доклад. Введение стр
Скачать 49.17 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………2 стр.
Заключение…………………………………………………………………………...15 стр. Список литературы…………………………………………………………………..16 стр. ВВЕДЕНИЕ Искусство во все времена занимало в жизни человека важное место. Даже в наше сложное, противоречивое и очень суетливое время трудно представить себе человека равнодушного к искусству. Ведь искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотделимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотъемлемой частью истинной жизни человека. На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью». В чем же заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение? Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается. I.ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Необходимо начать с определения мировоззрения. Мировоззрение - система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале 18 века в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф.Э.Шлейермахера «Речи о религии». Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т.д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются, прежде всего, той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т.д. Это – активная позиция за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний. Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения. Коренные вопросы всякого мировоззрения продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например, в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения. Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей. Как же формируется мировоззрение? Каждое сильное впечатление показывает человеку жизнь со своей особой стороны; мир представляется тогда в новом освещении. Переживания этого рода повторяются и вступают между собой в связь и тогда возникает то, что мы называем нашим настроением, нашим отношением к жизни. Вся жизнь получает окраску и истолкование с точки зрения одного какого-либо жизненного отношения в душах аффективных или объятых сомнениями, и тогда возникают универсальные настроения. Эти настроения меняются по мере того, как жизнь показывает человеку все новые и новые свои стороны. Однако у различных индивидуумов преобладают свои определенные настроения, соответствующие их индивидуальности. Одни прижились к осязательным, чувственным вещам и живут, наслаждаясь сегодняшним днем; другие среди случайностей и превратностей судьбы преследуют свои великие цели, придающие смысл их существованию. Есть натуры тяжелые, которые не могут примириться с бренностью того, что им дорого; жизнь при таких условиях кажется им лишенной всякого значения, полной пустяков и иллюзий. Они стремятся к чему-то более долговечному за пределами этой земли. Среди великих жизненных настроений самыми широкими и всеобъемлющими являются оптимизм и пессимизм. В них, однако, различают еще разнообразные оттенки. Так, человеку, рассматривающему мир как посторонний зритель, этот мир кажется чем-то чуждым, каким-то пестрым, постоянно сменяющимся зрелищем. Человеку же, проходящему свой жизненный путь во всеоружии стройного плана жизни, тот же мир кажется чем-то родным, близким: он стоит твердыми ногами на земле, составляя с этим миром одно неразрывное целое. Эти настроения, это бесчисленное множество оттенков в отношении людей к миру образуют подпочву развивающихся на их основе мировоззрений. Здесь на основе жизненного опыта, обусловленного многообразными жизненными отношениями индивидуумов к миру, предпринимаются и осуществляются попытки разрешения загадки жизни. Именно в мировоззрениях в более высоких формах особенно часто применяется один метод — объяснение некоторого непонятного данного при помощи данного более ясного. Ясное становится средством понимания и объяснения непонятного. С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»). Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. II.ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА Разобравшись с понятием мировоззрения, нам предстоит изучить понятие искусства. Искусство - это форма культуры, представляющая собой сферу духовно - практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Существуют различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с высокой степенью мастерства, то есть с любой искусно выполненной профессиональной деятельностью, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Особым видом социальной практики собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий – самый «узкий» смысл в понимании искусства. Специфика искусства, отличающая его от всех других форм культуры (религии, философии, морали, науки и т.д.), заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ переосмыслить, дополнить реальную жизнь. Он концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом. Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т.д. В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических фактах, этнографических исследованиях и исследованиях в языкознании (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры). Самые основные из них мы перечислим: 1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина. Теория утверждает, что способность к искусству, к художественному творчеству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Ведь человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека. 2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. По мнению исследователей многие сюжеты первобытного творчества задевают такие важные темы для человека, как материнство и смерть, а в ритмичных узорах первобытности (орнаментах) они находят подсознательный эротизм. 3. Игровая теория происхождения искусства. Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге – видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно. По мнению авторов, игра – это всегда подражание. В какой–то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Ф. Шиллер считал игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор для того, чтобы творить, необходимы эти условия – свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную – свободного созидания. Самые ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер. 4. Магическая теория происхождения искусства была разработана С. Рейнаком. Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда. 5.Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации об окружающем мире от взрослых к детям. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени. Вопрос «что такое искусство?» становится лейтмотивом всей последующей истории эстетической мысли, пытавшейся ответить на него, учитывая новые данные наук (биологии, психологии, археологии, этнографии и т.