Главная страница
Навигация по странице:

  • Писания и Предания. Собор о Священном Предании . Актуальность различий подходов к Священному Преданию в Православии и Католической Церкви.

  • Введение. Поскольку Второй Ватиканский собор

  • Тридентский Собор

  • Второй Ватиканский собор.

  • Итоговые документы Второго Ватиканского собор а.

  • Вопросы Богословия, Святой Литургии, Писания и Предания.

  • Конституция определяет, что Церковь Христова может быть только одна и что она пребывает в Католической церкви

  • Самостоятельное изучение Библии в любом переводе не поощрялось.

  • Собор призвал всех католиков к частому чтению Библии, а клириков – к «тщательному ее изучению»

  • Для этого Собор даже разрешил сотрудничать с протестантами в деле библейских переводов ( II , 22)

  • Актуальность различий подходов к Священному Преданию в Православии и Католической Церкви.

  • Возвращаясь к решению Второго Ватиканского Собора мы видим, что католики смягчили свое отношение к тому, чтобы все верующие изучали Библию, а не только священнослужители.

  • Кроме того Собор даже разрешил сотрудничать с протестантами в деле библейских переводов

  • Источники

  • Второй Ватиканский собор о Священном Предании. Введение. Предшествующий Тридентский Собор. Второй Ватиканский собор. Итоговые документы Второго Ватиканского собора


    Скачать 42.69 Kb.
    НазваниеВведение. Предшествующий Тридентский Собор. Второй Ватиканский собор. Итоговые документы Второго Ватиканского собора
    АнкорВторой Ватиканский собор о Священном Предании
    Дата14.01.2022
    Размер42.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВторой Ватиканский собор о Священном Предании.docx
    ТипРеферат
    #330887

    Второй Ватиканский собор о Священном Писании.

    Содержание.

    1. Введение. Предшествующий Тридентский Собор.

    2. Второй Ватиканский собор.

    3. Итоговые документы Второго Ватиканского собора.

    4. Вопросы Богословия, Святой Литургии, Писания и Предания.

    5. Собор о Священном Предании.

    6. Актуальность различий подходов к Священному Преданию в Православии и Католической Церкви.

    Введение.

    Поскольку Второй Ватиканский собор является важной вехой в истории церковной жизни Католической Церкви, то необходимо ознакомиться с предшествующим ему по значению Тридентским Собором. XIX Вселенский Тридентский Собор 1545-1563 гг.. стал одной из важнейших вех католичества. Большинство принятых догматов спустя полтысячелетия остаются актуальными. Высокое Собрание духовных лидеров католической церкви собралось в разгар Реформации, когда недовольные злоупотреблениями и роскошной жизнью церковников жители северной Европы отказывались признавать власть Папы. Тридентский Собор и важнейшие результаты его работы стали решающим «наступлением» на реформаторов, ознаменовав веху Контрреформации XVI века.

    Тридентский Собор, основные решения:

    Незыблемость церковной иерархии, мессы и исповеди.

    Сохранение семи таинств, поклонение святым иконам.

    Подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы внутри нее.

    Тридентский Собор заложил основу для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины. Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным.

    Второй Ватиканский собор.

    Второй Ватиканский собор — XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года, собор закрылся уже при папе Павле VI. На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.

    Цель собора.

    Открывая собор 11 октября 1962, Иоанн XXIII заявил, что целью Собора является обновление Церкви и её разумная реорганизация, чтобы Церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу. Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы. Принятые на соборе преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, часть которого оказалась в фактическом расколе с Церковью (Священническое братство святого Пия Х), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках Церкви (Una Voce).

    На отрытии Второго Ватиканского собора присутствовало 2540 участников. Присутствовали наблюдатели от других христианских церквей: православныеангликанестарокатолики и др..

