Реферат трудная судьба триколора. Введение российская государственная символика относится к числу проблем, которые недавно, в прошлом, казались малозначащими Чтобы полюбить Родину, надо познать её
Скачать 71.93 Kb.
|
II.3.б) Знамёна XVII-XVIII в.в. Исследователи говорят, что в XVII в. знамена сохранили тот же вид, что и в предшествующее столетие. В Оружейной палате долгое время сохранялось знамя Дмитрия Пожарского, малиновое полотнище которого с обеих сторон украшают библейские сюжеты. Знамя прямоугольное двустороннее. На одной стороне – Вседержитель (Иисус Христос), правая рука – в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На обратной стороне библейский полководец Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета. Такая же сложная композиция сохраняется почти в течение всего века и у государевых стягов. Алексей Михайлович, например, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты черватого (красного) цвета с ликом Иисуса Христа. Это знамя подлинное произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок иконописному.16 Исследователи считают, что среди подобных знамен нет такого, которое можно было бы охарактеризовать как государственное. «Государево» знамя – да, или знамя Большого полка, с которым обычно отправлялся в военный поход царь. Но это был царский стяг. Князья, военные предводители (подобные Ермаку) имели свои знамена. Но они тоже считались государевыми, выдаваясь на время участия в походе. С конца XVI в. на военную службу в Московию стали усиленно приглашаться иностранцы. Особенно приток иностранцев в воинскую службу наблюдается после Смуты начала XVII в. В московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские, драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы, которые вносили в военную службу свои привычки. Так появились на западный манер знамена с изображением светских эмблем. На них «писали» орла, грифа, химер и т. д. (для устрашения). Надписи делались на латинском языке. В течение XVII в. обычай помещать светские эмблемы широко распространяется не только на ротные (сотенные) знамена, но и на полковничьи, на боярские, а также на знамена старого московского строя, то есть стрельцов, казаков. На одном из знамен стрелецких полков, например, уже в первой половине XVI в. был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш». К концу XVII в. на военных знаменах можно увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались в городских гербах. Особенно полюбились русским воеводам прапоры – небольшие знамена с длинными хвостами, употреблявшиеся как личные штандарты. II.3.в) Предпосылки появления в России государственного знамени Россия в XV – XVI вв. и в первой половине XVII в. не имела единого государственного знамени, на котором изображался бы государственный символ, хотя этот символ украшал печати. В XVII в. религиозные сюжеты постепенно уступали место светским, если речь шла о государственной атрибутике, используемой при соотношениях с иностранными державами. При Иване Грозном вырезали даже особые печати, которые прикладывали к грамотам, отправляемым в соседние страны. Знамя, естественно, как утверждают учёные-исследователи,17 не отправляли за рубеж, но все-таки имеются основания в XVII в. говорить о использовании стабильной государственной символики на стягах, олицетворяющих верховную власть государя над землями, присоединенными к России. Такие знамена жаловались государем. Так, в 1614 г. Войску Донскому было пожаловано знамя – «на средине двуглавый орел, на груди его государев образ на коне, колет змея». Алексей Михайлович в 1646 г. пожаловал Войску Донскому, которое защищало южные русские рубежи от набегов татар, ногайцев, калмыков, такое же знамя. Известно, что в России XVII в. существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное». По-видимому, под таким знаменем в это время собирали натуральную подать (ясак) с нерусских народов Поволжья и Сибири. Количество знамен и прапоров со светскими, нетипичными для русских воинства знаками увеличивается во вторую половину XVII в. При царе Алексее Михайловиче, двор которого являлся проводником многих западных новшеств в русскую жизнь, обществу прививался «генеральский вкус». По указанию царя было «состроено необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых» знамен тем, что соединяло церковную символику со светской. В описи Оружейной палаты имеются подобные данные о знамени, которое названо «знамя гербовое царя Алексея Михайловича, 1666 - 1678 гг.». Середина и откос его были сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты. В середине в круге изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла изображен всадник, колющий змея. Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись «Москва». На верхней кайме изображен Иисус Христос, богословие и два восьмиконечных креста с подножьем. Вокруг орла по бокам и нижней кайме расположены клейма в картушах, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. Известно имя автора рисунка знамени – иноземец Станислав Лопуцкий (по-видимому, выходец из Речи Посполитой), который изобразил всадника на груди орла повернутым в правильную геральдическую сторону – влево от зрителя. Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали». При Алексее Михайловиче появилось еще одно «знаменное новшество». Для охранных целей во время плавания по Каспийскому морю и по Волге русское правительство в 1667 г. в Дворцовом селе Дединове на реке Оке начало строить корабль, получивший имя «Орел», яхту, бот и две шнявы. Руководил строительством и получил должность капитана «Орла» иностранец Д. Бутлер. В требовательной ведомости Бутлер указал все предметы, которые необходимы были строящемуся кораблю. Среди них – материя для корабельных флагов – «морских знамен для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на среднем большом дереве» (гюйса). «А цветами, - писал далее Бутлер,- как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя». Как рассказывают исследователи, по этому запросу Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафтъ червчатых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, нынешний Государственный флаг России ввел не Петр I, а его отец Алексей Михайлович. При нем появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые царским указом устанавливаются тогда же как государственные цвета. Многие считают, что именно с этого распоряжения Алексея Михайловича следует вести отсчет нынешнего Государственного флага. Однако, достоверно неизвестно, каким был флаг на «Орле» и в какой степени можно говорить о нем как о государственном. И сам «Орел» и его флаги просуществовали недолго: он дошел до Астрахани, где судно сожгли казаки Степана Разина, по которым из корабельных пушек был открыт огонь. Команда разбежалась, вряд ли прихватив с собой знамена. Случайным ли является выбор цветов для первого корабельного российского флага? Вероятно, царь в этом вопросе прислушался к мнению специалистов, к тому же воспользовался своеобразным пособием под названием «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров»18. Автор «Писания» пытался представить мировую историю знамен, начиная с библейских времен. Но если текст составляют мифические данные о знаменах у евреев, греков, римлян, то заканчивается справка рисунками вполне реальными: изображением существовавших в то время флагов английского, датского, шведского и голландского – полосного, красно-бело-синего. Так же на выбор цветов флага повлияла отечественная традиция. По русским обиходным понятиям XVII – XIX вв. красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Эти три цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия. Кроме того, сочетание этих трех цветов было отлично видно даже в пасмурную погоду. До сегодняшнего дня среди исследователей российских флагов ведутся споры: полосным или крестовым было основной флаг «Орла». Образцы в справочной книге давали возможность изготовить и крестовый, и полосный стяг, используя белую, красную и синюю ткань. Большинство считает, что традиции использования крестов на русских военных знаменах позволяет предположить: флаг «Орла» представлял собой полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке. Другие настаивают, что флаг был изначально полосный (в каком порядке шли полосы неизвестно), подобный созданному более чем через 20 лет петровскому флагу с двуглавым орлом. Кстати, приказом царя в 1669 г. командиру «Орла предписывалось также «поставить на носу и на корме по орлу и на знамени и на яловчики нашивать орлы же». II.3.г) Петровские знамена Царь – реформатор Петр Алексеевич уважал традиции. Он сохранил и употреблял знамена, появившиеся еще до его рождения, а некоторые «строил» заново в подражание прежним. К ним относится, например, гербовое знамя 1696 г. из красной тафты с изображением золотого двуглавого орла и фигурами святых. Оно и форму имеет старое – с центральной частью и откосом. Однако в лапах орел держит копья, увитые лентами, а под орлом изображено море с парусными кораблями. Учёные предполагают, что знамя изготовлялось ко второму Азовскому походу (1695 - 1696). Начало созданию корабельных стягов положили юношеские увлечения Петра I. Флаг, который Пётр 1 после плавания по Двине, оставил архиепископу Афанасию, хранился в Архангельске 200 с лишним лет и лишь в начале XX в. был привезен в Петербург в Морской музей капитан-лейтенантом П. Белавенцем, большим знатоком военных флагов. Белавенец так описывает привезенный им раритет: «Флаг сделан из особой флажной материи («флагдуха»), из которого делаются все флаги и сейчас. Полотнище его, представляющее квадрат по 6 аршин в стороне, имеет три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. Полосы равной ширины. На флаге вышит из этой же материи, захватывая все три полосы, желтый орел. У него на груди масляною краской нарисован красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий белый, на белом коне, колет золотым копьем зеленого змия, поворот фигуры “церковный”, то есть в правую сторону щита». Белавенец давал следующую оценку данному флагу: «По-видимому, флаг этот был первым стандартом (в нынешнем значении этого слова), который когда-либо поднимал русский самодержец на судне»19. Современники были согласны с ним, считая, что и трехполосный флаг, и «стандарт во образе креста Святого Андрея» «потребны для морского хода», но не претендуют вовсе на роль общегосударственного и национального, чего и сам Петр Великий не имел в виду при их составлении. Почти в одно время с полосным бело-сине-красным флагом появляется флаг для частных коммерческих судов – из белой тафты, с черным двуглавым орлом посредине. Во всяком случае, об этом флаге в 1693 г. царь сообщал в грамоте Тиммерману. Петр I придавал знаменам исключительное значение как агитационному средству, эмблем и девизов. Знамена прославляли деяния царя на суше и на море, наглядно демонстрировали военную мощь России. II.3.