Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2.

  • 5.2.1.

  • 5.2.2.

  • 5.2.3.

  • 5.2.4.

  • 5.3.

  • Введениевскадасистемы


    Скачать 3.5 Mb.
    НазваниеВведениевскадасистемы
    АнкорSCADA.pdf
    Дата15.08.2018
    Размер3.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSCADA.pdf
    ТипДокументы
    #22980
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    5.1.3. Функции Quick Function
    Quick Functions - это скрипты, которые могут вызываться из других скриптов и использоваться в выражениях при определении динамических свойств объектов. Скрипты
    Quick Functions хранятся внутри того приложения, в котором они были созданы, и могут многократно использоваться в других скриптах InTouch.
    Наиболее часто эти функции используют в выражениях при определении динамических свойств объектов. Чем это вызвано? Дело в том, что длина выражения в поле Expression диалогов определения динамических свойств объектов должна быть не более 256 символов.
    Это относится к таким динамическим свойствам, как цвет линии, цвет заполнения, изменение высоты и ширины, вертикальное и горизонтальное перемещение, вертикальное и горизонтальное заполнение, видимость, мерцание, ориентация, блокировка.
    Диалог Fill Color (цвет заполнения), содержащий поле Expression, приведен на рис.5.1.6.
    Рис.5.1.6. Диалог Fill Color (цвет заполнения).
    Для ввода более длинных выражений можно воспользоваться функциями Quick
    Functions. При этом выражение в поле Expression должно содержать операторы CALL вызова функций Quick Functions, каждая из которых, в свою очередь, должна иметь в качестве последнего оператора RETURN для возврата результата в вызывающее выражение.
    Организованное таким образом выражение может содержать многие тысячи символов и быть сколь угодно сложным.
    Сохраненная функция Quick Functions может быть использована в любом другом скрипте или выражении.
    Quick Functions могут быть синхронными и асинхронными скриптами. Синхронные скрипты выполняются последовательно, в то время, как после запуска одного асинхронного скрипта может быть запущен другой (синхронный или асинхронный) скрипт. Это позволяет отделять исполняющиеся довольно долго операции (типа обращений к базам данных) от основной программы. Асинхронные скрипты не могут возвращать результаты. Поэтому в качестве скриптов Quick Functions, используемых в выражениях (Expression) для определения динамических свойств объектов, следует применять только синхронные скрипты.
    Создание скриптов Quick Functions осуществляется в диалоговом окне редактора
    Quick Functions. Вызов этого диалога на экран в окне WindowMaker производится в командой Special/Scripts с последующим нажатием на строке Quick Functions.

    Рис.5.1.7. Диалог редактора Quick Functions.
    Список Name содержит имена всех определенных к данному моменту скриптов Quick
    Functions. Щелчок по имени скрипта выводит его текст в рабочее поле диалога.
    Команда Scripts/New предназначена для создания нового скрипта и вызывает на экран диалог для ввода его имени (в середине рис.5.1.7). После щелчка по Ok новое имя будет включено в список имен Name.
    Следующий этап - определение аргументов нового скрипта в таблице Arguments диалога Quick Function. В левую колонку таблицы вводят имя аргумента (до 31 символа), в правую - его тип (Integer, Real, Discrete, Message). В одном скрипте допускается до 16 аргументов.
    После определения типов аргументов можно приступать к написанию текста скрипта
    Quick Function в рабочем поле (под таблицей Arguments).
    5.2. Встроенныйязыкпрограммирования Cicode
    Cicode - встроенный язык программирования системы Citect, созданный специально для мониторинга и управления приложениями. Это структурированный язык, похожий на Visual
    Basic или 'C'. Применение Cicode предоставляет пользователю доступ к данным проекта в режиме реального времени, а также ко всем переменным, алармам, трендам, отчетам и т. д.
    Cicode поддерживает многозадачность и удаленный вызов процедур.
    5.2.1. Команды Cicode
    Для управления системой Citect и технологическим процессом используются команды.
    Каждая команда имеет механизм ее запуска. Команды могут быть вызваны вручную, когда оператор нажмет некоторую последовательность клавиш или кнопку на графической странице. Можно произвести конфигурирование команд для автоматического выполнения:

    при регистрации оператора для входа или выхода из среды исполнения;

    при открытии и закрытии графических страниц;

    при срабатывании алармов;

    при срабатывании событий;

    при выдаче отчетов.

    Наиболее часто используют два типа команд:

    Touch commands (команды по нажатию) - активируются путем щелчка мышью на объекте.

