Техника сцены. Мастер класс техника сцены обновлённая 2021. Все может быть слышали высказывание. Театр
Скачать 137.5 Kb.
|
Все может быть слышали высказывание. Театр – это храм искусства. Вначале рассмотрим слово театр, что оно означает. Теа́тр (греч. театрон— основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значит это священное место для исполнения каких либо зрелищь. Давайте на примере наших и зарубежных театров посмотрим, какие бывают храмы искусств. Первым для примера мы возьмём наш Архангельский драм театр. Вот немного истории. Кадр 4,5,6 Архангельский Драм театр. В 1793 году началось строительство каменного театрального здания, но у Городской Думы не нашлось средств закончить его, и 1 апреля 1794 года пришло из Петербурга «высочайшее повеление» недостроенный корпус театра «обратить в полезнейшее употребление», и здание было отдано под запасной хлебный магазин. Первый спектакль в новом театре был дан 24 января 1855 года. Шла Крымская война 1853-1856 гг. Любители сценического искусства сыграли в пользу осиротевших семейств севастопольских воинов и пострадавших поморских жителей драму «Россия в 1854 году» Зал Городского театра (бывшее Коммерческое собрание, ныне Марфин дом) был на 400 мест. Но городское партийное начальство обратилось к горожанам с предложением собрать средства на постройку нового театра, где под одной крышей мечталось собрать театр, кинотеатр, концертный зал, библиотеку и даже цирк. И горожане откликнулись. Долго выбирали место и в конце концов остановились на бывшей Соборной площади, теперь получившей название Октябрьской, где в 1929 году был уничтожен главный архангельский Свято-Троицкий кафедральный собор. Театр пережил две полные реконструкции здания: в 1964-1967 гг. и в 2001-2009 гг. Кадр 7,8 Мариинский театр Основанного в 1783 по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России. Мария Александровна в честь которой назван театр. Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, дом 1) было построено архитектором А. К. Кавосом под театр-цирк в 1847—1848 годах и затем восстановлено после пожара в 1860 году. Фасад здания театра был перестроен после пожара в 1880-х гг. по проекту В. А. Шрётера. Мариинский театр назван в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны, открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Кадр 10, 11, 12 Большой театр. Москва. Улица, дом Театральная пл., 1. Здание в котором ныне располагается театр построено в 1914 году. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров[2]. Кадр 13. Донецкий академический государственный театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко В 1936 году в связи с реконструкцией города было начато строительство здания театра оперы и балета, которое первоначально было спроектировано под драматический театр. Главным архитектором строительства был Людвиг Иванович Котовский, а общее руководство стройкой было назначено Соломону Давидовичу Кролю. Во время стройки было принято решение, что здание будет отдано театру оперы и балета, так как у драматического театра было своё помещение, после чего в проект были внесены соответствующие изменения[4]. Здание театра выполнено в классическом стиле. Подходы к театру организованы с трёх сторон. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями. Первоначально зрительный зал был рассчитан на 1300 посадочных мест. В настоящее время — на 976. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы. Театр имеет механизированную сцену состоящую из основной сцены площадью 560 м². Её круг может выдержать нагрузку до 75 т. Кадр 15. Одесский национальный академический театр оперы и балета Театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. Автором этого проекта был известный французский архитектор Тома де Томон, автор ряда зданий в Петербурге. Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823-24 годах. Одесский оперный театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе[7]. Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире и остаётся главной достопримечательностью города. Здание театра выполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Кадр 19 Крымский академический русский драматический театр имени А.М. Горького. Симферополь, ул. Пушкина В 1820-е годы[2] основателем театра стал московский купец Волков, переехавший в Симферополь по рекомендации врачей[3]. Он был большим театралом и арендовал большой казенный сарай при дворе дворянского собрания, в котором приезжие ставили своих лошадей. В сарае была устроена сцена, ложи, партер, пол устлан досками[3]. Волков с любителями стал знакомить общество с произведениями Фонвизина, Сумарокова и Озерова. Здание первого крымского театра не сохранилось - в октябре 1979 г. администрация драмтеатра имени Горького (в лице главного режиссера А. Г. Новикова) снесла его самовольно, несмотря на то, что памятник состоял на государственном учете[3]. Основное здание современного театра построено в 1911 г. по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова. В стиле неоклассицизма с элементами стиля модерн. Фронтон и портик богато украшены скульптурой (фигуры Аполлона Мусачета, Мельпомены, львов-грифонов, бюсты), зрительный зал и фойе - лепниной и росписью, мраморные лестницы - бронзовыми скульптурными изображениями рыцарей. Скульптор – О.