Главная страница

Суррогатное материнство за и против. Введение стр. 23 Определение термина стр. 3


Скачать 53.67 Kb.
НазваниеВведение стр. 23 Определение термина стр. 3
Дата07.03.2022
Размер53.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСуррогатное материнство за и против.docx
ТипДокументы
#385744

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр. 2-3

1.Определение термина……………………………………………………..стр. 3

2.Нормативно-правовые документы, регулирующие суррогатное

материнство…………………………………………………………………стр.

3.История развития суррогатного материнства

3.1. Суррогатное материнство за рубежом……………………………….стр.

3.2. Суррогатное материнство в России……………………………….. ..стр.

4.Медицинский вопрос…………………………………………………….. стр.

5.Этический вопрос………………………………………………………… стр.

6.Отношение Русской Православной Церкви……………………………. стр.

7.Правовой аспект суррогатного материнства…………………………… стр.

8. Анализ общественного мнения (ВЦИОМ)…………………………….. стр.

9.Аргументы «за»………………………………………………………….. стр.

10.Аргументы «против»…………………………………………………… стр.

Заключение…………………………………………………………………. стр.

Список литературы………………………………………………………… стр.

Список приложений……………………………………………………….. стр.

Приложения………………………………………………………………… стр.

ВВЕДЕНИЕ

Суррогатное материнство .. Я думаю, мало кто из нас в последнее время не слышал эти слова. Суррогатное материнство – тренд последних нескольких лет. Порой кажется, что на «звездном олимпе» просто появилась своеобразная фишка и теперь вместо карманных собачек заводят детей. Если раньше нас шокировало, что очередная знаменитая мамаша, родив ребенка, сразу же уезжает на гастроли, вручив драгоценное чадо нянькам, то сейчас звездные родители привлекают к суррогатному материнству все больше внимания. Сначала Филипп Киркоров стал счастливым отцом, затем Алла Пугачева и Максим Галкин удивили всех. Вслед за Примадонной российской эстрады об этом задумались певица Лолита и продюсер Иосиф Пригожин.

Как известно, дети – это цветы жизни. Каждая влюбленная пара хочет быть родителями. Но, к сожалению, из-за бесплодия, не всегда это возможно. Решением такой проблемы может стать – программа суррогатного материнства.
После того, как малыш появится на свет, его отдадут на воспитание генетическим родителям. Они и будут считаться его родителями, несмотря на то, что выносила и родила его суррогатная мать. Тема суррогатного материнства очень деликатная тема. А что такое суррогатное материнство? Каково отношение к суррогатному материнству в разных странах, в различных социальных слоях общества? Как к этой процедуре относятся мои сверстники? Эти вопросы и стали для меня темой моей работы

Объект исследования: проблема суррогатного материнства как социального явления современности.

Предмет исследования: моральные, правовые, медицинский аспекты суррогатного материнства; отношение различных социальных институтов, общественного мнения по этой проблеме.

Цель исследования: на основе анализа общественного мнения, нормативно-правового, морального, психологического аспектов рассмотреть проблему суррогатного материнства как социальное явление современности;

Задачи:

  • Собрать и обобщить материал по проблеме суррогатного материнства,

  • Изучить религиозные, моральные и юридические аспекты данной проблемы,

  • Изучить общественное мнение по поводу суррогатного материнства.

Методы исследования

  • Исследовательский(постановка и разработка задач исследования)

  • Проблемный (формулировка гипотез)

  • Частично поисковой (анкетирование, сравнение, анализ и выводы)

Гипотеза исследования:

Если учащиеся и социум получат больше различной информации по истории суррогатного материнства, ее моральных, религиозных и юридических аспектах, узнают мнение специалистов, общественных, медицинских организаций по этой проблеме, то удастся избежать конфликтных ситуаций и сформировать в дальнейшем в обществе нормальное существование семей и детей, которые воспользовались этой программой.

1.Нормативно-правовые документы ,

регламентирующие суррогатное материнство.