    3 июня 1963 года скончался папа Иоанн XXIII, 21 июня был избран новый папа Павел VI. Вторую сессию Ватиканского собора открывал уже он. Наиболее горячие дискуссии на второй сессии вызвали проекты документов о Церкви, об экуменизме (взаимодействии с некатолическими церквями) и религиозной свободе. Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.

    8 декабря 1965 года на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Второго Ватиканского собора.

    Итоговые документы Второго Ватиканского собора.

    На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

    Конституции:

    «Sacrosanctum Concilium» — конституция о священной литургии

    • «Lumen gentium» — догматическая конституция о Церкви

    • «Gaudium et Spes» — пастырская конституция о Церкви в современном мире

    • «Dei Verbum» — догматическая конституция о божественном откровении

    Декреты:

    • «Ad gentes» — декрет о миссионерской деятельности Церкви

    • «Orientalium Ecclesiarum» — декрет о Восточных католических церквах

    • «Christus Dominus» — декрет о пастырском служении епископов в Церкви

    • «Presbyterorum ordinis» — декрет о служении и жизни пресвитеров

    • «Unitatis redintegratio» — декрет об экуменизме

    • «Perfectae caritatis» — декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям

    • «Optatam totius» — декрет о подготовке к священству

    • «Inter mirifica» — декрет о средствах массовой коммуникации

    • «Apostolicam actuositatem» — декрет об апостольстве мирян

    Декларации:

    • «Dignitatis humanae» — декларация о религиозной свободе

    • «Gravissimum educationis» — декларация о христианском воспитании

    • «Nostra ætate» — декларация об отношении церкви к нехристианским религиям

    Вопросы Богословия, Святой Литургии, Писания и Предания.

    В ходе подготовки и работы Второго Ватиканского собора выявились расхождения между рядом консервативных участников, стремившихся к максимальному сохранению традиционных элементов богословия и литургии (т. н. «интегристы» от лат. integrum — целостный) и сторонниками серьёзных обновлений в духе объявленного папой Иоанном XXIII «аджорнаменто» (т. н. «прогрессисты»). Прогрессисты составляли большинство среди участников собора, но текст ряда итоговых документов представлял собой консенсус двух партий. Несмотря на ряд революционных изменений в области литургии, отношения к служению Церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям собор избежал новых догматических вероопределений, подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества (безошибочное учительство папы ex cathedraнепорочное зачатие Девы Мариивзятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом).

    Экклезиологическое богословие собора выразилось в конституции Lumen Gentium(догматическая конституция о Церкви). Конституция определяет, что Церковь Христова может быть только одна и что она пребывает в Католической церкви, хотя и замечается, что «вне её (Церкви) состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству». Большое внимание уделено в документах собора роли мирян в Церкви и понятию «апостольство мирян», этому посвящена 4 глава конституции Lumen Gentium и целиком — декрет Apostolicam Actuositatem.

    Многие дискуссии собора касались мариологии. В первоначальной программе Собора стояло обсуждение вопросов об учении о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении. Многие даже ждали от Собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня, а в теме Успения Собор ограничился подтверждением недавно провозглашённого догмата о взятии Богородицы в небесную славу душой и телом. В итоге участники собора отказались от намерения создать отдельный документ о Марии и ограничились изложением католического учения о ней в заключительной главе Lumen Gentium.

    Отношение Церкви к Священному Писанию и Священному Преданию отражено в догматической конституции Dei Verbum. Собор говорит об исключительной роли Библии в церковной жизни, особо подчёркивается необходимость изучения Писания для клириков. Многие богословские положения этой конституции стали ответом на новейшие исследования библеистов.

    Отношение Католической церкви к экуменизму было изложено в декрете Unitatis Redintegratio. Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту. Такая трактовка экуменизма неприемлема, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви. Католический экуменизм, согласно отцам собора, состоит в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит католической вере. Разрешается и поощряется братский диалог и совместные молитвы с представителями других христианских церквей.

