Главная страница

эргоэкономика в дизайне. 394. Эргономика в дизайне-2. Введение 3 Эргономические основы организации рабочего места 5 Антропометрические показатели 9


Скачать 225 Kb.
НазваниеВведение 3 Эргономические основы организации рабочего места 5 Антропометрические показатели 9
Анкорэргоэкономика в дизайне
Дата15.01.2021
Размер225 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла394. Эргономика в дизайне-2.doc
ТипДокументы
#168459
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Применение цвета


Грамотно обустроить любое офисное пространство невозможно без знания законов психологического восприятия цвета и формы. Например, холодная и теплая гаммы светлых цветов объем помещения делают более просторным, а холодная и теплая гаммы насыщенных цветов – "сжимают" пространство.

Белый, голубой цвета – "подразумевают" на простор, а черный – сильно его сужает. Поскольку речь идет, в первую очередь, о рабочем месте, перед дизайнером стоит задача подобрать цветовую гамму, способствующую расслаблению и одновременно тонизирующую.

Следует учитывать также и то, что цвет влияет на интеллектуальные процессы, настроение, поведение и работоспособность человека, способствует улучшению условий зрительной работы (ориентация, видимость и размещение).

Для каждого цвета или сочетания цветов характерно определенное психологическое воздействие, что учитывается при формировании производственной среды.

Правильный выбор цвета может способствовать положительному психофизиологическому воздействию на человека, действовать успокаивающе, повышать производительность его труда.

Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимания, оказывают возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению производительности труда, эти цвета больше подходят к помещению, где физическая нагрузка на человека невелика и где пребывание относительно непродолжительно.

Холодные цвета (синий, голубой, сине-зеленый) вызывают психологическое ощущение холода, подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредоточению внимания, эти цвета подходят для помещений с высокой температурой воздуха и где физическое напряжение человека велико и период пребывания весьма продолжителен. Цвета насыщенные, а также сочетание цветов при большом цветовом контрасте оживляют пространство, поднимают настроение и стимулируют деятельность органов чувств; эти цвета рекомендуют использовать как сигнальные в целях безопасности, а также для идентификации (отождествления) зрительного образа.

Светлые (с большой яркостью) и ненасыщенные цвета применяются на менее насыщенных площадях, чтобы достичь наибольшей видимости и различения, они улучшают контрасты по яркости на рабочих местах. стимулируют поддержание порядка, предметы - носители этих цветов кажутся более легкими.

Ненасыщенные, а также малонасыщенные, разбеленные цветовые оттенки действуют успокаивающе, способствуют сосредоточенности внимания и рекомендуются для помещений, предназначенных для ответственной умственной работы.

Темные цвета оказывают очень существенное воздействие - вызывают пессимистическое (вплоть до, депрессивного) настроение, чувство тоски и тяжести, снижают эффективность освещения.

Желтый цвет средней насыщенности и светлоты вносит живость, тепло, действует возбуждающе, способствует впечатлению уюта и чистоты помещения, стимулирует внимание и психологический контакт с окружающей средой. Однако слишком интенсивный желтый цвет в поле зрения утомляет глаза, в соединении с черным цветом используется в сигнальной окраске при обеспечении безопасности движения.

Оранжевый цвет стимулирует нервно-мышечную деятельность способствует психологическому контакту с окружающей, средой, при большей насыщенности этот цвет вызывает ощущение угрозы, поэтому его применяют в качестве сигнала предупреждения. Красный цвет психофизиологически наиболее активно воздействует на человека, стимулирует психическую деятельность, активизирует реакции человека. Поэтому он используется для кратковременной активизации деятельности; продолжительное воздействие красного цвета при больших угловых размерах поля зрения вызывает сенсорное утомление и спад активности.

Синий цвет с точки зрения психофизиологии вызывает ощущение спокойствия; создает благоприятную обстановку для умственной деятельности, снижает ощущение умственного утомления.

