Главная страница
Навигация по странице:

  • "социальной физикой"

  • "социальной статикой"

  • Науки о природе и духе в неокантианстве. Введение и противопоставление неокантианской позиции


    Скачать 57.33 Kb.
    НазваниеВведение и противопоставление неокантианской позиции
    Дата20.05.2022
    Размер57.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНауки о природе и духе в неокантианстве.docx
    ТипДокументы
    #540023

    Введение и противопоставление неокантианской позиции

    Развитие общественных наук к XIX в. шло замедленными темпами, и не было среди них ни одной такой, которая бы, отпочковавшись от философии, могла бы заявить о себе как о самостоятельной науке, которой подвластно изучение общества. Потребность в необходимости постановки и исследования социальных проблем в начале XIX в. была налицо и приобретала первостепенное значение. Первым, кто понял и попытался удовлетворить эту потребность, был Огюст Конт. Свои философские и социологические взгляды он изложил в сочинениях "Курс позитивной социологии" (т. 1–6, 1830–1842) и "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-1854).

    Социальные и политические потрясения, вызванные Великой французской революцией, оказали на Конта огромное влияние. Одновременно и в науке, и в политической жизни все более актуальной становилась идея научного и рационального устройства общества. Сначала Конт полагал, что законы развития общества подобны физическим законам, вот почему отдельную науку, которая должна была изучать общество в целом и человеческий вид, составляющий это общество, он первоначально назвал "социальной физикой". Идея уподобить науку об обществе физике или биологии долго не оставляла Конта, даже когда он осознал, что "социальная физика" как наука об обществе – более сложная область знания, чем физика. По аналогии с физикой, Конт назвал разделы социологии "социальной статикой", изучающей общество в состоянии покоя, и "социальной динамикой", исследующей динамику общества.

    Стремление Конта к точным, доказуемым и объективным, или, как он сам их называл, "позитивным", фактам об обществе объяснялось его философской позицией. Он считал, что наука вообще и наука об обществе в частности должны изучать только то, что реально существует, что можно, как говорится, "потрогать руками", не исследуя при этом причинно-следственные связи этих фактов или аргументы в пользу их существования. Позднее данное направление в философии получило название позитивизма.

    Поскольку Конта в науке об обществе больше всего интересовал анализ социальной динамики, он понял, что сложность социальной жизни на несколько порядков выше, чем процессы в физике, и потому наукой об обществе может быть специальная наука, изучающая факты социальной жизни во всей сложности их взаимосвязей и взаимозависимостей. Такой специальной наукой могла бы быть, по мнению Конта, социология. Получаемые этой наукой объяснения фактов реальной жизни общества могли бы помочь людям правильно строить свои взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

    Одним из крупнейших своих достижений Конт считал предложенную им классификацию наук. Он построил иерархию наук, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с "убывающей общностью и независимостью" и возрастающей "сложностью" предмета изучения. При этом созданную им науку об обществе Конт оценивал достаточно высоко: в классификации наук он отвел ей место выше физики, математики и биологии. По его мнению, социология, опираясь на достижения естественных наук и используя свои методы изучения социальных фактов, должна была открыть всеобщие законы развития и функционирования общества, столь же точные и объективные, как и законы природы.

    В социологии Конт видел прежде всего науку, которая должна изучать общество как совокупность людей, индивидов, но при этом Конт не обратил никакого внимания на самого индивида, субъекта взаимодействия, автора социальных фактов, перед которыми он так преклонялся и которые составили, по его мнению, сущность науки, названной им социологией.

    Науки о природе и духе в неокантианстве

    Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX – начала XX веков.

    Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Вильгельм Дильтей (1833-1911) о единстве и различиях естествознания и наук о человеке и обществе

    Науки о природе и науки о культуре – это названия самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. лидерами баденской школы неокантианства Вильгельмом Виндельбандом и Генрихом Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, который не совпадает с мировоззренческими и методологическими основаниями естественно-научного знания.

    С точки зрения этих мыслителей, цель науки о природе – получение объективного знания о внешней действительности. Такое знание основано на законах причинности, независимых от человека, от субъекта познания. Науки о природе ориентированы на познание общих, повторяющихся (закономерных) черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки – механики.

    Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают в телеологические (целесообразные, т.е. сообразные с целями человека) связи и пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому (от греч. telos – цель, logos– учение) принципу, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в явлениях культуры. Для наук о культуре не может существовать какой-либо определенной основной науки, но есть возможность объединения, которую дает понятие "культуры".

    Науки о культуре являются идиографическими (от греч. idios – особенный, grapho – пишу), т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы, науки о природе – номотетическими (от греч. nomos – закон), т.е. законоустанавливающими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Номотетические науки (физика, биология и др.) в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия.