д) Знамена XVIII века в послепетровское время После смерти Петра I в течение всего XVIII в. многие государственные ведомства, прежде всего Военная коллегия, занимались производством военных знамен. Назначенный еще при Петре генерал-фельдмаршал Б. Х. Миних возглавил создание художественного своеобразного пособия – «Гербовника знамен Российской империи, содержащего рисунки гербов городов, провинций, княжеств», - которое явилось продолжением издавшихся при Петре Алексеевиче пособий по составлению военных знамен. Вопрос о государственном знамени и в этот период не ставился, но в тех случаях, когда требовалось изобразить государственный герб Российской империи, черный двуглавый орел располагался в золотом поле. При Анне Иоанновне черные и золотые (желтые) цвета названы государственными. В этих же цветах «построено» знамя Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол дочери великого реформатора 25 апреля 1742 г. Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Отныне вместе с короной, скипетром, державой, мантией, другими инсигниями это знамя цветов штандарта Петра Великого и с полным императорским титулом в виде 33 территориальных гербов сопровождало русских государей в последний путь и присутствовало при восхождении на трон очередного правителя. В этом случае обычно изготовлялось новое знамя, более шикарное, чем предыдущее. После коронации это «государственное» знамя, так же как «государственный скипетр» и «государственная держава», пряталось в Оружейной палате. II.3.е) Государственные флаги России XIX - начала XX в. Гербовая реформа середины XIX в. включала в себя и создание российского государственного флага. 11 июня 1858 г. Александр II издал закон, устанавливающий, чтобы все «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Описание государственного флага согласно полному собранию законов Российской империи выглядело следующим образом: «… расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя – белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (святому Георгию) в Московском гербе». Черно-желто-белый флаг назвали после царского указа «Гербовым народным флагом». Тем не менее, черно-желто-белый флаг воспринимался в обществе как флаг правительственный, в отличие от петровского бело-сине-красного, который постепенно приобретал статус обывательского (гражданского). Сосуществование двух флагов до 70-х гг. в. «было не столь заметным», ибо украшение флагами зданий не вошло еще в обычай: они украшались вывешенными коврами, гирляндами цветов. Однако вопрос о «двойственности» важнейшего государственного российского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме узаконенного императором, речь в государстве идти не может: народ и власть должны быть едины. Однако «самостийно» бело-сине-красные стяги выходили на городские улицы: ими был окружен памятник А. С. Пушкину в Москве 6 июня 1889 г., памятник гренадерам, павшим под Плевной. Проекты национального флага появились на страницах печати. В одном журнале национальный флаг предлагалось изобразить в цветах праздничного мужицкого кафтана: синее поле, пересеченное узкой красной полосой. В этих условиях император Александр III, только что подписавший законы о Большом, а затем Среднем и Малом государственных гербах и увеличивший свой гербовый титул присоединением эмблемы Туркестана, «вдруг» обратил внимание на тот факт, что дома в столице украшаются разными флагами. Он заявил о своем желании «в русской столице… видеть национальные флаги». 28 апреля 1883 г. появилось законодательное распоряжение Александра III: «Полиция наблюдает, чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов; употребление же иностранных флагов допускается лишь по отношению к зданиям, занимаемым посольствами и консульствами иностранных держав…». Однако от имперских цветов окончательно не отказались, ибо не было Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага. Последний российский император Николай II перед коронацией, в марте 1896 г. собрал Совещание «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге» под председательством генерал-адъютанта Посьета. Это Совещание в течение немногих месяцев изучения вопроса пришло к единому мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться российским, или национальным, и цвета его – белый, синий, красный – именоваться государственными. 29 апреля 1896 г. Николай II повел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны. В ситуации, которая складывалась в России в конце XIX в., требовался поистине русский символ для сплочения всех категорий населения. Таковым был введенный государем Петром Великим, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг. Символ, объединивший народ и царя, - бело-сине-красный петровский флаг, по замыслу правительства, должен был явиться альтернативой все усиливающемуся использованию красного знамени. Красные флаги с демократическими лозунгами: «Свобода!», «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» - в последней четверти XIX в. становятся обязательным элементом демонстраций политического характера, а затем знаменами рабочих стачек и демонстраций. Как пишут учёные, приближение эпохального события – празднования 300-летия дома Романовых – и только что прокатившаяся по России буржуазно-демократических революция с ее красными символами обусловили новый крутой поворот в политике правительства в отношении государственных (национальных) цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические российские цвета, но не бело-сине-красные, а черно-желто-белые. В черно-желто-белом полотнище сторонники монархии видели защиту от надвигающихся перемен: «Значение этого флага у нас в России всегда было и будет “За царя и Отечество!”»20 |