Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ сознания у Зигмунда Фрейда

  • Структура психики

  • Взаимосвязь между тремя инстанциями

  • Список использованной литературы

  • Введение Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации


    Скачать 159.22 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации
    Дата03.04.2022
    Размер159.22 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла336232.rtf
    ТипДокументы
    #438329



    Введение
    Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

    Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

    Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на ее связь с бессознательным и его происхождение.

    Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

    Цель работы:

    Рассмотреть представления Зигмунда Фрейда о структуре психики и анализе сознания человека

    Задачи:

    Рассмотреть, что представляет собой анализ человеческого сознания у З. Фрейда; Выяснить, как З. Фрейд раскрывает структуру психики.

    Анализ сознания у Зигмунда Фрейда
    Основной проблемой психоанализа является отнюдь не бессознательное, а именно сознательное. Ибо само сознание становится в этом случае проблемой. Здесь под проблемой имеется в виду нечто, над чем начинают ломать голову, и это ломание головы продуктивно, приводит к каким-то результатам, к новым понятиям и представлениям. [3, с. 337]

    Заслуга Фрейда состояла в том, что он был первым, кто попытался ввести сознательные явления в область научного рассмотрения. То есть в область такого рассмотрения, где сознательность не отрицается, не элиминируется и не редуцируется и можно рассуждать о названных явлениях объективным и контролируемым образом. [2, с. 105]

    Исследование психически-реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, – все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

    Для психоаналитического понимания существования человека в мире более важно раскрыть глубинные ориентиры человеческой психики, проекции внутренних восприятий вовне, те механизмы жизнедеятельности людей, которые, по выражению Фрейда, «при нормальных условиях принимают самое большое участие в образовании нашего внешнего мира». [5, с. 76].

    Фрейд, как и многие философы XIX столетия, пытается переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов и воспринятые Фрейдом, – все это привело его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

    Выступая против картезианского понимания человеческой психики, основатель психоанализа исходит из того, что допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свидетельствует о существовании таких психических процессов, которые не могут быть названы сознательными. У данных сознания имеются различного рода пробелы, не позволяющие грамотно судить о процессах, происходящих в глубинах человеческой психики. «Психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать». [ 6, с. 7] Фрейд говорил, что и у здоровых, и у больных происходят такие психические акты, для объяснения которых необходимо допустить существование других актов, на которых в сознании нет никакого указания.

    Поэтому, считает Фрейд, имеет смысл допустить психическое, бессознательное и работать с ним, чтобы тем самым восполнить пробелы, существующие при отождествлении психического с сознательным. Ведь подобное отождествление является, по существу, условным. Между тем жизненный опыт, да и здравый смысл указывают на то, что отождествление психического с сознательным оказывается совершенно нецелесообразным. Поэтому, по мнению Фрейда, более целесообразно исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться, когда речь заходит о понимании природы человеческой психики.

    В своем обосновании целесообразности признания бессознательного Фрейд оспаривает тех теоретиков, которые отвергают данное понятие, полагая, что достаточно говорить о различных степенях сознания. Действительно, как в философии, так и за ее пределами нередко отстаивалась точка зрения, согласно которой сознание характеризуется определенными оттенками интенсивности и яркости, в результате чего наряду с отчетливо осознаваемыми процессами наблюдаются процессы и состояния, недостаточно осознанные, малозаметные, но тем не менее существующие в самом сознании. Те, кто придерживаются данной точки зрения, считают, что нет необходимости вводить понятие бессознательного, поскольку вполне можно обойтись представлениями о слабо сознаваемых процессах и состояниях. [2, с. 108].