И. Якобс[1]. В 1979-95гг. проведена реставрация здания и пристроен новый корпус, на месте снесенного первого крымского театра. На площади Советской, расположен филиал театра. Общая площадь зданий театра - 12,5 тыс.кв.м.[1] Кадр 23. ТАГАНРОГСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.П.ЧЕХОВА. Основан в 1827 году. Современное здание было построено в 1866 году по проекту итальянского архитектора К. Лондерона и Н. Трусова. В 1944 году таганрогскому театру было присвоено имя А. П. Чехова. Кадр 26 Русский театр Эстонии Большой зал театра рассчитан на 620 человек, Малый зал — на 100. Выразительное в архитектурном отношении здание театра стиснуто с левой стороны зданием гостиницы «Hotel Palace», а справа зданием городской администрации. Русский театр Эстонии был создан согласно приказу Комитета по делам искусств при Совете министров СССР от 14 июля 1948 года об организации в Таллине русского республиканского драматического театра. Основу труппы составили выпускники ГИТИСа (ныне РАТИ) 1948 года, всем курсом приехавшие в Таллинн. Набирал курс и преподавал на нём прославленный мхатовец Михаил Тарханов, художественным руководителем был актёр театра и кино Владимир Белокуров, педагогом - практик и теоретик Валентина Мартьянова, выпускной спектакль "За тех, кто в море" по пьесе Б. Лавренева поставил режиссёр Андрей Гончаров. Труппу Русского театра составили: Лидия Антонова, Петр Баженов, Светлана Боголюбова, Софья Додонова, Владимир Ермолаев, Александра Лашина, Александр Марков, Евгений Мироманов, Иван Рассомахин, Елена Ратмирова, Вячеслав Сирин, Сергей Тиньков, Вера Фёдорова, Эмануил Шварцберг, Эльвира Эннок, Лев Юдасин. Из других коллективов пришли "возрастные" актёры, среди которых были Мария Захарова и Валентин Архипенко. Из театра Балтфлота в труппу влились Конрад Геррец-Когер, Константин Копеин. Всего в театр было принято 34 артиста. Инспектором сцены стал опытный театральный антрепренер, легенда русского театра Александр Проников. Возглавил труппу режиссёр Вячеслав Аксёнов, воспитанник школы-студии МХАТ, очередным режиссёром был принят Виктор Цыплухин, ученик Всеволода Мейерхольда. Кадр 29 Шекспировский театр в Англии Глобус Начало истории театра относится к 1599 году. Средства на постройку здания были собраны актерской труппой Lord Chamberlain’s Men, в число которой входил и Вильям Шекспир. Всего у театра было 6 владельцев-актеров, поэту принадлежало часть, равная 12,5% Кадр 32 Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США Семья создателя мультипликационной империи Уолта Диснея уже давно хотела построить в его честь достойное самых высоких оценок здание и пожертвовала на его строительство 50 миллионов долларов. В результате, с открытием очередного шедевра от Фрэнка Гери в 2003 году, главный город Калифорнии обрел свой новый символ. Стоит отметить, что помимо внешней выразительности, этот концертный зал обладает акустическими свойствами, которые во многом превосходят другие известные площадки в мире. 34 Оперный театр в Осло, Норвегия Ультрасовременное здание оперного театра в центре Осло было построено по проекту всемирно известного архитектурного бюро Snohetta в 2007 году. Главной задачей архитекторов было органично вписать здание в городскую застройку, скалы Осло-фьорда и прибрежную территорию морского порта, связав при этом исторический центр города с современными кварталами. Главный зал театра рассчитан на 1364 места и имеет классическую форму подковы, что позволяет обеспечить самые высокие акустические характеристики. Главной особенностью театра стала наклонная крыша, плавно спускающаяся к земле. Ее очень быстро облюбовали местные жители, особенно велосипедисты и скейтбордисты. 36 Концертный зал "Альберт-холл" в Лондоне, ВеликобританияСамый престижный концертный зал Великобритании, лондонский "Альберт-холл", был построен в честь принца Альберта в 1871 году. О популярности этой площадки красноречивее всего говорят цифры - ежегодно в "Альберт-холле" проводится порядка 350 культурно-массовых мероприятий, включая концерты классической музыки, постановки опер и балетов, благотворительные концерты, церемонии награждения и банкеты. Фасад эллиптического в плане здания из красного кирпича украшен фризом с 16 скульптурами, каждая из которых символизирует определенную область науки и искусства. Венчает этот прекрасный памятник викторианской архитектуры огромный стеклянный купол на ажурном каркасе из чугуна. 38 Seebühne, Bregenzer FestspieleАвстрия, Брегенц Плавучая оперная сцена Брегенцкого фестиваля стоит на сваях в Боденском озере. Во время спектаклей озеро используется как продолжение сценического пространства. Например, в постановке оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» водоем «играл» роль ванны, в которой был убит Марат. Главной же декорацией к спектаклю стал гигантский бюст якобинца (высотой 24 метра, весом 60 тонн). 