Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же такое «честная» конкуренция

  • Нравственные проблемы предпринимательства. Введение Что такое этика предпринимательства


    Скачать 34.55 Kb.
    НазваниеВведение Что такое этика предпринимательства
    Дата02.05.2023
    Размер34.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНравственные проблемы предпринимательства.docx
    ТипДокументы
    #1102124

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………………………….3

             1.Что такое этика предпринимательства…………………………..………4

             1.1.Нравственные проблемы современного  бизнеса……..………7

             2.Нравственные ценности рынка……………………………..………………10

             2.1.Существует ли «честная» конкуренция……………….……………...11

             2.2.Этика бизнеса на международном  уровне………………………..12

             3.Этика и современное управление……………………………….…………13

             Заключение…………………………………………………………………………………14

             Список использованных источников…………………………….………….15

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Как известно, предпринимательская деятельность – это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников – обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом. Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела. В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ «нашей» ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

     

     

    1. Что такое этика предпринимательства

     

    Среда функционирования предпринимателя – рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.

    Предпринимательская этика – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще – это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

    Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила  поведения, отступление от которых  грозит субъектам предпринимательской  деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются  законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

    Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие – с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

    Этические проблемы предпринимателей постоянно  возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны  с наемными работниками. Эти отношения  оказывают особое влияние на уровень  предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

    Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно  соблюдать:

    – правила представления и знакомства;

    – правила проведения деловых контактов;

    – правила поведения на переговорах;

    – требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

    – требования к речи;

    – культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

    Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими  предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

     

    1.1 Нравственные проблемы современного бизнеса

      Деловая этика – это, прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.

    Существует  деловой этикет, который формируется  под влиянием традиций и  определенных сложившихся исторических условий  конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета. Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения. Что же такое «честная» конкуренция?

    Сфера международного предпринимательства уже давно  выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила  дееспособность правил «рыночной игры» – поведения предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться в особом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

    Проблема этики российского бизнеса пока не стала предметом серьезного исследования со стороны социологов, психологов и философов. До последнего времени круг исследователей, занимающихся этическими проблемами становления отечественного предпринимательства, оставался достаточно узким.

    Современные отечественные эмпирические исследования российского предпринимательства, а также опыт управленческого консультирования частных фирм позволяют утверждать: процесс становления  корпоративных этических кодексов в России идет достаточно интенсивно, отличаясь «индивидуальными стратегиями» поведения лидеров.

    Культура предпринимательства означает, что  самостоятельность и экономическая  свобода субъектов предпринимательской  деятельности противоречат их неоправданной  инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности  за нарушение предпринимателями  правовых норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а  ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

    Первым  всеобщим элементом культуры предпринимательской  деятельности является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

    Следующим важным элементом культуры предпринимательства  является честное ведение его  субъектами своего бизнеса. Честное  отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

    Важно также  соблюдение предпринимателями общих  этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления  бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих  в обществе, уровень знаний, необходимых  для осуществления законного  бизнеса и др.

    Культура  предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с  потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих  правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

     2. Нравственные ценности  рынка

      Что есть этика? Учение о нравственности и  разумном пользовании свободой. Свобода  – важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, – непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

    Существуют  определенные нравственные нормы, позволяющие  находить эти компромиссы. Вот некоторые  из них:

    1) концепция  «служения обществу», которой – благодаря внутрифирменной политике – привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, – вот краеугольный камень их мировоззрения.» Благополучие производителя, – писал Генри Форд, – зависит, в конечном счете… от пользы, которую он приносит народу».

    2)как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, – вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.

    3)логически вытекающая из предыдущего постоянная  неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес – это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач – своеобразная «визитная карточка» западного бизнесмена.

    4)искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя – непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее «пятнышко» на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям – союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

    5)гордость  за свой бизнес независимо  от его области и масштабов.  Любой бизнес, служащий удовлетворению  потребностей покупателей и приносящий  доход, престижен. В основе  такого подхода лежат высокий  профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

    6)такой  принцип: успехи в бизнесе не  должны достигаться за счет  разрушения окружающей среды.

