Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение 12Список используемой литературы 13Введение

  • Список использованной литературы

  • Эссе на тему:Русский язык и культура речи Неречевое поведение. Русский язык и культура речи Неречевое поведение ПР1. Введение 3 Мимика 4 Жесты


    Скачать 28.3 Kb.
    НазваниеВведение 3 Мимика 4 Жесты
    АнкорЭссе на тему:Русский язык и культура речи Неречевое поведение
    Дата09.12.2020
    Размер28.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский язык и культура речи Неречевое поведение ПР1.docx
    ТипРеферат
    #158929

    Содержание


    Введение 3

    1. Мимика 4

    2. Жесты 6

    3. Интонация 8

    4. Роль невербальной коммуникации в современном мире 9

    Заключение 12

    Список используемой литературы 13

    Введение
    Сколько людей проходит перед нашими глазами ежедневно, и каждый несёт в себе свою личную историю, заполненную самыми разными эмоциями, чувствами и переживаниями. Несомненно, невербальное поведение человека, в чём бы оно не проявлялось, заключает в себе кодированную, но по большей части поддающуюся расшифровке информацию. И совсем не обязательно быть экспертом в психологии, чтобы определить, что именно человек испытывает в какой-то конкретный момент, а при желании даже понять, что он испытывал и большую часть своей жизни.

    Наше невербальное поведение, безусловно, является определённым маркером в межличностных отношениях, и как бы мы не старались при необходимости использовать самоконтроль, мимические поползновения, сбившаяся тональность голоса или неловкое движение руки неизбежно разоблачат в нас притворщика. Я уже не говорю о людях несдержанных и эмоционально открытых. Трудно, например, скрыть презрение или гнев, тщательно не поработав над своим лицом: даже чуть сдвинувшиеся брови и лёгкое поползновение губ выдадут ваше отношение к происходящему. Точно также невозможно испытывать искренние радость или восторг без отражения этих чувств во всём внешнем облике человека. Не нужно быть специалистом, чтобы различать у окружающих их разные состояния, отраженные в жестах, мимике или интонациях.

    И в этом контексте очень уместна фраза: «Человек – это открытая книга». Другое дело желаем ли мы её читать, и хотим ли мы сами быть прочитанными.


    1. Мимика


    «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, - по тем движениям, которые он делает нехотя».

    Иоганн фон Шиллер
    Трудно не согласиться с этими словами немецкого поэта, ибо все мы, как правило, стараемся казаться лучше, чем есть на самом деле, и до тех пор, пока это не будет проверено нашими делами, окружающим придётся полагаться на то, что, собственно, мы сами о себе расскажем. Лицу, заинтересованному на выручку придёт наблюдательность, если, конечно, он ей обладает, в противном случае, он рискует “застрять” в человеке, так и не разобравшись в сомнениях.

    Язык мимики не менее богат и разнообразен, чем обычные вербальные способы выражения мыслей и внутренних состояний. Большинство специалистов, углублённо изучающих эту тему, сходятся во мнении, что мимика – это средство выражения эмоций, исходящих из реакции человека на то или иное внутреннее переживание. Существует даже подробная классификация таких эмоций и, следовательно, способов их конкретного выражения. Такие классификации начали формироваться на основе научных наблюдений врачей-психиатров и криминалистов, которые пытались обобщить и систематизировать типичные выражения лиц преступников и больных с психическими отклонениями с целью оптимизировать свою работу и помочь прикладным наукам. На сегодняшний день книги по физиогномике находятся в широком доступе, и всякий желающий может проверить эти теории на любом из своих знакомых или коллег: сдвинутые к переносице брови просигналят о раздражении или недовольстве, а растянутые губы с приподнятыми вверх уголками будут служить признаком весёлости или дружелюбия.

    Надо признать, что дешифровка основной части мимических рисунков всё-таки заложена в нас генетически. Об этом свидетельствует тот факт, что даже младенцы способны, ориентируясь лишь на мелодику голоса и мимику лица, распознавать эмоции взрослых. Со временем, в процессе получения определённого опыта общения мы учимся анализировать мимические значения в комплексе. Для того, чтобы понять, что человек к нам искренне расположен, нам уже недостаточно одной приветливой улыбки и мелодичного голоса. Мы делаем выводы, исходя из целого спектра подмеченных деталей.

    Виртуозами в таких наблюдениях можно по праву назвать писателей и поэтов, людей, которым при помощи художественных средств письменной речи удаётся оживить для нас, читателей своих героев на страницах своих книг. Для создания объёмности и рельефности повествования необходима максимально точная передача характеров литературных героев и их сокровенных внутренних переживаний, а это невозможно без филигранного изображения автором мимики и жестов. Недаром признанными гениями литературы становились именно те писатели, которые в своих произведениях сумели очень детально, в мельчайших подробностях изобразить мимику, а через неё и содержание созданных литературных образов. “Потухший взгляд”, “искромётный взгляд”, “весёлые глаза”, “игривые глаза”, “бесцветная улыбка”, “изогнуть брови” и многие другие эпитеты и метафоры прочно вошли в обиходный разговорный язык, потому как мимическая палитра настолько разнообразна, что требует дополнительных обозначений для её оттенков.


