Главная страница
Навигация по странице:

  • Взаимоотношения политики и религии

  • Структура взаимоотношений политики и религии

  • Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии

  • Используемая литература

  • Политология контрольная работа. Политология. Введение взаимоотношения политики и религии


    Скачать 45.49 Kb.
    НазваниеВведение взаимоотношения политики и религии
    АнкорПолитология контрольная работа
    Дата22.03.2023
    Размер45.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитология.docx
    ТипДокументы
    #1009202

    ПЛАН

    Введение ………………………………………………………………………… 3

    1. Взаимоотношения политики и религии …………………………………… 5

    2. Структура взаимоотношений политики и религии ……………………….. 9

    3. Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии ……………… 12

    Заключение ……………………………………………………………………. 18

    Список используемой литературы …………………………………………… 19

    Введение

    Проблема взаимодействия политики и религии - одна из древнейших в истории человечества. В течении всей истории взаимосвязь разных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в существование общества. Поскольку и политика, и религия относятся к древнейшим формам социальной деятельности человека, их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии человеческого развития. Поскольку эти сферы социальных отношений, в конечном счете, связаны с человеком, они неизбежно пересекаются и взаимно влияют друг на друга.

    Только во второй половине XIX века начался научный подход к объяснению особенностей их сосуществования, когда сформировалась как самостоятельная отрасль науки политология и религиоведение со своими предметами и методами.

    В работах некоторых политологов роль религиозных убеждений в политическом существовании либо преуменьшается, либо полностью игнорируется.

    В этой связи хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных верований, а также его абсолютизация приводят к довольно радикальным выводам, которые, конечно, не подтверждаются общественной практикой. Но, современное социально-политическое развитие человечества фиксирует возрастающее влияние религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимного влияния и поиск путей разрешения возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами является одной из важнейших задач политологии.

    Цель данной контрольной работы показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего у этих сфер общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каково влияние религии на политику и общество в целом.


    1. Взаимоотношения политики и религии

    В течение очень долгого времени наиболее распространенной точкой зрения по этому вопросу было то, что на протяжении всей истории человечества служители культа всячески пытались приспособить религию для удовлетворения своих меркантильных интересов. Конечно, проще всего было бы отвергнуть подобные суждения, объявив их искаженными через призму многолетнего триумфа научного атеизма. Хотя из суждений о религии в истории, по-видимому, очень трудно сделать однозначные выводы, все же можно попытаться взглянуть на этот вопрос объективно.

    На протяжении всей истории всегда были люди, которые религию использовали в корыстных целях. Это было особенно удобно в древневосточной культуре, где язычество было самой распространенной религией. Однако не следует обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя его приносить дорогие жертвы, богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов, сами же в душе посмеивались над тем, как ловко они обманывали непосвященных. Конечно, нет, современным атеистам только кажется, что такая модель поведения вполне очевидна и объяснима. Безусловно, в соответствии с такими поверхностными суждениями всё выглядит просто прекрасно и логично, но по сути это не совсем так. Если мы подробно рассмотрим любую древнюю культуру, становится очевидным, что религиозное знание не было отделено от естествознания, а представляло собой единый комплекс знаний, который описывал мир глазами людей того времени. С детства ребенок усваивал картину мира, которая соответствовала полумифическим описаниям. Наполовину потому, что какая-то часть информации о мире все же была экспериментально проверена, но он не сомневался в существовании языческих богов, как мы сейчас не сомневаемся в круглой форме земного шара, хотя почти никто не видел землю своими глазами с орбиты. Точно такому же воспитанию в детстве подвергались будущие священники, которые, став взрослыми, не утратили своих идей. Они искренне верили в мифическое основание мира, что, тем не менее, не мешало религии активно влиять на государственное устройство и политику в целом.

    В доантичные и античные времена наиболее важной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: сам человек не был источником силы, а лишь использовал силу богов, чью волю он был призван выражать, как в древнем Вавилоне. Или, альтернативно, правитель отождествлялся с божеством, и он мог творить свою собственную волю, как в древнем Египте.

    В результате, религия укрепляла позиции правителя и была основой внутренней политики государства. Правда, были попытки со стороны властей повлиять на убеждения своих подлинных единоверцев, но они носили характер исключения и, как правило, не приводили к существенным изменениям. В качестве примера можно привести политику фараона Аменхотепа IV, который позже принял имя Эхнатон. Он отменил традицию почитания старых богов, приказал чтить единого бога Атона. Но этот порядок просуществовал недолго, и сразу после его смерти, при фараоне Тутанхамоне, был восстановлен прежний порядок поклонения богам.

