Экскурсия. Экскурсия по Мамаеву Кургану. Вступление (знакомство с группой) (2 мин)
Скачать 168 Kb.
|
Вступление (знакомство с группой)_ (2 мин) Сталинградская битва — это крупнейшая операция II мировой войны, победа в которой ознаменовало коренным переломом в пользу Советского Союза. Подвиг защитников города Сталинграда увековечен в мемориальном комплексе, сооруженном на Мамаевом кургане, с которым мы с вами познакомимся. Наша экскурсия начнется с Входной площади комплекса и завершится на вершине Мамаева кургана. Вводная композиция «Память Поколений» (3 мин) Объекты показа: вводная композиция «Память поколений», памятные знаки с землей городов-героев. Вход в мир вечной славы героев Сталинградской битвы обозначен вводной композицией у подножия Мамаева кургана. Тема композиции «Память поколений» - вечная память живых, победа добра над злом, сил света над силами тьмы. Вводная композиция «Память поколений» это рассказ о нас, о нашем поколении. В каменной стене мы видим людей разного возраста. Они идут с венками, цветами, приспущенными знамёнами, чтобы отдать свой долг светлой памяти павшим героям-воинам. Люди движутся неторопливым шагом, их лица сосредоточены, головы опущены. Они знают, что идут по земле, политой кровью своих отцов, дедов, прадедов, защитников Родины, знают, что именно этим героям они обязаны жизнью. Эти люди как бы зовут нас с вами к широкой лестнице, в мир глубоких и благородных раздумий. По ходу движения мы видим памятные знаки с землей городов-героев. Первые 10 установили в 1983, Мурманск и Смоленск в 1986 году. Аллея пирамидальных тополей (10-13мин) Объекты показа: общий вид аллеи, железная дорога, мемориальный парк, памятник-ансамбль. С двух сторон мы видим пирамидальные тополя, которые образуют живые стены. Они огораживают нас от современности и создают символический коридор, по которому мы переходим в далекое прошлое, когда за эту высоту велись ожесточенные бои, а после войны был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль. 1.Происхождение названия высоты. Уже отсюда мы начинаем ощущать высоту Мамаева кургана, который возвышается на 119 метров над уровнем Волги, а над уровнем моря на 102 метра. Название кургана связано с пребыванием на территории Нижнего Поволжья татаро-монгольских завоевателей. На вершине кургана татары, боясь национально-освободительных движений русских, ставили сторожевые дозоры, которые наблюдали за местностью. Вероятно, курган посещал и темник Мамай. Позже русский народ стал называть курган Мамаевым. 2. Значение высоты 102. Мамаев курган - это господствующая над городом высота. Прославили курган советские люди, стоявшие насмерть на его склонах в 1942 год. История великой битвы на Волге знает много примеров героизма советских воинов. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над окружающей территорией. Вот почему здесь около 135 дней и ночей (с 13 сентября 1942г. по 26 января 1943г.) бушевала ожесточенная битва. 3. Основные этапы Сталинградской битвы. По характеру событий Сталинградская битва состоит из двух ярко выраженных периодов: оборонительного – на подступах к Сталинграду и в самом городе (17 июля 1942г. - 18 ноября 1942г.), и наступательного, завершившегося 2 февраля 1943г. полной ликвидацией огромной группировки врага. Первоначальной задачей врага было силами 6-й полевой и 4-й танковой армий разгромить советские войска на правом берегу Дона и сходу овладеть Сталинградом, но этим планам не суждено было сбыться благодаря мужеству и героизму советских воинов. Бросив на Сталинград 7 дивизий, фашисты 14 сентября овладели в центре вокзалом Сталинград I и вершиной Мамаева кургана. С этого дня начинается период ожесточенных уличных боев в городе. 62-я армия под командованием генерала В.И.Чуйкова, отступавшая к городу с боями, исчерпала свои резервы. На помощь защитникам города с левого берега Волги в две ночи с 14 на 15 и с 15 на 16 сентября переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала А.И. Родимцева. Противник понимал, что, овладев Мамаевым курганом, он будет господствовать над городом. Для достижения этой цели он не жалел ни сил, ни средств. За курган разгорелись ожесточенные бои. 16 сентября 39-й гвардейский стрелковый полк 13-й дивизии совместно с другими частями штурмовал высоту Мамаева кургана. 19 сентября в бой за высоту вступили части 95-й стрелковой дивизии под командованием полковника А.В.Горишного (дивизия была переброшена из-за Волги 19-20сентября). В ночь с 22 на 23 сентября под огнем артиллерии врага в Сталинград переправилась 284 стрелковая дивизия под командованием полковника Н.Ф. Батюка. 38-летний коммунист, в прошлом рабочий, полковник Батюк в сложной и запущенной обстановке умело организовал переправу дивизии, принял меры для нанесения быстрых и решительных ударов по врагу. Подразделения и части, высаживаясь с барж на правый берег, с ходу вступали в бой. 284 дивизия сражалась в центре обороны 62-й армии. Линия переднего края обороны дивизии проходила от бывшего банного оврага (правый фланг дивизии) по насыпи Приволжской железной дороги (северо-восточный склон кургана) на территорию завода Тракторных деталей и нормалей (левый фланг дивизии). Очень трудным стало положение 284 стрелковой дивизии с середины октября 1942г., когда фашисты двумя дивизиями захватили господствующее положение на высоте, овладели северными, южными и западными склонами Мамаева кургана. Они превратили вершину Мамаева кургана в мощный узел сопротивления. Два железобетонных резервуара, находившиеся на высоте, были обсыпаны толстым слоем земли и превращены в ДОТы. Вокруг этого района вырос ров шириной в 10 м и глубиной в 2,5-3 метра. На внешней стороне рва размещались огневые точки, на подступах к ним окопы, проволока, минированные участки. В этот период враг любой ценой пытался пробиться к Волге. И только умение, и находчивость, упорство и героизм советских воинов спасли положение. В этих неимоверных условиях оставалось врыться в землю восточного склона кургана, окопаться, построить продуманную систему обороны, но не отойти, не пропустить врага к Волге. По образному выражению генерала В.