Урок № 1 _Инструментальные средства визуальной коммуникации_. Введение. Визуальные коммуникации
Скачать 26.74 Kb.
|
Введение. Визуальные коммуникации. Человек получает информацию из окружающего его мира по пяти каналам. Но часть из них имеет особое значение для общения. Это, в первую очередь, визуальный канал коммуникации. В соответствии с данными исследований особенностей восприятия информативных сообщений, передаваемых различными каналами коммуникации, человек запоминает примерно 10% того, что читал; 20% того, что слышал; 30% того, что видел; 50% того, что слышал и видел; 70% того, что сам рассказывал; 90% того, что сам делал[2]. По подсчетам исследователей, 69% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию. Едва ли отмеченные проценты во всех случаях будут подверждаться, но все же верно отражают существующие в реальном процессе коммуникации закономерности. Главной особенностью визуальной коммуникации является то, что она представляет собой порождение долговременных сообщений, построенных таким образом, чтобы люди могли их идентифицировать с помощью зрения. С другой стороны, визуальная коммуникация (за исключением осуществляемой с помощью письма) не имеет того же уровня кодификации, ее сообщение часто создается совместно с языковыми средствами. Визуализация межличностной коммуникации.Визуализация — это, с одной стороны, средство ориентировки в окружающем мире. С другой стороны, это средство представления о мире в других измерениях и плоскостях. Межличностная коммуникация осуществляется путем визуализации самого процесса взаимодействия. Большую часть информации человек получает именно посредством визуальной коммуникации. Зрение помогает коммуникатору включить в действие механизм идентификации объектов окружающей действительности. Отсутствие визуального компонента моментально лишает коммуникацию многих свойств. Один из важнейших факторов, способствующих успешной реализации визуальной коммуникации, — цвет. Именно цвет позволяет перевести модель коммуникации в объемную сферу, т. е. помогает реализовать объемные коммуникативные модели. Кроме того, человек, принимающий информацию визуально, логически осмысливает ее и конструирует виртуальные образы, которые стремится приспособить к отображению реального состояния рассматриваемого объекта. Визуальная основа не существует в отрыве от других компонентов, способствующих восприятию окружающего мира. Звуковые сигналы доходят позже, чем зрительно увиденный объект. Но при анализе увиденного образа и одновременно услышанного звукового сигнала от рассматриваемого объекта аудиальный и визуальный каналы трудно отделить друг от друга. Их значения интегрируются между собой в процессе восприятия человеком. Развитие цивилизации усложнило восприятие объектов. Появились артефакты (факт культурного художественного продукта) вещественные и невещественные. Артефакты человек может воспринимать своими органами, а с помощью различных приборов он расширяет визуальную сферу восприятия мира. В результате появляется возможность создавать и анализировать искусственно созданные сигналы, что резко расширяет виртуально-визуальное пространство. Фридрих Ницше в афоризмах писал: “Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду”. Ницше обозначил автономный характер передачи информации по визуальному каналу и отметил неумение людей правильно использовать, а тем более контролировать невольно создаваемые невербальные визуальные символы. Визуальные образы, рассматриваемые массовым человеком, усредняют восприятие, происходит частичная потеря элементов, несущих ядро культуры. Представители разных народов воспринимают многие образы в качестве носителей общего, а не индивидуального. В этом случае самые главные элементы артефактов, выражающие национально-особенные элементы, ускользают от внимания. Некоторые художники, учитывая массовое восприятие, приспосабливаются к нему и создают свой продукт — “catch”, изображая лишь усредненные образы, по которым зритель должен уловить, “поймать” информацию. То есть рождается символическое художество, а не простое аналоговое копирование изображения. Визуальная информация наиболее точно копируется в аналоговой форме. Цифровое кодирование осуществляется путем присвоения определенным сочетаниям имеющегося и отсутствующего сигнала определенного знака, а из их комбинаций создаются семиотические смыслы или матричные изображения. Считается, что аналоговая форма передает более точное изображение объекта, поскольку его принципом является простое копирование (отображение), цифровые же технологии преобразовывают изображение (кодируют), а при воспроизводстве декодируют сигналы в привычную для восприятия форму. Способ формирования и восприятия визуальных образов создает совершенно разные культуры. Например, те, кто используют для письма иероглифы, отличаются по культуре, ментальности, национальной философии, манерам, традициям и т. д., поскольку с самого начала изучения письма логика анализа визуального образа и, соответственно, мышления у таких людей резко отличается от тех, кто пользуется орфографическим письмом. Иероглиф же первоначально представлял упрощенный рисунок предмета, был абстрактно-визуальным символом. Восприятие образов массовым человеком. Чем больше рождается артефактов, тем сложнее их воспринимать непосвященному человеку. Раньше существовали лишь элементы, порожденные природой, но потом человек сам стал производить предметы, стали появляться артефакты. Артефакт при узком рассмотрении представляет собой предмет, созданный человеком для культурно-духовного развития; при широком рассмотрении это все то, что создал человек. Это и объясняет появление массового общества, т. е. усредненного восприятия образов, которыми мир уже перенасыщен. Сегодня существует устойчивая система массовых коммуникаций, примерно одинаково воздействующая на “усреденного” человека и его поведение. Раньше в обществе существовала более жесткая стратификация, размывание границ которой свидетельствует о развитии общества массового человека. В обществе массового человека элита часто смешивается с толпой, становясь неузнаваемой на “сцене социального пространства”, так как ее поведение не отличается от поведения толпы. Массовыйчеловек — человек, втянутый в массовое общество, живущий по его правилам и потребляющий массовую культуру. Однако он не “человек толпы” (Г. Тард), так как толпа появляется по обстоятельствам времени, причины и места, в то время как состояние массового человека — это перманентное состояние, не зависящее от контекста времени, ситуации, места нахождения. “Человек толпы” является разновидностью массового человека, он может появиться и исчезнуть во времени, а массовый человек не проявляет свои массовые свойства ситуативно, а живет с ними постоянно. Характеристики, определяющие массового человека, постоянны во временном диапазоне. В отличие от человека массового человек элиты — человек, выделенный сообществом по определенным отличительным признакам и представляющий высшие слои общества. Можно выделить культурную, государственную, научную элиту. Элита —- высший слой общества, который резко отличается от среднего слоя. Соответственно, человек элиты имеет явно выраженные отличительные характеристики, выделяющие его из общей массы. Элита занимает определенную культурную поверхность. Термином “культурная поверхность” Ж. Делез описывает пространство, состоящее из элементов культуры (ее артефактов), вокруг границ которого находится одинаковая для всех массовая культура, воспринимаемая всеми более или менее одинаково. Массовая культура направлена на одинаковое ее восприятие массовыми людьми. Глобализация разносит массовую культуру по миру и тем самым еще более углубляет свойства массового человека. Массовый спрос — спрос на предметы обыденного массового потребления, востребованность одних и тех же элементов в огромном количестве. Для того чтобы рассмотреть отличия визуального восприятия окружающего мира “человеком индивидуальным” и “человеком массовым” рассмотрим характеристики массового человека, влияющие на возможности его восприятия. |