    Но Фрейд не разделяет подобную точку зрения. Он признает, что данные теоретические положения в какой-то степени могут быть содержательными. Однако, они практически непригодны, так как «приравнивание малозаметных и незаметных процессов к сознательным, но недостаточно осознаваемым не устраняет трудностей, связанных с разрывами в сознании». [6, с. 14]

    Для Фрейда быть сознательным – значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Но что можно сказать о восприятии в сфере бессознательного? И здесь основатель психоанализа сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем он исходит из тех уточнений, которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Если Кант подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия, нетождественность восприятия с неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание на неправомерности отождествления восприятия сознания с бессознательными психическими процессами, являющимися объектом этого сознания. [2, с. 109]

    Дальнейшее развитие идей Канта выливается в психоаналитической философии в утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается как нечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных, с умением истолковывать воспринимаемые явления. По выражению Фрейда: «мы не можем обойтись без бессознательного в психике» [4, с. 3], рассмотренного в качестве специфической реальности. Более того, одно из основных исходных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не те процессы, которые составляют содержание сознания. Если под сознательным Фрейд понимал представление, имеющееся в нашем сознании и нами воспринимаемое, то бессознательное представление, по мнению Фрейда, «есть такое представление, которого мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». [7, с. 290]

    Основатель психоанализа пишет о том, что любой душевный процесс существует сначала в бессознательном, и только потом может оказаться в сфере сознания. Но сам переход в сознание – отнюдь не обязательный процесс. По мнению Фрейда, не все психические акты становятся сознательными.

    Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание – с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально разглядывает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

    Стало быть, если передняя комната – это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. [2, с. 109 – 110]. Это одно из пространственных, или, как их называет Фрейд, топических представлений о бессознательном и сознании, изложенных им в первоначальных работах.

    В более поздние годы Фрейд использует иное сравнение для характеристики структуры человеческой психики. Теперь она понимается как состоящая из трех инстанций, – Оно, Я, Сверх-Я.
    Структура психики
    В ранний период теоретической и практической деятельности Фрейд ориентировался на раскрытие вытесненного бессознательного. В 20-е годы предметом его интереса стала психология Я. Как только обнаружилось, что часть Я может быть бессознательной, сразу же возникла необходимость в анализе и самого Я и его бессознательного.

    В своих работах Фрейд пользовался разработками немецкого врача Гроддека, в которых впервые упоминалось о том, что существует бессознательное «Оно».

    В дальнейшем сам Фрейд высказал теорию о том, что кроме бессознательного «Оно» существует еще и «Сверх-Я».

    Таким образом, Фрейд представил 3 инстанции: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

    По словам Фрейда, «Я, Сверх-Я и Оно – вот 3 царства, сферы, области, на которые мы разложим психический аппарат личности».

    В психоаналитической философии отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. «В своем отношении к Оно Я похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а Я – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет». [6, с. 15] В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней. Или, как выражается Фрейд, Я является верным слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

    Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом – лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли или совести, или бессознательного чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката» внутреннего мира, т. е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я.. [2, с. 110 – 111. ] Если Я чувствует свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. [7, 292] По выражению Фрейда, Я является существом, которое служит трем господам и подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны бессознательных стремлений Оно и со стороны строгости Сверх-Я.
    Оно
    «Теперь индивид для нас – психическое Оно, неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится Я. « [6, с. 10]

    Бессознательное не является для Фрейда чем-то абстрактным, демоническим, совершенно бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых психических процессов. Подобно многим философам, аппелирующим к данному понятию, он готов признать за бессознательным эвристическую ценность, т. е. рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики. Однако, в отличие от тех философов, которые усматривали в бессознательном лишь теоретический концепт, способствующий установлению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривает бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в рамках психоаналитической философии предпринимается попытка осмысления бессознательного психического посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

    Фрейд подвергает бессознательное аналитическому расчленению, пытаясь не только раскрыть механизмы функционирования бессознательных процессов, но и выявить их содержательные импликации, конкретные формы проявления бессознательного психического в жизнедеятельности человека. Причем он не просто интересуется описанием бессознательного как чего-то отрицательного, находящегося вне сознания, а рассматривает именно позитивную составляющую бессознательного психического, те его свойства, которые свидетельствуют о самобытности и специфичности данной сферы человеческой психики, качественно и содержательно отличающейся от сознания.. [2, с. 124-125]

    Согласно предложенной Фрейдом теории структурных отношений душевной жизни или психического аппарата личности, человек представляет собой прежде всего непознанное и бессознательное Оно. Безличное местоимение «Оно» используется Фрейдом для выражения основного характера той области души, которую он именует бессознательным. [7, с. 289] Для исследователей Оно – темная и во многом недоступная часть личности, наделенная необузданными влечениями и страстями. Оно можно сравнить с хаосом или котлом, доверху наполненным бурлящими возбуждениями. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Наполненное энергией, содержащейся во влечениях, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей.

