контрольная. Контрольная Аргунова Природа и сущность этики (1). Введение 3 Этики науки о морали, ее объект 4 Мораль как предмет этики 8 Основные категории этики 12
Скачать 462.91 Kb.
|
2 Содержание Введение 3 1. Этики науки о морали, ее объект 4 2. Мораль как предмет этики 8 3. Основные категории этики 12 Заключение 18 Список использованной литературы 19 3 Введение Данная тема очень актуальна в наше время, ведь роль этики и, в частности, этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества. Справедливая заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2,5 тыс. лет тому назад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством. Целью данной работы является изучение природы и сущности этики В соответствии с поставленной целью, необходимо решить ряд задач: - рассмотреть этики науки о морали, ее объект; - рассмотреть мораль как предмет этики; - выделить основные категории этики. 4 1. Этики наука о морали Этика является одной из древнейших областей человеческого знания, которая сформировалась еще в Древней Греции. Этимологически слово «этика» произошло от древнегреческого «этос» – «ethos», что означает «местопребывание», «человеческое жилище», «очаг». Позднее слово «этос» приобретает уже несколько иной смысл – «нрав», «привычка», «обычай», «темперамент», «характер». В IV в. до н.э. выдающийся древнегреческий мыслитель, философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) впервые употребил термин «этос» (позднее «этика») для обозначения особого класса, особого набора человеческих качеств, названных им добродетелями, проявляющиеся в поведение человека и делающего его абсолютно безупречным [1]. К добродетелям Аристотель относит: - чувство собственного достоинства, благородство, самоуважение; - благоразумие, рассудительность, умеренность; - мужество, смелость, храбрость; - скромность, совестливость; - ровность, кротость, выдержанность; - грусть и милосердие; - благотворительность, щедрость, бережливость; - искренность, чистосердечие; - естественность, благовоспитанность, простота; - благоговение перед жизнью, оптимизм; - честолюбие и благородство и многие др. Можно сказать, что этика в понимании Аристотеля – это наука, которая занимается изучением добродетелей. Позднее в I в. до н.э. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э. – римский политический деятель, оратор, писатель, философ поклонник всего греческого), при переводе работ греческого философа Аристотеля подобрал слову «этика» латинский эквивалент «мораль». 5 Если быть точнее, то Цицерон употребил слово «мос»; само слово «mores» - нравы или «моралитас», «мораль» появилось только в IV в. н.э, которое и стало латинским эквивалентом греческого слова «этика». Таким образом, этимологически греческое слово «этика» и латинское «мораль» совпадают (т.е. они обозначают одно и то же явление, это слова синонимы), оба понятия были образованы в философской мысли для обозначения исследований в области нравов, обычаев, привычек людей и общества. Оба понятия вошли в новоевропейские языки. Наряду с этими понятиями в ряде языков возникли свои собственные слова, обозначающие тот же смысл. К примеру, в русском языке это – нравственность. Со временем в процессе развития человеческого общества, с развитием науки, культуры под этикой стали понимать науку (как особое гуманитарное учение), а под моралью (или нравственностью, если относиться к этим словам как синонимам) предмет, который она изучает. Объектом изучения этики являются моральные каноны социальной практики или морально-нравственные «законы» общества. Поэтому этику вполне справедливо называют наукой о морали или философским учением о нравственности; наукой о моральных нормах и правилах поведения человека. Надо сразу оговориться, что ученые высказывают самые разные точки зрения относительно объекта и предмета этики. Одни рассматривают мораль как предмет этики (А.А. Гусейнов, И.Л. Зеленкова, Т.В. Мишаткина), другие напротив, считают мораль не предметом, а объектом этики (к примеру, знаменитый российский философ П.С. Гуревич); третьи считают, что объектом этического знания выступает, как сам человек, так и развитие его нравственных качеств (А.В. Разин) [3]. Если говорить очень простым и понятным языком, то можно сказать, что отношения между людьми – это центральный объект внимания этики, а предметом ее изучения является их нравственная основа. Основная цель этики была сформулирована еще в античности Аристотелем. Он обозначил и тот круг вопросов, которыми должна заниматься 6 этика как наука. Это так называемые «вечные вопросы» или «морально- нравственные проблемы», которые имеют отношение к достижению настоящей, подлинной жизни человека. Например, в чем смысл человеческой жизни, что наиболее ценно для человека, что такое добро и зло, что такое настоящая свобода или, что представляет подлинная любовь. Что такое совесть, долг, достоинство. Или, к примеру, как построить человеческую жизнь, чтобы она была достойной и многие другие. Любой нормальный человек рано или поздно, хотя бы в раз жизни, задается подобными вопросами. Каждая эпоха по-своему пыталась осмыслить эти «вечные вопросы», дать на них свой ответ, найти свое понимание. Этические проблемы (или морально- нравственные проблемы) затрагивали в своих работах такие выдающиеся философы