пример для лит обзора. Введение актуальность исследования
Скачать 355.79 Kb.
|
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1. Методы исследованияДля решения сформулированных в диссертационной работе задач применялись следующие методы научного поиска: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение программных документов; анализ видеозаписей; опрос (анкетирование); психолого-педагогическое тестирование; метод экспертных оценок; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; комплексная методика, включающая метод бесконтактного исследования видеоряда движений спортсменок (видеокамера и программный комплекс StarTrace), поверхностную электромиографию (MuscleLab 4020е) и стабилографию («Стабилан -01»); методы математической статистики. Теоретический анализ, обобщение литературных источников и программных документов В процессе всего исследования проводился анализ специальной литературы и программных документов, связанных с вопросами, которые находят свое отражение в решении задач диссертационной работы: современное состояние и тенденции развития художественной гимнастики и факторы их определяющие; взаимосвязь двигательной памяти с компонентами спортивного мастерства гимнастики; влияние индивидуально-психологических особенностей на скорость и качество освоения гимнастических упражнений, техническую подготовленность в гимнастике; пути совершенствования учебно-тренировочного процесса. Данный метод позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель и задачи исследования, подобрать комплекс необходимых методов научного исследования, теоретически обосновать экспериментальную технологию и сделать выводы, исходя из результатов, полученных в ходе научного исследования. Всего было изучено 263 литературных источников отечественных (259) и зарубежных авторов (31). Анализ видеозаписей Нами был сделан структурный анализ произвольных упражнений ведущих гимнасток мира за последние 18 лет (n=50), с целью выявления тенденций развития художественной гимнастики. Анализ заключался в просмотре видеозаписей Чемпионатов Европы, Мира и Олимпийских Игр с последующей фиксацией содержания программ в специальных протоколах (всего проанализировано более 200 упражнений). Средние количественные показатели групп трудностей по каждому из видов многоборья и основных структурных групп позволили выявить тенденции развития программ, наиболее распространенные и сложные элементы. Сравнительный анализ содержания программ гимнасток высочайшего класса с мастерскими программами гимнасток г. Пскова, г. Великие Луки, г. Ивангород, г. Тула, г. Владимир, г. Санкт-Петербурга (n=50) позволил выявить недостатки и потенциальные возможности в технической подготовке гимнасток более низкого уровня. Опрос (анкетирование) Основная цель применения данного метода исследования – выяснить мнения опытных, высококвалифицированных тренеров о путях совершенствования двигательной памяти в художественной гимнастике, выявить степень значимости и необходимости учета индивидуально-психологических особенностей спортсменок в технической подготовке (Приложение 4). В анкетировании, которое проводилось на международных турнирах, региональных чемпионатах и Чемпионате России (апрель – август 2004г., июль 2009 г.), принимали участие 50 респондентов: тренеры ОГФСО «Юность России», РФСО «Локомотив», РФСО «Русь», ФСО «Динамо», а также тренеры Латвии (г. Рига, г. Лиепая), Литвы (г. Вильнюс) и Белоруссии (г. Минск). С целью изучения проблемы совершенствования процесса подготовки в художественной гимнастике и поиска путей её решения, было проведено анкетирование гимнасток ДЮСШ «Гармония» г. Пскова (Приложение 5), ДЮСШ «Атлетика» г. Великие Луки, ДЮСШ г. Ивангород, в котором приняло участие 75 спортсменок. Психолого-педагогическое тестирование Тестированию подверглись гимнастки 1993-2000 года рождения, тренирующиеся по программе 2 разряда - МС спортивного разрядов на базе ДЮСШ «Гармония» города Пскова, ДЮСШ «Атлетика» и студентки ВЛГАФК (КМС, МС). На этапе предварительных исследований и основного эксперимента в тестировании приняли участие 60 гимнасток. С целью выявления индивидуально-психологических особенностей личности студенток использовался 16-ти – факторный тест-опросник Р.Б. Кеттела (форма С) адаптированный с 1972 года в исследовательской группе Э.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет) под руководством И.