Конспект - лекции история россии. Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки
Скачать 8.39 Mb.
|
3. Крещение Руси3.1. Истоки русского христианстваПредпосылки христианизации Самые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские земли относятся к первым векам новой эры. Христианство медленно проникало на территорию восточных славян. Здесь, при поддержке Византии, активно действовали христианские проповедники. Центром христианства во всем Северном Причерноморье был Херсонес, где существовала самостоятельная митрополия – церковная организация во главе с митрополитом. Большая заслуга в распространении христианства принадлежала просветителям и проповедникам братьям Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки (перевели в середине IX в. с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги). Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя) - государство IV-XV вв., образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица - Константинополь. Население - греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык - греческий. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI в. при Юстиниане I, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания VII - середины IX вв. арабов, славян, лангобардов свели ее территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 г. участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи. Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 г. Взятие в 1453 г. Константинополя турецкими войсками положило конец Византии. Во времена Игоря в Киеве была построена церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью. Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане, иудеи, христиане. Принятие Русью христианства связывают с именем князя Владимира. Первоначально Владимир предпринял попытку реформирования языческой религии (создание единого пантеона языческих богов). В Киеве возле княжеского дворца были поставлены идолы основных языческих богов – Перуна, Хороса, Даждьбога. Они должны были символизировать единство Руси, главенство в ней Киева и господство княжеской власти. Однако эта попытка окончилась неудачей. Покоренные славянские племена не признали «официальный» пантеон богов. Причины христианизации: · Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в X в. языческой страной означало для Руси международную изоляцию. · Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с великим князем. Тем более что пример Византии демонстрировал то, как единство религии способно скрепить этнически разнородное государство. Владимир пытался в религии найти опору государственного единства страны. · В-третьих, вызревание на Руси новых общественных отношений, быстрое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение неравенства. 3.2. Проблема выбора веры и крещение Владимира IПриведенные выше предпосылки объясняют причины отказа от язычества, однако Руси еще предстояло выбрать одну из монотеистических религий. В летописи приводится рассказ о выборе веры киевским князем. Летописный рассказ о выборе веры. В "Повести временных лет" рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка (по легенде, мусульмане соблазняли тем, что, приняв их веру, можно узаконить многоженство. Однако, узнав, что ислам запрещает есть свинину и пить вино, Владимир якобы заявил, что Русь "не может без того быть". От иудаизма князь отказался по причине отсутствия у иудеев родины и т.д.). Выбирая веру, Владимир, очевидно, искал пример среди соседей, когда бы религия могла укрепить государственную власть. Такой пример давала Византия. Она являлась образцом внутренней стабильности и могущества. Власть императора была практически не ограничена, а церковь ее подкрепляла. Греческая церковь, в отличие от римской, была включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора. Отношения с Византией нельзя было назвать дружескими. Однако в конце Х в. появились обстоятельства, которые должны были отношения улучшить. В Малой Азии (часть Византийской империи) постоянно вспыхивали восстания военачальников. В августе 987 г. один из них, Варда Фока, провозгласил себя императором и двинул свои отряды на Константинополь. Император Василий II обратился за помощью к Владимиру, который согласился оказать помощь и послал 6-тысячный отряд. Но помощь оговаривалась двумя условиями: 1) император должен был отдать князю в жены свою сестру Анну; 2) Владимир обещал со своим народом принять христианство. Мятеж Варды Фоки был подавлен (988 г.). Однако Василий не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир двинул свои войска в Крым и осадил византийскую крепость Херсонес (Корсунь). Это и решило вопрос. Анну отправили Владимиру, а вместе с ней приехали епископы и митрополиты. В Херсонесе Владимир принял крещение. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с которым Владимир становился номинально вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников и увезя мощи святых Климента и Фива. |