39 Ermita de la Santa CruzОт часовни Святого Креста (1664 год) сохранился только фасад. С 1973-го он стал задником для сцены театра под открытым небом. Под землей имеется специальная камера для оркестра. А певцы иногда во время выступлений забираются на крышу 40 Le théâtre antique d’OrangeФранция, Оранж Античный театр в Араузионе (Оранже) — один из наиболее сохранившихся древнеримских театров. Четырехъярусная стена за сценой и амфитеатр, выбитый в горе, выглядят грандиозно. С 1869 года здесь проходил фестиваль «Римские праздники». С 1902-го он сменил название на «Хорегии Оранжа» и стал ежегодным. На этой сцене блистали Сара Бернар и Монтсеррат Кабалье. 41 DalhallaШвеция, Роттвик Первые три буквы в названии театра, намекающем на Вальхаллу, означают провинцию Даларна. Театральная площадка оборудована в 1993 году в бывших каменоломнях, в карьере глубиной 60 метров. Изумрудное озеро с чистой питьевой водой используется как естественная декорация. Акустика в карьере не хуже, чем в солидных европейских театрах, здесь практически отсутствует эхо. Каждое лето в театре проходит около 20–30 представлений 42 Center for Performing Arts in Downtown AlbanyСША, Олбани (штат Нью-Йорк) Если смотреть издалека, его трудно отличить от скульптуры. Здание похоже на половину разбитого яйца на подставке. Основание уходит на шесть этажей под землю. Внутри два зала. Один предназначен для концертов камерной музыки, кабаре, лекций и мультимедийных презентаций, второй — для концертов и музыкальных спектаклей. Кадр 43 Шекспировский театр в Англии Глобус Начало истории театра относится к 1599 году. Средства на постройку здания были собраны актерской труппой Lord Chamberlain’s Men, в число которой входил и Вильям Шекспир. Всего у театра было 6 владельцев-актеров, поэту принадлежало часть, равная 12,5% Кадр 48 Сиднейский оперный театр Данное здание является всемирно признанным шедевром австралийскойи мировой архитектуры. Оно имеет уникальную серию парусообразныхоболочек, образующих крышу, которые делают театр не похожим ни на одно другое здание в мире. Его планировалось построить за три года, потратив около семи миллионов австралийских долларов, однако строительство затянулось на десять лет, а итоговые затраты составили около 100 миллионов. Оперный театр открыт 20 октября 1973 года королевой АвстралииЕлизаветой II. Кадр 53 Национальная опера Пекина Современное здание театра открылось совсем недавно, и как любое здание с нестандартным дизайном, вызвало множество противоречий и споров. В этой тем я расскажу вам о подробностях строительства Пекинского Большого театра Национальный центр исполнительских искусств – официальное название этого здания-красавца. Однако, за ним закрепилось другое название, его называют Большим Национальным театром. Строительство этого сооружения было запланировано в ходе подготовки Пекина к Олимпийским играм. Архитектором выступил француз Поль Андрё, строительство продолжалось с декабря 2001 по декабрь 2007 года и обошлось государству в 3.2 миллиарда юаней. В итоге получился очень оригинальный проект, ставший в один ряд с такими сооружениями, как Сиднейская Опера. Это обтекаемое здание, с общей площадью поверхности в 149 500 квадратных метров, расположено на острове в центре озера. Титановый каркас в форме эллипсоида построен с максимальным промежутком в 213 метров, минимальным промежутком 144 метров и высотой в 46 метров. Здание разделено на две части стеклянным покрытием шириной в 100 метров В течение дня потоки света легко проникают через стеклянную крышу в здание. Все что происходит внутри здания ночью очень хорошо видно снаружи Большой Национальный театр включает в себя три основных зала: 2,416-местный оперный театр, 2 017-местный концертный зал и театр на 1014 мест. Здесь также находиться множество выставочных залов, интегрированных в единое целое Здание оперы связано с берегом посредством прозрачного тоннеля длиной в 60 метров. Этот тоннель как бы символизирует переход от повседневного мира к миру оперы, беллетристики и мечтаний Все залы и области внутри Национального театра Пекина открыты для широкой публики, и принимают форму городского района. Здесь есть все: улицы, площади, торговые центры, рестораны, места для отдыха и залы ожидания. Комплекс разработан как открытое для всех место, сюда может попасть каждый желающий, независимо от социального положения Оперный театр находится в самом центре. Это самый важный и таинственный элемент в проекте. Концертный зал и театр расположены с обеих сторон от оперного театра. Доступ к залам очень прост и легок благодаря продуманной системе улиц и проходов, эффективно соединяющих все области национального центра в единое целое Решение построить Большой Национальный театр в таком историческом месте ясно свидетельствует о важности проекта, о связи древней культуры и истории с современным миром. Это строение в различных формах отражает историю архитектуры в Китае, демонстрируя при этом мощь современной архитектуры. Техника сцены Основополагающим для всех видов сцен является и способ сочетания обоих пространств. Здесь также могут быть только два решения: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слияние в едином, неразделенном пространстве. Иначе говоря, в одном варианте зрительный зал и сцена помещаются как бы в различных помещениях, соприкасающихся друг с другом, в