    Такая система была создана и работала вплоть до прихода христианства, появление которого внесло огромные коррективы в отношения правительства с народом. На самом деле частые нарушения нормального хода правления начались при царе Ироде, по приказу которого была проведена операция по уничтожению первенцев в еврейских семьях, надеясь убить будущего еврейского царя, о рождении которого было объявлено. Политическое решение Понтия Пилата о казни Иисуса, принятое, как мы помним из Евангелия, под давлением общественности. В целом можно считать крупнейшим вмешательством политики в сферу религии за всю историю человечества, по сравнению с которым притеснение христиан языческим Римом покажется мелким, несмотря на то, что иногда это представляло собой публичные массовые казни. Можно довольно долго перечислять частные случаи взаимного вмешательства религии и политики, даже если обратить внимание только на самые значительные из них, такие как: установление христианства Константином Великим в качестве главной византийской религии; возвышение Папы Римского над всеми европейскими монархами.

    С точки зрения политики христианство набирало все большую идеологическую силу. Все, от простых крестьян до монархов, прислушивались к голосу церкви. Усилиями нескольких человек к определенному времени сформировалась самостоятельная религиозно-политическая доктрина. Традиционно упоминаются две личности, которые, несомненно, повлияли на рождение христианизированной политической мысли в Европе. Это Августин Аврелий (Блаженный Августин) и Фома Аквинский (Аквинат). Августин Аврелий был епископом и был авторитетом для верующих в области теологии. В своей работе «О граде Божьем» он охарактеризовал мировую историю с точки зрения христианства и развил идею Бога, преодолевающего человеческую историю. Его учение активно использовалось как протестантами, так и католиками и, в частности, сыграло важную роль в борьбе пап и светских феодалов.

    Учение Фомы Аквинского, который позже был объявлен Римской церковью святым, также основывалось на христианском видении мира. В отличие от Святого Августина, исповедующего принцип «Без веры нет знания, нет истины», Аквинский считал, что разум способен рационально доказать существование Бога и опровергнуть возражения против христианских истин, но он не был сторонником чистого рационализма и придерживался принципа сочетания гармонии веры и разум. По его мнению, Светская власть, должна быть синтезом трех правильных аристотелевских форм власти: монархии, аристократии и политики (правильной демократии). Мировоззренческая позиция Фомы Аквинского подразумевала существование в мире универсального иерархического порядка, созданного Богом, в который вписывается все существующее. Таким образом, государство было объявлено частью этого универсального порядка, находящегося на своем собственном уровне иерархии. Государственная власть носила божественный характер, недовольство ею расценивалось как грех, но при значительной дисфункции власти оправдывалось даже покушение на тирана.

    С наступлением Нового времени роль религии в жизни общества стала

    снижаться, в связи с тем, что общество постепенно начало переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это было связано с объективными законами общественного развития, а также с независимым развитием науки и техники, подкрепленным рядом фундаментальных изобретений и великих открытий. Именно в это время начал рождаться миф о противостоянии науки и религии, у которого, однако, есть свои причины.

    Роль религии в жизни общества стала приближаться к современной ситуации. Развитие философской мысли свело к минимуму идеологическую функцию религии, по крайней мере, среди образованной элиты общества, а именно она занималась политическим руководством. Относительно неизменными остались только позиции религиозной морали, которые определяли социальные нормы, являющиеся своеобразными рамками и ориентирами для политики. Сохраняя тенденцию к дальнейшему распространению, религия утратила свое влияние на политику также из–за зарождающихся тенденций секуляризма - отделения церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не претерпев существенных изменений, сохранилась до нашего времени.



    1. Структура взаимоотношений политики и религии

    Существует четыре основных типа отношений между политикой и религией.

    1). Превращение государственной власти в центр религии. Такая ситуация была типична для языческих государств, и ярким примером является Римская империя, где императору поклонялись как Богу. В целом, в различных языческих государствах сформировались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.

    2). Подчинение государства церковным институтам. Аналогичная ситуация имела место в христианской Европе Средневековья. Папа Римский, считавшийся наместником Бога на Земле, распределял короны по своему усмотрению, полностью подчинив государственную власть церкви.

    3). Союз государства с Церковью. Такой союз был, достигнут в России путем подчинения монарха религиозной идее и его личной принадлежности к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Это не следует путать с теократией, которая проявляется в верховенстве Бога в политике через правителя. Напомним, что теократия - это форма правления, когда глава государства и глава церкви - одно лицо, например, Папа Римский в Ватикане.

    4). Отделение государства от церкви. Это крайняя форма, которая была

    обязательной частью внутренней политики СССР, до полного подчинения церкви государству.

    Обращаю внимание на такой аспект, когда в развитии отношений между церковью и государством наступает момент её оцерковления, тогда происходит взятие на себя некоторых функций церкви. В этом случае, если

    взятые на себя функции были либо очень важными, либо специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на второй план и частично теряет свое влияние на жизнь общества.

