ПСАЛМЫ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В. Введение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах
Скачать 135.38 Kb.
|
ГЛАВА IIТолкование псалмов 50, 101, 69, 1422.1. Псалом 50 Надписание ко псалму: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии.» Псалом употребляется при чтении часов и на вечернем богослужении при чтении канона. Данный псалом являет покаянной молитвой святого пророка Давида, через которую он обратился к Богу после того, как был обличён пророком Нафаном в преступлении с Вирсавией и в смерти Урии44. 50 псалом ˗ это песнь покаяния, данная каждому, кто согрешает. Помимо подвигов святых, в памяти остаются и грехи этих людей, чтобы ошибки праведника послужили к исправлению грешников, чтобы их раны послужили для исцеления других. Покаянный путь спасения в следовании словам пророка благодаря которым можно владеть искусством беспрепятственно побеждать врага45. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедротТвоихочистибеззакониемое (Пс. 50:3). Поскольку грех велик, то святой пророк Давид просит у Бога и великой милости. Только Божии щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. «Милость Божия» есть благодать Всесвятаго Духа46. Наипачеомыймяотбеззакониямоего,иотгрехамоегоочистимя (Пс.50:4). Милость Божия неописуема и безгранична, но в деле своего спасения каждый человек должен принять участие60. Я кобеззакониемоеаззнаюигрехмойпредомноюестьвыну (Пс. 50:5). 59 60 Там же. С. 251. Для безопасности своей души необходимо видеть и понимать перед глазами своими грехи, ибо память о прежних грехах предохраняет от повторений их в будущем47. ТебеЕдиномусогреших,илукавоепредТобоюсотворих,якодаоправдишисявословесехТвоихипобедиши,внегдасудитиТи (Пс. 50:6). Грех так же есть зло и потому, что он является оскорблением Бога48. Себовбеззакониихзачатесмь,ивогресехродимяматимоя(Пс. 50:7). Святые отцы говорят, что изначально Бог не подразумевал рождение существующим ныне образом, но нарушение заповеди и беззаконие Адама повлекло за собой брак и тление. Как результат, все кто рождается от Адама, зачинаются в грехе и так же подпадают под прародительское осуждение. А слова «и во гресех роди мя мати моя» означают, что праматерь Ева первая, пожелав удовольствия, стала родоначальницей греха. Потому и последующее человечество рождается в грехе. Как говорит Давид, природа людей через Евино преступление подпала греху, а проклятие стало всегда сопровождать рождение. И всё это идёт с первобытного времени, и показывает величие потерянного Божественного дара49. Себоистинувозлюбилеси,безвестнаяитайнаяпремудростиТвоеяявилмиеси(Пс. 50:8). Истинно то, что согласовано с Божественным замыслом50. Окропишимя иссопом,иочищуся,омыешимя,ипачеснега убелюся (Пс. 50:9). Всё, что нужно было очистить, людей и предметы, окропляли иссопом, который омочили кровью жертвенного животного51. Слухумоемудасирадостьивеселие,возрадуютсякостисмиренныя (Пс. 50:10). Святой Давид в очередной раз исповедует грехи и молит помиловать его52. ОтвратилицеТвоеотгрехмоих,ивсябеззакониямояочисти ... (Пс. 50:11). Святой пророк Давид снова обращается к исповеданию своих грехов и мольбе о помиловании. Сердцечистосозиждивомне,Боже,идухправобновивоутробемоей (Пс. 50:12). «Сердце чистое» - кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, непрелюбодействующее. Дух правый есть Святый Дух, Дух смирения, выводящий на правый путь»53. НеотвержименеотлицаТвоего, и Духа ТвоегоСвятагонеотымиотмене (Пс. 50:13). Святой Давид просит о сошествии на него пророческого Духа, который отошел от него из- за совершенного греха. ВоздаждьмирадостьспасенияТвоего,иДухомВладычним утвердимя (Пс. 50:14). Это имеет значение для всего человеческого рода. Радостью спасения станет пришествие Господа как сказал Симеон: «яко видеста очимои спасение Твое» (Лк. 2: 30). НаучубеззаконныяпутемТвоим,инечестивиикТебеобратятся. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. (Пс. 50:15). Лишь после того, как Господь избавит от греха и дарует псалмопевцу Святого Духа, он будет снова учить законопреступных, чтобы выбирали пути Божии. Избавимяоткровей,Боже,Божеспасениямоего,возрадуетсяязыкмойправдеТвоей (Пс. 50:16). Святой пророк возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей – от убийства54. Господи,устнемоиотверзеши,иустамоявозвестятхвалуТвою (Пс. 50:17). «Господи, устне мои отверзеши» сердечные, «и уста» внешние «возвестят хвалу твою»55. Якоащебывосхотелесижертвы,дал быхубо,всесожжениянеблаговолиши (Пс. 50:18). ЖертваБогудухсокрушен,сердцесокрушенноисмиренноБогнеуничижит (Пс. 50:19). Давид приобрел сокрушенное и смиренное сердце, и это и очищало его грехи. В «сокрушении духа» человек безбедно проходит сквозь хитрые козни гордого диавола56. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стеныИерусалимския (Пс. 50:20). Сионом называет здесь Церковь. Ибо когда Бог и Отец благоволил возглавить всяческая о Сыне Своем (Еф. 1:10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. И да созиждутся стены Иерусалимския. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его. Тогдаблаговолишижертвуправды,возношениеивсесожегаемая:тогдавозложатнаалтарьТвойтельцы. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. (Пс. 50:21). Это пророчество, относящееся исторически и буквально к пленным иудеям в Вавилоне, умоляющих Бога о возвращении в родную землю и принесении законных жертв. Но в высшем смысле Давид пророчествует здесь о христианской Церкви – «Сионе» и «жертве правды» евангельской, о «всесожжениях» разумных и живых, о которых говорит блаженный Павел: «Молю вас, братие, представьте телеса ваша в жертву живую, святую, благоугодную Богови57. |