другом — и зал, и сцена располагаются в едином пространственном объеме. В зависимости от названных решений можно довольно точно произвести классификацию различных форм сцены. Для сцены-коробки рис.1. характерно закрытое сценическое пространство, и поэтому она принадлежит к категории закрытых сцен. Сцена-арена рис.2 имеет произвольную по форме, но чаще круглую площадку, вокруг которой расположены зрительские места. Сцена-арена представляет собой типичный пример центрового театра. Пространства сцены и зала здесь слиты воедино. Пространственная сцена рис.3 — это собственно один из видов арены и тоже относится к центровому типу театра. В отличие от арены, площадка пространственной сцены окружена местами для зрителей не со всех сторон, а только частично, с небольшим углом охвата. В зависимости от решения пространственная сцена может быть и осевой и центровой. В современных решениях для достижения большей универсальности сценического пространства пространственная сцена часто сочетается со сценой-коробкой. Кольцевая сцена рис.4 бывает двух типов: закрытая и открытая. В принципе это сценическая площадка, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого находятся места для зрителей. Большая часть этого кольца может быть скрыта от зрителей стенами, и тогда кольцо используется как один из способов механизации сцены-коробки. В наиболее чистом виде кольцевая сцена не разделяется со зрительным залом, находясь с ним в едином пространстве. Кольцевая сцена относится « разряду осевых сцен. Сущность симультанной сцены рис. 5 заключается в одновременном показе разных мест действия на одной или нескольких площадках, расположенных в зрительном зале. Разнообразные композиции игровых площадок и мест для зрителей не позволяют отнести эту сцену к тому или иному типу. Несомненно одно, что в этом решении театрального пространства достигается наиболее полное слияние сценической и зрительской зон, границы которых подчас трудно определить. Сценическая площадка, ограниченная со всех сторон степами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называется сценой-коробкой. Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники Трюм—это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Планшетом - называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления. Колосники - решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы. Авансцена - это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия - линия, по которой проходит антрактовый занавес. Иногда красной линией называют часть сцены, на которую опускается огнезащитный занавес, но в связи с тем, что в современных постройках этот занавес часто выносится на барьер оркестра, правильнее считать началом сцены активную зону, т. е. зону, находящуюся позади главного занавеса сцены. Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе. Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части. Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе. Сцена сообщается с авансценой при помощи портального отверстия. Архитектурная арка, обрамляющая это отверстие, называется порталом сцены. А пространство, заключенное внутри портальной арки, — зеркалом сцены. В театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезается специальной падугой — арлекином. Арлекин служит для маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. В современных решениях сцены арлекин, как правило, отсутствует. По бокам сцены располагаются дополнительные резервные площадки, называемые карманами. Карманы служат для заготовки декораций, собранных на накатных площадках - фурках. Арьерсцена,или иначе задняя сцена, представляет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены. Устройство и назначение арьерсцены аналогично карманам. Ее пространство часто используется для установки проекционной аппаратуры, работающей на принципе рирпроекции, т. е. проекции «на просвет». В ряде случаев, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства, площадь арьерсцены включается в игровую часть и на ней устанавливаются декорации. В трюме сцены находятся механизмы поворотного круга, подъёмно опускные площадки. Лючки. Лебёдки. Кадр 50. Планшет сцены. Самым распространенным видом планшета сцены является разборный щитовой планшет. Вся игровая часть сцены покрывается отдельными съемными щитами, а закулисные пространства — сплошным дощатым настилом. Современный планшет строится по единой схеме, независимо от способа механизации. Деревянный настил укладывается на несущие балки каркаса сцены. Каркас сцены представляет собой ряд металлических или бетонных балок, положенных параллельно рампе, начиная от красной линии. Поверх несущих балок укладываются деревянные подщитовые прокладки (рис.9). Они служат опорами для щитов, доски которых идут перпендикулярно рампе. По средней линии подщитовых прокладок заподлицо с щитовым настилом привинчиваются продольные бруски. Эти бруски называются междущитовыми прокладками. Они служат пазами и ограничителями щитов, выравнивающими их в одну линию. Планшет сцены изготавливается из доброкачественной мел-кослойной древесины сосновой породы. Все крупные и средние по размерам сучки высверливаются, а получившиеся отверстия