И. Чуйкова, дивизия как бы вросла в склоны кургана и сражалась на нем до конца Сталинградской битвы. К середине ноября 1942г. наступательная сила немецко-фашистских войск ослабла. Потеряв сотни тысяч убитыми и ранеными, они так и не выполнили приказа Гитлера - овладеть Сталинградом и были вынуждены перейти к обороне. Ударная сила советской армии неуклонно нарастала. Советское командование разработало план разгрома врага (операция «Уран»). В результате успешно проведенной операции контрнаступления под Сталинградом вражеская группировка общей численностью 330 тыс. человек была окружена и затем ликвидирована. 2 февраля 1943г. Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей, закончилась победой наших войск. 4. Значение Сталинградской битвы. Великая битва закончилась великой Победой. В ходе этого величайшего сражения Второй мировой войны армии фашистского блока потеряли убитыми, ранеными и плененными около 1,5 млн. человек, что составило почти четверть сил, действовавших на советско-германском фронте1. Победа под Сталинградом вдохновила движения сопротивления в покоренных фашистами странах Европы. Победа под Сталинградом оказала решительное влияние на весь последующий ход Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом, на положение СССР и его союзников по антигитлеровской коалиции, на положение Германии и на всю мировую обстановку того времени. В боях за Мамаев курган принимали участие:
5.Авторский коллектив памятника-ансамбля. Прошли годы. По воле народа, по долгу памяти сердца народного на Мамаевом кургане, на месте ожесточенных боев, воздвигнут памятник-ансамбль, призванный запечатлеть на многие века беспримерную воинскую доблесть. Идея воздвигнуть в городе-герое величественный монумент в память о Сталинградском сражении, которое стало переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны, возникла после окончания битвы. С 1945г. по 1955г. в стране широко проводились конкурсы по созданию проекта такого памятника. В итоге разработка проекта была поручена народному художнику СССР Е.В.Вучетичу. Все свое творчество, весь свой яркий талант ваятеля Е.В.Вучетич посвятил прославлению великого подвига народа. Главный авторский коллектив проекта составили. Скульптор Е. В. Вучетич ( руководитель авторского коллектива); Егений Викторович Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в Екатеринославле (Днепропетровск). Учился в художественной школе Ростова-на Дону и в Академии художеств в Ленинграде. Учувствовал в Великой Отечественной войне сначала в качестве рядового, а с 1942г. - командира батальона на Волховском фронте. Был контужен, после госпиталя зачислен в студию военных художников им. М.Б.Грекова. Е.В.Вучетич сооружал свои памятники по горячим следам войны и победы. Во многих городах нашей страны и странах зарубежья стоят памятники Е.В.Вучетича: памятник генерал - лейтенанту В.С.Ефремову в Вязьме, генерал - майору С.С.Гурьеву в Орле, Ф.Э.Дзержинскому в Москве. А. Матросову в Великих Луках, конармейцам в Ростове, генералу армии Н.Ф.Ватутину в Киеве, памятник павшим в боях с фашизмом в Берлине (в Трептов парке). В Волгограде по его проектам созданы памятники Ленину в Красноармейском районе, около 13-го шлюза канала Волго-Дон, установлена композиционная работа в память о соединении двух фронтов 23 ноября 1943 года. Свою известную скульптуру «Перекуем мечи на орала» Вучетич подарил ООН. Е. В. Вучетич- народный художник, действительный член Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда. Умер в 1974 году2. Архитекторы: Я. Б . Белопольский, Ф. М. Лысова, В. А. Демин ; Военный консультант: Маршал Советского Союза В. И. Чуйков. Василий Иванович Чуйков, родился 12 февраля 1900 года в селе Серебряные Пруды под Москвой. Во время Гражданской войны воевал в Красной Армии в 1918-1920 гг, был командиром полка. Окончил Военную академии им. Фрунзе М. И., потом академические курсы при Военной Академии механизации и моторизации РККА. В. И. Чуйков командовал армией в советско-финляндской войне (1939-1940гг). С декабря 1940 по март 1942 года был военным атташе в Китае. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1942 года и до конца войны командовал 62 армией, ставшей после 1943 года 8-й гвардейской армией. После войны он стал заместителем Главнокомандующего Группой Советских войск в Германии, а с марта 1949 года командующим этой группой. В мае 1953 года он был назначен командующим войсками Киевского военного округа, а в 1960 году главнокомандующим Сухопутными войсками и заместителем министра обороны СССР. С июля 1972 года и до конца жизни работал в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Маршал СССР, дважды Герой Советского Союза В. И. Чуйков скончался в Москве в 18 марта 1982 году и похоронен на Мамаевом кургане3. Большую помощь в создании памятника-ансамбля оказали волгоградцы: архитекторы, скульпторы, инженеры, строители, рабочие разных специальностей, воины Волгоградского гарнизона. Более восьми лет сооружался памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». При возведении отдельных скульптурных композиций применяли разные материалы, такие как: красный кирпич, бетон (высшей марки 500-600), железобетон, металлическая сетка и др. Работа с бетоном велась только в теплое время года. Эти материалы использовались не случайно, особенно бетон позволял передать суровую правду войны, мужество защитников. 6. Композиционное построение памятника-ансамбля и история создания. В основу композиции памятника положен курган - высокая насыпь над древней могилой4. Сама же высота 102.0 является природной частью Приволжской возвышенности. В силу исторических событий, происходивших на этой высоте в период Сталинградской битвы, после войны курган стал естественной усыпальницей для тысяч воинов, погибших в боях за Родину. Перед авторами стояли трудные задачи: -во-первых, расположить памятник не на ровной горизонтальной площадке, а на склонах кургана; -во-вторых, с помощью скульптуры рассказать о грандиозном сражении, донести до потомков масштабы битвы, массовый героизм советских воинов, суровую правду войны; -в-третьих, на значительном пространстве объединить композиции в единое целое5. Авторы справились с задачей, которая была перед ними поставлена. Памятник-ансамбль хорошо вписывается в городскую черту, в нем удачно сочетаются элементы архитектуры, скульптуры, внешней среды с другими видами искусства – музыки и художественного изображения. Зеленые насаждения на территории памятника-ансамбля тоже несут определенную смысловую нагрузку. Уже у подножия нас встречает мемориальный парк площадью в 106 га, который был заложен по инициативе работницы тракторного завода Лидии Пластиковой в 1965г. В настоящее время парк реконструирован: здесь высажены вязы, тополя, клены, акации, ели, березы, В 2017 году в парке появилась аллея России в аллее растут: клен красный «Сканлон», клен остролистный «Друммонди», клен остролистный « Роял Ред», черемуха вергинская, березы, рябины, боярышник, калинв, хвойные деревья из них 86 именных деревьев, именных, посвященных защитникам Родины. День 15 октября 1967г. стал знаменательным днем для Волгограда. На Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль. Вся страна тогда отмечала это выдающееся событие. На открытие памятника-ансамбля прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, председатель совета министров СССР А.И.Косыгин, председатель президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный, видные военачальники, участники Сталинградской битвы, представители городов-героев и соседних областей. На площади Павших борцов факел зажег Дважды Герой Советского Союза В.С.Ефремов и на бронетранспортере в сопровождении почетного эскорта доставил его на Мамаев курган. Состоялся торжественный митинг. После митинга руководители страны, маршалы Советского Союза, генералы прошли в Зал Воинской Славы, и Л.И.Брежнев зажег вечный огнь. За создание памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане Е.В.Вучетич был удостоен почетного звания Героя Соц. Труда. В 1970г. ему и членам авторского коллектива была присвоена Ленинская премия. По идейному содержанию памятник делится на две части: повествовательную, рассказывающую о Сталинградской битве, о героях битвы, и мемориальную, где люди чтят память погибших солдат Сталинграда. Площадь « Стоявших насмерть» (5 мин.) Объекты показа: скульптурная композиция «Стоять Насмерть», бассейн, железная дорога, склоны Мамаева кургана, панорамный показ комплекса. В середине площади – большой бассейн. Из железобетона поднимается фигура советского воина. В статье «С вершины кургана» Е.В.Вучетич писал: «Первый монумент ансамбля «Стоять насмерть», как он был задуман, должен показать обобщенный образ героического защитника волжской твердыни, передать наше общее представление о нем и в то же время нести свои неповторимые индивидуальные черты… Это обобщенный образ советского народа-воина, стоящего насмерть, готового нанести удар по врагу».6 Перед вами советский солдат, богатырь нашей земли, который встал навстречу врагу, смерти и выстоял. Могучий торс, напряженные до предела мускулы, сильная мускулистая шея, волевое мужественное лицо героя ярко и убедительно дают почувствовать это. Правая рука с противотанковой гранатой слегка отброшена назад в момент подготовки к решительному броску, в другой руке крепко сжат ствол автомата. На глыбе бетона слова приказа родины: «Ни шагу назад! Стоять насмерть». Каждый понимал, что здесь решается судьба Родины, что надо выстоять. И солдат выполнил этот приказ, отступать ему некуда. И если мы с вами подойдем прямо к солдату, то увидим, что он своей грудью закрывает скульптуру «Родина-мать зовет». За спиной солдата Сталинград, воплощенный в стенах-руинах. К этим стенам мы и подойдем. Стены-руины (10-17 мин.) Объекты показа: торцы стен, левая стена, правая стена. Руины Сталинграда в искусстве стоят особняком. И в русском и в мировом изобразительном искусстве ничего подобного нет. Все стены руины испещрены волнующими надписями, исторически верными. Стены-руины озвучены. Литературно-музыкальная композиция включает в себя отрывки песен тех лет, сводки Информбюро, звуки боя. Этот свист пуль, голос страшной бомбардировки, пулеметные очереди… Все это нарушает тишину на Мамаевом кургане. Список фрагментов музыкальной композиции: 1. А. В. Александров «Священная война»- 1 куплет; 2. Шум боя и голос Ю. Б. Левитана; 3. Г. Вагнер «Вечно живые»; 4. Д. Б. Кабалевский «Реквием» (фрагмент «Слушайте»); 5. А. В. Александров «Священная война»- 2 куплет; 6. К. Я. Листов « В землянке»; 7. Н.