    1. Жесты


    Такое невербальное средство выражения, как жестикуляция, скорее можно отнести к разряду оттеночных, интонационных элементов коммуникативного общения. Они в значительной степени усиливают эмоциональную конъюнктуру нашего состояния. Так, человек в припадке гнева не только говорит на повышенных тонах и корчит лицо, но и подкрепляет своё состояние размашистыми, зачастую сумбурными жестами. По тому, насколько эти жесты масштабны, можно судить о степени его раздражения. Точно также в минуты необыкновенной радости мы, вместе с восторженными криками и улетающими к небу лицами, вскидываем руки высоко вверх, так, словно сама радость продолжается в наших руках. Ничто так не иллюстрирует нам крайнюю степень проявления, каких бы то ни было эмоций, как бурная и неуёмная жестикуляция.

    Тем не менее, язык жестов является, на мой взгляд, менее выразительным по сравнению с мимической жизнью чувств. Очень часто жесты просто подменяют слова, компенсируя их недостаток или же вуалируя нежелание их проговаривать. Но, тем не менее, они тоже несут в себе информацию и могут быть достаточно содержательными. Чего только стоят распахнутые для объятий руки встретившихся после долгой разлуки людей. Но все они, повторюсь, лишь добавляют экспрессии, цвета в общую картину. Я бы даже назвал их добавочными средствами невербального языка, поскольку в функциональном плане они очень ограничены.

    Если мы понаблюдаем за языком жестов, используемым для общения глухонемыми, то заметим, насколько скудна эта форма выражения мыслей и чувств сама по себе, без участия лица и интонационного окрашивания. Слова в таком языке либо дублируют наглядно (в воздухе) изображение готовых предметов, как, например, сердце (сердечко из пальцев), слышать (указательный палец подносится к уху), ходить (“шагающие” пальцы, изображающие ходьбу), либо “пишутся” пальцами по буквам, перенося русскую азбуку в “ручной режим”. Передача каких-либо оттеночных настроений или чувств исключительно при помощи жестов не представляется возможной.

    Зато в сцепке с мимикой лица жесты способны не только служить эмоциональным подкреплением выражения внутренних состояний человека, но и выполнять чисто практическую функцию. Умение различить в невербальных знаках агрессию, например, способно уберечь нас от всевозможных негативных ситуаций, а порой даже спасти нам жизнь. Искривлённое в судорогах лицо оппонента в купе с угрожающими жестами заставляют запустить на максимум наш инстинкт самосохранения.

    В любом случае движения лица и рук – это, в первую очередь, результат физиологических процессов в человеческом организме, а потому совершенно очевидно, что они работают в паре и точно также дополняют друг друга при анализе психического и эмоционального состояния людей.

    1. Интонация


    «Наши лучшие слова – интонации».

    Марина Цветаева
    Вероятно, в этом изречении Марина Цветаева имела в виду людей с более тонкой душевной организации, тех, для кого даже одна интонация способна заменить слова. Они, живущие на границе между реальным и метафизическим мирами, способные воспринимать жизнь во всех её проявлениях на уровне малейших вибраций, способны, по-видимому, чувствовать и понимать людей даже через полутона в их фразах.

    В большинстве же случаях, в повседневной жизни людей интонация выполняет функцию сигнала, предупреждая о намерении говорящего. Вам не составит труда понять уже по первому слову, сказанному в определённой тональности, в каком контексте будет продолжаться начинающийся разговор. Это, так сказать, предупредительный выстрел. В некоторых случаях, как сказал в одном из своих произведений современный японский писатель Харуки Мураками, “Интонация нужнее смысла, от неё больше проку». И действительно, порой одной интонации в короткой фразе достаточно, чтобы собеседник без дополнительных комментариев мысленно представил и развил возможные последствия разговора.

    Практика интонационных маркеров в целях экономии речевых ресурсов очень часто используется в деловом общении. Даже то, с какой интонацией с тобой поздоровается утром коллега, босс или партнёр на деловой встрече, то, как именно прозвучит это приветственное “Здравствуйте!”, может достаточно точно предсказать возможные варианты развития твоего рабочего дня, а в каких-то случаях и дальнейшей перспективы.



    1. Роль невербальной коммуникации в современном мире


    Со времён первых людей, когда те могли изъясняться исключительно невербальными способами, прошло немало лет. Одни учёные полагают, что мы заговорили около 40-50 тысяч лет тому назад, но есть и такие, кто отсылает нас за первым словом в прошлое, насчитывающее миллионы лет. Но, как бы там, ни было, несмотря на главенствующую роль в современной коммуникации устной речи, мимика и жесты продолжают оставаться значимыми в очень многих сферах взаимодействия людей.