М. Палея сотрудникамиА.Н. Капустиной,Л.В. Мургулеци Н.Г. Чумаковой (Приложение 6). Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности гимнасток использовался тест Кетелла, детский вариант 12 ФЛО-120 предложенные: Рукавишниковым А.А., Соколовой М.В. (Факторный личностный опросник Р.Кеттелла – 95. Руководство по использованию. СПб., 1995. С. 16–51), Роговым Е.И. (Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 с.) (Приложение 7). С целью выявления количественных показателей компонентов двигательной памяти использовался комплекс тестов и контрольных упражнений. Педагогическое тестирование предполагало выполнение испытуемыми следующих упражнений: 1. Контрольное упражнение для определения пространственной точности (гониометрия) (Меньшиков Б.Я. О способности дифференцировать время, пространство и степень мышечного напряжения // Теория и практика физической культуры,1966. №4. С. 32). Проводилось с использованием гониометра Lafayette Instrument Co., Ins. Для определения пространственной (угловой) точности выполнения простого движения (отведения вперёд) в плечевом и тазобедренном суставах. Исследование проводилось в три этапа: предварительный, основной и контрольный. На предварительном этапе с учетом уровня развития активной гибкости испытуемых в плечевых и тазобедренных суставах (угол - 90º, 180 º) было определено тестовое модельное задание, которое заключалось в отведении руки или ноги на 45º, 90º и 160 º вперёд, в сторону и назад. В процессе основного этапа руку или ногу испытуемого при помощи гониометра трижды проводили по угловой траектории до 45º, 90º и 160 º и фиксировали в конечной точке, с целью запоминания мышечного усилия, необходимого для сохранения звена в нужном пространственном положении. Зрительный контроль и указания позволяли скорректировать действия и максимально точно для каждого запомнить модельное задание. На контрольном этапе испытуемая без зрительного контроля выполняла две зачётные попытки, результаты которых сравнивались с модельной характеристикой и после математической обработки служили показателями пространственной (угловой) точности движений испытуемого. 2.Контрольное упражнение для определения временной точности. Чувство времени, а конкретнее – воспроизведение его отрезков, является показателем точности воспроизведения ритмического рисунка при выполнении как отдельно взятого движения, так и связки, соединения, комбинации и т.д. Для определения точности воспроизведения временного отрезка (15 секунд) был использован электронный секундомер (Там же). Предварительно испытуемым предлагалось, глядя на стрелку секундомера, как можно точнее определить и запомнить темп движения секундной стрелки. Затем нужно было выполнить контрольное задание без зрительного контроля, корректируя в конце каждой попытки (3 раза) свои действия, выключая самостоятельно секундомер. Далее испытуемым предлагалось выполнить две контрольные попытки в воспроизведении 15-секундного отрезка времени без зрительного контроля, с самостоятельной остановкой секундомера. В протоколе фиксировалась лучшая попытка, которая сравнивалась с модельным показателем. После математической обработки результатов тестирования по процентному соотношению реальных показателей к модельным делалось заключение о развитии чувства времени у гимнасток. 3.Контрольное упражнение для определения мышечной точности (динамометрия) (Одинец Т.Е. Изменение показателей гониометрии и динамометрии у женщин после радикальной мастэктомии: Физическое воспитание студентов. №3. М., 2009. С.87-89). Исследование состояло из трех частей: испытуемому предлагалось выполнить одну попытку для определения максимальной силы кисти, на основе полученных данных производился расчет тестового задания – усилия в 50% от max, которое являлось моделью для испытуемого; происходило запоминание данного усилия, в 2 предложенных попытках тестируемый старался выполнить модельное усилие с визуальным контролем; испытуемый выполнял тестовое задание, состоящее из 2 попыток, каждая из которых должна была быть выполнена испытуемым по памяти без зрительного контроля и максимально приближаться к модельному или тестовому заданию. Точность определялась по формуле: Т = 100 % - (М – Р/ М : 100), где М – модель; Р – реальный результат. 4.