    Ситуации, когда, напротив, церковь стремится к доминированию, это приводит к неизбежной борьбе светских и церковных властей за верховную роль. Именно такая борьба происходила в средневековой Европе и закончилась победой национальной государственной политики над европейским католическим правлением.

    Если рассматривать христианский подход к взаимоотношениям церкви и государства, то можно сказать, что, согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управлением гражданских дел, поскольку такие тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказаться на самой церкви. Противоречие, присущее взаимоотношениям церкви и государства, может быть точно выражено вопросом: "Как должны существовать государство и церковь: коллективно или порознь; и кто кому, в какой степени подчинен"?

    Если мы возьмем за отправную точку цепочки выводов мнения о том, что религия сама по себе имеет практическое значение для государства, то можно сказать, что потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию. Для того чтобы моральный принцип оказывал свое положительное влияние на политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от государства, потому что религия может существовать только независимо, потому что без независимости она перестает быть самой собой и перестает рождать ту высокую идею, из-за которой она дорога государству. Из этого можно сделать вывод об отделении церкви от государства, но не об абсолютном отделении, а о таком способе отношений между церковью и государством, когда государство не берет на себя ненужного и невыносимого бремени вести религиозные отношения и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь, церковь также не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций.

    Такое разделение подразумевает демократический союз церкви и государства в общественном сознании, без вмешательства в систему управления государством. Наиболее полно это осуществилось в последние годы существования самодержавной России, когда заимствованный византийский принцип равенства двух властей привел к укреплению государства, поскольку они не воевали между собой, а создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, такие отношения позволяют реализовать идею доминирования нравственного идеала, столь необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок.


    1. Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии

    Какое влияние могут оказывать друг на друга религия и политика? Во-первых, давайте рассмотрим влияние политики на религию, которое не так важно с точки зрения политологии. Следует отметить, что проявления такого влияния носят как независимый, прямой, так и рефлексивный характер, что является своеобразной реакцией на некоторые проявления влияния религии на политику. К таким рефлексивным проявлениям относится, например, проявление постсредневековых секуляристских тенденций во внутренней политике многих европейских стран как реакция на каталитическую экспансию Рима. В качестве примера прямого влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. В истории России это было, скажем, крещение Руси князем Владимиром или попытки искоренения религии в советское время.

    Влияние политики на религию может также проявляться в определенных политических действиях или распространении определенных идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные организации или вполне конкретных людей.

    Разные политики в разное время заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявилась в период расцвета этого национального государства. Как вариант политического злоупотребления религией можно рассматривать действия Саддама Хусейна, проявляющиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставляющем их воспринимать события в Персидском заливе как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда были люди, склонные рассматривать религию как один из методов идеологической борьбы.

    Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Атеисты, всегда объясняли стремление церкви к политике желанием поднять собственный престиж. В действительности мы можем заметить, что становление церкви как самостоятельного субъекта политики связано с отделением церкви от государства. Независимая политическая деятельность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе

    международных.

    В самом процессе политизации внутри самой религии существует противоречие между верующими и религиозными лидерами. Некоторые политизируют религию, разрабатывают религиозные и политические доктрины и ищут религиозные оправдания для политических действий. В их системе верований доминируют политические мотивы. Другие противники политизации религии считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в инструмент идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие определяет развитие отношений между религией и политикой с целью его преодоления.

    Таковы основные направления влияния политики на религию. Но прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, я хотел бы остановиться на некоторых функциях, которые религия выполняет по отношению к политике.

    Легитимная функция выполняется религией, когда религиозная позиция поддерживает или, наоборот, осаждает правительство, его идеи или действия. Политики часто обращаются к религии как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу. Представительская функция заключается в выражении и защите интересов определенной группы людей религиозными организациями, которые выступают в качестве субъектов политики.

    Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое государственное образование может быть разделено на несколько различных конфессиональных частей, будь то географически целое государство или однородная социальная группа.

    Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал религию как средство укрепления общества через единство личности и общества.

    Религия, не связанная государственными границами, космополитичная и в целом санитарная по своей природе, способна объединить различные социальные слои, силы, народы и страны. Под началом единой веры собираются люди, совершенно разные по многим критериям, в том числе и политическим.

    Результат реализации этих функций определяет существование


    соответствующего направления религии в политике. Каковы основные направления такого влияния?

    • Влияние на сознание людей. Усиление религиозности укрепляет общественную мораль, нравственность и, соответственно, верховенство закона. Но в то же время не следует забывать, что некоторые идеологические, моральные и правовые убеждения, приобретенные в детстве, растут вместе с человеком и становятся его жизненными принципами во взрослом возрасте, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными убеждениями, тем самым заставляя других считаться с ними.