    Так, например, при приёме на работу, всерьёз настроенный работодатель обязательно обратит внимание на то, как вы говорите, двигаетесь и жестикулируете, то есть будет судить о вас как о потенциальном работнике, не только опираясь на вашу анкету и личную презентацию, но и по невербальным признакам вашего поведения. Психология и смежные науки предлагают управленцам и менеджерам по персоналу многочисленные “рецепты” по определению внутренних резервов соискателей, чтобы те могли легче ориентироваться в огромном потоке претендентов на работу.

    Самым типичным примером решающего значения невербального поведения в нашей жизни может служить, конечно, выбор себе партнёра для личного общения (любовь, дружба, приятельство и т. д.). Мы интуитивно ищем в лицах и поведении окружающих подобных себе, ибо именно мимика и жесты - наша визитная карточка в этом первом отборочном туре.

    Спроси любого, с каким типом людей он предпочёл бы водить дружбу или просто общаться, и он, не раздумывая, ответит, что с человеком искренним и открытым, с тем, у кого все эмоции и переживания на лице, и с кем не нужно “играть в прятки”. Но динамика и условия современной жизни диктуют нам свои правила поведения в обществе, загоняя наши чувства в наш внутренний чулан, лишая тем самым возможности вести себя естественно и открыто.
    Помимо естественных причин, вынуждающих людей скрывать свои эмоции, таких как природная скромность, отсутствие настроения или внутренний кризис, есть и другие, из категории “навязанных” и “прикреплённых”. Так, в частности, соблюдение этикета и особых, как правило, не прописанных, но всеми принятых внутренних установок заставляет нас использовать при общении с людьми наш богатый гардероб мимических масок. Думаю, теперь уже невозможно проследить происхождение метафоры «носить маски», но само слово “маска, личина” подразумевает контекст театрального действия.

    В первую очередь, сфера нашей профессиональной деятельности откладывает отпечаток на формирование наших невербальных поведенческих особенностей. Проводя большую часть жизни на работе, мы волей-неволей носим наш невербальный “рабочий костюм” и в повседневной жизни. Это выходит само собой и часто неосознанно. Например, человек, всю жизнь работающий диспетчером в справочной службе, будет и в обычной жизни склонен к лаконичной речи, сухой мимике и ограниченным жестам. А врач непременно принесёт домой и свой докторальный тон, и своё назидательно-прописное выражение лица. Чем менее профессия человека ограничена регламентом, тем более выразительно его невербальное поведение. Не уверен, существует ли в науке какая-либо таблица поведенческих особенностей людей разных профессий, но человеку пытливому не составит труда определить по зацементированной “профессиональной” маске лица и манере держаться род или характер чьей-то деятельности.

    Говоря о роли невербального поведения, следует ещё раз подчеркнуть, что это очень эффективное средство выражения наших намерений и чувств. Ведь недаром маленькие дети, которые ещё не заштампованы правилами и нормами, так регулярно им пользуются. Достаточно малышу изобразить на лице искреннюю обиду, как взрослые тут же реагируют на этот сигнал. Точно также мы, взрослые, считывая с кого-то искренние чувства и переживания, стремимся помочь им или хотя бы быть причастными. И, наоборот, видя в оппоненте признаки агрессии, заключённые в его мимике и жестах, стараемся уйти от конфликта и избежать ссоры. Чтобы жить в гармонии с окружающими, надо перестать смотреть на мир из скоростного поезда, но постараться замечать интересные моменты и истории, запечатлённые в невербальных зарисовках жизни людей.

    Заключение
    Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, по аналогии со стилистическими приёмами в письменной речи, мимика и жесты являются художественными выразительными средствами устной речи. Они могут с достаточной достоверностью отражать внутренний мир человека, характерные особенности его натуры, прошлый опыт, фиксировать эмоциональное состояние, а также возможные намерения и планы.

    То, что люди всё чаще – по разным причинам – носят маски и снимают их только в уединении или же в окружении исключительно близких людей, конечно, препятствует как внутреннему развитию самого человека, так и развитию общества в целом. Не имея возможности считывать истинные чувства другого, при отсутствии словесных комментариев, мы становимся не способными быть сопричастными и созидать.

    В этой связи, предметом более глубокого изучения специалистами должно стать исследование всех оттеночных свойств и деталей невербального поведения человека в современном обществе в целях оптимизировать многие сферы его деятельности. Это с одной стороны. С другой, каждому человеку в отдельности необходимо стать чуть более внимательнее к тем, кто его окружает, чтобы суметь различить эти невербальные штрихи интуитивно.

    Человек – это открытая книга, но тому, кто не умеет читать, это всё равно.

    Список использованной литературы
    1. Е. Шестакова Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией Изд: Питер, 2017 г.

    2. В. Морозов Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования Изд: Институт психологии РАН, 2011 г.

    3. А. Пиз, Б. Пиз Язык телодвижений Изд: Эксмо, 2015 г.


    написать администратору сайта