Начиная свою работу я обратилась прежде всего, к законам и выяснила , что в России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  • Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16

  • Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

2. Определение термина « суррогатное материнство»

Суррогатное материнство - вид вспомогательной репродуктивной технологии, основанной на экстракорпоральном оплодотворении, т.е. зачатии не в теле человека и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины.

3.История развития суррогатного материнства

История этого явления уходит в древние времена. Известны ситуации, напоминающие суррогатное материнство. У древних евреев бездетные женщины прибегали к помощи служанок, которые рожали ребенка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная жена, демонстрируя, таким образом, свое неоспоримое право на младенца.

3.1.Суррогатное материнство за рубежом

Первый случай рождения ребенка из пробирки произошел в Англии в 1978 году и появившаяся на свет девочка, Луиза Браун.

Впервые о договоре суррогатного материнства стало известно в 1980 году. Первой суррогатной матерью стала 37-летняя жительница США Элизабет Кейн. После рождения ребенка, семья, заключившая с женщиной контракт, выплачивала ей денежное вознаграждение.

3.2.Суррогатное материнство в России

В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года в группе раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году перерастает в лабораторию экспериментальной эмбриологии, Первый «пробирочный» ребенок появляется в России в 1986 году в результате работы лаборатории клинической эмбриологии (рук. – проф. Б. В. Леонов) Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.

По различным данным, сейчас в мире насчитывается порядка от 1.5 до 250 тысяч детей, рожденных методом суррогатного оплодотворения.

4. Различные аспекты суррогатного материнства.

4.1. Медицинский аспект.

Проблема суррогатного материнства напрямую связана с медициной. Когда нужно суррогатное материнство? Где взять суррогатную мать?
Специалисты советуют обращаться в специализированные клиники и избегать самостоятельного поиска суррогатной матери. Связано это с тем, что клиники проводят тщательный отбор кандидатур: полная проверка организма женщины, беседы с психологом. Все для того, чтобы гарантировать, что женщина без заболеваний, может выносить и родить ребенка и не откажется отдать его биологическим родителям. Также в клинике подписывается договор о правах и обязанностях сторон, оговариваются все мелочи: где будет жить суррогатная мама, где наблюдаться, размер вознаграждения и прочие мелочи.

4.2.Этический вопрос

Поскольку само по себе суррогатное материнство является видоизмененной технологией ЭКО, точнее, её частным случаем, то этические проблемы ЭКО остаются актуальными и для суррогатного материнства.

Это, в первую очередь, проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления, а также ряд других, которые уже являются предметом дискуссии в течение нескольких десятилетий и, надо сказать, они не решены.

Еще один главный этический вопрос: скрывать или не скрывать? Ни одно государство не требует от родителей, использовавших суррогатное материнство, рассказывать об этом своим детям. Это будет рассматриваться как вмешательство в личную жизнь и нарушение автономии семьи. Проблема, с которой сталкиваются родители, состоит в том, что они должны решить, лгать своему ребенку или нет. Дети обязательно задают вопросы вроде «откуда я появился?» Как ответить на него, если было использовано суррогатное материнство? Как правило, биологические родители не афишируют тот факт, что их ребёнка вынашивала суррогатная мать.

В случае суррогатного материнства рожденные дети являются детьми матери (юридически), которая их выносила и родила, но в разных странах законы могут различаться. Допустим, закон оставит право на ребенка только биологическим родителям. Тогда «мать-инкубатор» родит ребенка, на которого у нее нет никаких прав. То есть новорожденный будет изъят в принудительном порядке. В случае, если закон оставляет матери право отказаться от сделки сразу после родов возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребенок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. Суррогатную мать, оказавшуюся в таком положении, можно понять. Вынашивать ребенка, слышать, как бьется его сердце, родит т в муках, а потом отдать.… В этот момент просыпается материнское чувство, любовь к этому ребенку, как к своему. В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием  ребенка. Может ли суррогатная мать подать в суд на клинику, если заболеет раком груди? Кто будет отвечать за возможный ущерб? Возникают сложные отношения между всеми сторонами процесса суррогатного материнства, матерями (их две, как это ни абсурдно звучит), отцами, родителями, их семьями, клиникой, отдельными врачами и т.д? Что будет, если родится больной ребенок? Каковы взаимоотношения и ответственность всех сторон, в случае нарушения договора? Если родится больной ребенок? Клиника находит выход - находится в кабальных условиях, заведомо проигрышных для суррогатной матери.

