Реферат трудная судьба триколора. Введение российская государственная символика относится к числу проблем, которые недавно, в прошлом, казались малозначащими Чтобы полюбить Родину, надо познать её
Скачать 71.93 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Российская государственная символика относится к числу проблем, которые недавно, в прошлом, казались малозначащими… Чтобы полюбить Родину, надо познать её Н.К.Рерих Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Прекрасное чувство! И оно питается, конечно, не только созерцанием красоты нашей земли. Я считаю, надо «врасти» в неё корнями, и когда человек до пота потрудится на ней, хлеб вырастит, заложит город, построит новую дорогу – вот тогда он поймёт до конца, что такое Родина. В этом и есть выражение любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Любой край неповторим, в любом месте есть своя природа, везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, неповторимы люди, которые прославили свой край трудом. Нужно подчеркнуть, каким бы особенным не был родной край, в нём находит отражение то, что характерно для всей страны: труд людей, соблюдение боевых и трудовых традиций, проявление заботы о престарелых и малых детях, жизнь людей разных национальностей, охрана окружающей среды – всех людей объединяет любовь к Родине, человеку, готовность защитить её. Я думаю, каждому россиянину знакомо чувство особой теплоты и радости, переполняющей душу при звуках государственного гимна, при виде развевающегося флага родной страны. Особенно остро ощущают это люди, находящиеся вдали от родных берегов. Я живу в небольшом м\р Заостровка, Дзержинского района. Мне всегда было интересно, почему, например, на День знаний и на другие праздники включают гимн, вывешивают флаг нашего государства, зачем надо знать историю герба, почему флаг РФ сокращённо называют «бесикр». Вот поэтому, я занимаюсь в детском объединении «Ступени творчества», - где мы и знакомимся с историей и культурой, района, города, края, нашей страны. Мы все знаем, что герб, флаг, гимн – это символы нашего Государства. Но знаем ли мы историю этих символов? Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Толчком к выбору данной темы послужило тестирование, проведённое нашим кружком среди подростков о знании государственных символов РФ. Как я увидела, многие просто не знают, каковы символы нашего государства, не говоря уж об истории этих символов. Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые недавно, в прошлом, казались малозначащими и не вызывали особого интереса не только в общественной, но и в научной среде. Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюция1 помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, понять само общество, его мысли, вопросы общества. Обращение к теме «Символика…» имеет, я считаю, большое воспитательное значение. Через накопленные знания о государственной символике, о её значении, происходит приобщение к богатейшему наследию, опыту наших предков, мы понимаем уникальность и неповторимость родной страны. Зная всё это, мы начинаем больше любить и уважать наше Отечество. В данной работе мне хотелось бы проследить происхождение и трудный путь развития российского флага как символа государства РФ. Новизна моей работы - детальное рассмотрение истории становления российской символики, в частности, флага России. Выявление понимания и отношения к государственным символам современного общества (жителей посёлка). Объект исследования: государственная символика России. Предмет исследования: государственный флаг РФ. Цель моей работы: проследить этапы трудного становления бело-сине-красного флага в ранг государственного, используя литературные материалы и исследования специалистов по истории отечественной символики И.Е.Гусева, В.Артамонова, В.К.Романовского, В.Лебедева, Н.Соболева и других. А также показать результаты исследования, проведённые среди жителей м\р Заостровка. Содействовать воспитанию у нынешнего поколения граждан России уважительного отношения к государственным символам. Для выявления данной цели, я поставила перед собой ряд задач:
Задачи моего исследования определяют его методы, которые я использовала в своей работе: метод исследования, исторический метод, анализ, метод сравнения, метод свидетельствования, метод объективности, метод синтеза; метод тестирования, метод анкетирования, метод интервью.