    Первым документом, принятым на Соборе, была Конституция о Святой Литургии. Еще до Собора необходимость изменений в этой области активно обсуждалась на протяжении нескольких десятилетий, особенно в кругу так называемого «литургического движения». На Соборе принято решение о повышение роли проповеди и Писания. Пытаясь сделать литургию более близкой, понятной и поучительной для мирян, Собор особенно отметил роль проповеди. Именно служение проповеди считалось уже главным в служении епископа и пресвитера: «в числе главных обязанностей Епископов на первом месте стоит проповедь Евангелия» (О Церкви, 25). Таким образом, священники обязаны проповедовать. На литургии в воскресенье и на праздники опускать проповедь можно только по какой-то «важной причине» (О литургии, 52). Сама проповедь должна быть построена на основе Писания (О литургии, 35; Об Откровении, 21). Кроме проповеди, на литургии предписывалось «ввести более обильное, разнообразное и уместное чтение Священного Писания» (О литургии, 35).

    На Соборе была принята еще одна догматическая Конституция – об Откровении. Мы разделим ее обзор на две части: о роли Писания в католической церкви, а затем об отношении между Писанием и Преданием. Учение о Писании было одним из главных пунктов Реформации. Протестанты возвысили роль Писания, провозгласили его нормой богословия и жизни, а также принялись за переводы Библии на родные языки. В ответ на это на Тридентском соборе звучали голоса о том, чтобы запретить любые новые переводы Библии. В итоге переводы на другие языки там не были явно запрещены, но очевидное предпочтение отдавалось Вульгате. Многие полагали, что распространение Библии среди мирян на родном для них языке принесет больше вреда, чем пользы. Когда через несколько веков возникли общества, занимающиеся переводом и распространением Библии, папа Григорий XVI осудил их в своей энциклике Inter Praecipuas (1844), назвав их «особым средством», с помощью которого еретики (то есть протестанты) пытаются отвратить от веры католиков. Все, кто поддерживал библейские сообщества, объявлялись повинными в «тяжком грехе». В энциклике запрещались «публикация, распространение, чтение и владение переводами Писания», которые не санкционированы Римом. Самостоятельное изучение Библии в любом переводе не поощрялось. В итоге на протяжении веков познания католических мирян в Библии были довольно скромными. Доходило до того, что многие католики считали Библию «протестантской книгой». А среди многих протестантов бытовало мнение, будто католикам вообще запрещено читать Библию в любом издании или что папа внес Библию в Индекс запрещенных книг.

    Учитывая эти обстоятельства и приумножение библейских исследований в среде католических богословов XX-го века, на Соборе была особо подчеркнута роль Писания. Мы уже отмечали возрастание значения Писания на литургии. Согласно Конституции об Откровении, не только литургия, но и проповедь, богословие и сама жизнь католиков должны вдохновляться Библией. Собор призвал всех католиков к частому чтению Библии, а клириков – к «тщательному ее изучению» (II, 25). Были процитированы известные слова Иеронима: «не знать Писания – не знать Христа» (II, 25). Также была признана необходимость того, «чтобы христианам был широко открыт доступ ко Священному Писанию» (II, 22). Для этого Собор даже разрешил сотрудничать с протестантами в деле библейских переводов (II, 22). Между богодухновенным Писанием и безошибочным учительством церкви проводится определенное различие. Если Писание записано под вдохновением Духа Божия (II,9), то учительство церкви сохраняет и толкует Писание и Предание при содействии Святого Духа (II,8 - II,10). Таким образом, степень воздействия Духа на авторов Писания и его истолкователей (епископов) неодинакова. Кроме того, учительство церкви не может даровать новые откровения, а может лишь хранить и передавать то, что уже явлено Богом. Оно не господствует над Писанием, а подчиняется ему. Только учительство церкви может быть источником аутентичного толкования Предания и Писания.