    Keyboard commands (команды клавиатуры) - активируются путем набора соответствующих инструкций с клавиатуры.
    Команды по нажатию (Touch Commands).
    Оператор может выполнять команду (или серии команд) щелчком мыши на объекте.
    Можно задать несколько команд для одного объекта: одна команда выполняется, когда оператор нажал клавишу мыши на объекте, другая - когда отпустил клавишу, и третья - если оператор нажал и удерживает клавишу мыши. Предоставляется также возможность определить запрещающее условие для любого объекта на странице (включая кнопки). Когда это условие активно, объект не выделен или даже скрыт, и оператор не может его выбрать.
    Можно привести множество примеров применения Touch Commands. В графических интерфейсах часто используют кнопки для запуска и остановки насосов, для вкл./выкл. электродвигателей, для перехода на другие графические страницы. Характерным примером применения Touch Commands является вызов выпадающего окна для ввода информации
    (суперджин). В одних случаях это лицевая панель контроллера, в других - пульт управления насосом или клапаном. С помощью кнопок и иконок, расположенных в этих выпадающих окнах, можно выполнять различные команды: щелчок по соответствующей иконке вызывает смену режима работы контроллера (ручное и автоматическое управление), клавишами "пуск" и "стоп" оператор включает и выключает насосы и т. д.
    Команды клавиатуры.
    Команды клавиатуры - это команды или серии команд, активируемые при введении оператором определенной последовательности клавиш.
    Можно описывать команды клавиатуры, которые будут действовать:
    - на всех графических страницах (System Keyboard commands - задаются в Project
    Editor);
    - только на определенной графической странице (Page Keyboard commands - задаются в Page properties);
    - только, если оператор указал мышью на определенный объект (Object keyboard commands - задаются в свойствах объекта).
    Если одна и та же последовательность клавиш назначена для различных команд в зависимости от местонахождения, будет исполняться команда с максимальным приоритетом.
    Порядок приоритета (от высшего к низшему) следующий:
    - объектные команды клавиатуры;
    - страничные команды клавиатуры;
    - общесистемные команды клавиатуры.
    Командам можно присвоить привилегии и посылать сообщения на регистрацию команды и времени ее подачи.
    Для определения команд необходимо ввести выражение или несколько выражений в поле команд закладки Input диалога Свойства объекта (рис.5.2.1). Каждое выражение в команде обычно используется для решения одной задачи, такой как ввод значения переменной, вычисление значения, вывод сообщения на экран, запуск отчета и т. д.

    Рис.5.2.1. Диалог Свойства объекта на закладки Input/Touch.
    5.2.2. Выражения Cicode
    Cicode - выражения являются базовыми элементами языка Cicode. В выражениях могут быть константы, значения переменных или результаты сложных вычислений. Выражения можно использовать для вывода на экран или регистрации данных для мониторинга и анализа, для запуска различных состояний системы, таких как алармы, события, отчеты.
    В отличие от команд, выражения не выполняют конкретных задач, они их оценивают.
    Этот процесс оценки значения можно использовать для вывода информации на экран или принятия решений.
    5.2.3. Функции Cicode
    Cicode - функции могут выполнять более сложные задачи, чем команды и выражения.
    Citect имеет около 700 встроенных функций, которые могут показывать страницы, подтверждать алармы, делать вычисления и т. д.

    Cicode - функция - это набор выражений, переменных, операторов, условий выполнения и других функций. Эти функции эквивалентны подпрограммам BASIC и подпрограммам или функциям, используемым в Pascal или C.

    Вызов функции осуществляется введением ее имени в любую команду или выражение. При этом должен быть соблюден следующий синтаксис:
    FunctionName(Arg1, Arg2,...); где:
    - FunctionName - имя функции;
    - Arg1, Arg2,... - аргументы функции.

    Обычно функции требуют нескольких аргументов, но некоторые функции имеют один строковый аргумент. Например, функция PageDisplay("Boiler 1"); вызывает графическую страницу "Boiler 1". Следует обратить внимание на то, что строковый аргумент помещен в двойные кавычки.
    Большинство функций требует нескольких аргументов. Список аргументов должен находиться в скобках, один от другого аргументы отделяются запятой. Очень важен порядок введения аргументов в функцию.
    Например, функция Login("Manager", "ABC"); предназначена для регистрации пользователя в системе. Первый аргумент ("Manager") указывает имя пользователя, а второй аргумент ("ABC") - его пароль. Если изменить порядок ввода аргументов, при регистрации
    пользователя будет выведена ошибка. В качестве аргумента можно использовать целые и действительные числа.
    В качестве примера такой функции можно привести AlarmAck(1, 0);. С помощью этой функции можно подтверждать алармы на страницах текущих алармов. Первый аргумент несет информацию о выбранном способе подтверждения алармов (1 - подтверждение всех алармов страницы), а второй - о списке алармов на странице (0 - подтверждение всех алармов списка, на котором установлен курсор).
    Возможно использование в качестве аргументов встроенных функций и переменных проекта. Например, функция DspStr(25, "TextFont", B1_TIC_101_PV); выводит значение переменной B1_TIC_101_PV в анимационной точке AN25. Если заключить переменную в двойные кавычки
    ("B1_TIC_101_PV"), то будут выведены текстовые символы
    B1_TIC_101_PV, а не значение переменной. Второй аргумент несет информацию о шрифте, которым будет осуществлен вывод.
    В качестве аргумента в функции можно использовать последовательность клавиш, вводимую оператором в режиме исполнения. Например, для облегчения выбора оператором страниц проекта можно определить последовательность клавиш ####### Enter и команду
    PageDisplay(Arg1);.
    Рис.5.2.2. Диалог Свойства страницы на закладке Keyboard Commands.
    При выполнении команды вводом с клавиатуры имени страницы с последующим нажатием клавиши Enter ее имя вводится в качестве аргумента Arg1 функции PageDisplay.
    Таким образом, оператор может вывести на экран любую страницу проекта.

