Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Особенности развития культуры Руси

  • 2. Письменность, образование, школы.

  • 3. Летописи

  • 4. Литература

  • 5.Архитектура

  • 6. Искусство

  • 7. Церковь и религия при Ярославе Мудром

  • Список использованной литературы

  • История тема 6 Развитие культуры при Ярославе Мудром. Введение Особенности развития культуры Руси


    Скачать 72.48 Kb.
    НазваниеВведение Особенности развития культуры Руси
    Дата09.11.2018
    Размер72.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория тема 6 Развитие культуры при Ярославе Мудром .docx
    ТипРеферат
    #55890

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..………………...3

    1. Особенности развития культуры Руси………………………………………………………4

    2. Письменность, образование, школы…………………………………………………………4

    3. Летописи……………………………………………………………………………………….5

    4. Литература…………………………………………………………………………………….5

    5. Архитектура…………………………………………………………………………………...6

    6. Искусство……………………………………………………………………………………...6

    7. Церковь и религия при Ярославе Мудром…………………………………………………..7

    Заключение……………………………………………………………………………………...10

    Список использованной литературы………………………………………………………….12

    Введение
    Золотым веком древнерусской культуры является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Илларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

    В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.

    Во время написания контрольной работы, я поставил цель,  изучить развитие культуры при Ярославе Мудром. И рассмотреть особенности развития культуры и значения принятия христианства для культурного развития  Руси.

    1.Особенности развития культуры Руси
    Поскольку культура народа есть часть его истории, мы можем убедиться в относительности утверждения, что культура Киевской Руси весьма отстала. В это понятие входит всё, что создано умом и руками народа и выражает его духовную сущность.

    Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.

    Все эти факторы и определили то, что называется «феноменом русской культуры» её чертами являются стремление к монументальности, масштабности; народность, цельность и простота в искусстве; Изящество и гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнерадостность и доброта в живописи. Всё это находится в тесном контакте с природным наследием.
    2. Письменность, образование, школы.
    Основа любой культуры – письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого (под смоленском найден сосуд с надписью “горушна” – пряности, относящийся к X веку). Договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке.

    Христианизация Руси дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.

    Ярким свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты, служившие деловыми документами, обменом информации, приглашение в гости, любовной перепиской.

    3. Летописи
    Они являются памятниками и письменности, и истории, и литературы, и культуры в целом. За их составление брались очень грамотные люди.

    Летопись – дело государственное, поэтому составлять их поручали тем, кто мог провести идеи, близкие княжескому дому. Объективность от этого зачастую страдала.

    Появилось летописание вскоре, после принятия христианства. Первая летопись была составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира. Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это – истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.

    Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. “Повесть временных лет” – по меньшей мере, пятая летопись (XII век). Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси. По мере распада, летописание стало дробиться. Появились летописные своды в каждом княжестве. А в различных русских городах создавались целые библиотеки летописных сводов.
    4. Литература
    Она развивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и благодати”. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси.

    Его основная тема – равноправие Руси среди остальных народов и государств.

    Другое литературно-публицистическое произведение (во второй половине XI века) – «Память похвала Владимира» монаха Макова. Здесь идеи Иллариона получают дальнейшее развитие применительно к Владимиру. В это же время появилось “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе” и “Поучение детям” Владимира Мономаха”.

    В начале XII века один из сподвижников Мономаха, игумен Даниил, создаёт “Хождение игумена Даниила в святые места”. Он отправляется в Иерусалим: описывает весь путь и пребывание при дворе иерусалимского короля Болдуина, который основывает здесь государство крестоносцев. Даниил молился у гроба Господня и поставил там лампаду от всего русского народа.

    XII – XIII в.в. – “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который, побывав в заточении, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.

    Наконец, - “Слово о полку Игореве”, призывающее к единству земли русской.
    5.Архитектура
    Архитектура – душа народа, воплощённая в камне. Русь долгие годы была деревянной. Архитектура этого типа относится к периоду язычества, а каменная связана с христианизацией.

    Для русской деревянной архитектуры характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие пристроек – клети, переходы, сени. Украшали резьбой по дереву.

    Из Византии, с приходом христианства, Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков; квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляющими его основу (крест). Этот стиль сначала на Руси применяли в деревянной архитектуре (десятинная церковь в Киеве). Софийский собор в Киеве (более поздний) сочетал славянскую и Византийскую традицию: на основу крестово-купольного храма были поставлены 13 глав нового. Эта ступенчатая пирамида воскресила стиль русского деревянного зодчества. С.С., созданный в период Ярослава Мудрого (1019 – 1054 г.г.) показал, что строительство – это тоже политика (вызов Константинопольскому С.С.) . Такие соборы строились и в других городах.

    В XII веке на Руси стали строить однокупольные храмы-богатыри (Дмитровский Собор во Владимире). Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире на Клязьме (Успенский собор, Золотые Ворота, храм Покрова на Нерли). Характерной чертой архитектуры тех десятилетий стала резьба по камню. Другая черта – сочетание архитектурного ансамбля с природным ландшафтом.
    6. Искусство
    В эпоху язычества - деревянные каменные скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных  духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.

    В эпоху христианства церковное искусство воспевало бога, подвиги апостолов и т.д. В Византии искусство создавалось по церковным канонам – аскетизм и строгость. Перенесение всего этого на русскую почву столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие в натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика. В это время прославился печорский монах-живописец – Алимпий.

    Фресковая живопись, мозаика распространялись очень широко. Софийский собор в Киеве: на фресках изображены Ярослав Мудрый, его семья, скоморохи, святые, животные.

    Позднее появилась Новгородская школа живописи. Это – “Спас Нерукотворный" (XII век). Христос изображён с изломом бровей и предстает грозным, все понимающим судьёй. “Успение Богородицы" – скорбь утраты.

    Развивалось ювелирное ремесло и музыкально-певческое искусство. С особым старанием украшали оклады икон, книги и ювелирные изделия.

    В "Слове о полку Игореве" – сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме – феодальной раздробленности. Существовали деревянные инструменты – гусли и лютня. Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.

    Киев – огромный город. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.

    Устраивались пиры: рекой текло заморское вино и свой мёд; мясо, дичь. Женщины сидели за столом, наравне с мужчинами, гусляры развлекали. Дочь Ярослава Мудрого Анна, выйдя замуж во Францию, была удивлена провинциальностью Парижа (XI век), где всего этого ещё не было.

    Любимая забава знати – охота, для простого люда – игрища. Баня –  неотъемлемая часть русского быта.
    7. Церковь и религия при Ярославе Мудром
    Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого».

    Ярослав заложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

    В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенежский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

    Именно Иллариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Руси (того времени), концепцию которую повлияла на мировоззрение других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на Руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких государственно-идеологических концепций.

    Представляется, что в «Слове» Иллариона концепция о связи Руси «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира Первого с римскими апостолами.

    Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Илларион рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

    С именем Илларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собственности, повышению авторитета центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории.

    В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.

    Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

    Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южных границах Руси.

    Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

    Заключение
    Во время правления Ярослава Мудрого культура Руси стала развиваться значительно быстрее, она стала впитывать культуры разных народов (не говоря уже о объединении племенных культурных ценностей).

    Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.
    Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.
    Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г.

    Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме святой Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.

    Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.

    Список использованной литературы
    1. Замалеев, А.Ф. История русской культуры. – СПб.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2005.

    2. Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 278 стр., 1993г

    3. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990.

    4. Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах» Москва, изд. «Мысль», 699стр., 1993г.

    5. Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. М. Норма. 2000.


    написать администратору сайта