д.) и применяя различные подходы. Понятие искусства до сих пор является предметом давно начатого спора относительно его «широкого» и «узкого» применения. Суть спора не в том, можно или нельзя пользоваться этим термином для характеристики деятельности и продуктов, не имеющих прямого отношения к искусству, но, безусловно, указывающих на то, что художественное начало присутствует (в норме – обязательно) в любом деле или акте человеческой жизни и деятельности, равно как и не в том, что искусство представляет собой особую, «специализированную» форму отражения действительности и способ духовного производства, обладающие своей спецификой, предметным содержанием и функцией. Речь идет о месте и роли искусства в синкретическом коллективном опыте человечества, в развитии культуры чувств и общительности, способности жить и творить по «законам красоты». Различие между «искусством» и «не-искусством», безусловно, существует, но оно носит исторически текучий характер: то, что ныне именуется искусством, в прошлом было лишь «изящным искусством», в отличие от всех ремесел, которые были грубым («неизящным») искусством. Это различие сохранится, пока существует нынешнее разделение труда. В разные эпохи были разные трактовки искусства. Они отражают различные аспекты его общественной природы и видовой специфики. Так, античная эстетика делала упор на миметическом, «подражательном» моменте, подчеркивая познавательное значение и нравственную ценность искусства. В Средние века искусство рассматривается как способ и средство приобщения к «бесконечному», «божественному» началу: в нем видят носителя, пусть и несовершенного, образа духовной, «бестелесной» красоты. Эпоха Возрождения возвращает и развивает античное представление об искусстве как «зеркале», «подражании прекрасной природе», присоединяясь скорее к Аристотелю, чем к Платону. Немецкая классическая эстетика (Кант, Шиллер, Гегель и др.) рассматривает искусство как «целесообразную деятельность без цели», «царство видимости», «игру творческих сил», проявление и выражение бытия «Абсолютного Духа», вносит существенные коррективы в понимание взаимоотношений искусства с эмпирической реальностью, наукой, моралью и религией. Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом «все, что есть интересного для человека в жизни» (Чернышевский Н.Г.). Современная «постмодернистская эстетика», подвергая сомнению и отрицанию традиции и ценности «старой», гуманистической культуры, пытается в духе «нового мимесиса» перетолковать взаимоотношения произведений искусства с тем, что лежит за краями «текста» и классифицируется как «реальность». Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Возникновение и становление искусства связано с удовлетворением потребности, сначала предощущаемой, а затем и осознанной, в производстве и воспроизводстве собственно человеческого характера своей жизнедеятельности, а самого себя как существа всеобщего и универсального. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в «видимости» то, что скрытно – как побуждение, цель и образ действия – заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида. Прежде чем перейти к следующей части доклада, необходимо выявить функции искусства. В жизни общества у искусства они разнообразны: 1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство – действие, преображения творения в соответствии с идеалами художника. 2. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Поэтому искусство служит средством накопления знаний, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей, а также способствует передаче социального опыта. 3. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Эта функция позволяет обеспечить историческую преемственность и передачу социального опыта. Искусство можно рассматривать как художественную коммуникацию, как знаковую систему, несущую информацию, а также как специфический канал для обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта. Носителями информативно-коммуникативной функции является словесный язык, специфические «языки» искусства (живописи, музыки, театра, кино и т.д.). 4. Воспитательная функция, которая помогает формированию целостной личности. Если мораль способствует становлению нравственных норм, философия – мировоззрению, политика формирует политические взгляды личности, наука позволяет взрастить специалиста той или иной отрасли, то искусство позволяет развить ум и сердце. 5. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Произведения искусства позволяет воздействовать на мысли и чувства человека, его психику. 6. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа личности). Искусство позволяет развить чувство прекрасного, эстетический вкус, пробудить стремление к творчеству. 7. Ценностная или аксиологическая функция. Искусство помогает сформировать систему ценностей и ценностных ориентации индивида. 8. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Данная функция предполагает получение человеком удовольствия, наслаждения от встречи с искусством. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику. Каждый из видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство – имеет свои особые роды и жанры, то есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей. В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: - из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов; - в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура); - влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео). В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства и тяготения к синтезу искусств. Взаимоотношение различных видов искусства - явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства. Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир. Таким образом, искусство является одним из способов эстетического освоения мира. Оно полифункционально, так как способствует познанию мира, воспитанию личности, искусство предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека – воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Главной целью его является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа, заставляет испытывать различные чувства и эмоции, а также переживать «катарсис» (очищение), который является завершающей фазой сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства. Именно в этот момент в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов. В этом и заключается общественная значимость искусства. III.РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Итак, мы ознакомились с самими понятиями искусства и мировоззрения. Нам известно, что одно отдельно от другого не может существовать, кроме того, они всегда взаимодействуют. Так как же искусство в свою очередь влияет на формирование мировоззрения? Прежде всего, данный вопрос тесно связан с одной из характерных черт искусства – мимесисом. Мы уже упоминали ранее о том, что на подражании действительности основывается воздействие искусства на внутренний мир человека. История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни. Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Приведем пример из истории. Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. В отличие от науки искусство глубоко субъективно. Наука стремится к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме. Датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы. Несмотря на то, что человек социализируется на протяжении всей своей жизни, все-таки в самом начале своего существования социализация играет очень важную роль в формировании мировоззрения. Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверстников и кончая социальным классом, нацией, народом. Процесс формирования таких качеств индивида, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность, и называется социализацией. В процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений. Социализация в то же время является и интериоризацией, т.е. переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир. Существует множество средств и « механизмов» социализации и среди них особое место занимает искусство, которое, наряду с другими общественными институтами и формами, «подключает» человека к интересам и потребностям общества во всех его многообразных видах. Формирование личности, функционирование ее в качестве члена общества невозможно без морали. Моральные нормы, регулирующие поведение личности, связывают ее с обществом. В результате интериоризации, обретая нравственное сознание и правосознание, личность, как правило, сама, по своей воле, исполняет моральные нормы и правовые законы. Искусство, в котором объективируется и в наибольшей степени концентрируется эстетическое отношение человека к миру, является незаменимым фактором социализации личности, связывая ее с обществом самыми сокровенными узами и воздействуя на самые сокровенные стороны человеческого поведения. При этом приобщение к многообразным эстетическим отношениям через освоение эстетических и художественных ценностей совершается без какого-либо ущемления суверенности самой личности, а напротив, через ее развитие и духовное обогащение, и что чрезвычайно важно, совершенно свободно. Эстетический вкус формируется главным образом в процессе непосредственного общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность делать выбор и чувственно-интеллектуально оценивать явления действительности соответственно социальному и художественному опыту человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей. Формируя и оттачивая на искусстве вкус к красоте, люди потом стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду. Поскольку жизнь подчиняется тем же закона прекрасного, что и искусство, то человек благодаря общению с искусством стремится сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя. Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность, «возделывает», окультуривает своё «Я». Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Это все касается эстетики и морали, которые являются неотъемлемыми компонентами мировоззрения человека. Ещё в 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство … – это выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету…». Искусство же воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Культурный человек – это не тот человек, которого приучают к духовным ценностям насильно, но это личность, которая получает от этого общения радость, ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий скульпторов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство». Искусство, выстроенное по законам добра и красоты,очищает, просветляет, открывает новые горизонты. Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то своё, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной. Если мы говорим о живописи, потрясения от преобразованного художником мира могут быть для личности очень глобальными, поворотными. С одной стороны, личность получает эстетический урок.Представления о том, что такое красота или уродство, а, следовательно, формирование своего образа жизни, его эстетической базы – вот что главное в общении с произведениями живописи. Эстетическая функция искусства, живописи особенно, помогает находить верные пути в жизни, во многом опираясь не на некие нормативные документы или публицистические воззвания, а на эмоциональные порывы души. Потрясения от произведений искусства в литературе основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии литературы на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Особое место в формировании мировоззрения отводится слову. Вадим Шефнер писал: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить» Кроме того, литература имеет и психологическое воздействие на читателя в плане помощи выстраивания им определённого шаблона поведения, образа мышления. Сверх того, что уже сказано, можно добавить, что опыт также является частью мировоззрения человека. Даже не просто частью, а зачастую – «катализатором». Но не всегда жизнь предоставляет человеку какой-либо опыт. Еще одно назначение искусства – способствование переживанию эмоций, моментов, которые в реальной жизни не были даны человеку. То есть личность, посредством произведений искусства, может примерно представить себе какие-то явления жизни (существенную роль здесь играет именно литература) и, таким образом, сформировать свое отношение к этим явлениям. В частности, в этом и проявляется та самая черта искусства, о которой говорил Аристотель – мимесис. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности художественно-образного отражения действительности искусством обеспечивают многостороннее глубокое познание мира, общества и человека. В отличие от науки, где отражение действительности осуществляется в форме понятий - общих идеальных образов, воспроизводящих в сознании людей необходимые стороны и связи исследуемого объекта, в искусстве сущность, необходимые стороны и связи действительности отражаются в чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичного, неповторимого явления. Акцентируя внимание на тех или иных сторонах изображаемого явления, художник выражает его сущность, внутренние закономерности и тенденции развития, дает ему оценку в соответствии со своим мировоззрением. Особенностью искусства является также то, что оно заключает в себе единство отражения действительности и практическое созидание эстетических ценностей, в которых воплощаются эстетические идеалы общества. Единство этих моментов находит свое наглядное выражение в художественном образе, который выступает и как форма художественного познания, и как овеществленный результат художественного творчества - художественной практики. Художественный образ созидается в процессе овеществления его в материале того или иного вида искусства. Благодаря этому художественный образ получает конкретно-чувственную предметность, вещественность и становится доступным нашему восприятию. Итак, мы можем выделить два основных момента в рассматриваемом вопросе. Во-первых, главной особенностью искусства является то, что оно познает мир через художественные образы. Они в свою очередь влияют на эмоциональную сферу человека. Также, мы помним, что мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека. Искусство в свою очередь оказывает прямое воздействие на эту духовную жизнь. То есть, чувственно познавая мир через искусство, человек непосредственно формирует свое мировоззрение. Во-вторых, помимо непосредственного познания мира, с помощью искусства человек может получить необходимый опыт, которого реальная жизнь ему не предоставила. Художественные образы, которые изображают явления действительности, человек воспринимает и пропускает через себя. У него складывается представление об этих явлениях, он дает им оценку, формирует свое отношение к подобным явлениям жизни. В сознании человека определяется целеполагание, и, таким, образом, формируется мировоззрение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|