    Имя каждой функции (FunctionName) включает следующую информацию:
    - от трех до пяти букв для типа функции - Trend, Plot, Win...;
    - одно или два слова описания данных - Info, ClietInfo, Mode...;
    - одно слово описания действия - Get, Set, Read...

    Синтаксис встроенных функций может быть представлен следующим образом:


    FUNCTION
    (,
    ,
    )


    :
    RETURN
    END
    Во встроенной функции можно выделить семь основных частей :
    - Scope - область применения (Public - для всех файлов или только объявленных в функции - Private);
    - DataType - тип данных всех аргументов отдельной строкой;
    - слово FUNCTION, набранное на клавиатуре отдельной строкой;
    - FunctionName - имя функции; - аргумент (список аргументов, отделенных запятой);
    - Statement(s) - выражение/выражения отдельной строкой в программе;
    - слово END.
    По умолчанию, область применения функции - Public. Другими словами, эта функция будет доступна всем файлам Cicode, страницам и базам данных проекта. Если функция объявлена как Private, то она доступна только тому файлу, в котором объявлена.
    Обязательным является объявление типа всех аргументов функции (INT, REAL,
    STRING, OBJECT).
    В системе Citect насчитывается несколько десятков групп встроенных функций.
    Основные из них приведены в табл. 5.4.
    Группа функций
    Описание
    ActiveX
    Вызывает и взаимодействует с ActiveX - объектами
    Alarm
    Управляет алармами
    Communication
    Обеспечивают доступ к коммуникационным портам
    DDE
    Обеспечивают обмен данными между Citect и другими Windows - приложениями
    Display
    Управляют графическими страницами
    DLL
    Осуществляют функции в библиотеке динамических связей
    File
    Обеспечивают доступ к стандартным ASCII - файлам
    Group
    Манипулируют группами зон, устройств, категорий алармов
    I/O Device
    Управляют устройствами В/В
    Math/Trig
    Стандартные математические и тригонометрические функции
    Miscellaneous
    Смешанные функции
    Page
    Управляют выводом графических страниц, страниц стандартных алармов и трендов
    Report
    Запускают выдачу отчетов с серверов отчетов
    Security
    Управляют входом, выходом и правами доступа
    SPC
    Извлекают SPC - информацию и управляют свойствами и параметрами
    SPC - вычислений
    SQL
    Определяют, манипулируют и управляют данными в БД SQL и других реляционных БД
    String
    Строковые функции
    Time/Date
    Манипулируют временем и датами переменных
    Trend
    Управляют трендами
    Window
    Управляют окнами
    Таблица 5.4.

    Наиболее часто в Citect используются следующие шесть групп функций: Alarm, Page,
    Keyboard, Report, Time/date, Miscellaneous (функции для работы с алармами, страницами проекта, клавиатурой, отчетами, временем/датой и смешанные функции).
    Группа Alarm включает более 40 встроенных функций. Некоторые достаточно часто применяемые функции этой группы представлены в табл.5.5.
    Функция
    Описание
    AlarmAck(Mode, Value)
    Подтверждает аларм
    AlarmComment(sComment)
    Добавляет комментарий в страницу сводки алармов в режиме исполнения
    AlarmDisable(Mode, Value)Блокирует аларм
    AlarmEnable(Mode, Value) Возвращает доступ к аларму
    AlarmHelp()
    Вызывает на экран справочную страницу
    Таблица 5.5.
    Группа Page насчитывает более 20 функций, среди которых часто применяются следующие функции (табл.5.6).
    Функция и аргументы
    Описание
    PageAlarm(Category)
    Выводит страницу текущих алармов
    PageDisabled(Category) Выводит блокированные алармы
    PageDisplay(Page)
    Выводит новую страницу на экран
    PageFile(sName)
    Выводит файл на странице файлов
    PageHardware()
    Выводит страницу аппаратных алармов
    PageLast()
    Выводит страницу, которая предшествовала выведенной в настоящий момент
    PageNext()
    Выводит предыдущую страницу в соответствии с порядком размещения страниц в проекте.
    PagePrev()
    Выводит следующую страницу в соответствии с порядком размещения страниц в проекте.
    PageSummary(Category) Выводит страницу сводки алармов
    PageTrend(sPage, sTag1
    ... sTag8)
    Выводит страницу трендов
    Таблица 5.5.
    Аргументы приведенных в табл. 5.6 функций имеют следующий смысл:
    - Category - номер категории аларма;
    - Page - имя страницы или ее номер (в двойных кавычках);
    - sName - имя файла.
    5.2.4. Редактор Cicode
    Citect поддерживает около 700 встроенных функций. Эти функции (или комбинация нескольких функций) могут обычно выполнять большинство задач системы управления.
    Если же некоторые задачи не могут быть решены с помощью встроенных функций, можно написать собственные функции.
    Редактор Cicode специально предназначен для редактирования и отладки Cicode - функций. Вход в Редактор Cicode (Cicode Editor) осуществляется из окна Project Editor нажатием иконки в инструментальной панели или командой Tools/ Cicode Editor.