античности, как Аристотель («Никомахова этика», «Эвдемова этика») и Цицерон («О пределах добра и зла»), это средневековый религиозный мыслитель П. Абеляр («Этика»). В эпоху Просвещения, это работы И. Канта («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), в XX в. – работы А. Швейцера («Культура и этика) и многие другие. В отечественной культурной традиции, как правило, морально- нравственными проблемами занимались не столько «чистые» философы, сколько писатели, к примеру, такие величины, как Ф. Достаевский или Л. Толстой. Этика как особое гуманитарное учение (в лице величайших мыслителей человечества) пытается «помочь» человеку осмыслить его жизнь, она не проповедует, не диктует, не наставляет человека, не предлагает ему готовых рецептов, она лишь пытается раскрыть смысл важнейших ценностей человеческой жизни (что такое добро и зло или справедливость и т.д.), делая их более доступными и понятными для человека. Выбор всегда остается за человеком, он должен сделать его сам. Можно сказать, что этика – это наука о том, как должно и нужно человеку поступить в той или иной ситуации, поэтому очень часто этику называют 7 «практической философией». Неслучайно, древнегреческий философ Гераклит (535-475 гг. до н.э.) еще в V в. до н.э., в своих трудах писал о том, что в обществе всегда должен быть «некий эталон поведения, наилучший для подражания». Советский писатель В. Распутин называл это «нравственными ориентирами». Действительно, этика всегда предполагает наличие в обществе определенного морально-нравственного идеала или определенного образца для подражания. Поэтому этика как составная часть философии стремится изучать не само по себе поведение человека (чем занимается множество других гуманитарных дисциплин) она стремится дать ответ на вопрос, какое поведение является наилучшим. Этика изучает отношения между людьми с точки зрения их соответствия совершенству, с точки зрения добра и зла. Причем этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное) и недостойное (недолжное). «Оценивая», этика «помогает» человеку стать лучше [2]. Еще основатель этики Аристотель справедливо указывал на то, что основной целью этики является – не просто знание о хороших (добродетельных) поступках, а совершенствование их. Этика должна уметь дать ответ на вопрос, как человеку стать добродетельным. Этика, по мнению Аристотеля, существует не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а, чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого проку. Поэтому этика как «практическая философия», в понимании философа, существует не только и столько ради знаний, сколько для улучшения жизни человека. В самом широком смысле можно утверждать, что этика касается всего относящегося к поиску человеком смысла его индивидуальной жизни и наилучших форм пребывания в мире других людей. Однако, к сожалению, далеко не всегда в реальной жизни идеальные представления о морально-нравственных нормах совпадают с фактическими 8 нормами поведения людей в обществе (в том числе и в профессиональной сфере), что в свою очередь порождает некое противоречие, конфликт между морально-нравственным идеалом и практическим расчетом; порождает в человеке некоторое сомнение в необходимости таких категорий, как мораль и нравственность. В наше время слово «этика» достаточно часто употребляется для обозначения определенных стандартов поведения в различных сферах деятельности человека, в том числе и в профессиональной деятельности. Речь идет о деловой или профессиональной, корпоративной этики; большую популярность в последнее время приобрели биомедицинская, экологическая, юридическая, информационная этика. Поэтому сегодня довольно часто этику определяют, как «науку о правилах и нормах поведения человека», что лишний раз свидетельствует о практической применимости этических знаний. 2. Мораль как предмет этики Мораль – это довольно сложно явление в жизни человеческого общества, это форма общественного сознания, система ценностей, которые «регулируют» поведение человека во всех областях общественной жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Мораль - это сугубо человеческое качество несвойственное животным, т.к. они лишены сознания, поэтому очень часто под моралью понимают меру разумности человека, меру его человечности. Мораль явление историческое, она меняется вместе с самим человеком. Вместе с тем, существуют и так называемые «вневременные» моральные нормы, получившие название универсальных или общечеловеческих моральных норм. Мораль человека (т.е. система морально-нравственных ценностей конкретного человека) проявляется только в его поступках, только в его отношениях с другими людьми. В зависимости от того, какие у человека представления об этических, морально-нравственных нормах зависят его 9 взаимоотношения с другими людьми (в том числе и в его профессиональной деятельности). В зависимости от морально-нравственных представлений человека, он может либо облегчить себе взаимоотношения с другими людьми (в профессиональной сфере сделать их более эффективными), либо наоборот затруднить их. Поэтому поступки человека, его поведение, его взаимоотношения с другими людьми также можно отнести к предмету этики [2]. Как, это не парадоксально, но, одним из наиболее спорных, и сложных вопросов этики является вопрос о происхождении морали. Это, в первую очередь, связано с проблемой происхождения сознания человека. Относительно происхождения морали на сегодняшний момент существует множество различных концепций. Например, теологическая концепция, говорит о божественном происхождении морали. Однако (до не давнего времени) большинство исследователей отдавали предпочтение натуралистической концепции, которая утверждает, что мораль человека заложена от природы (более того, это то, что сближает человека и окружающий его природный мир), она происходит из особого социального инстинкта - инстинкта самосохранения, присущего животным, обитающим в стаях. Благодаря сознанию у людей (в отличие от животных) появилась возможность осмыслять происходящие события и понимать выгоду кооперации (наряду с прямо-хождением, речью), в результате чего человек смог перейти на новый уровень адаптации, основанный на коллективном приспособлении и преобразовании окружающей среды, где главную роль должна была сыграть взаимная помощь. В последствие это привело к появлению обязательного для всех требований (т.е. собственно моральных норм и правил), служащих укреплению коллектива. Основателем натуралистической концепции принято считать первооткрывателя теории эволюции английских ученых Чарльза Дарвина (1809 – 1882 гг.) и Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.). Именно они обосновали 10 революционную для антропологии идею о том, что человек является продуктом длительного, но необратимого развития низших форм жизни. Соответственно, мораль также становится последствием усложнения поведенческих схем животных. Следовательно, первые «моральные» нормы (или так называемые «про- или пред-моральные» нормы) появились на уровне первобытного инстинкта самосохранения, поскольку в одиночку первобытный человек просто бы не смог выжить. Тем самым мораль показывает общность и нацеленность людей на совместное выполнение какого-либо действия как единственную возможность выживания и дальнейшего развития человеческого общества. Человек изначально существо социальное, живя в обществе себе подобных, он не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Следовательно, даже в самом примитивном «обществе» должна существовать система наиболее общих и универсальных норм человеческого общежития, позволяющих обеспечить жизнедеятельность человека. На этапе первобытнообщинных отношений общие нормы и правила были выработаны человеком не из соображения долга, чести, порядочности или гуманности, на этом этапе он пока еще не был в состоянии осмыслить такие сложные философские понятия, как добро и зло, справедливость, гуманность (это будет гораздо позднее). Первоначально человек определял их, как правило, эмпирически (т.е. опытным путем), на уровне инстинкта самосохранения в полном соответствии с коллективными потребностями выживания. Несмотря на все привлекательность натуралистической концепции (особенно с позиций социальной работы) нужно признать, что вопрос о происхождении морали пока однозначно не решен. Поскольку до сих пор в исследовательской традиции нет единого понимания о самом феномене морали. По мнению ряда исследователей, относительная гуманизация или «морализация» человеческих отношений произошла после освоения человеком огня. Это был переломный момент в истории человеческого общества. 11 Освоение огня, действительно, коренным образом изменило жизнь человеческого общества (это – оседлый образ жизни, запас продуктов питания, изменение самих продуктов питания и т.д.). На этом этапе произошло первое примитивное разделение труда, что позволило в новых условиях жизни, ранее «бесполезным» членам общества (старикам, калекам, больным) оказаться очень востребованными. Отныне они (включая и детей) могли выполнять не самые сложные, но очень важные работы для всего общества (готовить пищу, убирать дом, заготовка продуктов и т.п.), освобождая тем самым других членов общества для более сложных и важных дел [4]. Да и сама человеческая жизнь в этот период становиться уже наивысшей ценностью, об этом лучше всего свидетельствует факт – жертвоприношения. Причем человек – это высшая жертва; в жертву приносились самые молодые, самые смелые, самые красивые - т.е. самое лучшее и ценное, чем обладало племя. Тот факт, что старики, с биологической точки зрения, выполнившие все свои функции и ставшие уже «бесполезными» все же получили возможность жить в обществе, говорит о том, что человек становиться действительно социальным существом. Человек становиться человеком. Со временем на старшее поколение были возложены такие важные функции, как передача жизненного и профессионального опыта, передача определенных знаний и навыков, традиций и обычаев, а на более молодое поколение усвоение опыта старшего поколения, что в любом обществе обеспечивает преемственность поколений. Отсюда такое особое отношение к детям и уважительное к старикам. Именно в этот период, по мнению исследователей, начинают постепенно формироваться и собственно морально-нравственные нормы. Общество начинает существовать (функционировать) на основе определенных морально- нравственных «законов». В основе первых морально-нравственных «законов» лежали традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение (через процесс воспитания и образования). Тогда же появляются и первые формы 12 «социальной» помощи. Отныне оказание помощь детям, старикам, больным, калекам рассматривается в обществе, как особо предпочтительное и поощряемое общественным мнением. Моральные нормы в отличие от других форм регулирования человеческих отношений (традиций, обычаев, права) отличаются особым способом обоснования и осуществления своих требований. Контроль над моральными нормами осуществляется всем обществом, и санкционируются они лишь формами духовного воздействия – одобрением или осуждением. Моральные нормы регулируются такими понятиями, как совесть, ответственность, долг, честь, достоинство и т.