5.Отношение Русской Православной Церкви

к суррогатному материнству.

21 октября 2012 года Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос.

Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? Это можно выяснить, познакомившись с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви: ««Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания»(приложение№4)

6.Юридическая основа

Для регистрации ребёнка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.1 января 2012 года в России вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации». На основе некоторых статей этого закона, а также статей Семейного кодекса и других подзаконных актов, - суррогатное материнство в России обрело законную коммерческую базу. Определение данной вспомогательной репродуктивной технологии: «Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственногоребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки».1

1.Пункт 10 статьи закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации»

Семейный кодекс Российской Федерации формулирует следующие определения относительно суррогатного материнства. «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)»1. «Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства»2.

Порядок регистрации новорожденного в органах ЗАГС определяется: «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка»3.

Приказ № 67 Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия», где определяются показания к проведению процедуры суррогатного материнства в России, требования к суррогатным матерям, а также объем исследований для заменяющей мамы и биологических родителей.

Таким образом, процедура суррогатного материнства в России разрешена и регулируется на основе законодательства страны.

В комментарии к закону говорится о недопустимости создания рассматриваемым Федеральным законом условий для формирования системы аморальной индустрии на суррогатном материнстве. Также в комментарии подчеркивается, что при всей сложности и неоднозначности вопроса о суррогатном материнстве, осуществляемом «по доброй воле», можно привести (не исключено, что дискуссионные) рациональные замечания и возражения нравственного порядка4.

1.Пункт 4 статьи 51 закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации»

2.Пункт 3 статьи 52 закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации»

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об актах гражданского состояния»

4. Части 1, 9 и 10 статьи 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации»

7.Анализ общественного мнения (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

19 декабря 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел социологический опрос граждан о том, как россияне относятся к суррогатному материнству и воспользовались бы им сами, при невозможности иметь детей.

Большинство россиян (76%) допускают возможность использования услуг суррогатной матери. При этом 60% респондентов считают возможным прибегнуть к этой мере  лишь в том случае, если нет возможности завести детей самостоятельно, а 16% полагают это нормальным в любой ситуации. Пятая часть наших сограждан (20%) заявила о недопустимости существования суррогатного материнства. Интересно, что участники опроса, имеющие начальное образование, настроены более радикально (30% считают невозможным использовать услуги суррогатных матерей ни при каких обстоятельствах), в отличие от закончивших вузы или получивших незаконченное высшее (15%).

Каждый второй респондент (51%) придерживается мнения, что суррогатные матери делают полезное дело, поскольку дают людям возможность иметь родных детей. Молодежь настроена более лояльно, нежели представители старшего поколения: поддержку суррогатному материнству  выразили 59% респондентов от 18 до 34 лет и лишь 40% в возрасте 60 лет и старше. О моральной недопустимости такого социального явления, как суррогатное материнство, заявила четвертая часть наших сограждан (26%), и еще 23% пока не определились со своей позицией по данному вопросу.