В. Богословский «Темная Ночь»7. Мотив памяти звучит на Мамаевом кургане и в стенах-руинах, чтобы память человеческая не меркла, не старела, чтобы сердца наши не убаюкивала тишина. Чтобы через память о героическом Сталинграде поколение XXI века ценило мир и помнило, что несут с собой войны. В изображениях и надписях авторы выражали свои чувства и мысли, которые созвучны миллионам людей. Стены рассказывают о клятвах Родине, о выполнении воинского долга, о жизни и смерти, о любви и ненависти. Словно опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они. Стены-руины – это своеобразная книга воспоминаний. На торце левой стены слова приказа Родины: «Ни шагу назад!» В торце правой стены, под рельефным выступом, автор увековечил подвиг Михаила Паникахи. В нижней части надпись: «Слава тебе во веки веков, морской пехотинец Михаил Паникаха». Севернее Мамаева кургана 2 октября на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы метнуть бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля пробила ее, и пламя охватило одежду. С последней бутылкой в руке, как полыхающий факел, Михаил бросился навстречу танку и разбил бутылку о решетку моторного люка. Огромное пламя охватило героя вместе с танком. Ошеломленные гитлеровцы повернули назад8. Левая стена рассказывает о клятвах воинов. Переправившись в город через Волгу, солдаты сходу вступали в бой. Они клялись: «За Волгой для нас земли нет». Эти слова снайпера Василия Зайцева стали девизом для всех защитников города. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знаменами, мы клянемся, что не посрамим славы русского оружия». Советский боец в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя. И сколько сил, сколько гнева, призыва к отмщению в этом образе! Несмотря на драматическое содержание, скульптура воспевает жизнеутверждающую красоту подвига. Упал в бою воин. Молодой боец подхватил из рук товарища знамя. Комсомольский билет, пробитый осколком снаряда, мины или пулей. В верности Родине клянутся и комсомольцы. Они шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за Сталинград много ярких страниц массового героизма. Их отважные сердца не боялись огня и пули. Об этом свидетельствуют хранящиеся в музеях пробитые пулями билеты Алексея Очкина, командира группы «57 бессмертных», Василия Бутова и Александра Олейниченко, погибших при защите тракторного завода, Рубена Руиса Ибаррури, сына испанского народа, защитника Сталинграда. Правая стена динамична, рассказывает о выполнении клятвы, выражает жизнеутверждающую силу справедливости – начало беспощадного разрушения советскими войсками темной и зловещей силы фашизма, раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. У самого края стены образ пулеметчика с перевязанной головой. Он бесстрашно сражается с врагом, не щадя своей жизни. Здесь десятки надписей сделанные разными почерками, разными людьми. Они не придуманы автором – они перенесены со стен разрушенного города или из документов тех лет на памятник, сохранив почерки и содержание. «Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце – действуй!», – учил В.И.Чуйков бойцов штурмовых групп. А вот слова из протокола собрания одной из комсомольских организаций. На собрании решался вопрос о поведении комсомольцев в бою. Собрание постановило: «В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. Не только самому не уйти, но и сделать так, чтобы и сосед не ушел». Вопрос к докладчику записан на стене: «Существует ли уважительная причина ухода с огневой позиции?». Ответ: «Из всех оправдательных причин будет приниматься во внимание только одна – смерть». На этой же стене запечатлены отдельные эпизоды обороны города. Вверху над изображением танка эпизод защиты Дома Павлова и слова: «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья это улица, чей это дом». Сержант Павлов. Условия городской обороны породили массовое снайперское движение. Наши снайперы меткими выстрелами уничтожали живую силу противника. В центре правой стены лицо бойца, глазом приникшего к прицелу снайперской винтовки, и надпись: «Откуда бы фашист не выглянул, непременно увижу, а если увижу, значит, убью». Черты лица его прорисованы не четко: кто он? Может быть, В.Зайцев или В.Медведев, М.Пассар, или Н.