Что изучает вексиллология? В нашем мире существует около двухсот государств. Государство–это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. У каждого государства есть свои символы: герб, флаг, гимн. История этих символов насчитывает много веков. Прежде чем знакомиться с историей Отечественных символов, а конкретно – с историей флага, надо разобраться, что такое символ. Вслед за известным русским философом А.Ф.Лосевым можно повторить: «символ есть концентрированное2 зримое выражение идеи, явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и элементов символизируемого содержания. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира»3. В переводе с греческого слово «символ» (symbolon) означает опознавательный знак для членов определённой общественной группы, тайного общества: знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. Символ – это знак, примета, пароль, сигнал предзнаменования4. Символы государства – то же, что и атрибуты государства. Я считаю, они дают представление о сущности государства и тех ценностях, которых они придерживаются. Главными символами государства являются Государственный флаг, герб, гимн. Они устанавливаются Конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Их установление кем-либо ещё, помимо государства, невозможно. Нарушение порядка использования символов государства, а также неуважительное отношение к ним, тем более, их осквернение влекут административное или уголовное наказание.5 Государственный флаг – один из символов Российской Федерации – это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. Наука, занимающаяся изучением флагов и знамён, называется вексиллологией. Сам термин происходит от латинского слова vexillym – знамя (военное)6. Кроме того, в отечественной литературе используется понятие «знаменоведение» и флаговедение», восходящее к немецкому Flaggenkunde, где в качестве основополагающего выступает слово «флаг». Между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища, с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру. Слово «знамя» 7 происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Знамена несут определенные люди – знаменосцы. Они же охраняют знамя в бою. Знамя считается символом воинской части или организации. Знамя состоит из нескольких частей, главная – полотнище. Обычно полотнища прямоугольные, но могут иметь и другую форму. Полотнище крепится к древку, которое венчается навершием. Разновидностью знамен являются штандарты. Когда – то штандартами называли полковые знамена в кавалерии, сегодня штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. Штандарт имеет меньший размер полотнища, чем обычные знамена и флаги. Как правило, полотнище штандарта квадратной формы. К знаменам относятся и хоругви8. Хоругвь – это церковное знамя. По сути, это икона, изображенная на полотне. На хоругвях обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного Писания и молитвы. По данным исследования, я узнала, что в отличие от других знамен хоругвь крепится к древку особым способом. Верхняя часть полотнища прикладывается к горизонтальной перекладине, а та в свою очередь, - к древку, образуя крест. Хоругви выносят во время крестных ходов и других церковных ритуалов. В старину боевые знамена также называли хоругвями. Вымпелы9имеют узкое полотнище, а бунчуки не имеют вовсе. Слово «бунчук» - тюркского происхождения, оно обозначает древко с привязанным к нему конским хвостом. На Востоке бунчук служил символом власти, а по форме он стоит ближе всего к древним знаменам, не имевшим полотнищ и представлявшим собой шесты с изображениями божеств. Вексиллология – молодая, но быстро развивающаяся наука, в которой четко определён предмет исследования, выработана терминология, учитывающая исторически сложившуюся в результате практического использования различных видов и типов знамен систему их описания, сконструирована источниковая база. В настоящее время количество источников активно пополняется за счет введения в жизнь российского общества новых территориальных символов. Обращение к исторической символике Российской державы и придание ей официального статуса обусловили возрастание общественного интереса к прообразу сегодняшнего государственного стяга, его истории и эволюции.
Трудная судьба триколора Как символ Родины Великой, Всегда трепещет на ветру Наш флаг – Российский победитель, Мы поклоняемся ему… Е.Елтышова II.1. Единый образец государственного и сигнального флага Как считают многие исследователи, флажная история, в отличие от истории гербовой, весьма древняя. Существует предположение, что первым флагом мог быть посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо. А также посох являлся символом власти фараонов Древнего Египта и христианских епископов. На посохе, на верху шеста были укреплены различные знаки и символы – изображения и эмблемы богов – присутствуют в культурах Древней Персии и Ассирии, Древней Греции и Рима. Позже, флаги выполняли сигнальную функцию, обозначая принадлежность территорий, сооружения, судна государству. С тех пор флаги вывешиваются или устанавливаются на возвышенных местах. Флаги существуют уже более 3000 лет. Раньше флаги были деревянными или металлическими шестами с фигурками или символами наверху. Около 2000 лет назад к некоторым из них в качестве украшения стали прикреплять ткань. В последующие 500 лет развевающееся полотнище стало главной частью флага. Около 800 лет назад появилась система знаков отличия рыцарей и знати, так называемая геральдика. Вместе с ней возникло огромное количество разнообразных флагов. Их упорядочили только 500 лет спустя, когда на море ввели единые образцы государственных и сигнальных флагов. II.2. Трудная судьба триколора История отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность. В те далёкие времена восточные славяне, русы, имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг»10. Оно сохранилось до нашего времени. Много веков тому назад вместо флагов люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или ярко окрашенный конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать воинов