    Рис.5.2.3. Окно Редактора Cicode (Cicode Editor).
    Cicode Editor - полнофункциональная интегрированная среда программирования для создания и отладки программ на языке Cicode. Рабочая область редактора - окна, куда выводится содержимое файлов с программами на языке Cicode (рис.5.2.3). Одновременно может быть открыто несколько таких окон с программами, принадлежащими различным проектам.
    Опции меню содержат все команды, необходимые для создания, редактирования и отладки программ. Для обеспечения быстрого доступа к некоторым командам под строкой меню размещены инструментальные панели, содержащие иконки для редактирования, компилирования и отладки программ.
    В Cicode представлены стандартные операторы, применяемые в большинстве языков программирования: математические, операторы отношения, логические, битовые.
    Условный оператор IF может быть использован в двух форматах: IF THEN и IF THEN
    ELSE. Cicode поддерживает два типа операторов цикла: FOR... DO и WHILE... DO.
    Встроенные в редактор средства отладки программ позволяют запускать и останавливать процесс отладки, вставлять и удалять точки останова, а также контролировать пошаговое исполнение. Для задания точек останова можно использовать специальную функцию Cicode, либо вставлять их вручную.
    Отличительный знак редактора Cicode - " жучок " в правом нижнем углу экрана, меняющий свой цвет в зависимости от режима работы: в режиме редактирования программы
    - красного цвета, в режиме отладки - зеленого.
    Cicode - функции записываются в файлы, хранящиеся на жестком диске. Эти файлы имеют расширение .CI для их идентификации. При компилировании проекта компилятор читает все файлы, в которых хранятся Cicode - функции. Для каждой функции или группы функций можно создать свой файл. С точки зрения обслуживания в одном и том же файле лучше хранить функции, относящиеся к одной задаче. Например, хранить все функции, относящиеся к алармам, в файле Alarm.CI. Файлы с Cicode - функциями хранятся в одной директории вместе с проектом.
    5.3. Взглядсосторонынаязыкипрограммирования InTouch и Citect
    Выносимые на суд читателя системы - InTouch и Citect - предлагают пользователю языки программирования двух типов (см. начало главы 5).

    В основную поставку InTouch входит набор до 100 функций. Но следует отметить, что:

    - существуют десятки дополнительных библиотек с InTouch - функциями, которые загружаются отдельно;
    - в InTouch возможна разработка Quick - функций на базе имеющихся операторов, встроенных функций и ранее созданных Quick - функций (после сохранения Quick - функции она автоматически появляется в общем списке функций InTouch);
    - возможна разработка новых функций с использованием FactorySuite Toolkit и
    Visual C/C++.

    Язык Cicode в Citect разработан на базе С/С++. Набор встроенных функций в системе превышает 700. Разработка новых функций производится способом, свойственным традиционным языкам программирования.

    Синтаксический анализ программного кода в редакторе скриптов системы InTouch осуществляется в момент сохранения скрипта. При наличии ошибок диалог редактора скриптов не закрывается кнопкой Ok до тех пор, пока все ошибки не будут исправлены. При этом курсор каждый раз указывает на первую ошибку в списке.

    В Cicode синтаксический анализ программы выполняется на этапе компиляции файла
    Cicode. В этом языке используются свойственные традиционным языкам средства отладки: точки останова, пошаговое исполнение и т. д.

    В InTouch существуют функции для отладки, которые позволяют выводить в специальный файл (Wonderware Logger) статусную информацию о выполнении скриптов.

    Использование Cicode требует более квалифицированной подготовки разработчиков приложений, особенно, если планируется создание многочисленных дополнительных функций.
    ГЛАВА
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта