Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Предмет

  • Теоретический анализ проблемы влияния ценностных ориентаций личности на выбор профессии

  • 1.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

  • курсовая работа. переделанная курсовая. Введение Теоретический анализ проблемы влияния ценностных


    Скачать 65.28 Kb.
    НазваниеВведение Теоретический анализ проблемы влияния ценностных
    Анкоркурсовая работа
    Дата02.03.2022
    Размер65.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапеределанная курсовая.docx
    ТипРеферат
    #379514
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..5

    1. Теоретический анализ проблемы влияния ценностных

    ориентаций личности на выбор профессии………………………………7

      1. Понятие ценностных ориентаций личности в работах

    отечественных и зарубежных психологов……………………………….7

    1.2 Понятие профессионального самоопределения старшеклассников…...10

    1.3 Ценностные ориентации старшеклассников и их влияние

    на выбор будущей профессии………………………………………………..14

    1. Экспериментальное изучение влияния ценностных ориентаций

    личности на выбор профессии у старшеклассников……………………17

    2.1 Организация экспериментального исследования……………………….17

    2.2 Результаты экспериментального исследования…………………………18

    2.3 Рекомендации по формированию ценностных

    ориентаций у выпускников средней школы…………………………………23

    Заключение…………………………………………………………………… 25

    Список использованных источников………………………………………...26

    Приложения…………………………………………………………………...28

    Введение
    В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью и неопределенностью, и тем, что человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий (экологических, технологических, информационных, социальных, политических и т.д.).

    Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

    Исходя из этого можно сказать, что самоопределение старшеклассников становится одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день.

    Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как поиск смысла своего существования.

    Вопрос, казалось бы, в другом: как соотносится ценностно-смысловая ориентация старшеклассника с профессиональным самоопределением?

    Ответ на этот вопрос требует изучения ценностей современных юношей и девушек, а также их профессиональных намерений, интересов и склонностей.

    В данной работе мы пытаемся показать как ценностно-смысловые ориентации, будучи элементами структуры личности, влияют на выбор конкретной профессии (или профессионального направления). Это особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми. От нашего понимания этой проблемы и отношения к ней зависит не только успех старшеклассников в их будущей профессиональной деятельности, но и психическое здоровье молодого поколения и возможность максимальной реализации своих возможностей.

    Исследованию особенностей психического развития личности подросткового и старшего юношеского возраста посвящены работы отечественных (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов.

    Изучением ценностных ориентаций занимался целый ряд психологов за рубежом и в России Франкл, Г. Олпорт, B.C. Мерлин, А.И. Донцов, Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов и др.

    Цель: выявить и изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассника.

    Объектом моего исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников

    Предмет: взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

    Гипотеза нашего исследования состоит в том, что ценностные ориентации определяют содержательную сторону профессиональной направленности личности, что старшеклассники, выбирающие один и тот же тип профессий, возможно ориентированны на одни и те же группы ценностей, а именно направленность «человек-человек» может иметь в качестве ценностных ориентаций счастье других, чуткость, а старшеклассник направленности «человек-художественный образ» будет выделять такие как красота природы и искусства, творчество.

    Для подтверждения гипотезы и реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности.

    2. Экспериментально изучить доминирующие группы ценностей старшеклассников и их профессиональную направленность.

    3. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

    Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической отечественной и зарубежной литературы, периодической печати по исследуемой проблеме; анкетирование; опытно-экспериментальная работа.

    Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ СОШ № 5 г. Оренбурга. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» (21 человек), 11 «Б» (22 человека) – всего 43 человека.


    1. Теоретический анализ проблемы влияния ценностных ориентаций личности на выбор профессии




      1. Понятие ценностных ориентаций личности в работах отечественных и зарубежных психологов


    В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентировочную деятельность, которая служит важнейшим психологическим условием для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения.