д., что в свою очередь, безусловно, обуславливает относительно большую роль человеческого сознания. Истинность морали проявляется не на словах, она должна совпадать с поступками и действиями человека. В эпоху Просвещения, в западноевропейской культурной традиции моральные нормы (в силу понимания значения моральных норм для человеческого бытия) получили название – «Золотого правила морали», которое гласит – «не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». На Востоке первое правило морали звучало – «чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций 5 в. до н.э.). Морально-нравственный поступок, это всегда бескорыстный поступок. Морально-нравственный человек никогда, не при каких обстоятельствах не сможет совершить аморального поступка, для него мораль, это некое табу (запрет). Мораль при любых обстоятельствах не должна зависеть от бытия человеческой жизни (И. Кант). 3. Основные категории этики Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою 13 иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому. Категориями этики являются наиболее общие понятия, которые отражают основные и существенные моменты морали. Они формируют целостную систему и теоретическое содержание этики. Специфика этических категорий в том, что кроме гносеологического момента они содержат ценностные и нормативные элементы. Другими словами, они не только отражают нравственные отношения, но и оценивают, рекомендуют или запрещают что- либо. Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: – добро и зло; – благо; – справедливость; – долг; – совесть; – ответственность; – достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др. 1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. 14 Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» [5]. Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра. Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. 2. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. 15 3. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.; долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. 4. Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно- личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя, их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. 16 5. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. 6. Достоинство и честь Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении [5]. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...). Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признание равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. 7. Гуманизм как этический принцип 17 Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название «Золотое правило». Оно формулируется в позитивной форме: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», или же в негативной форме: «не поступай... « и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: «чего в других не любишь, того не делай сам». Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. 18 Заключение В наше время слово «этика» достаточно часто употребляется для обозначения определенных стандартов поведения в различных сферах деятельности человека, в том числе и в профессиональной деятельности. Речь идет о деловой или профессиональной, корпоративной этики; большую популярность в последнее время приобрели биомедицинская, экологическая, юридическая, информационная этика. Поэтому сегодня довольно часто этику определяют, как «науку о правилах и нормах поведения человека», что лишний раз свидетельствует о практической применимости этических знаний. Моральные нормы в отличие от других форм регулирования человеческих отношений (традиций, обычаев, права) отличаются особым способом обоснования и осуществления своих требований. Контроль над моральными нормами осуществляется всем обществом, и санкционируются они лишь формами духовного воздействия – одобрением или осуждением. Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д. Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою 19 иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность. Список использованной литературы 1 Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов / В.Я. Кикоть, И.И. Аминов, А.А. Гришин . - М.: Юнити- Дана, 2017. - 559 c. 2 Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие / С.В. Дусенко. - М.: Академия, 2018. - 400 c. 3 Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. Кикотя В.Я.. - М.: Юнити, 2018. - 640 c. 4 Одинцова, О.В. Профессиональная этика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 384 c. 5 Цвык, В.А. Профессиональная этика: Основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык. - М.: РУДН, 2017. - 288 c. |