Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель: выявление эффективности использования игры в процессе обучения.Задачи

  • Объект исследования

  • Методы исследования

  • 2.2 Виды обучающих игр как метода обучения

  • 1.3 Условия эффективности игры как обучающего метода

  • ГЛАВА 2. ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 2.1 Определение и методическая структура игры

  • 2.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры

  • 2.3 Методика практического использования игры Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях

  • В подготовку к проведению дидактической игры входят

  • Проведение дидактических игр включает

  • Руководство дидактическими играми

  • При планировании необходимо

  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ Применение игр на уроках познания мира

  • Игра №1 . “Ну-ка прочитай”

  • Игра №2 . “Типография”

  • Каталог игр на уроках познания мира Игра «Поменяйтесь местами»

  • Игра-метод обучения. КУРСОВАЯ. Введение значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями


    Скачать 66.03 Kb.
    НазваниеВведение значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями
    АнкорИгра-метод обучения
    Дата23.11.2021
    Размер66.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ.docx
    ТипДокументы
    #279870
    страница1 из 2
      1   2

    ВВЕДЕНИЕ

    Значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями. Феномен игры состоит в том, что она является эффективным способом отдыха, способным перерасти в терапию, творчество, обучение, модель жизненных ситуаций и т.д. Использование игры как одного из методов обучения и передачи опыта используют с древности. Именно поэтому выбрана тема исследования: «Игра как метод обучения».
    В современных образовательных организациях делается упор на интенсификацию и активизацию воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, игра все чаще используется как эффективный метод обучения. При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
    Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

    Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.

    Изучением данного вопроса занимались лингвисты Н.В. Имедадзе, Н. Павлович, Н.В. Агурова и др. Эти авторы видят основу усиленного обучения младших школьников иностранным языком именно в специфике психофизиологических возможностей детей.

    Другого взгляда придерживаются Л.Б. Беккер, С.И. Гоздецкая, Е.И. Матецкая, которые пытаются создать языковую среду с самого начала обучения, рекомендуют занятия по иностранному языку с 6-летними детьми проводить только иностранным языком, и на помощь к родному языку обращаться только в исключительных случаях. Более того, Е.П. Кутиева и Е.С. Царапкина считают, что преподаватель вообще не должен разговаривать с детьми родным языком, преподавая иностранный. У детей может сложиться мнение, что учитель не понимает их языка. Эти авторы предлагают проводить уроки по рисованию, пению, физкультуры на иностранном языке. Е.И. Матецкая считает, что проведение занятий по рисованию иностранным языком открывает еще одну возможность обучения детей, используя обобщение и сами действия детей.

    Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.

    Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

    Цель:

    выявление эффективности использования игры в процессе обучения.

    Задачи:

    1. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения;

    1. Классифицировать активные игровые приемы обучения в разных педагогических технологиях;

    2. Изучить эффективность видов и типов упражнений с использованием различных игровых технологий;

    3. Выполнить экспериментальное исследование по выявлению эффективности обучающих игр

    Объект исследования: игровые технологии

    Предмет исследования: игра как метод обучения

    Актуальность: Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игр,что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

      Новизна исследования: заключается в обобщении накопления материала по данной теме и построению на его основе урока с применением игровой деятельности, позволяющего ученикам лучше запомнить данный материал на уроке.

    Гипотеза: если в ходе исследования получится доказать, что игра положительно влияет на формирование познавательного интереса школьников к изучению, то можно утверждать, что изучение будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилось. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения в школе.

    Методы исследования: анализ, обобщение, эксперимент.
    ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

    1.1 История происхождения обучающих игр

    Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как одна их форм обучения, являясь способом воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения и (или) выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

    Ещё в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) практику организованного воспитания и обучения пронизывали приемы сравнения и сопоставления, обеспечиваемые пафосом соревнований (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. С оттачиванием ими своих лучших качеств были связаны их ученические самопроявления в самоутверждении и самопознании. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев».

    В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии, демонстрирующие и(или) имитирующие ученическую увлечённость. Для этого обучаемых готовили цитировать по памяти, пересказывать, комментировать, создавать описания (экфразы) и импровизации (схемы).