    7)принцип  «в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании».

     

    2.1 Существует ли «честная» конкуренция


    Что же такое  «честная» конкуренция?

    Сфера международного предпринимательства уже давно  выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила  дееспособность правил «рыночной игры» – поведения предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться в особом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

    Около тридцати лет назад экономист Альберт  Э. Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?». Он предложил обсудить такой тезис: сфера предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. В покере и в бизнесе силен элемент случайности, но в итоге победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется доскональное знание правил, умение глубоко проникнуть в психологию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эффективно реагировать на возможности, возникшие по воле случая. Никто не ожидает от игроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с помощью блефа «высадить» из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.

    Своеобразная  этика покера отличается от этических  идеалов цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие  к партнеру, игнорирует претензии  на дружбу. Не доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения  – вот что лежит в основе этой игры. Тем не менее, никто не осуждает покер за его правила. Точно так же нельзя осуждать правила игры в сфере предпринимательства из-за того, что понятия «справедливо» и «несправедливо» трактуются в ней не так, как того требуют моральные традиции, господствующие в обществе.

    – Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

    – Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Товар не стал по-настоящему «усовершенствованной новинкой», но предприниматель знает, что появление подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. Как поступить?

    – Предприниматель познакомился с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме. Можно взять ее на работу. Она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как поступить?

    – У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из них на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как поступить предпринимателю?

    – Предприниматель узнал, что конкурирующая фирма придала своему товару свойство, которое окажет большое влияние на сбыт. На ежегодной специализированной выставке у этой фирмы будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве товара. Предприниматель без труда может послать на этот прием своего соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Как ему поступить?

    – Глава фирмы изо всех сил старается добиться заключения большого контракта и в ходе переговоров о запродаже узнает, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У предпринимателя нет желания брать его к себе на работу, но если глава фирмы намекнет ему об этой возможности, он, по всей вероятности, передаст заказ рассматриваемой фирме. Как поступить?

    – Предприниматель хочет опросить выборку потребителей об их реакциях на товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от имени некоего несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить?

    – Предприниматель беседует со способной женщиной, желающей поступить к нему торговым агентом. Уровень ее квалификации выше, чем у мужчин, с которыми беседы проводились ранее.

    Однако  есть подозрения, что ее прием на работу вызовет отрицательную реакцию  со стороны ряда нынешних торговых агентов, среди которых нет женщин, и может раздосадовать некоторых  важных клиентов фирмы. Как поступить?

    Если  хочешь преуспеть в бизнесе, а  для этого приходится преодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научиться вводить в заблуждение, практикуя тонкий обман полуправды и недомолвок. Какую бы форму блеф ни принимал, он неразрывная часть  игры, и предприниматель, который  не овладел ее техникой в достаточной  мере, вряд ли сумеет сколотить состояние  или прорваться к власти. Конкуренция должна быть «честной», жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведет «нечестную игру», никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнера. Очень важно уметь общаться с партнером. Завоевание авторитета – очень долгий процесс. Но зато, если предприниматель им обладает, то это – 50 процентов успеха. Вот небольшой пример. Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с австрийским бизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса. Перед отправкой эксперты австрийской фирмы провели проверку технических условий товара и отправили главе фирмы несколько снимков вагонов с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие к ведению «честной игры» австрийцы произвели оплату без проверки всех вагонов. А при разгрузке оказалось, что вместо первоклассного строительного леса в вагонах свалены горбыли, пни и т.д. – полное несоответствие снимкам. Австрийский бизнесмен был вынужден отправить составы за свой счет обратно. Он решил не работать больше с нашими предпринимателями. При многочисленных связях этого бизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предприниматели из разных стран. Как ни странно, через полгода упомянутая московская фирма «развалилась», т.к. все труднее было находить партнеров.