    Существенный вклад в исследование этой проблемы внес немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей – представитель "философии жизни", основоположник школы "истории духа". Понимание жизни в его философской концепции легло в основу деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие ("науки о духе") – жизнь людей. В. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным наукам.

    Вместе с тем В. Виндельбанд и Г. Риккерт считали деление наук на естествознание и "науки о духе" не вполне удачным, а материальное различие природы и духа, которое акцентирует внимание на связи гуманитарных дисциплин преимущественно с психическими явлениями (как это происходит у В. Дильтея), они полагали отнюдь не главным критерием деления. Оба мыслителя предложили исходить в классификации отраслей научного познания из различий не предметов наук, а их основных методов. В связи с этим различие наук о природе и наук о культуре (у В. Виндельбанда – номотетических и идиографических наук) объясняется неокантианцами противоположностью их методов (у Г. Риккерта – генерализирующий и индивидуализирующий методы). Неокантианцы сосредоточивают внимание не на содержательной специфике наук о природе и наук о культуре, а на различиях в самом процессе упорядочения и переработки содержательного материала, т.е. на различиях соответствующих форм мышления, на методах исследования.

    Такое разделение привело к тому, что в рамках исследования "наук о культуре" центральное место стало занимать понятие "ценности". Наиболее рельефно выразил специфику социально-гуманитарного познания на основе принципа отнесения к ценностям Г. Риккерт. Он указывал на следующие основные особенности социально-гуманитарного познания:

    – его объект – культура(а не природа), т.е. совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи, а непосредственный предмет его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;

    – объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны, поэтому его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, материальных остатков прошлого и др.;

    – для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей важнейших исторических фактов, а не их генерализация (т.е. построение общих понятий и выявление объективных законов), что характерно для номотетического метода естествознания; именно поэтому абстракции и общие понятия в гуманитарном познании выступают как вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не являются самоцелью, как в естествознании;

    – социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;

    – в социальном познании необходим постоянный учет всех субъективных моментов; если единство естественных наук обусловлено классической механикой, то единство гуманитарного знания – понятием "культура".

    Специфику социально-гуманитарного знания Г. Риккерт рассматривает на примере исторического познания и выделяет следующие аспекты взаимосвязи культуры и ценностей, принципиально важные как для исторической науки, так и для социальногуманитарного познания вообще.

    1. "Культура в силу своего духовного характера не может быть подчинена исключительному господству естественных наук". Более того, он считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической, хотя бы потому, что естествознание – "исторический продукт культуры".

    2. Исследовательский интерес при анализе явлений и процессов культуры направлен на особенное и индивидуальное. Именно поэтому "в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей “природы”, а, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом". Этот метод находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности, поскольку ценность конкретного явления культуры непосредственно связана с признанием его неповторимости, уникальности, незаменимости. "В явлениях культуры, представляющих собою блага, всегда должна участвовать оценка, а потому вместе с ней и духовная жизнь".

    3. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым описанием единичного, а принимает во внимание индивидуальные причины и подводит особое под общее, используя "культурные понятия", во-вторых, когда при этом руководствуется "ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки <...> Только благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения".

    При этом "исторически-индивидуализирующий метод отнесения к ценностям" Г. Риккерт отличает от оценки. Оценивать – это значит высказывать похвалу или порицание. Отнесение к ценностям не означает ни того, ни другого. "Оценка объективной ценности есть нечто совсем иное, чем историческое отнесение к ценности, ибо в противном случае одни и те же объекты не могли бы быть для одного изложения важными, для другого нет".

    Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного. Г. Риккерт полагает, что и естественные, и социально-исторические науки, поскольку это науки, могут и должны избегать оценок: "Индивидуализирующая история, так же, как и естествознание, может и должна избегать оценок, нарушающих ее научный характер. Лишь теоретическое отнесение к ценности отличает ее от естествознания, но оно никоим образом не затрагивает ее научности".

    4. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий "представить исторические явления как стадии ряда развития", иначе говоря, необходимо подходить к таким явлениям конкретно-исторически, как к "процессам" культуры. Различая понятия "историческое развитие" и "прогресс", Г. Риккерт характеризует прогресс как "повышение в ценности (Wertsteigerung) культурных благ, и поэтому всякое утверждение относительно прогресса или регресса включает в себя положительную или отрицательную оценку".

    5. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Однако это не означает, что у них отсутствует "возможность сомкнуться в одно единое целое". Такую возможность обеспечивает им понятие культуры, "определяющее их объекты и являющееся для них руководящим принципом при образовании ими исторических понятий". "Итак, единство и объективность наук о культуре, – подводит итог Г. Риккерт, – обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь – единством и объективностью ценностей, устанавливаемых нами".