Ставя себя на место бездетных людей, почти половина респондентов (45%) заявила о том, что взяла бы ребенка из детдома. Каждый четвертый россиянин (25%) при невозможности самостоятельно завести детей, прибег бы к суррогатному материнству, чтобы у ребенка были его гены. Треть опрошенных (30%) не смогла дать ответ на данный вопрос. Респонденты с высоким уровнем дохода чаще выражали готовность воспользоваться услугами суррогатных матерей, чем граждане с небольшим достатком (30% и 21%, соответственно). (приложение №3)

8.Аргументы «за»

1. Во многом это естественный процесс. Только процедура оплодотворения является искусственной, а дальше все протекает как во время обычной беременности. При этом ЭКО признано и считается нужным и важным явлением. После родов суррогатная мама возвращается в свое естественное состояние, а значит, не происходит никаких необратимых физических изменений в ее организме.

2. Этот процесс является добровольным. Будущие суррогатные мамы сами обращаются в соответствующие клиники с предложением своих услуг.

3. Известно много случаев неоднократного принятия участия в этой программе женщинами, а следовательно у них нет никакой психологической травмы, если они готовы еще раз родить и тем самым помочь бездетной паре.

9.Аргументы «против»

• необходимость отдать выношенное и рожденное ею дитя серьезно травмирует психику женщины, попирает ее материнские чувства, даже если младенец совершенно чужой  генетически;

 • вынашивание чужого ребенка за деньги равносильно торговле детьми. Любой, у кого достаточно средств, может заказать малыша «с доставкой». Ребенок превращается из дара в товар - все тяготы беременности и родов достаются исполнителю, а заказчик получает наследника в конверте с бантом;

 • по мнению многих феминисток, сурматеринство – это эксплуатация женщины, использование ее в качестве инкубатора, чьи чувства никого не волнуют;

 • у биологической матери не образуется особая связь с ребенком, которая возникает во время беременности. У нее могут не проснуться материнские инстинкты, и она не примет кроху, рожденного другой женщиной, как родного. Из-за этого и мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем;

 • суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе;

 • суррогатная мать может разрушить семью, потому что отец будет считать ее настоящей матерью своего малыша;

 • суррогатное материнство противно божественному замыслу. И христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. С позиции этих религий, суррогатное материнство ведет к разобщению брака и нарушению таинства зачатия – дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью. Кроме того, к сурматеринству представители духовенства предъявляют и все претензии, которые их вероисповедание имеет и по отношению к ЭКО – единственном законном способе зачатия сурмамой чужого малыша.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России и во многих зарубежных странах смертность превышает рождаемость и крайне остро стоит демографическая проблема. Как это ни страшно, но человеческое население развитых стран, в том числе России, вымирает. В нашей стране число смертей превышает число рождений уже более 10 лет, рождаемость не достигает даже уровня простого замещения поколений. Такая ситуация складывается по различным причинам. Здесь и тяжелое материальное положение значительной части населения, и все ухудшающееся здоровье молодежи, и отсутствие элементарной половой культуры, и субъективные факторы (например, карьерные соображения, препятствующие многим парам вовремя заводить детей), а также и иные факторы, среди которых, как ни странно, – несовершенное законодательство.

По медицинской статистке, более 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Ни для кого не секрет, что счастье рождения ребенка дано не каждой женщине, как, собственно, и не каждому мужчине: проблема бесплодия существовала всегда. Одна из пяти супружеских пар не может иметь собственных детей. И подавляющее число разводов происходит не из-за пресловутого несходства характеров, супружеских измен, алкоголизма или наркомании одного из супругов, а именно из-за отсутствия в семье ребенка. Никакая пылкая любовь, взаимное уважение, стабильный доход, сходство интересов и вкусов не спасают. Родительские инстинкты берут свое, и бездетные браки распадаются значительно чаще, чем те, в которых есть дети.

Может показаться, что единственный выход для таких людей – усыновление ребенка. Это, естественно, очень мужественный и ответственный шаг, который заслуживает одобрения и поддержки.

Однако бездетные пары могут обрести счастье иметь собственного, генетически своего ребенка. Известно, что эмбрионы приживаются у посторонней женщины, которая вынашивает для супружеской пары ребенка. Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, которые в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не могут самостоятельно выносить и родить ребенка.