    Одно из новообразований подросткового возраста является профессиональное самоопределение, старшеклассник определяется с выбором профессии, и это актуализирует сформированность ценностных ориентаций.

    Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” ( “Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире ( “Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой [20].

    Продолжая эту мысль в рамках экзистенциальной психологии Франкла можно сказать, что смыслы – категориально те же ценности, но только единичные, а соответственно, ценности – это те же смыслы, только обобщенные. Или, несколько иначе, смыслы Франкл отождествляет с индивидуальными личными ценностями, а собственно ценности – с групповыми смыслами. Значит профессиональное самоопределение, которое в раннем юношеском возрасте заземляется на выбор профессии, связано с индивидуальными ценностями старшеклассника [30].

    Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; “область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности” [4]. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

    Для юношеского возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями [29].

    Однако процесс становления системы ценностных ориентации может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентации стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

    Изучением ценностей также занимался представитель диспозиционального направления в теории личности Гордон Олпорт. Он считал, что ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Согласно Олпорту, эти ценности лучше представить как черты более глубокого уровня. Он выделил шесть таких черт:

    1. Теоретическая. Человек прежде всего заинтересованный в раскрытии истины.

    2. Экономическая. «Экономический» человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно.

    3. Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию.

    4. Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей.

    5. Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть.

    6. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого.

    Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентации — системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентации, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентации суть проявление социальной активности — ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. B.C. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности, однако эта гипотеза до сих пор не подвергалась экспериментальной проверке [19].

    А.И. Донцов считал, что направленность ценностных ориентаций определяет согласованность профессиональных планов и жизненных целей [6].

    Однако существуют и другие точки зрения. Так, например, В.С. Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов предположили, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессии во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. «Молодые люди скорее всего могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе и т.п.» [27, с. 34].

    Так или иначе большинство авторов занимающихся проблемой ценностных ориентаций сходятся на том, что система ценностный ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

    1.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

    Выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др. делает его развитой самостоятельной личностью. Понимание самоопределения обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальных ролей, включенность в различные социальные общности и др.

    Возраст старшего школьника (15-17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание этого этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависит положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и другие факторы.

    Самое характерное для старшеклассника – неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок и др. С другой, перед ними стоят задачи самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития, определяют особенности развития личности в старшем школьном возрасте [13].

    Божович K.B. и многие другие исследователи этого возраста (И.С. Кон, Е.А. Шумилин, А.С. Мудрик) связывают переход от подросткового возраста к ранней юности с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания юноши. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее [12].

    Приведенные выше особенности юношеского возраста конкретизируются для каждого отдельно взятого молодого человека или девушки в один из следующих типов профессионального выбора:

    1. Выбор характеризуется повышенной зависимостью юноши от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством.

    2. При достаточной решительности и самостоятельности у старшеклассника имеются лишь мало дифференцированные склонности.

    3. Старшеклассник в состоянии сам сделать выбор, который соответствовал бы его склонностям и способностям [6].

    Самостоятельный выбор профессии для себя, определение своего места в этой жизни есть не что иное как самоопределение. Оно выполняет важнейшие функции в научении, в приобретение социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие «самоопределение» находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание и др.

    В настоящее время самоопределение изучается на протяжении достаточно длительного жизненного цикла и в самых различных его аспектах, включая ценностно-смысловой, нравственный, профессиональный и др. Несмотря на широкие исследования в различных областях единого общепризнанного определения данного понятия нет. Разные авторы определяют его по-разному. Например, П.Г. Щедровский отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [23, с. 78-79]. По В.Франклу самоопределение заключается в поиске и нахождении смысла в конкретном деле и во всей своей жизни [30]. Отсутствие единого определения является одним из проявлений общей проблемы – наличия множества различных определений одного и того же сложного конструкта. Нет единых определений личности, интеллекта, творчества, способностей и т.д.

    В трудах отечественных психологов профессиональное самоопределение рассматривается, как правило, в рамках более широкого личностного самоопределения. Подтверждение этому можно найти в работах А.К. Марковой, которая считает, что «личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального» [17, с. 66].

    На практике очень сложно найти подтверждение этих слов, т.к. далеко не о каждом «состоявшемся» профессионале можно сказать, что он является Личностью именно потому, что личностное самоопределение «шире» профессионального. Например, «узкий специалист», который кроме своей работы ничем не интересуется, скорее всего, слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью.

    Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Могут полагать, что поскольку речь идет о чем-то «профессиональном», следовательно, это может относится только к профессионалам. И может иметься в виду лишь то, как молодой специалист или работник со стажем, или, наконец, профессионал, оказавшийся на служебном отдыхе – на пенсии, находят себе применение, строят свой жизненный путь, «самоопределяются».

    Все перечисленные варианты словоупотребления правомерны, они относятся к важным сторонам жизни людей. Но мы будем иметь в виду более широкое значение рассматриваемого выражения.

    Будем использовать указанное выражение не только применительно к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда. Слово «самоопределение» (оно содержит значение «предел», т. е. граница, ограничение) может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе границ.

    Можно согласится здесь с тем, что обдумывание будущего, жизненного, и, в частности, профессионального трудового пути это и есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию.

    Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некоторые возможности выбора (и как бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, предпочитая, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. А этот процесс не имеет принципиальных ограничений.

    Поэтому «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества профессионалов. Понимая «профессиональное самоопределение» как однократный акт принятия решения, кратковременный процесс, или процесс который надо предельно ускорить или сократить, мы также впадаем в глубокое заблуждение[10].

    Да, наблюдаемый и осознаваемый, процесс принятия решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения, рода работы, может представляться однократным и даже мимолетным: «Не прошел по конкурсу в мединститут, тут же, не заходя домой, подал документы в мед. училище». Но это лишь кажущаяся «мгновенность» событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь». У старшеклассника в течение предшествующих лет развития могли сложится и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях. Сложились и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии. Это и многое подобное в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

    Поэтому профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде, как деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [11]. Такую точку зрения представляет Климов Е.А. Содержание деятельности, о котором он говорит, - это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности осознания себя, своих личностных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

    К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию профессионального развития Д. Съюпера. Он считает, что важнейшим детерминантом профессионального пути являются представления человека о себе. Человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия [20].

    Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознать «что» и «из чего» они вообще выбирают. М. Фельденкрайз пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от положения в обществе» [28, с. 46].

    Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре». Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни)[11, С. 55].

    Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделяет жизненные сценарии и жизненные стратегии. При этом жизненные сценарии – это «программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни»; сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

    При этом Э. Берн отмечает, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать, по Э. Берну, - это «выйти из-под власти сценариев». Можно к этому добавить, что понимать – значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому, не быть игрушкой в руках судьбы [2].

    Исходя из вышесказанного, о личности, которая встала на путь самоопределения, можно говорить как о человеке, у которого преодолевается потребность искать опору во внешней поддержке и, наоборот, появляется способность полностью опираться на себя – делать самостоятельный выбор, быть открытым к любым новым поворотам своего жизненного пути [20].

    Таким образом, мы видим, что профессиональное самоопределение является очень сложным конструктом. Отечественный психолог Пряжников выделил следующие его составляющие:

    - ценностно-нравственную;

    - информационную;

    - эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов);

    - морально-волевую (побуждающую действовать);

    - планировочную (выделение профессиональных целей, этапов их достижения и системы резервных вариантов);

    - контрольно-коррективную (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных перспектив).

    Им же были выделены основные уровни развития профессионального самоопределения:

    - формирование готовности к самоопределению;

    - конкретный профессиональный выбор;

    - освоение профессии и уточнение специализации в ходе учебы;

    - самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы;

    - освоение смежных и новых профессий [23].

      1.   1   2   3   4


    написать администратору сайта