ПСАЛМЫ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В. Введение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах
Скачать 135.38 Kb.
|
ГЛАВА IIIЗНАЧЕНИЕ ПСАЛМОВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В БОГОСЛУЖЕНИИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНАВ основании православного богослужебного круга положена идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах. Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии.62 Существуют также круги церковных чтений, основанные на регулярном чтении священных книг Ветхого и Нового Заветов. Из Ветхозаветных книг наиболее часто в церкви читается Псалтирь: не учитывая того что за каждым богослужением читаются определенные псалмы, вся Псалтирь должна целиком прочитываться за богослужением в течение всей недели, а в период Великого поста — дважды за неделю.63 В данной работе рассматриваются псалмы Великого повечерия. Само это богослужение совершается, кроме седмичных дней Великого поста, только в составе всенощного бдения Рождества Христова и Богоявления. В сравнении с Малым повечерием Великое повечерие является более торжественным богослужением (когда совершается накануне праздников), но более продолжительным по времени и покаянным по своему содержанию. Его совершение в великопостные дни показывает нам особое значение этих дней для православного христианина. Повечерие, служиться после вечерней трапезы, т.е. «по вечере». Великое повечерие совершается в храме при закрытых царских вратах и завесе (исключая случаи, когда Великое повечерие входит в состав всенощного бдения Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы).64 Основной смысл повечерия, который в той или иной степени отражен почти во всех псалмах, молитвах и песнопениях, заключается в благодарении Бога за прожитый день, раскаянии в совершенных человеком грехах и молении на сон грядущий.65 Великое повечерие начинается возгласом «Благословен Бог наш» и затем, после «обычного начала», следуют псалмы 4, 6, 12, 24, 30 и 90. После этого начального «шестопсалмия» читается, а в великие праздники поется гимн, начинающийся словами «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Этот гимн составлен из стихов книги пророка Исаии (Ис. 8:9–18; 9:2–7). Исполнение гимна на Великом повечерии в дни праздников Рождества и Богоявления имеет особый смысл, так как в нем содержится пророчество о рождении Мессии. Торжественный и приподнятый характер гимна соответствует смыслу обоих праздников. Затем следуют три тропаря, первый из которых начинается словами «День прешед, благодарю Тя, Господи». В этих тропарях молящиеся испрашивают Бога даровать им безмятежные вечер и ночь. Затем читается гимн, который начинается словами «Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословит» и заканчивающийся песнью «Святый, Святый, Святый, Трисвятый Господи, помилуй и спаси нас. Аминь». После чего следует чтение Никео-Цареградского Символа веры. Затем священник обращается с краткими молениями к Богородице, Ангелам и святым, поименно поминая святых храма и дня. Хор повторяет молитвы священника, и читается «Трисвятое по Отче наш». После «Отче наш» в праздничные дни исполняется тропарь праздника; в обычные дни читаются другие тропари, в которых вспоминается смерть и Страшный Суд. Затем читается молитва, надписанная именем Василия Великого и начинающаяся словами «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни».66 В своем нынешнем виде Великое повечерие представляет собой чинопоследование, которое составлено из нескольких различных элементов. Некоторые молитвы, входящие в него, раньше входили в другие службы суточного круга, а некоторые и сейчас входят в них. По содержанию и составу Великое повечерие частично повторяет вечерню, частично (особенно в своей третьей части) утреню. В целом Великое повечерие представляет собой одно из самых содержательных и духовно насыщенных богослужебных чинопоследований. В нем преобладают тексты из Ветхого Завета; в то время как христианская гимнография в нем занимает скромное место.67 Святой пророк Давид оставил после себя огромное духовное наследие -богодухновенную книгу псалтирь. Сам, будучи во многих опасностях, скорбях и гонениях молился Богу псалмами в надежде на Его всесильную помощь перед врагами и выходил невредим из любой, даже самой сложной ситуации. Как и любой человек, святой псалмопевец согрешал, но его покаяние является для всех нас примером, и псалмы написанные с покаянным чувством и нашу душу располагают к этой добродетели. И конечно, самое главное в псалтири – это благодарение Бога за все Его благодеяния к нам. Как пишет святой Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими»68. Господь Бог в псалмах преимущественно воспевается как Творец, Промыслитель и Спаситель всякого человека. Псалмопевцы, далее, изображали свое душевное состояние под влиянием сознания вероучительных истин и руководства ими в своей жизни, а по общности человеческой природы – и душевное состояние всякого верующего человека, руководящегося в жизни этими истинами. Поэтому они и раскрывали проявление их в жизни каждого человека69. О значении рассмотренного учения Псалтири в жизни иудеев и христиан нет необходимости распространяться. Всем оно известно в большинстве своем из собственного опыта и во многом из общеисторических данных. Нет сомнения, что «тысячи и тьмы» (Пс. 90:7) людей скорбящих, страдавших, гонимых, несчастных находили себе утешение, душевный мир и энергию на дальнейшую борьбу и перенесение страданий благодаря Псалтири. Да и вообще, во всех критических обстоятельствах, при любых жизненных испытаниях, недоумениях, колебаниях, загадках, затруднениях и переворотах псаломское учение о Промысле Божием всегда давало, дает и будет давать мир, покой и радость верующему сердцу!70 На вопрос, какие избрать молитвы в различных нуждах? Святой Никодим Святогорец научает: «Это можно оставить на свободу каждого. Читай Псалтирь. Там в каждом псалме можешь встретить воодушевленные воззвания к Богу. Из них и избери, которые ближе подходят к твоему состоянию и больше тебе по душе; заучи и повторяй то одно, то другое, то третье ими перемеживай свое молитвословие, и они пусть будут у тебя на языке во все время и при всех делах от молитвословия до молитвословия»71. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Книга Псалмов Царя Давида написанная много столетий назад остается актуальной и для современного христианина. Божественные псалмы являются тем назиданием, которое необходимо человеку для спасения. Без страха Божия, без осознания Его величия, без понимания того на сколько грешен каждый человек угодить Богу невозможно. Имея твердое желание ходить путями Божиими, даже собрав всю свою благую волю, без помощи свыше, без Божьего на то расположения человеческие усилия не могут принести плода. Но все-таки человек, решивший жить праведно и непорочно перед Господом, может приобрести и иметь в течение жизни то, что называется дерзновением. И то самое дерзновение даст человеку силу не только себя, но и рядом живущих руководить ко спасению. Псалтирь – это молитвослов, который находится в середине Библии. Он научает нас, как молиться в тех или иных жизненных обстоятельствах, а главное, как восхвалять Бога за все, что мы имеем. Ведь по словам святых отцов, цель жизни каждого человека и есть восхваление Творца. Авторы книги Псалмов Царя Давида ставили своей задачей в первую очередь восхваление Бога во всех жизненных обстоятельствах, а также покаяние в содеянных грехах, просьбы о заступничестве в тяжелых и порой безысходных ситуациях. В богослужении Православной Церкви Псалтирь является одной из самых употребляемых книг Библии. Псалмы, используемые в Великом повечерии, имеют своей целью вызвать покаянное чувство у молящихся во время богослужения. Однако сегодня многие люди считают книгу Псалмов необходимой лишь только как молитвы о усопших. Но это значительно уменьшает ценность жемчужины Божественного труда святого пророка и Царя Давида, поскольку в этой книге каждый верующий христианин может найти избавление от уныния, тишину и умиротворение, которые необходимы в нашем сегодняшнем шумном и агрессивном мире, и несут духовную пользу для души каждого христианина. 1 Толкование на псалтирь// Библия онлайн [Электонный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://bible.by/.- Дата доступа : 14.06.2022 2 Кашкин, А.С. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие: Учеб.пособие для 1-2 курсов духовной семинарии / Саратовская Православная Духовная Семинария. Кафедра библеистики – 2-е изд., доп. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2018. – С. 15. 3 Цит. по: Кашкин, А.С. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие: Учеб.пособие для 1-2 курсов духовной семинарии / А.С. Кашкин. - Саратовская Православная Духовная Семинария. Кафедра библеистики – 2-е изд., доп. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2018. – С. 17. 4 Руководственное пособие к пониманию Псалтири / сост.: преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 7. 5 Там же, с. 8. 6 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество» - Минск, 2010 . – С. 739. 7 Кашкин, А.С. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие: Учеб.пособие для 1-2 курсов духовной семинарии / А.С. Кашкин. - Саратовская Православная Духовная Семинария. Кафедра библеистики – 2-е изд., доп. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2018. – С. 11. 8 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 27 . 9 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество» - Минск, 2010 г. – с. 742 . 10 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. - Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. – С. 16. 11 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. - Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. – С. 18. 12 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество». - Минск, 2010 . – С. 744. 13 Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV / Святитель Афанасий Великий. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 23. 14 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 62. 15 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 г. – с. 42. 16 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – с. 63. 17 Там же, с.63. 18 Там же, с.63. 19 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 г. – с. 81. 20 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – с. 112. 21 Л. П. Клименко. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в псалтири. Часть 1, псалмы1-50; Часть 2, псалмы 51-100. Нижний Новгород: Издательство Братства св. Александра Невского. 2004. – с.28. 22 Руководственное пособие к пониманию Псалтири / сост.: преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра». - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 82. 23 Там же, С. 83. 24 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 115. 25 Там же, С. 115. 26 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 115. 27 Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV. / Святитель Афанасий Великий.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 102. 28 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество» - Минск , 2010 . – С.764 29 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 137. 30 Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М., Издательство «Благовест», 2008. – С. 104. 31 Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М., Издательство «Благовест», 2008. – С. 105. 32 Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М., Издательство «Благовест», 2008. – С. 106. 33 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество» - Минск, 2010 г. – с.819. 34 Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М., Издательство «Благовест», 2008. – С. 353 35 Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Русское издание под общей ред. С. Омельченко. «Славянское Евангельское Общество» - Минск, 2010 г. – с.764 36 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 г. – с. 307. 37 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – с.438. 38 Там же. 39 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 г. – с. 308. 40 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С. 441. 41 Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М., Издательство «Благовест», 2008. – С. 355 |