлагалось использовать малхан (пластырь): Малхан раны чистит. Патоки пол фунта, усусу четверть фунта, яри четыре золотника, кващей два золотника, и все вместе варити в сковородке до тех мест, как станет румяно что сурик : кстати, это же лекарство можно было использовать и у кого десны пухнут, цынга поимает, или десны гниют, и тем мазати (19). В лечебнике содержалось еще немало полезного — "лекарства от камчюжные болезни, "кто ногу или руку ошибет, угнет быти на том месте или на берце рана", "аще у которого человека заноза щепа, или качь", "аще ногтоедица будет у руки, или у ноги, "аще угнет по конец перста побаливать", "как ядро и железцо стрельное из человека вынять , о опухлых ногах, почему разумети оток и др. Содержались здесь и рецепты: "Мазь базиликом ... годится к рубленой ране и головной"; "Мазь белильная ... всякую рану и опухоли лечит, да от всякие ожеги и от пороговой ожеги; Мазь чепспяком ... годится к старым ранам, и дикое масло сгонит, и рану стрельную лечит; Пластырь деминием ... раны старыя и свежия и чирьи с кровью вытягивает; Пластырь ацыкроцыем ... от перелому, тело мягчит и т.д. В лечебнике были и прямые указания на то, как следует поступать при тех или иных болезнях, и лекарственные средства которыми стоит лечить данное заболевание, а так же методы, которые стоит применять для улучшения самочувствия больного. Лечебник был универсальным пособием врачам того времени, он помогал не только помочь врачу в излечении телесной болезни, но и подсказать методы психотерапевтического воздействия, при лечении. Заключение Период истории до образование государства на Руси, характеризуется объединение народов тесными взаимоотношениями между скифами и Византийской империей, а также с народами востока. Эти связи помогали развиваться только недавно образовавшимся познаниям древних скифов, дало толчок к образованию новых способов лечения, а также распространению уже накопленных, к тому времени, знаний по всему древнему миру. Медицина скифов основывалась большей частью на природных веществах и растениях, которые они собирали, а так же выращивали. Существовали и оперативные методы лечения, помогающие при различных ранениях и травмах. В результате столь тесного общения между древними народами возникли даже общие медицинские школы обучающие будущих лекарей. После образования Древнерусского государства на Руси появляются первые больницы при монастырях, в них работают монахи, оказывая бесплатную медицинскую помощь всем нуждающимся в ней. Секрет успехов медицинской деятельности монахов заключался, скорее всего, в использовании того, что мы называем сейчас комплексным лечением, с обязательным применением психотерапевтических методов. Последующий период истории связан с многочисленными инфекционными заболеваниями, эпидемиями, которые повлияли на развитие медицины, соответственно. В этот период продвинулись не только терапевтические методы, но и хирургические методы, а так же сложились основные санитарно-гигиенические методы. Образовалось множество врачебных специальностей, занимающихся лечением конкретного заболевания. Переводится множество рукописей повышающих возможности врачей, описывающие правильные способы сечения заболеваний. Складывается система конкретных знаний, которая повышает квалификацию врача, то есть увеличивает возможности врача при лечении заболевания. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Забелин И.И. «История Русской жизни с древнейших времен». Москва, 1877, 27 Мирский М.Б. «Хирургия от древности и до современности». Москва «Наука»2000,123 Войцехович Б.А. «Очерк о истории медицины и здравоохранении» Майкоп 2004, 237 Аникин И.Л. «История Русской средневековой медицины» Ленинград 1988, 37 Загоскин Н.П. «Врачи и врачебное дело в старинной России X11-X111 вв », Санкт-Петербург 1891, 124 Мирский М.Б. «Хирургия от древности и до современности». Москва «Наука»2000,159 Никоновская летопись.1. 192 Печерский Патерик ( издание 1770 г.), с.69 Печерский Патерик ( издание 1770 г.), с.56 Забелин И.И. «История Русской жизни с древнейших времен». Москва, 1877,с.57 Мирский М.Б. «Хирургия от древности и до современности». Москва «Наука»2000,147 Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХV1-ХV11вв., Москва,1960,48 Никоновская летопись.1.75 Аникин И.Л. «История Русской средневековой медицины» Ленинград 1988,53 Войцехович Б.А. «Очерк о истории медицины и здравоохранении» Майкоп 2004,138 Никоновская летопись.1.57 Змеев Л.Г. Былое врачебной России, Спб.,1890, кн.13, с. 78 Мирский М.Б. «Хирургия от древности и до современности». Москва «Наука»2000,135 Забелин И.И. «История Русской жизни с древнейших времен». Москва, 1877,59 |