    Можно подытожить: «Священное Предание и Священное Писание тесно и взаимно между собою связаны, ведь одно и другое, проистекая из одного и того же Божественного источника, сливаются каким–то образом воедино и устремляются к одной и той же цели. Ибо Священное Писание есть Слово Божие, так как оно записано под вдохновением Духа Божия; а Священное Предание — Слово Божие, вверенное Христом Господом и Духом Святым апостолам, — передает его неповрежденно преемникам их, чтобы они, озаренные Духом Истины, своею проповедью верно его хранили, излагали и распространяли» (II, 9). Церковное учительство призвано толковать Слово Божье, но оно «н е п р е в ы ш а е т (здесь и далее разрядка — А. М.) Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано» (II,10).

    Актуальность различий подходов к Священному Преданию в Православии и Католической Церкви.

    Во-первых, выделим то, о чем на Втором Ватиканском Соборе не было сказано ничего принципиально нового. И оценить позицию католицизма с точки зрения Православия.

    В учении о Св. Писании Римско-католическая церковь отступает от Православной в том, что не делает различия между каноническими и неканоническими книгами Ветхого завета и последним усвояет совершенно одинаковое значение с книгами каноническими. По православному учению, между книгами Ветхого завета есть не канонические, а именно книги: 1) Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломона, 4) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 5) все три книги Маккавейские и 6) вторая и третья книги Ездры. Также к неканоническим относятся еще следующие некоторые места, содержащиеся в книгах канонических: 1) молитва Манассии в конце второй книги Паралипоменон; 2)места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском в книге Есфирь; 3) песнь трех отроков в III главе, история о Сусанне в XIII главе, также о Виле и змие в ХIV главе книги Даниила. Отличие неканонических книг от канонических состоит в том, что последние написаны богодухновенными мужами по вдохновению от Духа Святого, а первые этого важного преимущества не имеют и служат только прибавлением к книгам каноническим как книги добрые, назидательные, священные.

    В противоположность учению Православной церкви, Римско-католическая церковь в IV заседании Тридентского собора все признаваемые Православной церковью неканонические книги (за исключением 3-й книги Маккавейской и 3-й книги Ездры, о которых в постановлении собора ничего не сказано) внесла в канон священных и всем книгам Библии во всех частях и без всякого различия усвоила каноническое достоинство как писаниям божественным и богодухновенным. Правда, позднейшие богословы придумали разделение священных книг Ветхого Завета на протоканонические и девтероканонические, но это существа дела не изменило: те и другие книги считаются одинаково богодухновенными. Тридентский собор первый санкционировал и дал догматическое значение учению Римско-католической церкви о Св. Писании, что все без исключения книги Ветхого Завета следует считать каноническими. Но мнение это существовало еще до собора и развивалось постепенно. Начало его, вероятно, нужно искать в том, что в древних переводах книг Св. Писания Ветхого Завета - греческом (переводе 70) и латинском (италийском), которые находились в постоянном употреблении и обращении у христиан, неканонические книги внесены в самый кодекс Св. Писания и помещены наряду с каноническими книгами. Вследствие этого, с одной стороны, древние отцы и учителя церкви, приводя в своих творениях выдержки из неканонических книг, прибавляли: говорит Писание, говорит Св. Писание, а с другой, - некоторые, преимущественно западные, отцы и учителя церкви, например, блаженный Августин, папа Иннокентий I и папа Геласий - все V века и даже некоторые западные соборы называют неканонические книги каноническими, т.е. внесенными в канон священных книг, или утвержденными правилами церкви. Отсюда, вероятно, и возникло в Римско-католической церкви представление, что между каноническими и неканоническими книгами различия делать не следует. И если в Римско-католической церкви такой взгляд является как частное мнение этой церкви, то учением Вселенской церкви было разделение книг на канонические и неканонические. Так, Афанасий Великий (IV в.) канонические книги называет начатками, якорями и столпами нашей веры, а на неканонические смотрит как на невнесенные в канон богодухновенных писаний, но назначенные отцами для чтения вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия. Так же смотрит на неканонические книги св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), называя их книгами назидательными и добрыми, но не входящими в канон писаний богодухновенных.