Благодаря суррогатному материнству родилось уже много малышей. Их родители счастливы и могут передать им всю силу родительской любви и бесценный жизненный опыт. Конечно, в каждом конкретном случае решение за парой: использовать ли суррогатное материнство, или, к примеру, усыновить ребенка. Я уверена, что суррогатное материнство еще долго будет вызывать споры. Всегда найдутся как сторонники, так и противники.  И у каждого своя правда. Остается лишь надеяться, что все эти минусы суррогатного материнства перекроются плюсом и изначально благородное дело, не станет средством демонстрации своего успеха, а рождение ребенка, как и во все времена, будет долгожданной радостью для любящих родителей.

Список литературы

  1. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ

  2. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

  3. Семейный Кодекс РФ

  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Список используемых интернет-сайтов

http://www.allbest.ru.

http://www.consultant.ru.

http://www.sva-mama.ru.

http://www.bestreferat.ru.

http://www.nsad.ru.

http://www.wciom.ru.

http://www.domashniy.ru.

Список приложений.

Приложение 1. Формулировка понятия суррогатного материнства принятая Всемирной организацией здравоохранения

Приложение 2. Извлечение из документа: Федеральный закон от 21.11.2011

N 323-ФЗ(ред. от 25.11.2013)"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 

Приложение 3. Анализ общественного мнения ВЦИОМ

Приложение 1.

Формулировка понятия суррогатного материнства принятая Всемирной организацией здравоохранения.

«Гестационный курьер: женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов, принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рождённого ребёнка будут один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения»

Приложение 2.

Извлечение из документа: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 25.11.2013)"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 

".... Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям..." 


Приложение 3.

Социологический опрос проведенный ВЦИОМ в декабре 2013 г.

На Ваш взгляд, допустимо или недопустимо пользоваться услугами суррогатной матери? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все

опрошен-

ные

Образование начальное или ниже, неполное среднее образование

Среднее образование (школа или ПТУ)

Среднее специальное образование (техникум)

Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее

Совершенно недопустимо ни при каких обстоятельствах

19

30

19

20

15

Допустимо только в сложной ситуации, когда люди не имеют возможности сами родить детей

60

48

61

58

63

Это вполне нормально и допустимо в любой ситуации

16

13

15

15

18

Затрудняюсь ответить

5

9

5

7

4



  1. Одни люди считают, что суррогатным матерям надо ставить памятник, поскольку они помогают другим людям обрести своих детей.  Другие полагают, что суррогатное материнство противоречит человеческой природе и морали. А как считаете Вы? (закрытый вопрос, один ответ)

     

    Все опрошенные

    18-24 года

    25-34 года

    35-44 года

    45-59 лет

    60 лет и старше

    Суррогатные матери делают нужное и полезное дело

    51

    59

    59

    55

    47

    40

    Суррогатное материнство – вещь морально недопустимая

    26

    23

    21

    22

    28

    36

    Затрудняюсь ответить

    23

    18

    20

    23

    25

    24



Попробуйте представить себя в ситуации, когда Вы не можете иметь своих детей, но хотели бы их завести. Как бы Вы поступили? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

Низкий доход

Доход ниже среднего

Средний доход

Доход выше среднего

Высокий доход

Я бы взял ребенка из детдома

45

48

50

47

40

41

Я бы предпочел прибегнуть к услугам суррогатной матери, чтобы у ребенка были мои гены

25

21

24

25

32

30

Затрудняюсь ответить

30

30

26

28

28

29




Приложение 4

Мнение Председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Смоленского и Вяземского ПАНТЕЛЕИМОНА. 

Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки… 
— Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство — это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

— То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок? 
— Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни — в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.
 

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя — попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки — потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.
 Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством — основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим. 

— Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи? 

— Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.
 

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.
 

Ребенок не виноват.

- Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг? 

— Я думаю, что правильный шаг для человека на земле — искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.
 
И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.
 

— А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям? 
— Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.
 





написать администратору сайта