    Оно – резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установок. В Оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль. [1, с. 328]

    Бессознательное функционирует по своим законам, законам «первичного процесса». Это способ мышления, который обнаруживается в снах, художественном творчестве, частично в детской психике и характеризуется отсутствием противопоставления и отрицания, логической и временной последовательности, а также процессами сгущения и смещения. Так, например, «не хочу» означает «хочу», «не люблю» означает «люблю».

    Сгущение и смещение – явления, характерные для первичного процесса и часто встречаются в сновидениях и в образовании симптомов. Например, во сне образ одного человека содержит черты другого – это сгущение. В образовании симптома страха часто можно проследить смещение страха с одного явления на другое, например, страх наказания отцом смещается на страх лошадей. [3, с. 346]

    Бессознательное Оно – огромный пласт психики человека, который содержит воспоминания с самого рождения, включая, возможно, и внутриутробные, которые недоступны в обычном состоянии для осознания. Также в бессознательном содержатся все желания, фантазии, от которых мы отказались в силу внешнего или внутреннего принуждения, но которые, тем не менее, продолжают существовать и постоянно стремятся к тому, чтобы быть удовлетворенными тем или иным способом (сновидения, симптомы, ошибочные действия, шутки, творчество). Не будет преувеличением, если сказать, что бессознательные мысли, желания, а также запреты определяют наше поведение, поступки, выбор чего бы то ни было: супруга, работы, еды, одежды, сексуальной ориентации… Но, пока источник является бессознательным, на него невозможно влиять. Только когда раскрывается его значение, когда эти бессознательные содержимые прорабатываются в ходе психоаналитического лечения, человек может освободиться от их влияния.
    Я


    В отличие от Оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я – сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. «По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека». [7, с. 293]

    В противоположность неорганизованному Оно, «Я стремится применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в Оно, заменить принципом реальности». [6, с. 16] Олицетворяя разум и рассудительность, Я пытается осуществить власть над побуждениями к движению, свойственными Оно.. В этом отношении может показаться, что именно Я, эта сознательная, разумная инстанция, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с доминирующим в нем принципом реальности. Однако, с точки зрения Фрейда, дело обстоит не совсем так, а нередко и совсем иначе. Я действительно пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло.

    Основатель психоанализа показал, что, несмотря на усилия, прилагаемые Я по обузданию влечений Оно, действительные отношения между ними могут оказаться таковыми, что Я далеко не всегда способно справиться с поставленной задачей безоговорочного подчинения Оно и управления им. По Фрейду, Я – это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что основатель психоанализа назвал Сверх-Я или Я-идеалом. [1, с. 330]
    Сверх-Я
    Последняя компонента структуры личности образуется не из Оно, а из Я. Сверх-Я служит судьей или цензором поступков и мыслей Я. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

    Сверх-Я или Я-идеал не являются той частью личности, которая связана всецело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности уходит своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. [1, с. 330]. В то время, как Я является, в основном, представителем внешнего мира, реальности, Сверх-Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира Оно. Сверх-Я как представитель Оно в отношении Я глубоко погружается в Оно и поэтому больше отдалено от сознания, нежели Я. [7, с. 291]

    По своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с эдиповым комплексом. Можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. «Словом, с прохождением эдиповой стадии психо-сексуального развития, с разрушением эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется специфическая инстанция». [1, с. 330]. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец; в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов, цель которых – вытеснение бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и интроекции, то есть вбиранию их образов внутрь себя, у ребенка формируются некий идеал и некая запретительная инстанция. Внешний авторитет как бы овнутряется, становится, используя выражение Канта, своего рода категорическим императивом и оказывается действенным в глубинах психики. Это означает, что, с точки зрения Фрейда, Сверх-Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя. [1, с. 330].