Тест для оценки координации двигательной деятельности (Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. М., 1980. С. 12). В качестве основной идеи теста была выдвинута концепция комплексности двигательной деятельности с акцентом на быстроте, точности и амплитуде выполнения движений. Использовано наиболее доступное упражнение – прыжок в длину с места, которое в практике используется как индикатор скоростно-силовых возможностей. Однако при соответствующей организации выполнения данное упражнение может рассматриваться как средство получения информации о координационных способностях. В частности, прыжок с места, выполненный «назад», требует высокой межмышечной координации, выполненный в единой связке прыжок в длину с места вперёд, а затем назад значительно усложняет координационную структуру движения. Тестирование проводилось по динамической связке прыжков, выполняемых на время и пространственную точность, в такой последовательности: – с точки ориентира (центр) выполнялся прыжок в длину с места с последующим возвращением на исходную точку; – с центра прыжок в длину спиной вперёд с последующим возвращением на исходную точку; – с центра прыжок «боком» вправо с последующим возвращением на исходную точку; – с центра прыжок «боком» влево с последующим возвращением на исходную точку. Разметка площадки для выполнения теста имела следующие параметры: центральный квадрат 40х40 см. Осевые векторы для выполнения и замера результатов могли иметь следующую длину: для прыжка вперёд (вектор 1) – до 3 м; для выполнения прыжка спиной вперёд – 2,5 м; для векторов прыжков вправо и влево – до 2,5 м. Мерные деления фиксировали длину прыжков с точностью до 1 дм (Рисунок 1). 3 4 2 Рисунок 1 – Схема организации теста Условные обозначения: 1 – прыжок в длину с места вперёд; 2 – прыжок в длину с места спиной вперёд; 3 – прыжок в длину с места боком вправо; 4 - прыжок в длину с места боком влево. Для проведения тестирования давалось 2-3 пробных попытки, после чего фиксировались две зачётные (одна – попытка выполнить задание в минимально короткий срок времени и по максимальной амплитуде, вторая – попытка повторить свой же результат). Во всех случаях расчёт интегрального показателя координации (ИПК) определялся частным от деления суммы «напрыганного» метража (м) на затраченное время (с): ИПК= (а1 + а2 + а3 + а4) / t, где а1, а2, а3, а4 – результаты прыжка (м) t – время, затраченное на выполнение упражнения (с) Исходя из нормальности распределения Гаусса, определены оценочные зоны. Результат ИПК ниже 0,25 оценивался как плохой; от 0,26 до 0,50 – ниже среднего; от 0,50 до 0,75 – выше среднего; от 0,75 до 1,00 – как хороший и свыше 1,00 – как очень хороший. После математической обработки результатов тестирования по процентному соотношению реальных показателей к модельным делается заключение о развитии компонентов двигательной памяти гимнасток. С целью определения исходного уровня физической подготовленности гимнасток, применялся комплекс контрольных нормативов общей (Венгерова Н.Н. Спортивно-педагогическое тестирование в гимнастике: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2009. 116 с.) и специальной физической подготовки, предложенные Венгеровой Н.Н., Гобузевой К.В. (Модельные характеристики гимнасток – художниц первого разряда: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. 20 с.). Определениеуровня физической подготовленности (тестирование) гимнасток рекомендуется проводить в соревновательной форме и оценивать результаты выполнения двигательных задач по пятибалльной шкале, разработанной в соответствии с требованиями программ ДЮСШ и Правил соревнования по художественной гимнастике. На основе результатов тестов происходило формирование контрольной и экспериментальной групп (Таблицы 1, 2). Затем педагогическое тестирование применялось для определения уровня физической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента, а также в целях выявления динамики по окончании эксперимента. Таблица 1 – Контрольные нормативы по ОФП для гимнасток 9-10 лет – 1 разряд (на основе программ для ДЮСШ и СДЮШОР) (Карпенко Л.А., 1998; Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А., 2007; Венгерова Н.Н., 2009)
Таблица 2 – Контрольные нормативы по СФП для гимнасток 9-10 лет – 1 разряд (на основе программ для ДЮСШ и СДЮШОР) (Карпенко Л.А., 1998; Венгерова Н.Н., Гобузева К.В., 2007; Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А., 2007)
Результаты тестирования заносились в специальные протоколы и подвергались математическому анализу. |