заделываются деревянными пробками на клею. Большое значение для качества планшетного настила имеет влажность древесины, которая не должна превышать 15%. Все эти меры предотвращают коробление планшета при высыхании дерева. Неровный, покоробленный планшет, со щелями и выбоинами, затрудняет работу на сцене и небезопасен в эксплуатации. Неровности планшета особенно сказываются на устойчивости станков и плавности хода фурок. В некоторых театрах планшетные щиты, как и весь настил, собирают из брусков, поставленных на ребро. Как показывает опыт, «палубный» настил меньше коробится, не скалывается от забиваемых в него гвоздей и очень долговечен. В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы планшет сцены всегда был ровным, но не скользким. Выступающие металлические части — головки болтов, шурупов и пр. — утапливаются в древесину не менее, чем на 1 мм. Кадр 51. Поворотный круг является одним из самых распространенных способов механизации сцены. Первое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель — быструю смену строенных декораций. По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Количество накладных кругов, применяемых в одном спектакле, в принципе не ограничено. Конструкция врезного дискового круга, разработанная институтом Гипротеатр, предусматривает довольно большое количество раскрываемой площади при сохранении всех требований прочности и жесткости. Рис 52. Основу конструкции составляет прочный кольцевой пояс, проходящий по внешней окружности круга, и мощная балка, проходящая по диаметру. Главная балка составлена из двух стальных двутавровых профилей. Ходовая часть круга состоит из рельса, являющегося частью каркаса и серии катков, рис.53 установленных на бетонной эстакаде. Настил круга строится по принципу настила планшета сцены. Привод дискового круга, как правило, осуществляется бесконечным тросом, охватывающим его по всей окружности. Для более плотного сцепления троса с кругом по наружному боку рельсовой балки устанавливаются специальные тросодержатели — деревянные или пластиковые бруски с треугольным пазом. Ведущий трос заклинивается в этих пазах, обеспечивая нужные силы сцепления между ним и кругом. Подъемные площадки делаются в виде двухэтажной конструкции с верхним и нижним настилом. Расстояние между настилами равно высоте одного трюма. При максимальной высоте подъема нижний настил подходит к уровню планшета, закрывая получившиеся отверстия. Такие площадки чаще всего снабжаются винтовыми подъемниками на электрическом приводе рис. 63. Для этой цели к низу площадки по всем четырем углам монтируются большие муфты-гайки с внутренней резьбой. Через каждую из этих гаек проходит винтовой нарезной вал, верхний конец которого закрепляется под неподвижной частью планшета или пола первого трюма, а нижний — заканчивается редуктором, составленным из пары конических шестерен. Электропривод устанавливается в нижней части каркаса под каждой площадкой. Фурки.рис.71. Накатные площадки или, как их иначе называют, фурки служат для перемещения строенных декорационных комплексов. Стационарные площадки размещаются в карманах сцены и на арьерсцене. Размеры фурок стационарного типа определяются размерами портального отверстия. Обычно их длина равна или несколько превышает ширину портала, а ширина занимает примерно одну треть глубины сцены. Таким образом, фурка представляет собой самостоятельную передвижную сцену, перекрывающую портальное отверстие и несущую полное оформление одной картины спектакля. Рабочие галереи рис. 74. К вспомогательному оборудованию сцены относятся: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники. Галереи— это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Назначение и функции галерей зависят от мест их расположения. Первая, самая низкая галерея устанавливается на высоте 1—1,5 м от верхнего обреза портала. Эта галерея называется осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. Самая верхняя галерея находится ниже колосников на 2—2,5 м. Остальные делят расстояние между первой и последней на равные части. Это рабочие галереи. Та, с которой производится управление декорационными подъемами, называется основной рабочей галереей. А галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки для разных сценических нужд, принято называть машинными. Задние галереи служат продолжением боковых и используются для перехода с одной стороны сцены на другую, а также для установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещения и разных вспомогательных работ. Каждая боковая галерея (рис. 4) ограждается с двух сторон прочными стальными перилами, обычно выполняемыми из газовых труб. Внешнее ограждение должно иметь высоту не менее 1 м. Портальные башни рис. 77. Портальные башни выполняют функции кулис: они диафрагмируют зеркало сцены и образуют подвижную раму, обрамляющую сценическую картину, и вместе с тем являются передвижным световым постом. Если портальные кулисы во многих случаях устанавливаются почти вплотную к антрактовому занавесу, то портальные башни отодвигаются на расстояние, достаточное для выхода по нулевому плану и устройства двух-трех штанкетных подъемов. Огнезащитный занавес рис. 78. Огнестойкий противопожарный занавес обязателен для всех театров вместимостью в 800 и более мест. Основное назначение занавеса — надежная защита зрительного зала от огня и проникновения ядовитых газов, образующихся при горении. Помимо огнестойкости и герметичности занавес должен обладать повышенной прочностью, так как во время пожара на сцене развивается огромное давление, которое может выдавить его в зрительный зал. По существующим нормам противопожарный занавес рассчитывается на горизонтальное давление со стороны сцены, равное 40 кг/м2при температуре каркаса не менее 200° С. Во время пожара занавес охлаждается потоками воды, идущими из специальной трубы с распылительными головками, находящейся на портальной сцене. Огнестойкие занавесы, как правило, делаются подъемно-опускного типа. Исключение составляют занавесы в театрах, построенных в сейсмических районах, в которых занавесы могут быть раздвижными. Дело в том, что подъемно-опускная система обеспечивает не только большую герметичность перекрытия сцены, но значительно облегчает устройство аварийного безмоторного спуска. Правила безопасности запрещают ставить под занавесом декорации, мебель — все то, что может помешать моментальному перекрытию сцены. Проекция занавеса наносится несмываемой краской на планшет сцены. Декорационные сейфы.Рис. 81. Декорационные сейфы или, иначе, склады для мягких декораций по давнишней традиции располагаются в трюме на заднем плане сцены. Огнестойкое хранилище сообщается со сценой несгораемыми крышками, врезанными в планшет сцены и сверху покрытых деревянным настилом. Длина сейфа несколько превышает длину штанкета, для того чтобы в нем можно было хранить мягкие живописные декорации, скатанные на бруски. Транспортировка и укладка скаток на полки весьма трудоемкая и небезопасная операция. Поэтому механизации загрузки и разгрузки сейфов придается большое значение. Одним из интересных способов механизации сейфов является система подвижных полок, сконструированная и осуществленная впервые в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова в 1954 году Рис. 81 Кассетный сейф, по существу, подъемно-опускной склад. Ряд полок помещается в едином каркасе, который при помощи шпиндельных или выжимных устройств поднимается на нужную высоту. Закрытая конструкция кассеты не требует планшетных ограждений, что предельно упрощает технику загрузки и разгрузки полок. В настоящее время кассетные сейфы получают широкое распространение. Верховое оборудование Рис. 83. Штанкетные, индивидуальные и софитные подъемы составляют верхнюю механизацию и принадлежат к главным видам механического оборудования сцены. Несмотря на то что современный театр в основном отказался от плоских живописных декораций и использует объемно-пространственный метод оформления спектакля, верховое оборудование сцены не потеряло своего значения. Сегодня невозможно представить себе профессиональную сцену без подвески объемных и плоских декораций, верхнего освещения. С помощью верхового оборудования и, главным образом, декорационных подъемов осуществляется не только моментальная смена декораций, но во многом облегчается решение разнообразных монтировочных задач, монтаж отдельных конструкций при сборке. В самом простейшем виде подъем можно представить как канат, переброшенный через блок. К одному концу каната прикрепляется полезный груз, к другому — равный ему по тяжести противовес. Поскольку декорации, особенно мягкие, не могут крепиться к одной точке, штанкетный подъем имеет не один канат, а несколько. К одним концам тросов-канатов прикрепляется длинный стержень из дерева и металла, называемый штанкетом (отсюда и название подъема), а другие концы через систему блоков соединяются вместе на устройстве противовеса. Управление штанкетным подъемом производится специальным канатом, соединяемым с противовесом. Один конец тягового каната прикрепляется к верхней части противовеса, а другой, обогнув блок, расположенный на колосниках, и блок, находящийся в трюме, привязывается к низу противовеса. Максимальная грузоподъемность декорационных штанкет-ных подъемов с ручным приводом равна 300 кг. При механическом приводе грузоподъемность штанкетов достигает 500 кг. Максимальная скорость движения декорационных подъемов, вне зависимости от привода, допускается в пределах от 0,75 до 1,25 м/сек. Противовес рис. 88. или, как его еще называют, калкаш имеет несколько различных конструкций, основанных на едином принципе. Основная задача любой конструкции противовеса заключается в прочном и надежном закреплении съемных плиток контргруза. Противовесы, встречающиеся в театральной практике, можно разделить на два основных типа — стержневые и балочные. Стержневые противовесы просты в изготовлении, удобны в работе, но с точки зрения обеспечения безопасных условий работы не обладают стопроцентной надежностью. Балочные сложнее по устройству и менее удобны, но зато имеют высокую степень безопасности. В целях безопасности шахты штанкетных подъемов зашиваются прочной металлической сеткой от трюма до уровня рабочей галереи. Управление подъемами разрешается только с рабочих галерей. Там же и производятся все операции, связанные с уравновешиванием системы. Процесс подвески декораций к подъему и его уравновешивание протекает в следующей последовательности. Рис. 91. Театральный занавес рис.102 — это одновременно и техническое устройство и декорация. Впервые занавес понадобился театру для временной оптической изоляции сцены от зала в момент перемены сценической обстановки. Таким образом, с одной стороны, занавес служит для перекрытия сцены, а с другой, обозначает начало и конец сценического действия. Эта вторая функция занавеса логически вытекает из первой, поскольку закрывать сцену и открывать ее возможно только по окончании действия или при его начале. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительной, жанровой настройки зрителей к восприятию спектакля. Эстетическое назначение занавеса впервые было обосновано И. Фуртенбахом в книге «Увеселительная архитектура». Знаменитый театральный архитектор XVIII века считал, что зрители, придя в театр, не должны видеть, что происходит на сцене. По Фуртенбаху, открытие занавеса повергает зрителей в иллюзорный мир сцены, мгновенно настраивая их на восприятие «героического» искусства. Занавес является необходимым атрибутом сцены, перекрывая ее он позволяет незаметно для зрителя сменить декорации. С занавеса начинается театральное действие, занавесом заканчивается спектакль. Открывающийся занавес, привлекая внимание зрителя, дает ему время эмоционально настроится на восприятие событий, разворачивающихся на сцене. Поэтому важен не только внешний вид, цвет и фактура занавеса, а также динамика его движения и способ раскрытия. По расположению занавесы разделяют на антрактный и по плановые. По функциям различают антрактные, игровые, акустические и пожарные занавесы. По способу раскрытия: подъемно- опускной, раздвижной, комбинированный, эффектный, фигурный, световой занавес и горизонт. Антрактный занавес является постоянным оборудованием сцены. Это генеральный занавес театра. Игровой (интермедийный) занавес изготавливается специально для конкретного спектакля. Его задача передать зрителю нужный настрой. Фактически он является декорацией к этому спетаклю. Поэтому и способ раскрытия игрового занавеса зависит от задумки режиссера. Принцип действия подъемно-опускного и раздвижного занавеса понятен из названия. По такому принципу обычно делают генеральный занавес. Комбинированный занавес сочетает в себе два или три разных способа раскрытия. Например подъемно опускной и раздвижной или раздвижной и фигурный. Эфектные занавесы несут в себе какой-нибудь эффект. Например эффект смены цвета, который достигается быстрым переворотом полотна занавеса, или скручиванием занавеса по краям сцены, образуя некое подобие колонн. Эффектные занавесы используются как игровые. Фигурные занавесы бывают подъемно- опускными, раздвижными или подъемно раздвижными. С обратной стороны фигурного занавеса пришивают направляющие кольца, сквозь которые продеты шнуры. При натяжении этих шнуров в разных сочетаниях такой занавес образует фигурные складки - фестоны. Фигурный занавес может быть как антрактным, так и игровым. Световой занавес состоит из ряда световых приборов, прожекторного типа с узким пучком, расположенных на противоположных стенах сцены. Эффект занавеса создается при подсвечивании находящихся в воздухе мелких частичек пыли. Так как такой занавес полупрозрачный он может использоваться только как игровой. Акустический занавес служит для приглушения шума при смене декораций. Обычно акустический занавес делается подъемно опускным. Антрактно-раздвижные занавесы рис. 104. Антрактно раздвижной занавес состоит из двух частей которые закрываясь перекрываются с некоторым запахом (обычно 0,7м.), необходимым для надежного закрытия занавеса. Устройство антрактно раздвижного занавеса состоит из направляющих, называющихся дорогой занавеса, по которым ходят каретки с прикрепленной тканью, лебедки и шкафа управления. Механизм антрактно раздвижного занавеса должен обеспечивать синхронное движение обеих половин. Это достигается использованием одного тягового троса для двух половин. Правая и левая половины монтируются на горизонтальных направляющих, расположенных параллельно друг другу, но на некотором расстоянии. Внутренние верхние углы обеих половин полотна занавеса прикрепляются к ведущим кареткам, а по всей остальной длине верхней кромки равномерно закрепляются ведомые каретки. Тяговый трос закольцовывается, и каждая из ведущих кареток жестко прикрепляется к противоположным сторонам троса при закрытом состоянии занавеса. Дорога антрактно раздвижного занавеса может быть прямой или радиальной. Мы применяем направляющие для дорог занавеса из алюминиевого сплава, с внутренним расположением кареток. Такие направляющие имеют меньший люфт кареток, а следовательно меньший уровень шума и повышенную надежность, которая достигается еще и за счет того, что все каретки реализованы на подшипниках. Подъемно-опускные занавесы рис 110. Подъемно-опускной занавес - это обычный штанкетный подъем, но с одним отличием - по боковым сторонам занавеса натягивают направляющие канаты от колосников до планшета сцены, для того, чтобы занавес не парусил при опускании. По этой же причине необходимо закрепить утяжелители в нижней части полотна занавеса. Для привода занавеса необходима лебедка и шкаф управления с постоянной или переменной скоростью. Акустические занавесы Акустический занавес обычно устанавливается за главным занавесом и служит для приглушения рабочего шума за закрытым главным занавесом во время перемен декораций. Также целесообразно использование боковых акустических занавесов. Применение акустических занавесов помогает эффективно бороться с паразитными шумами. Полотно акустического занавеса делается из специальной звукопоглощающей ткани. Так как акустический занавес не виден для зрителя, основным требованием к нему является быстрое открытие и закрытие, поэтому для привода акустического занавеса целесообразно использовать подъемно опускной механизм. Для привода акустического занавеса необходима лебедка и шкаф управления с постоянной или регулируемой скоростью. Поплановые занавесы Без совокупности поплановых занавесов вместе с кулисами невозможно было бы визуально передать глубину и структурную насыщенность внутреннего пространства сцены. Поплановый занавес предназначен для уменьшения глубины сцены или для того, чтобы скрыть часть сцены, находящуюся за ним для смены декораций и перемещения артистов. Поплановые занавесы являются полем действия для сценической светотехники, могут играть роль проекционного экрана. Кроме того поплановые занавесы с кулисами маскируя шумы технологического оборудования сцены, улучшают общую акустику сцены. По способу открытия поплановые занавесы могут быть подъемно опускными, раздвижными или комбинированными. Чаще всего поплановый занавес раздвижной. Целесообразнее при классической сцене с колосниками использовать для его реализации дорогу балку, что позволяет при необходимости быстро менять его положение на сцене. Для привода попланового занавеса применяется электромеханическая лебедка, а для управления механизмом попланового занавеса требуется шкаф управления с постоянной или переменной скоростью. Фигурные занавесы Фигурные занавесы по рисунку открытия делятся на три категории - раздвижные, подъемно-раздвижные и подъемно-опускные, открываясь они образуют фигурные складки, что и послужило основанием для названия «фигурный». Принцип работы такого занавеса состоит в следующем: с обратной стороны к полотну занавеса пришивается ряд направляющих колец, через которые продевается тяговый канат, один конец которого закреплен к кромке полотна занавеса, а другой через блок идет к лебедке. В зависимости от количества тяговых канатов, места их прикрепления к кромке полотна занавеса, а также от траектории расположения направляющих колец, такой занавес открываясь может образовывать разнообразные живописные складки. Если тяговые канаты разбить на группы и прикрепить к разным лебедкам, появится возможность менять рисунок раскрытия занавеса. Рисунок такого занавеса формируется под действием собственного веса, поэтому в нижнюю кромку занавеса вшивают утяжелители. Точечные лебёдки, как правило, располагаются над занавесом. Наиболее эффектно смотрится работа такого занавеса при использовании компьютерного пульта управления механизмами сцены Осветительное оборудование рис. 122 ОСВЕТИТЕЛЬ, работник одного из технических цехов театра, отвечающих за световое оформление спектакля. Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения: 1. Верхний свет – осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.) 2. Боковой свет – прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях. 3. Выносной свет – прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе – на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper – отлогий спуск) – световая аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу. Выносной софит рис 128— группа осветительных приборов, расположенных в один или два рядя в зрительном зале сверху перед порталом сцены. Пистолет рис.137— осветительный прибор проекционного типа, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций. Рампа рис.135 От фр.Ramper — спускаться отлого Рампа — в театре — система осветительных приборов рассеянного света: — установленная на планшете по переднему краю авансцены; — предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу; — скрытая от зрителей низким бортиком (рампой). Световая проекция — метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются: — динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.; и — статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации). Световые сценические эффекты — сценические эффекты: — имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или — создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции. светорегулирующая установка — система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах, аппаратах и отдельных цветах установленных светофильтров. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств. Софит — театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены. Театральный прожектор — осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссер, совместно с художником-постановщиком и светорежиссером, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру. В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий. |