    «Сверх-Я отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, и, кроме того, создает устойчивое выражение влияния родителей, т. е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением». [6, с. 22]
    Взаимосвязь между тремя инстанциями
    Предпринятое Фрейдом структурирование психики показало существенные слабости человеческого Я, сталкивающегося не только с наследственными бессознательными влечениями индивида, но и с приобретенными им в ходе развития бессознательными силами. Черпая свое Сверх-Я из Оно, Я оказывается как бы под сильным нажимом со стороны наследственного бессознательного (Оно) и приобретенного бессознательного (Сверх-Я). «Вследствие установления Идеала Я, Я овладело Эдиповым комплексом и одновременно само себя подчинило Оно. В то время, как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, – Сверх‑Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно». [6, с. 23] Стало быть, Я становится слугой двух господ – природных страстей Оно и строгого внутреннего цензора Сверх-Я. Оба господина довлеют над Я, вызывая в нем трепет и внутреннюю неустроенность, сопровождающуюся конфликтами. Причем ранние конфликты Я с руководствующимся принципом удовольствия Оно могут получать свое продолжение в виде конфликтов с его прямым наследником, то есть Сверх-Я.

    Филогенетически, то есть по своему историческому происхождению, связанному с развитием человеческого рода, Сверх-Я ближе к бессознательному Оно, чем к сознательному Я. Сверх-Я глубоко погружено в Оно и в значительной степени отделено от сознания, чем Я. Более того, онтогенетически, то есть по своему индивидуальному развитию, Сверх-Я стремится приобрести независимость от сознательного Я. В результате подобного стремления Сверх-Я начинает проявлять себя как некая критика по отношению к Я, что в результате оборачивается для Я ощущением собственной виновности. [1, с. 333].

    Инфантильное Я вынуждено слушаться своих родителей и подчиняться им. Зрелое Я, Я взрослого человека, подчиняется категорическому императиву, воплощением которого является Сверх-Я.

    Разница в том, что в случае инфантильного Я давление оказывается со стороны, извне, в то время как Я взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри. Сверх-Я оказывает такое давление, что Я становится как бы без вины виноватым.

    Сверх-Я взрослого, его совесть, само наказывает Я, заставляет его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется наказанием изнутри. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь.

    Высшая цель психической деятельности заключается в том, чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается Оно, которое имеет примитивную, инстинктивную природу. Я, развивающееся из Оно, существует, чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от Оно. Я также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на Оно, Сверх-Я и требованиями реальности внешнего мира. «Бедное, несчастное Я старается привести к согласию притязания и требования, исходящие от трех властелинов и тиранов – внешнего мира, Оно и Сверх-Я. В реальной жизни ему это удается далеко не всегда, а если и удается, то далеко не лучшим образом». [1, с. 334].

    Таким образом, главная задача психоанализа заключается в том, чтобы «усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы Я могло освоить новые части Оно». [7, с. 294]

    Заключение

    психоанализ фрейд сознание

    На этом можно подвести итоговую черту под описанием и раскрытием представлений Фрейда о структуре и анализе человеческой психики.

    На основе материалов данной работы можно сделать следующие выводы:

    Заслуга Фрейда состояла в том, что он был первым, кто попытался ввести сознательные явления в область научного рассмотрения.

    В ранний период теоретической и практической деятельности Фрейд ориентировался на раскрытие вытесненного бессознательного.

    Начиная с 20-х годов XX века, Фрейд разрабатывал теорию о существовании трех инстанций: Оно, Я и Сверх-Я.

    Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и ненормальной психической деятельности. Фромм называет Фрейда реформатором мира – и это не преувеличение! Его идеи были подобны взрыву, разметавшему представления о природе человека.

    Список использованной литературы
    Лейбин В. М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 592 с.

    Лейбин В. М. Фрейд и современная западная философия – М., 1990 – 370 с.

    Мамардашвили М. К. Необходимость себя – М., 1996 – 456 с.

    Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ, СПб. : Алетейя СПб, 1999 – 385 с.

    Фрейд Зигмунд. Тотем и табу, СПб. : Алетейя СПб, 1999 – 260 с.

    Фрейд Зигмунд. «Я» и «Оно», СПб. : Алетейя СПб, 1998 – 35 с.


    написать администратору сайта