Ильин? Или еще один из 6 тысяч снайперов Сталинградского фронта, внесших столь весомый вклад в победу под Сталинградом? Немного ниже мы видим бойца-связиста, зажавшего в зубах два конца провода связи. Возможно, это Василий Титаев или Матвей Путилов, восстановившие связь ценою своих жизней. Средняя часть правой стены рассказывает о том, как работали в тылу. В единстве фронта и тыла, в содружестве всех наций, крепла великая сила обороны города. Из одного металла льют медаль за бой и медаль за труд. Те, кто защищал Сталинград, твердо верили, что вся страна живет одним: сделать все, чтобы приблизить Победу: «Все для фронта! Все для победы!». Без сна и отдыха трудились в тылу старики, женщины и дети. Их самоотверженный труд вызывает восхищение. Обращают на себя внимание шеренги бойцов, изображенные в конце левой стены. Черты их лиц читаются неясно. Они словно всплывают в памяти потомков. Над неподвижными фигурами солдат фраза: «Все они были простыми смертными». Их героизм и стойкость поражали весь мир, их подвиг навсегда останется в памяти благодарных потомков. Этим героям посвящена следующая площадь – Площадь Героев. Площадь Героев (10-15 мин.) Объекты показа: площадь, стена с надписью, бассейн, скульптуры, мемориальная доска, трибунная часть, вход в зал Воинской славы. Слева площадь ограничивает стена, отдаленно напоминающая по форме развернутое знамя с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» (В. Гроссман) Ответ на этот вопрос нам дают 6 скульптурных композиций, которые расположены напротив. Об этом пишет Е.В.Вучетич: «Они воссоздают конкретные эпизоды борьбы, раскрывают истинный героизм наших воинов, тот героизм, когда человек достойно держит себя в критическую минуту своей жизни, показывают суровую солдатскую дружбу, неразрывную духовную связь между командиром и рядовым бойцом, готовность на самопожертвование во имя спасения жизни товарища. Все они воспринимаются как целостный рассказ о мужестве, стойкости, способности защитников Сталинграда на самопожертвование, как 6 боевых эпизодов героической летописи Сталинградской битвы, связанных единым порывом идущих в атаку бойцов – разбить и уничтожить врага. Нужно было композиционно так поставить каждую группу и так их расположить, чтобы при взгляде на всю эту галерею создалось впечатление о могучей шеренге воинов, идущих в какую-то грандиозную атаку»9. 1-я скульптурная группа названа автором «Выстояв, мы победили смерть». Перед нами двое солдат в момент боя. Один из них тяжело ранен. Теряя силы, чтобы не упасть, он опирается на плечо своего товарища: он едва держится на ногах. Но сколько ненависти и бесстрашия в его взгляде, устремленном на врага! Какая жажда мести выражена в суровом складе его лица, в напряженной заостренности, в руке, сжимающей гранату. Его товарищ полон сил. Одной рукой он держит раненного, а другой сжимает ствол автомата, в котором нет диска, но есть приклад, есть сила и огромное желание сокрушить врага. В его лице, позе чувствуется бесстрашие, презрение к смерти, готовность победить даже ценою своей жизни. Героизм сталинградцев – это массовый героизм, порожденный великой целью борьбы. Здесь все личное было отдано во имя общего. Здесь воины знали, что от успеха действий каждого из них зависела судьба родной страны, всего человечества. 2-я скульптура рассказывает о героизме советских женщин, участниц войны. Все тяготы войны они несли наравне с мужчинами. Они были зенитчицами, санитарками, медсестрами, летчицами, танкистами. Среди фронтовых врачей женщины составляли 41%, среди военных хирургов их было 43%, медицинских сестер – 100%. Хрупкая девушка-санитарка согнулась под тяжестью раненого. Боец без сознания, беспомощно повисла рука, поникла голова, видно только что перевязанная этой девушкой. А теперь она выносит своего боевого товарища с поля боя. И не редко этим девушкам медсестрам приходилось брать в руки оружие, защищая жизнь спасенных ими раненых. Аня Бесчастнова, Наташа Качуевская, Дуся Дмитреева, Зина Смирнова, Тамара Шмакова, Надя Жарких, сколько их было – этих бесстрашных девушек санитарок! На их счету – десятки спасенных жизней. Наши девушки и женщины не кланялись пулям, сражались наравне с мужчинами, приняв наравне с ними тяжелое бремя войны. Среди тех, кому оказывали помощь наши санитарки, были бойцы морской пехоты. И следующая скульптурная композиция рассказывает нам о том, как защищали Сталинград морские пехотинцы. 3-я скульптурная группа повествует о подвиге: «Упал товарищ, смертельно раненный. Моряк прижал к телу связку гранат. Он не собирается кидать их под танк, он сам вместе с гранатами готов лечь под гусеницы бронированного чудовища»10. Могучая грудь, сильные руки, сжимающие гранаты, суровое лицо – все это еще более усиливает напряженность монумента, придает композиции глубокий смысл. Морской пехотинец полон решительности отомстить за погибшего товарища. Бойцы морской пехоты, вдохновленные на подвиги своими командирами, проявляли в дни битвы мужество и героизм. Обобщенный образ следующей композиции повествует нам о подвиге командиров. 4-я композиция рассказывает о командире. Поддерживаемый товарищем, слабея, а, возможно, умирая, он продолжает руководить боем до последней минуты. Сознание ответственности перед боевым товариществом, перед Родиной не позволяет ему покинуть поле боя. Порой защитникам Волжской твердыни приходилось с доблестью выполнять воинский долг знаменосца, вынося с поля боя опаленные знамена. Следующая скульптурная композиция рассказывает о подвиге знаменосцев. 5-я скульптурная композиция. В дни битвы на Волге спасали знамена любой ценой, а когда приходил радостный час наступления, боевые знамена несли в первых шеренгах наступающих. «Подвиг знаменосца» – так называется данная скульптурная композиция. Мы видим, как знаменосец только что принял знамя из рук товарища, сраженного вражеской пулей. Боец хорошо знает, что знаменосец – прекрасная мишень для противника. И в этой возможности смерти нет обреченности слабого, потому что он твердо верит, если упадет и он, то такие же сильные руки подхватят Знамя – символ воинской доблести, чести – и донесут его до Победы. А о Победе наших войск рассказывает нам 6-я скульптурная аллегорическая композиция. 