    Если же некоторые из отцов и учителей церкви, как блаженный Августин, папы Иннокентий I и Геласий и некоторые соборы, как Иппонский и Карфагенский (начало V в.), неканонические книги называют каноническими, то нужно думать, что названные отцы и соборы усвояют наименование канонических книгам неканоническим не в собственном смысле, т.е. как бы они усвояли этим книгам свойства богодухновенности, а в обширном смысле, т.е. в том смысле, что они утверждены правилами-канонами церкви для чтения в назидание верующим.

    Ложность рассматриваемого учения Римско-Католической церкви обнаруживается из того, что, с одной стороны, этим учением церковь эта уклонилась от верований Православной церкви, которая всегда полагала строгое различие между книгами каноническими и неканоническими; с другой, - церковь Римско-католическая в данном случае поступила и неразумно, и не по праву. Неразумно потому, что нельзя указать разумных оснований для такого ее действия, а не по праву потому, что она и даже вся Христианская церковь не может простирать своей власти далее своих пределов и, следовательно, делать изменения в решениях и постановлениях ветхозаветной церкви. Эта церковь была непосредственно руководима Самим Богом, все установления ее были установлениями божественными. Следовательно, если ветхозаветная церковь одни книги внесла в канон, а другие - нет, то Христианская церковь, унаследовавшая от ветхозаветной ее священные книги, не имела никакого права и никакого основания делать изменения в определении достоинства этих книг.

    О разрешении мирянам читать Библию

    Другое заблуждение Римско-католической церкви относилось к запрещению мирянам читать Библию. Хотя это запрещение прямо не выражено ни в символических книгах, ни в соборных определениях, но тем не менее в действительности оно существовало в этой церкви. И сами папы неоднократно принимали меры к ограничениям, направленным к решительному запрещению мирянам читать Библию. Принимая все это в соображение, Тридентский собор предписывал признавать текст Вульгаты, т.е. перевод Библии на мертвый латинский язык, вполне достаточным и для религиозно-воспитательных целей, для богослужебного употребления.

    Более же решительным средством к удалению народа от Священного Писания было формальное запрещение переводить Библию на современные языки. Это запрещение неоднократно повторялось и в средние века, и в позднейшие времена. Опасаясь, что чтение мирянами Библии может пробудить в них дух исследования, а вместе и дух сомнения, и стремясь держать простых людей в вере и истине и, таким образом, не подвергать их опасностям колебания веры, Римско-католическая церковь и проявила в этом отношении ту заботливость, что запретила мирянам читать Библию. Но это опасение есть лишь мнимая причина запрещения. Настоящая причина запрещения кроется в духе папского властительства, возобладавшего иерархией Римско-католической церкви, который и побудил ее держать мирян в неведении относительного истинного христианского учения.

    Возвращаясь к решению Второго Ватиканского Собора мы видим, что католики смягчили свое отношение к тому, чтобы все верующие изучали Библию, а не только священнослужители. Кроме того Собор даже разрешил сотрудничать с протестантами в деле библейских переводов

    Расхождения по вопросу о Священном Предании

    Как в определениях Тридентского собора, так и в римском катехизисе мы находим в общем согласный с воззрениями Православной церкви взгляд Римско-католической церкви на Священное Предание, а именно - что Священное Предание есть совершенно равносильный Священному Писанию источник церковного учения. На практике же в учении о Священном Предании Римско-католическая церковь допускает серьезные отступления от церкви Православной.

