уцпПКП. Второй грех. Опустошение жизненного пространства
Скачать 17.42 Kb.
|
Какие из «смертных грехов», рассмотренных в работе, привели к возникновению и усугублению глобальных экологических проблем. К. Лоренц выделил «смертных грехов»: Знаменитый австрийский ученый Конрад Лоренц написал книгу-предостережение «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», надеясь, что она «в какой-то степени послужит уменьшению угрожающих человечеству опасностей». В этой работе основоположник науки этологии описал свои взгляды на современность, с точки зрения ученого и философа. Прошло много лет с момента первой публикации книги, однако, как мы видим, актуальность высказанных в ней мыслей только возросла с течением времени. Второй грех. Опустошение жизненного пространства Казалось бы, общеизвестное утверждение о том, что жизненные ресурсы нашей планеты не безграничны, разделяется всеми людьми. Сколько тех, кто реально изменил принципы своей деятельности, руководствуясь данной истиной? Лоренц подчеркивает, что цивилизованное человечество добровольно подготавливает почву для грядущей экологической катастрофы, опустошая и уничтожая живую природу. Когда человек почувствует экономические последствия разрушительной деятельности, возможно, будут предприняты некие шаги по исправлению ситуации, но весьма вероятно, что уже будет поздно. Третий грех. Бег наперегонки с самим собой Говоря о третьем смертном грехе, Лоренц утверждает, что внутривидовой отбор и изменения наследственного материала вследствие этого снижают шансы на выживание у всего вида. Люди ожесточенно соревнуются друг с другом, и под давлением такой конкуренции уже забыто всё, что хорошо и полезно для человечества в целом и для каждого индивида в частности. Большинство современных людей считают ценным только то, что лучше помогает им перегнать своих собратьев в безжалостной конкурентной борьбе, а главным мерилом успеха в соперничестве стали деньги, хотя раньше они были всего лишь средством. Они стали абсолютной ценностью, даже более важной, чем время. Четвертый грех. Тепловая смерть чувства Для человека естественно желание стремиться к удовольствиям и избегать неудовольствия. Однако современные СМИ, технологии и прежде всего фармакология всячески поощряют стремление избегать неудовольствия. Мы стали настолько зависимы от «комфорта», что не терпим ни малейшего отклонения от «заслуживаемой» нами нормы. Пресыщенность удовольствиями приводит к притуплению чувствительности, в то время как чувствительность обостряется ко всем ситуациям, вызывающим неудовольствие. Это приводит к тому, что люди теряют способность вкладывать тяжелый труд в предприятия, сулящие удовольствия через длительный промежуток времени. Болезненное уклонение от неудовольствия уничтожает радость. По мнению Лоренца, радость дается только ценой труда и лишений по пути к цели. А нетерпимость к неудовольствию превращает человеческую жизнь в «однообразную серость», приводящую в итоге к смертной скуке. «Далеко зашедшее стремление избегать неудовольствия действует на подлинную человечность таким уничтожающим образом, что по сравнению с ним столь же безграничное стремление к удовольствию кажется просто безобидным», — говорит Лоренц. У людей сформировалась привычка к сильным и постоянно усиливающимся раздражителям, и, следовательно, пресыщенные люди постоянно гонятся за новыми раздражителями. Для такого человека любая вещь быстро теряет свою привлекательность, точно так же, как «возлюбленная, друг или отечество». Пятый грех. Генетическое вырождение Лоренц объясняет, что детские качества характера являются одной из неотъемлемых черт человека. Однако есть опасения, что к этому генетически обусловленному явлению присоединились порожденные культурой процессы. У многих людей в зрелом возрасте проявились такие черты, как «нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других». Человек, у которого не созрели нормы социального поведения, застревает в инфантильном состоянии и неизбежно становится в обществе паразитом. В качестве примера Лоренц рассказывает о слабоумном юноше, убившем свою бабушку, чтобы отобрать у нее несколько марок на кино. Впоследствии он объяснял свой поступок тем, что он ведь говорил ей, что ему нужны деньги на кино, но она их не дала. Лоренц отмечает, что в современном обществе «нарушение морального поведения очень часто приводит не просто к отсутствию всего, что мы воспринимаем как хорошее и порядочное, но к активной враждебности против добра и порядочности». Шестой грех. Разрыв с традицией Лоренц рассказывает о важности человеческих традиций, возникших в результате многовекового развития. Он критикует чудовищную недооценку нерациональных знаний, заключенных в сокровищах культуры, и не менее ужасную переоценку научных знаний. Лоренц считает, что «у надменного просвещения нет причин выступать против унаследованной традиции с такой резкой враждебностью». Это приводит к нарастающему конфликту между молодым и старшим поколением. Возникла ситуация, при которой многие молодые люди относятся с презрением и почти ненавистью к родителям и их взглядам. Война поколений во многом обусловлена падением авторитета старших, когда СМИ высмеивают ценности взрослых людей, их культуру. Молодые люди не принимают культурную традицию родителей, так как не чувствуют к ним любви и не ощущают превосходства старших Седьмой грех. Индоктринируемость «Нынешнее человечество — в массе своей деградировавшее, отчужденное от природы, верящее лишь в коммерческие ценности, эмоционально нищее и потерявшее связь с культурной традицией», — отмечает Лоренц. Всесилие СМИ порождает обостренную внушаемость больших масс людей, постоянное повторение недоказанных гипотез вызывает ощущение истинности спорных утверждений. Как только большинство людей становятся сторонниками недоказанной гипотезы, так она тут же превращается в их глазах в доктрину, в сакральное знание. Индоктринированное человечество яростно защищает навязанную точку зрения, не воспринимает никаких логических доводов, противоречащих «безгрешной теории». Люди становятся неспособными провести анализ информации, которую получают, и просто принимают ее на веру. Лоренц критикует подчеркнуто коммерческую направленность современной науки, когда средства выделяются не на самые высокие фундаментальные исследования, а только на перспективные с точки зрения быстрого получения денег. Восьмой грех. Ядерное оружие Вот небольшая цитата о восьмом грехе человечества: «Величайший вред, который ядерная угроза уже сейчас причиняет человечеству и который остаётся даже в самом благоприятном случае, состоит в том, что она создаёт общее настроение “конца света”». Инфантилизм, неспособность к ответственности за будущее и стремление к немедленному исполнению желаний являются следствием подсознательного вопроса, как долго еще простоит наш мир. Многие согласятся с наблюдениями и выводами Конрада Лоренца о современном мире и человеке. Его научный подход вместе с философской человечностью очаровывает читателя. Но как бы хотелось услышать от ученых подобного масштаба рецепты выздоровления человечества от так подробно описанных «болезней»! |