    6. По сравнению с естествознанием исторические науки, по мнению Г. Риккерта, отличаются большей субъективностью, и важную роль в этих науках играют такие факторы, как интерес, ценность, оценка, культура. "Вместе с различием связи, т.е. с различием руководящих ценностных точек зрения, со стороны которых историк рассматривает свой объект, может варьироваться также и “акцент”, т.е. значение объекта для различных отдельных историй". Напротив, законы "генерализирующего естествознания" объективны, и, хотя они являются продуктами определенной культуры, по существу от этой культуры не зависят.

    7. В методологическом плане, т.е. со всеобщеисторической точки зрения, объединяющей все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории, которая и выступает в качестве общего мировоззренчески-методологического основания всех наук о культуре.

    Таким образом, неокантианцы, противопоставляя социально-гуманитарное знание естествознанию, акцентируют внимание на методологических аспектах научного познания.

    Что касается В. Дильтея, то он проблематику специфики историко-гуманитарного знания не сводит к методологическим вопросам. Так, для Г. Риккерта отличие сферы "природы" от сферы "истории" носит исключительно формальный характер: эти сферы познаются по-разному не в силу их онтологических свойств (т.е. бытийственных характеристик объекта познания), а в силу того, что при их познании применяются разные логические средства. У В. Виндельбанда такое различение предстает в виде дихотомии номотетических и идиографических методов.

    У В. Дильтея различие двух типов познания носит предметный характер: ученый-гуманитарий имеет дело в известной мере с другой действительностью, нежели та, с которой имеет дело естествоиспытатель. Если для неокантианства "наука о культуре", по сути, тождественна истории как науке, то В. Дильтей рассматривает гуманитарное познание в качестве высоко дифференцированной целостности. К области "наук о духе" он относит, наряду с историей, филологию, искусствознание, религиоведение и т.д.

    В сфере методологии В. Дильтей не сводит метод гуманитарного познания только к "индивидуализирующим" процедурам историографии. Наряду с "историческими", он выделяет "системно-теоретические" и "культурно-практические" методы гуманитарных наук.

    Сфера познания культурно-исторического мира в неокантианстве определена рамками "философии ценностей": культура предстает как мир ценностей в их статическом и динамическом аспектах. Предлагаемая В. Дильтеем категория "жизнь" методологически представляется более адекватным средством теоретического "схватывания" культурной реальности.

    Тем не менее идеи В. Дильтея во многом дополняют позиции неокантианства.

    В середине XX в. исследовательский интерес к проблеме различий между социально-гуманитарным и естественно-научным знанием, составляющими ядро соответствующих типов современных культур: естественно-научной культуры и социальногуманитарной культуры – активизировался в связи с выходом книги американского исследователя Чарльза Сноу "Две культуры", в которой остро поставлена проблема угроз, проистекающих от нарастающего разрыва между социально-гуманитарной и естественно-научной культурами современного общества. В середине XX века Чарльз Сноу сформулировал проблему, которая и сегодня не потеряла своей актуальности - об увеличивающемся разрыве между культурой естественнонаучной и гуманитарной. Он утверждал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса ХХ века, с каждым годом растет взаимное непонимание, чреватое серьезными социальными конфликтами. Объяснить это можно тем, что научно-техническая культура человечества, развиваясь аддитивно, то есть прибавляя новые знания к уже достигнутым предшествующими поколениями, принципиально отлична от культуры гуманитарной, связанной не с изучением закономерностей окружающего нас объективного, физического мира, но с исследованием различных аспектов и различных проявлений «жизни человеческого духа».

    Критерии различения гуманитарного и естественно-научного знания в неокантианстве и философии жизни:


    Критерий

    различения

    Естественные науки (науки о природе, номотетические науки)

    Гуманитарные науки (науки о духе, науки о культуре, идиографические науки)

    Объект исследования

    Природа

    Человек, общество, культура

    Характер объекта исследования

    Материальный, относительно устойчивый

    Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый

    Объективные

    законы

    Присутствуют в объекте

    Отсутствуют

    Цель познания

    Обнаружение законов в объекте исследования

    Описание индивидуальных и уникальных характеристик объекта исследования

    Характер методологии

    Генерализирующий

    Индивидуализирующий

    Ведущий метод

    Номотетический

    Идиографический

    Ведущая функция

    Объяснение (истины доказываются)

    Понимание (истины истолковываются)

    Влияние ценностей

    Стремление к "свободе от ценностей"

    Реализация принципа "отнесения к ценностям"

    Антропоцентризм

    Изгоняется

    Неизбежен

    Взаимоотношения субъекта и объекта познания

    Строго разделены

    Частично совпадают

    Количественно

    качественные

    характеристики

    Преобладание количественных оценок

    Преобладание качественных оценок

    Применение экспериментальных методов

    Составляет основу методологии

    Затруднено





    написать администратору сайта