6-я скульптурная композиция. Два советских воина сжимают в своих руках символ поверженного в Сталинграде фашизма – гидру и фашистскую свастику. Гидра еще мощно и сильно извивается в руках солдат, потому что еще долго, целых два года, придется идти советскому солдату до полной Победы над врагом, но он готов растоптать эту уже надломленную пополам Свастику. Завершают площадь героев трибуны. Здесь, за этой табличкой, 9 мая 1970 года была заложена в нишу капсула с посланием к потомкам, которую необходимо вскрыть и прочитать 9 мая 2045 года. Для нас главное – сохранить память о войне. Этой памяти посвящен следующий объект мемориала – «Зал Воинской Славы», куда мы с вами и проходим. Рельефная стена, вход в Зал Воинской Славы (5-10мин) Объекты показа: Зал Воинской Славы, монументальный рельеф на подпорной стене, вход в Зал Воинской Славы, медаль «За Оборону Сталинграда», почетный караул в Зале Воинской Славы. Перед Вами рельефная стена, мы видим фрагменты наступления двух советских армий, которое блестяще закончилось соединением на Северо-Западном склоне Мамаева кургана. Это историческое событие привело к ликвидации окруженной группировки противника, 31- го января прекратила сопротивление южная группировка противника, а 2- го февраля северная – именно этот день считают датой окончания Сталинградской битвы. На стене мы видим, как солдаты, ликуя от радости, обнимают друг друга. На рельефной стене изображен митинг победителей, который состоялся среди руин города, на площади Павших борцов. Совсем другое настроение, авторы передают, изображая вереницу военнопленных. Обреченность чувствуется в их согнутых спинах, поникших головах, взглядах, направленных в землю. Ко 2 февраля 1943 г. только в Сталинграде оказалось сосредоточено свыше 90000 военнопленных, которые находились в чрезвычайно тяжелых условиях11. Авторский замысел – показать то сокрушительное моральное поражение, которое потерпели фашистские захватчики под Сталинградом. Именно здесь заканчивается повествовательная часть памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, с Зала Воинской Славы начинается мемориальная часть. Зал Воинской Славы возвышается над площадью Героев. Здание первоначально предназначалось для панорамы, но в ходе строительства проект был изменен. Здание цилиндрической формы с круглым проемом в потолке. Между потолком и стенами проходит дневной свет. Надпись над входом: «Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда». В глубине изображение медали «За оборону Сталинграда». Всего медалью было награждено 745859 человек12. В почетном карауле стоят воины Волгоградского гарнизона, сменяясь через каждый час. Венки и цветы, которые несут сюда благодарные потомки, свидетельство того, что «никто не забыт, и ничто не забыто». Зал Воинской Славы – это место памяти и скоби, внутри по стенам расположены 34 траурных мозаичных знамени (материал смальта) на которых имена воинов, погибших в Сталинградской битве, их 7200. Пространство между знаменами облицовано золотистым стеклом13. В центре зала рука, выполненная из бетона (бетон на белом декоративном цементе), рука держит факел с пылающим Вечным огнем. Этот огонь, как символ жизни, нам протянули те, кто отдал свою жизнь в бою за Сталинград. На проеме потолка располагается золотой венок, обвитый лентой медали «За оборону Сталинграда». Торжественно и в то же время печально звучат «Грезы» Шумана. Эта мелодия заставляет биться сердце быстрее. И, когда она вдруг оборвется, в звенящей тишине, услышав собственные шаги, вы ощутите вдруг тысячи оборванных также внезапно, на полуслове, полумиге жизней защитников Сталинграда… Страна вызвала их на подвиг, и они совершили его, передав нам как эстафету Вечный огонь жизни. Видя вокруг себя в Зале Воинской Славы имена погибших, понимаешь, какой дорогой ценой досталась нам Великая Победа. Надпись над знаменами на гвардейской ленте подтверждает это: «Да, все мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы все выполняли свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». Здесь все равны перед Отчизной и историей, поэтому зал замкнут в круг. Здесь переливы света, музыкальные ритмы, ритм реквиема вечной усыпальницы. Здесь не слышно голосов, идут, сняв головные уборы, двигаются после минуты молчания в глубоком душевном покое. Многие из тех, имена которых на знаменах, ушли из жизни не получив никаких наград, поэтому на потолке зала две медали Золотая Звезда, два Ордена Ленина, два Ордена Суворова, два Ордена Кутузова, два Ордена Александра Невского, два Ордена Красной Звезды, два Ордена красного Знамени, два Ордена Славы, два Ордена Отечественной войны. Пройдя через Зал Воинской Славы, мы окажемся на площади Скорби. Площадь Скорби (5 мин) Объекты показа: площадь Скорби, скульптура «Скорбь Матери», могила неизвестного солдата, большая братская могила, надгробные и символические плиты, могила В.И.