для защиты своей земли. Во время сражений стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. Стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей, наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Неслучайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, то есть часть войска называлась стягом. У каждого князя был свой стяг и во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышении. Враг стремился пробиться к стягу и захватить его. Позднее стяги стали делать из ткани. Косой клин прикреплялся к древку, а над ним появилось навершие – острожник. По мнению исследователей, древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги – древко, полотнище и навершие. II.3. Знамёна II.3.a) Знамёна XIV – XVI веков В XIV в. стяги и хоругви получают названия «знамения». В словарях древнерусского языка «знамение» толкуется как изображение. «Знамя» понимается как « стяг» («знаменье глаголять стягъ, им же знаменуют воеводы победу»), в понятие «знамя» включается и «хоругвь» («знаменье же стягь ли хоругвь»).11 Мне непонятно было, почему же понятие знамени связывают с изображением (на нем)? Ответ на этот вопрос дают нам прекрасные произведения, так называемые памятники Куликовского цикла – «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», где описываются знамена русского воинства. Особенно красочное описание знамен содержится в «Сказании о Мамаевом побоище»: «Князь же великий,…въехав на высокое место, увидел образа святых, шитые на христианских знаменах. Будто какие светильники солнечные, светящиеся в лучах солнечных; и стяги их золоченые шумят, расстилаясь, как облаки, тихо трепеща, словно хотят промолвить; богатыри же русские стоят, и их хоругви, точно живые, колышутся…»12 Из описания следует, что русские воинские стяги времен Куликовской битвы несли изображения святых, о чем в более раннее время практически нет упоминаний. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «сказании» это описано очень образно: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно…» 13 «Сказание» загадало загадку относительно цвета русских знамен. Согласно тексту знамена в войске Дмитрия Донского якобы были черными. Данное описание не соответствует другому описанию стягов, которые выглядели золочеными, светящимися в лучах солнца. В «Задонщине» русские хоругви названы «берчатыми» (берчатые – нецветные узорчатые ткани). В некоторых же списках «Сказания» вместо слова «черные» написано слово «чермный», то есть красные. Поскольку сохранился не подлинный текст «Сказания», а его многочисленные списки, то ряд исследователей ссылается на неизбежность переписчика, не заметившего в слове «чермный» выносного «м». Действительно, лицевые рукописи показывают, что русские знамена были красного, зеленого, синего цвета, но отнюдь не черные. Косвенным подтверждением служит описание более позднего знамени – самого раннего из сохранившихся стягов времени Ивана грозного. Это знамя «Всемилостивейшего Спаса», с которым царь Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 г. В Описи Оружейной палаты – главного хранилища древних знамен Московского государства – записано. Что знамя продолговатое, с откосом, «построено» из малиновой, по старым описям – «червчатой», камки. На середине «вшит образ Спасов Нерукотворенный, вышитый золотом серебром, голубым и разноцветными шелками». Вокруг образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Кромка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом. Известно, что уже в московском княжестве использование знамен регламентировалось. Например, в договорной грамоте 1367 г. между Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем серпуховским и Боровским Владимиром Андреевичем записано, что всем идущим в бой «боярам и слугам» последнего, где бы они ни жили, собираться под стягом Владимира Андреевича. А в договорной грамоте Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном (1404), напротив, в случае войны людям митрополита выступать вместе со своим воеводою, но под стягом великого князя. Стяги великого князя, удельных князей, таким образом, различались. Но в чем состояла это различие? Они не имели гербов, так как не знали науку о гербах, это было свойственно лишь для западного общества.14 Обращение к Богу, к Богородице, к святым заступникам, «помощникам во бранех», в условиях междоусобных войн и постоянной иноверной опасности кажутся естественными. Подобные обращения несли, вероятно, также знамена, сопровождавшие русских князей, а затем царей в их военных походах. Некоторые «государевы» знамена сохранились от времени Ивана Грозного. Выше уже упоминалось знамена, с которым русский царь ходил на Казань. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани в 1552 г. был отслужен молебен, затем Иван Грозный приказал воздвигнуть церковь на том самом месте, где стояло знамя во время боя. Размер знамени был значительным: длина около 3 м, а высота по древку 1,5 м. Для ношения знамени назначались 2 - 3 человека. Нижний конец такого знамени был острым: знамя можно было воткнуть в землю, чтобы оно стояло. Еще больше по размеру – великий стяг Ивана Грозного 1560 г. Оно также хранилось в оружейной палате и подробно описано: полотнище сшито из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнищ брусничного цвета, а вокруг откоса – макового (бледно-зеленного). В лазоревой середине вшит круг из темно-голубой тафты, в круге – Спаситель в белой одежде, на белом коне. По окружности – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах и на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой Архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.15 На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. Например, Ермак Тимофеевич начал в 1581 г. завоевание Сибирского ханства Кучума под знаменами синего цвета, на которых имелись изображения Иисуса Христа и Ангела Михаила, а также льва и единорога (библейские звери), готовящихся к бою. На рисунке в составленной через сто лет С. У. Ремизовым «Истории Сибирской» войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают Архангел Михаил и Николай Мирликийский. |