    В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к подлинному использованию принципов игрового обучения призывали Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.

    Ян Амос Коменский (1592-1670) предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

    Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Жан-Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

    Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Теория игры стала основой его педагогической теории. Выявив дидактические ракурсы игровой деятельности, он доказал, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка. Например, при освоении представлений о форме, цвете, величине предметов. Помогает ученикам овладевать культурой движения.

    Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры могут решаться практически все педагогические задачи.

    Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения.

    Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.

    Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.

    Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

    2.2 Виды обучающих игр как метода обучения

    Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

    Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

    Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.        

    Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

    Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

    В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    • игры по сенсорному воспитанию,

    • словесные игры,

    • игры по ознакомлению с природой,

    • по формированию математических представлений и др.

    Иногда игры соотносятся с материалом:

    • игры с дидактическими игрушками,

    • настольно-печатные игры,

    • словесные игры,

    • псевдосюжетные игры.

    Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    • Игры-путешествия.

    • Игры-поручения.

    • Игры-предположения.

    • Игры-загадки.

    • Игры-беседы (игры-диалоги).

    Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

    Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

    Игры-предположения "Что было бы ..?"  или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы ..?"  или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

    Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

    Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что - то узнать.        

           Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

    1.3 Условия эффективности игры как обучающего метода

    Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической напряженности, повышенной тревожности, снижают эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность. Кроме того, дидактическая игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний .

    Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений.

    Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при подборе методов обучения . Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах .

    Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь.

    Ещё одним достоинством дидактических игр является их многообразие, позволяющее подобрать подходящую игру для той или иной цели. Широкое распространение в педагогической практике получили как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры – путешествия и игры – соревнования), так и игры с раздаточным материалом .

    Учебные игры предполагают поиск и исследование процесса решения различного рода задач. Они включают ряд взаимосвязанных целей, выходящих за рамки одной дисциплины или узкой области знаний. Это в большей степени соответствует реальным условиям, т.к. практически любая задача является комплексной .

    При повторном проведении однотипных игр происходит развитие соответствующих навыков. При решении одной задачи, в процессе учебной игры выявляется ряд проблем, намечаются пути их решения, происходит расширение кругозора обучающихся.

    Таким образом, несмотря на то, что эффективность традиционных методов обучения доказана многолетним опытом, учителя продолжают искать наиболее оптимальные способы достижения учебных целей, реализуя на практике различные методы обучения, в том числе и нетрадиционные, к числу которых относятся игровые методы обучения.

    Игра как способ взаимодействия человека с миром известна человечеству давно и дает свои положительные результаты. В рамках учебного процесса использование игровых методов отличается от традиционных методов тем, что создает необходимый психолого-эмоциональный фон, на котором строится процесс обучения. 

    Неоспоримым фактом является то, что игра не заменяет полностью традиционные методы обучения, но она дополняет их, позволяет достигнуть более высоких результатов там, где традиционные методы не справляются. Учитель должен хорошо видеть, где обычные задания можно заменить игровыми и какую пользу это принесет учебному процессу. Неоспоримым преимуществом игрового метода является повышение интереса учащихся к предмету, развитие мотивации учения и  их познавательной активности. Всё это дает возможность учащимся в естественной для них форме осваивать новое и показывать хороший результат обучения.


    ГЛАВА 2. ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    2.1 Определение и методическая структура игры

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

    В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:

    • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

    • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

    • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития .

    Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

    • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    •  в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    •  как технология внеклассной работы.

    2.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры

    Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит,

    • во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в тематике игр;

    • во-вторых, от того, каким героям подражают дети;

    • в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.

    Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в её добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников.

    Но нельзя забывать и другое… игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

    В интеллектуальных играх творческая задача – быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, строительных играх, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая задача - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.

    Нетрудно заметить, сколь важны эти качества - организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации т.д.- для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня.

    Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит её влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем…

    Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей.

    Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Её можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

    Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель – «хочу!», то вторая цель – игровая задача – существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе» (своеобразная форма осознанной необходимости)

    Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

    Включившейся в игру ребёнок непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «спрячься», «перевоплотись» т.д. Чтобы справится с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявит смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микро масштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.

    Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она даёт действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть.

    Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь поскольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребёнка и взрослого.

    Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы в первые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»

    В трёхступенчатой мотивации игры - «хочу!» - «надо!» - «могу!» - заключён, очевидно, основной механизм её влияния на личность, секрет самовоспитания.

    Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

    Вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть («хочу играть!);

    Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо!»);

    Развивать творческие потенции ребёнка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

    2.3 Методика практического использования игры

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

    • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

    • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

    • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

    • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

    • подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

    • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

    • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр включает:

    • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

    • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

    • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

    • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    Руководство дидактическими играми

    Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

    Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

    Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

    При планировании необходимо:

    • Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

    • Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

    • В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

    • Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.




    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ

      1. Применение игр на уроках познания мира

    В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески - уроки проводятся разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках необходимо учитывать следующие положения: выделение основных понятий и учебной задачи урока; полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока; разнообразие структуры и методов обучения; использование на уроках наглядных пособий; разнообразие методов обучения; применение дидактических игр; использование на уроках самостоятельной работы школьников и многое другое.

    В начальной школе на уроках познания мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “все в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

    Дидактическую ценность для изучения природы на уроках познания мира имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей. Приведу примеры некоторых из таких игр.

    Игра №1. “Ну-ка прочитай”

    Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.

    Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

    д

    и

    б

    к

    е

    б

    р

    и

    ш

    г

    а

    ш

    л

    к

    л

    ч

    о

    з

    у

    д

    я

    н

    б

    а

    о

    л

    д

    а

    и

    н

    к

    у

    к

    а

    г

    р

    л

    к

    н

    у

    р

    о

    п

    о

    а

    н

    ы

    ш

    с

    и

    м

    о

    р

    л

    у

    м

    с

    р

    я

    п

    у

    к

    и

    а

    п

    о

    в

    т

    и

    о

    к

    щ

    ь

    т

    к

    ь

    у

    в

    х

    а

    к

    щ

    б

    е

    ф

    а

    г

    ш

    б

    о

    ф

    а

    ш

    л

    б

    к

    д

    е

    з

    я

    п

    и

    с

    з

    я

    к

    у

    с

    ш

    е

    п

    а

    ю

    ч

    б

    е

    н

    а

    б

    г

    т

    ю

    н

    л

    о

    т

    к

    а

    к

    л

    э

    в

    а

    г

    о

    а

    р

    э

    ш

    в

    г

    у

    л

    н

    б

    и

    в

    х

    е

    р

    а

    в

    с

    х

    а

    к

    с

    у

    т

    и

    Игра №2. “Типография”

    В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

    Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Взад-вперед по пашне, вскачь,

    А зовется птица . . . . (Грач)

    Распустила хвост жар-птица,

    Он горит и золотится.

    Из заморских к нам долин

    Этот хвост принес . . . . (Павлин)

    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад –

    Ищет в речке лягушат.

    На носу повисла капля.

    Узнаете? Это . . . . (Цапля)

    Ночь, как смоль, черным черна.

    Серой птице не до сна:

    Меж кустов, как тень, скользит,

    Караулит, кто не спит.

    Ловит каждый шорох чутко,

    А как крикнет, станет жутко,

    Вздрогнет спящая трава.

    Это ухает . . . . (Сова)

    Мы построили вдвоем

    Для гостей весенний дом,

    А верней сказать – дворец

    Прилетай скорее, . . . . (Скворец)

    Игра № 3. “Анаграмма”

    Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.

    1. знаас (сазан)

    2. укащ (щука)

    3. раська (карась)

    4. милан (налим)

    5. парк (карп)

    6. каула (акула)

    7. баламка (камбала)

    8. дьсель (сельдь)

      1. Каталог игр на уроках познания мира

    Игра «Поменяйтесь местами»

    Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени­ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это­го не делал, остается на местах.

    Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль­ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.

     
      1   2


    написать администратору сайта