Зелено-синий цвет способствует психической удовлетворенности, действует успокаивающе, располагает к вдохновению. Светлые оттенки этого цвета понижают чувствительность к шуму. Зеленый цвет психофизиологически благоприятно действует на зрение, снижает нервную усталость, способствует бодрому настроению, стимулирует умственную деятельность и помогает сосредоточиться на работе.
Для стен с оконными проемами применяют цвета с большей яркостью. Коэффициент отражения стен в верхней части 60-80 %, в нижней части 50-60 %.

Для поверхности пола выбирать материалы целесообразно теплых тонов: цвета охры, коричнево-оранжевые, оливковые с коэффициентом отражения зд 25 %. Цвет пола не должен быть слишком светлым или очень темным с малым контрастом цветов при полихромных рисунках. Цвет потолков должен быть наиболее светлым, создавать впечатление легкости и, являясь большой отражательной поверхностью, делать помещения более светлыми. Рекомендуются белые, светло-желтые тона или светло-голубые. Коэффициент отражения поверхности потолков 70-85 %.

Отделка натуральным деревом применима во всех вышеприведенных сочетаниях, однако при условии, что она выдержана в светлых тонах. Можно совместно использовать варианты различных оттенков и тонов, но при условии предварительного испытания их на небольшом макете комнаты и оборудовании (макетные испытания должны проводиться как при естественном освещении, так и при соответствующем искусственном освещении).

6. Эстетические параметры рабочего места


Организация рабочего места должна соответствовать определенным эстетическим требованиям, быть комфортной во всех отношениях.

В разработанном рабочем месте применялись, как уже упоминалось, различные цветовые решения, также следует обеспечить возможность того, чтобы сидение, абажур лампы накаливания гармонировали с цветом и отделкой перегородок, отграничивающих рабочую область от остального помещения.

Общая планировка помещения позволяет оборудовать его емкостью для мусора, также ограничивает захламление, портящее эстетический вид.


Заключение



Таким образом, в данной работе произведены основные действия по проектированию индивидуального рабочего места оператора ЭВМ.

Согласно антропометрическим показателям, учету физиологических, психологических, санитарно-гигиенических и эстетических факторов было разработано рабочее место для специалиста в области графики и дизайна и сделано необходимое его схематическое отражение:

- схема рабочего места;

- схема зон досягаемости;

- произведено функциональное зонирование с учетом эргономических принципов;

- разработана оптимальная схема освещения, позволяющая сочетать естественное и искусственное освещение;

- разработана общая характеристика цветовых решений;

На основании того, что подход к организации рабочего места осуществлялся комплексно и опирался на ряд объективных факторов, можно предполагать соответствие разработанного рабочего места принятым стандартам и правилам организации трудового процесса, связанного с творческой активностью вообще и с изобразительной деятельностью в частности.

Литература



1. ГОСТ 121030-81 "Электробезопасность, защитные заземления"

2. СанПиН 22.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам персонально вычислительным машинам и организации работ»

3. СанПиН 2.2.4/2. 1.8.562-96 «Требования к шуму и вибрациям»

4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и не территории жилой застройки»

5. СниП 21-01-97 "Противопожарные нормы, пожарная безопасность зданий сооружений".
1. Чернявина Л.А. Эргономика в дизайне. Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2002.- 164 с.

2. Шадрина В. Организация рабочего места // http://pravda.ru/

1 Шадрина В. Организация рабочего места // http://pravda.ru/

2 Шадрина В. Организация рабочего места // http://pravda.ru/

3 Чернявина Л.А. Эргономика в дизайне. Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2002. С. 39.

4 Чернявина Л.А. Эргономика в дизайне. Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2002. С. 48.

5 Шадрина В. Организация рабочего места // http://pravda.ru/

6 Чернявина Л.А. Эргономика в дизайне. Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2002. С. 119.



1   2   3   4   5


написать администратору сайта