Чуйкова, скульптура «Родина-мать зовет». Война унесла десятки миллионов жизней, искалечила и погубила миллионы человеческих судеб. Миллионы матерей проводили своих сыновей на подвиги и не дождались их домой. На площади скорбящая мать: «на руках у нее погибший воин-сын, его лицо закрыто знаменем – символ последних воинских почестей. В этой композиции образ матери собирательный, как бы вобравший в себя горе всех матерей, потерявших своих детей на войне. И каждая женщина, подошедшая к монументу, каждая из тех, у кого родной ей человек также где-то спит вечным сном, невольно ищет его черты сквозь лежащие на лице воина складки знамени».14 По последним данным, общие потери за 200 дней и ночей Великого сражения на Волге с советской стороны составили 1.129.619 человек.15 Рядом с монументом небольшой бассейн, вокруг которого растут, плакучие ивы, печально опускающие свои ветви в воду. Над площадью Скорби поднимается насыпной курган. Здесь братская могила, в которой захоронены останки 340505 защитников Сталинграда. От площади Скорби к главному монументу поднимается серпантинная дорожка. Вдоль нее – надгробные плиты и символические плиты, на которых имена прославленных в Сталинграде героев (38 плит). Первая мемориальная плита установлена Неизвестному солдату с надписью: «Имя твое – неизвестно. Подвиг твой – бессмертен. Вечная Слава». По завещанию в 1982 году на площади Скорби, напротив большой братской могилы, был похоронен Маршал Советского Союза, Дважды Герой Совестного Союза Василий Иванович Чуйков. Теперь я приглашаю вас пройти по серпантинной дорожке к смотровой площадке главного монумента «Родина-мать зовет». По ходу движения обратите внимание на мемориальные плиты, на которых увековечены имена защитников города. Смотровая площадка главного монумента «Родина-мать зовет!» (10 мин) Объект показа: главный монумент «Родина-мать зовет». Размещение мемориального комплекса на естественном юго-восточном склоне Мамаева кургана требовало выполнения большого объема земляных работ для организации площадей, террас и сооружений памятника. Весь ансамбль венчает скульптура Родины-матери. В стремительном порыве с мечом в руке, шагнув вперед, Родина-мать призывает своих сыновей к дальнейшему наступлению, ведь победа на Волге – это еще не окончательная победа над фашизмом, она зовет к полному разгрому врага. Лицо суровое и волевое, сдвинутые брови, раздуваемые ветром короткие волосы, широко открытый кричащий рот – все это создает ощущение силы, непреодолимого стремления вперед. Окончательное решение вопроса о том, как должен выглядеть образ Родины-матери, было принято в 1963 г. Непосредственным руководителем работ и ответственным за инженерное решение стал Н.В.Никитин. Надо заметить, что во время строительных работ не перекрывались подходы к стройке. В 1963 году строительство комплекса посетил Н.С.Хрущев с Фиделем Кастро. Сопровождал их Е.В.Вучетич. В 1964 году строительство комплекса посетил президент Франции Шарль де Голь.16 Главный монумент ансамбля «Родина-мать зовет!» – обобщенный образ Родины. Он является композиционным центром всего мемориала. Фигура Родины-матери господствует не только над Мамаевым курганом и городом, она видна на десятки километров. Главный монумент и ландшафт образуют неразрывное целое. Е.В.Вучетич сумел найти такие пропорции и технику исполнения, что возникает впечатление того, что сам курган является постаментом скульптуры. Поражает единение женской фигуры и природы. У Е.В.Вучетича спрашивали, почему главный монумент – это устремленная фигура женщины с занесенным для удара мечом? Автор отвечал: «В монументе «Родины-матери» – торжество победы и призыв. И называется монумент «Родина-мать зовет!». Этот образ как бы переводит чувства глубокой печали, скорби, которые естественно возникают перед многими композициями памятника, в Зале Воинской славы, где горит Вечный огонь, в иной эмоциональный строй. В этом образе – порыв священного гнева, сила, энергия борьбы. Это грозное предупреждение и на будущее – тем, кто думает о новых захватнических войнах против российского государства: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет, на том стояла, и стоять будет русская земля»17. Образ женщины-матери выбран не случайно. Женщина – дающая жизнь, женщина – продолжательница рода человеческого. Все это не имеет общего с войной, поэтому в главном монументе выражен и мощный протест против войны. Скульптура «Родина-мать зовет!» – сложное сооружение. Скульптура не скреплена с фундаментом и стоит под воздействием силы тяжести. Ее сооружали в 1964-66гг. (включительно). Работы велись в теплое время года. Сначала на вершине заложили 16-ти метровый фундамент, вокруг которого насыпали земляной холм. На нем установили строительные леса на высоту скульптуры. На площадках лесов по частям собрали гипсовую форму монумента. Внутри нее установили арматуру, деревянную опалубку (систему щитов). Одновременно с этим бетонщики укладывали бетон между стенками гипсовой формы и деревянной опалубкой. Толщина железобетонной стенки между гипсовой формой и деревянной опалубкой от 30 до 90 сантиметров. По окончанию работ гипс убрали. После бетонирования были подняты отдельные блоки рук, шарфа и головы, а затем установлен меч. Его изготовили на Тушинском заводе. Первый меч представлял собой металлический каркас из нержавеющей стали, обшитый листами титановой стали (прокат титановой стали изготовлен на металлургическом заводе «Красный Октябрь»). Впоследствии (1973 г.) он был заменён другим: каркас меча стальной, обшит облегченной сталью. На наружную и внутреннюю поверхности меча методом напыления было нанесено антикоррозийное алюминиевое покрытие. В верхней части меча были сделаны специальные отверстия для гашения амплитуды колебания меча (снижение парусности). Перед установкой меч прошел испытания в аэродинамической трубе. Основные характеристики монумента «Родина-мать