    • Идеологическая поддержка или противоборство. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как положительно, так и отрицательно повлиять на авторитет властей или любых политических субъектов. Само распространение религиозных идей может формировать конъюнктуру распространения любой идеологии и определенным образом обусловливать или способствовать развитию общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власти учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

    • Политическая деятельность религиозных организаций. Непосредственное участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе в международной политической деятельности. Ярким примером является Ватикан, который является одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно участвующим во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе и выступающим с соответствующими инициативами. Еще одним проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79 годов, уходящая корнями в исламскую идеологию и радикально изменившая баланс сил на Ближнем Востоке, нанеся серьезный удар по позициям США в этом регионе.

    • Проблемная интеграция. В связи с тем, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными заболеваниями, экология, демография и т.д., она выступает своеобразным центром, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в решении этих проблем. Политики, с другой стороны, заинтересованы в решении этих проблем по роду своей деятельности и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

    • Политическая интеграция. Это интеграция несколько иного рода, которая представляет собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозных особенностей. Деятельность Всемирного совета Церквей, в который входят более трехсот протестантских и православных церквей, хорошо известна. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддийским альянсом, а в Организацию Исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных стадиях экономического развития и даже часто прибегают к политической конфронтации между собой.

    • Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку. Это направление является обратной стороной интеграции, поскольку образование новых связей часто связано с разрывом старых. Например, республики Центральной Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, и некоторые из них четко обозначили линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в их ускоренном вовлечении в

    религиозное сообщество исламских государств – Организацию экономического сотрудничества.

    • Учет религиозного фактора во внешней политике. Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и проведении конкретных действий на мировой арене. Долгое время недооценивалась в советской внешней политике роль религии в международной политике. Только со временем советское руководство начало понимать важность религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

    • Религиозный экстремизм. Религиозные мотивы часто лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозными и политическими образованиями. Например, из-за арабо-израильских конфликтов в ряде исламских государств произошла сильная исламизация внешней политики, что привело к распространению идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистским вариантом, продвигаемым «Братьями-мусульманами», является концепция создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где широко распространен ислам. Другие течения более умеренные, хотя исламский экстремизм проявляется в других странах в таких формах, как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Таиланде; движение за создание исламского государства в одном из штатов Малайзии.

    Религия, помимо прямого влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через идеологические, моральные и правовые социальные основы. Под их влиянием формируется как внешняя, так и внутренняя политика государства, определяется ее характер с учетом политических и экономических интересов. Например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций западных стран, исламские стереотипы влияют на деятельность мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм, также формируются под влиянием религиозных концепций через систему образования и культуру.

    Таковы были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что благодаря многовековому историческому опыту взаимодействия в политике и религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающие их взаимное существование. Более того, оказалось, что религия позаимствовала концепцию многоуровневой иерархии у социально–политической системы, а политика, в свою очередь, может перенять принципы отношения государства к многоконфессиональной нации. Такие принципы включают свободу вероисповедания, религиозную терпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основаниях может и должна строиться разумная политика.


    Заключение

    Современная политика - это сложное социальное явление, влияние которого на различные аспекты общественной жизни трудно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и идеи о нем являются частью знаний об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составляющих и явлений, тем легче ему жить в этом обществе.

    Раньше религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному пониманию некоторых вопросов. Всё же, в современном обществе роль религии в общественной жизни возрастает, и её не следует недооценивать. Религия стала заметно активнее, и начинает играть все более значительную роль и в виде социального института, и как субъект политики, и как хранилище национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своей реальной форме. Межрелигиозные отношения сейчас переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и другими вопросами.

    Наиболее значимым моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующим разные религии. Согласно результатам этой работы, наиболее разумной является политика доброго сожительства и равного развития различных конфессий и государства.

    Религия сегодня выступает своеобразным нравственным регулятором, гуманистической системой образования, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, религию можно рассматривать как механизм сохранения, как моральных ценностей, так и национальной идентичности и укрепления солидарности между нациями и народностями.

    Используемая литература


    1. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2013. – 423 с.

    2. Воденко К.В. Религия и политика: учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2016. – 286 с.

    3. Гаджиев К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Юрайт, 2015. – 467 с.

    4. Гараджа В.И. Политика и религия // Наука и религия.- М.: Аспект Пресс, 1995.-351 с.

    5. Никитина А.Г. Политизация религии // Вопросы философии. – М.: Юрайт, 200.-180 с..

    6. Политология / ред. М. Василик. - М.: АСТ; Издание 4-е, перераб. и доп., 2014. - 400 c.

    7. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект пресс, 2017. - 447 c.


    написать администратору сайта