     

    2.2 Этика бизнеса на международном  уровне

     

    Становится все очевиднее, что, действуя в собственных  интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местные культуру, институты, религию и образ жизни следует, поэтому тщательно оценивать. Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

    Многонациональные организации должны следовать следующим  рекомендациям:

    1. Разработка  этических нормативов, применимых  во всем мире.

    2. Учет  этических вопросов при разработке  стратегии.

    3. Уход  с сомнительного рынка при  возникновении крупных не разрешаемых этических проблем.

    4. Составление  периодических отчетов о «воздействии на этику».

     

     

    3. Этика и современное управление

     За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления-то есть воздействия на людей.

    1. Иерархия, организация, где основное средство  воздействия – отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

    2. Культура, этика, то есть вырабатываемые  и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя  так, а не иначе.

    3.Рынок,  то есть сеть равноправных  отношений по горизонтали, основанных  на куплепродаже продукции и  услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

    Эти явления  сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

    В нашей  стране долгое время существовала административно-командная  система. Ее корнем была иерархия, самый  мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства – это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с «рыночным» инструментом управления больший вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.

    Люди, полагающие, что организации должны максимизировать  прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

    Более того, в фокусе ее внимания – и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с Ю А Р. или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

    Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует  расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут  рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

    Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт, пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.

    А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: «А что здесь плохого?» Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

    Другой  пример сомнительной этики представлен  действиями корпорации «Менвилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие – блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

    Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

    К причинам расширения неэтичной практики ведения  дел руководители предприятий относят:

    1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

    2.Усиливающееся  стремление указывать уровень  прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

    3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

    4. Общее  снижение значения этики в  обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

    5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

    Заключение

     Этические проблемы предпринимателей постоянно  возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны  с наемными работниками. Эти отношения  оказывают особое влияние на уровень  предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

    Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими  предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

     

     

     

    Список использованных источников

     

    1. Анисимов О.С. Методология и культура предпринимательства. – Караганда, 2008. – 153 с.

    2. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства / Под общ. ред. А.И. Муравьева. – СПб, 2009. – 115 с.

    3. Басистов Ю.В. Деловой человек. – СПб., 2005. – 127 с.

    4. Богданова М.В. Становление этноса делового успеха в современном российском предпринимательстве: Автореф. дис. канд. социол. наук. – Тюмень, 2010. – 18 с.

    5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Вып. 1: Учебное пособие. – М., 2007. – 84 с.

    6. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2008. – 175 с.

    7. Еропкин А.М. Этика и психология деловых отношений: Учеб. пособие. – М., 2008. – 47 с., ил.

    8. Зельдович Б.З. Этика и психология управления: Учеб. пособие. – М.: Мир книги, 2009. – 38 с.

    9. Зульфикарова В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. – 2006. – №1. – С. 34–38.

    10. Имаметдинова Р.Х. Этика и психология управления: Учеб. пособие. – М., 2005. – 108 с.

    11. Комаров Е.И. Культура управления: измерение и изменение // Упр. персоналом. – 2009. – №3. – С. 32–37.

    12. Кочетков Г.Б. Управленческая культура: российский и американский аспекты // США: Экономика. Политика. Идеология. – 2007. – №4. – С. 69–78.

    13. Кузьмин А. Организационная культура и управление фирмой // Финансовый бизнес. – 2007. – №12. – С. 31–34.

    14. Культура российского предпринимательства/ Отв. ред. Кормин Н.А. – М., 2012. – 216 с.

    15. Леонова О.Л. Феномен хозяйственной культуры // Рос. экон. журн. – 2006. – №9. – С. 88–95.

    16. Петросян Д.С., Фаткина Н.Л. Проблемы развития управленческой культуры в экономике России // Экономика и коммерция. – 2000. – №3. – С. 3–21.

    17. Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социол. исслед. – 2009. – №9. – С. 74–80.

    18. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. – М.: ЭКОМ, 2010. – 240 с.

     


    написать администратору сайта