зовет!»: - общая высота монумента от фундамента до верхушки меча 85 метров; -высота монумента 52 метра; -длина меча с эфесом 33 метра, лезвие меча 29 метра; -расчетный вес монумента 6000 тонн; -расчетный вес фундамента 2000 тонн; -высота песчаного конуса, возвышающегося над могилой 14 метров, расчетный вес 65 тыс. тонн; -скульптура дополнительно укреплена канатно-арматурной системой, на сегодняшний день задействовано 109 канатов, сечением 38.0 мм силой натяжения от 60 до 70 тонн. В ночное время скульптура освещается. Поднимемся к подножию монумента, откуда вы увидите величественную панораму города, восставшего из пепла и руин, широкую ленту великой русской реки и бескрайние просторы Заволжья. Смотровая площадка у подножия монумента (10 мин). Объекты показа: панорама города, Мемориальное кладбище советских воинов, погибших в 1942-1943 гг., малая братская могила, Храм Всех Святых на Мамаевом кургане, танковая башня на постаменте. Мы с вами находимся на смотровой площадке у подножия монумента. Отсюда прекрасно просматривается панорама города, Волга, Заволжские дали, мост через Волгу. Прямо перед нами учебные корпуса Академии физической культуры и строительная площадка Волгоградского стадиона. В северной части расположены старейшие волгоградские предприятия: металлургический завод «Красный Октябрь», завод «Баррикады» – в настоящее время входящий в ОКБ «Титан», Тракторный завод. Еще севернее видны трубы алюминиевого завода, вступившего в строй в 1959г, плотина волжской ГЭС им 22-го съезда КПСС и на левом берегу – город Волжский. За скульптурой мы видим восстановленные водонапорные баки, уровень высоты которых примерно равен высоте 102.0, за которую в дни битвы шли ожесточенные кровопролитные бои. За баками территория Мемориального кладбища советских воинов, погибших в 1942-1943 гг., открытого в 1995 году. Всего захоронено 2047 останков, в том числе в 8 братских могилах 1911 останков бойцов, и в индивидуальных 136 останков советских воинов. На мемориальных плитах 26158 имен участников Сталинградской битвы. На постаменте главного монумента установлены 2 мемориальные доски, где перечислены предприятия, принимавшие участие в сооружении памятника-ансамбля и творческий коллектив художников, скульпторов, архитекторов. Обойдя скульптуру, ознакомившись с панорамой современного города, мы спускаемся к малой братской могиле советских воинов, в которой похоронено 1445 останков защитников высоты 102.0. 26 января 1943 года от врага были полностью очищены Мамаев курган и его окрестности, а 8-го февраля, через 6 дней после окончания битвы, здесь были похоронены защитники высоты 102.0. Бойцы 13-ой и 284 стр. гв. дивизии установили первый памятник – деревянный обелиск, на нем две скрещенные винтовки. 8-го февраля 1943 года, в честь погибших воинов прогремел салют из боевого оружия защитников Сталинграда, а в 1948 году на братской могиле появился новый памятник – девушка с венком. За малой братской могилой возвышается Храм Всех Святых, который был освящен и открыт 1 мая 2005 года. Храм Вы можете посетить самостоятельно. В глубине слева от храма находится одна из семнадцати танковых башен на постаменте. Эта башня, установленная на высоте 102.0, в отличие от остальных, не обозначает линию переднего края обороны. Об этом свидетельствует закрепленная на постаменте табличка: «Здесь на Мамаевом кургане в дни Великой битвы за Сталинград проходили самые упорные и кровопролитные бои за обладание этой господствующей над городом высотой»18. Заключение Памятник-ансамбль является высокохудожественным произведением искусства. Скульптору надо было обладать огромным талантом, кипучим творческим темпераментом для того, чтобы создать подобное произведение искусства, обращенного к народу и говорящее с ним вдохновенным и ярким художественным словом. 1 Самсонов А.М. Сталинградская битва. 4-е изд., исп. и доп. – М.: Наука, 1989. С. 518. 2 Мамаев курган: фотоальбом/ М. Т. Поляков, О. В. Зайончковская- Волгоград 2004. Стр. 93 3 Мамаев курган: фотоальбом/ М. Т. Поляков, О. В. Зайончковская- Волгоград 2004. 4 Словарь Русского языка/Академия наук СССР. Институт Русского языка. Т II. – М., С.201 5 Вучетич Е.В. «С вершины кургана»//«Волгоградская правда», 01.10.1967. 6 «Волгоградская правда», 01.10.1967. 7 Мамаев курган-главная высота России/Т. А. Приказчикова, Л.Ф. Глухенькая, Т. В. Романова. – Волгоград, 2016. С. 41. 8 Подвиг Сталинграда/ В.С. Красавин, А. М. Бородин, И. М. Логинов. – Волгоград, 1975. С. 67. 9 Вучетич Е. В. «С вершины кургана»//«Волгоградская правда», 10.10.1967. 10 Шахмагонов Ф. Евгений Вучетич. - Москва: 1970 11 ЦХИДК, ф. 47п, оп. 22, д. 1, л. 13, 14 12 Сталинградская битва 1942-1943: энциклопедия/под ред. М.М. Загорулько. – Волгоград: Издатель 2015. С. 373. 13 Научно-проектная документация «Капитальный ремонт и реставрация Мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане». – Волгоград, 2014. 14 Вучетич Е. «С вершины кургана»// «Волгоградская правда», 01.10.1967. 15Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание/Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков, В.В. Гуркин. – М.: Вече, 2010. – С. 109, 114. 16 Клюшина В. Главная высота: моя жизнь и судьба: воспоминания / Валентина Клюшина.- Волгоград: Принт, 2015.-200 с.: ил. С.16 17 Жур. Искусство №7, 1970. 18 Мамаев курган-главная высота России/Т. А. Приказчикова, Л. Ф. Глухенькая, Т. В. Романова. – Волгоград, 2015. С. 65. |