КУЛЬТУРА ЮРИСТА. Без имени 1. Вторгся в мою свободу
Скачать 22.74 Kb.
|
Негативная сторона юридической педантичности и формализма отображается еще чаще. Почитайте, например, рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Адвокат» или повесть «Очарованный принц» советского писателя Л. В. Соловьева. В последнем произведении описывается эпизод, в котором местный чиновник оказывается способным за деньги истолковать законы любым способом, главное была соблюдена формальность, «буква закона». Если нужно, такой чиновник способен оформить любую сделку, в том числе закрепить право собственности на озеро... за воробьем. Действительно порой бывает, что отдельные юристы либо не могут подняться над буквой закона и понять его «дух», смысл, либо используют свои навыки работы с правовой формы для реализации частных интересов путем неверного толкования права. По сути, это вид обмана, мошенничества. Если желание стать юристом от этого у Вас не пропало, нужно воспитывать в себе внимание к деталям. Рациональность юриста особого рода и по другой причине. Если, например, врач весь мир видит в сетке болезней, то юрист с помощью писанных правил определяет кто, что может или должен делать. Напомним, что правовая культура в целом предполагает в качестве важнейшей ценности идеи субъективного права и юридической обязанности. Представление о том, что у меня есть какое-то право и оно нарушено другим человеком, который «вторгся в мою свободу», «не выполнил свою обязанность по отношению ко мне», часто, не только у обычного человека, но и у юриста возникает интуитивно, но, чтобы защитить, отстоять свое право, требуется рационально мыслить, правильно и по особенному говорить и писать. Когда человек приходит в суд и его представляет профессиональный защитник, он ценит защитника именно за то, что он способен представить не на обыденном, «профанном», а на рациональном, особом юридическом языке. 5. Правовая культура юристов предполагает, далее, готовность работать в условиях социальных конфликтов и саму деятельность по разрешению юридических конфликтов. Дело в том, что для права крайне характерна его связь с социальными конфликтами. Приведем здесь два имени. Р. фон Иеринг, немецкий философ и правовед, наиболее знаменит своим трактатом «Борьба за право», который начинается с фразы «Цель права — есть мир, жизнь права — есть борьба»[4]. В этой работе он писал, что субъективное и объективное право мертвы без постоянной борьбы за него разных людей, в том числе профессиональных юристов. Знаменитый советский ученый-юрист Владимир Николаевич Кудрявцев одним из первых стал заниматься таким научным направлением как «Юридическая конфликтология». Он отмечал, что значение права в обществе состоит, в том числе, в том, чтобы значимые социальные конфликты перевести на юридический язык и разрешить в «правовом поле». Все юридические профессии и специализации так или иначе, прямо или косвенно, связаны с участием, посредничеством в разрешении социальных конфликтов. Вы будете от этого уставать, на вас как на правотворцев, судей, будут пытаться оказывать воздействие противоборствующие стороны. Вы, как адвокаты, посредники, юрисконсульты, будете вынуждены представлять частные интересы одной из сторон спора. В целом, хорошего юриста отличает стремление разрешить спор в соответствии с правилами и, там, где это возможно, примирить стороны и достигнуть компромисса. 6. Юридическая профессия, как и любая другая, зависима от общественного спроса на нее. Юристы, в частности, осознают свою зависимость от политической и экономической сферы, они формируют в себе такие навыки как умение работать в органах власти и (или) «клиентоориентированность». На уровне идеологии правовая культура предполагает важность институтов государственной власти и частной собственности. В сфере правотворчества юрист чаще всего оформляет проект закона, соответствующий воле господствующей группы. В сфере правоприменения, по мнению многих философов от К. Маркса до П. Бурдьё тщательно скрываемая тайна юридической профессии состоит в связи с интересами сильных мира сего, тех, у кого есть деньги, амбиции и возможности качественно воспользоваться дорогостоящим юридическим механизмом. Принятие юридических решений, противоречащих интересам государства или крупных корпораций иногда сродни подвигу. Стоит об этом задуматься. [5] Все это не просто позволяет правовой культуре выживать и самовоспроизводиться, но и часто помогает объективно разрешать юридические дела, правовые споры. Большое значение имеют для этого, например, принципы формального равенства и правовой справедливости. Подробней мы о них поговорим позже. В первом же приближении скажем, что юридическая форма и принципы права по самой своей природе препятствуют явному произволу, в определенном смысле уравнивают сильных мира сего с остальными членами общества. |