    Во-первых, как можно это заключить на основании мнений католических богословов, открыто высказанных ими на заседаниях Тридентского собора, и как обнаруживается в практике Римско-католической церкви; Священное Предание составляет в ней не только такой же самостоятельный источник вероучения, как и Священное Писание, но и источник в сравнении со Священным Писанием более важный. На Тридентском соборе католические богословы высказывали ту мысль, что католическая вера основывается только на Предании, что и само Священное Писание первоначально было Преданием, что для Предания Священное Писание не безусловно необходимо, что церковь существовала бы при одном Предании и что в Предании христианская истина раскрыта более живо и полно. Такое предпочтение Предания перед Священным Писанием Римско-католическая церковь и действительно проводила и проводит в своей жизни. Так, уже Тридентский собор, хотя и утвердил одинаковую важность обоих источников вероучения, однако церковное учение - о крещении младенцев, о миропомазании, о чистилищном огне основал только на Священном Предании. Поэтому, естественное, что и последовавшее за определениями Тридентского собора принятие Римско-католической церковью основных ее догматов - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о непогрешимости папы - основывалось только на Священном Предании.

    Во-вторых, наряду со Священным или Апостольским Преданием, т.е. Преданием, происходящим от Иисуса Христа и Его Апостолов, Римско-католическая церковь ставит и предание церковное, т.е. совокупность всех тех христианских истин, которым церковь, в силу своей непогрешимости и по дарованному ей свыше праву и власти, сообщает силу закона и догматическую важность. Но так как непогрешимость и власть в Римско-католической церкви сосредоточены в лице папы, то все церковное предание Римско-католической церкви в сущности сводится лишь к папским определениям.

    В-третьих, допустив особый вид предания - предание церковное, Римско-католическая церковь должна была допустить в связи с этим и некоторые отступления от Православной церкви в определении источников Священного Предания. Отступления эти следующие: 1. Признание двадцати вселенских соборов, первым из которых считается Апостольский собор в Иерусалиме, бывший в 51 году, а двадцатым - собор Ватиканский, бывший в 1870 году и утвердивший догмат о непогрешимости папы. 2. Признание папских булл, энциклик, декретов римских конгрегаций и определений поместных соборов Римско-католической церкви источниками вероучения, равными Священному Писанию и определениям вселенских соборов. 3. Изменению или совершенное отрицание некоторых правил Канонического кодекса Православной церкви. Так, например, из 85 апостольских правил Римско-католическая церковь принимает только первые 50.

    В опровержение допущенных Римско-католической церковью отступлений от Православной церкви в учении о Священном Предании следует сказать, что:

    Церковь Христова, будучи непогрешимой, только хранит в чистоте и неповрежденности, разъясняет и формулирует Священное или Апостольское (т.к. оно предано Иисусом Христом через Апостолов) Предание. Узаконить предания новые, не восходящие ко временам апостольским, Церковь не имеет ни права, ни власти. При этом ни один человек, даже римский папа, и не все вообще люди, составляющие Церковь - тело Христово, а Сам Господь— Глава Церкви - силою Святого Духа сохраняет в чистоте и неповрежденности Свое учение через преемников апостольских - пастырей и учителей Церкви.
    Источники и литература:

    1). Догматическая конституция «О священной литургии», Рим, 1967

    2). Догматическая конституция «О Божественном Откровении», Рим, 1967

    Данные взяты с сайта: http://bibliologicheskiy.academic.ru/760/ВАТИКАНСКИЙ_II_СОБОР_О_СВЯЩЕННОМ_ПИСАНИИ

    3). Александр Мень, “ВАТИКАНСКИЙ II СОБОР О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ”

    Данные взяты с сайта: http://www.edudic.ru/men/1753/

    4). Петерсон Ю. и др. Библия в современном мире: аспекты толкования

    5). КОНСПЕКТ по Сравнительному богословию для 3-го класса, Киевская Духовная Семинария

    Данные взяты с сайта: http://www.sedmica.orthodoxy.ru/kdais/kds-sravnit-3.htm

    6).Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Тридентский собор. М.: Либроком, 2011 (Академия фундаментальных исследований: история).

    Данные взяты с сайта: http://www.fb2portal.ru/librokom/religioznaya-kontrrevolyutsiya-v-xvi-veke-2/


    написать администратору сайта