философия 2-1. Введении в философию
Скачать 28.98 Kb.
|
Задание 1.Во "Введении в философию" Фридриха Паульсена предлагается отличить следующие основные формы бытия: -бытие вещей (тел), процессов; -бытие человека; -бытие духовного (идеального); -бытие социального. Является ли эта классификация полной? Найдется ли в ней место для явления, обозначенного в следующем фрагменте: "Всякое "что" - или это "дух", "мышление", "сознание", или "воля", или "сила", или "материя", или что-нибудь другое - мыслится именно только как содержание некоего "нечто", которое само по себе вообще не есть полное и определенное "что-то"... Но это "оно" или это там-, которое "имеет" или "дает" нам что-нибудь (в конечном результате, все вообще), совсем не есть пустое слово, лишенное смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с "оно" или с "тем"; и это "оно" или там" в самом деле "имеет" и "дает" нам все отдельное "это" и "то", оно обогащает нас бесконечными дарами - всем, что в нем "имеется" .Ответ: эта классификация не является полной. Люди владеют сравнительно малой информацией о реальности, и потому классификация форм бытия не может быть полной. И она не содержит того, о чём там говорится. Некое "нечто" — это "бытие неопределённостей", которое не было перечислено. Задание 2 Бытие есть то, что может быть определено (определить – установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека. Какие еще представления о бытии известны вам из истории философии?Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие -- это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства. В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей. В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI--XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе, Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать -- значит быть в восприятии». Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия-. Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий. Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» -- категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса -- природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т. е. растворил бытие в мышлении (панлогизм). В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое -- вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия. В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления -- «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие -- это, прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь. Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.1 Прочитайте фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида "О природе". "...Остается только один разумный путь, который говорит: "ЕСТЬ" На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не "было" и не "будет", так как она "есть" теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказывать, ни подумать: "не есть"... Так же как из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого...". В чем особенность такой постановки проблемы бытия? Какие характерные оценки бытия установил Парменид? Тождественны ли "бытие" и "сущее" в его понимании? Есть ли (являются ли бытием), с точки зрения Парменида, отдельные предметы, явления? Если нет, то можно ли о них подумать? Ответ: Парменида, жившего в Греции в V-IV веках до н. э., считают первым философом, обратившим внимание на осмысление бытия самого по себе. Если об изменяющемся, становящемся и исчезающем у нас есть только мнение, то о неподвижном, неделимом, лежащем в основе всего сущего, мы имеем истинное знание. Подлинное бытие, которое постигается умом, всегда есть. Оно целостно, недвижно, неделимо. От него ни отнять ничего нельзя, ни прибавить. Чего нет, нельзя ни познать, ни изъяснить. Говорить и мыслить можно лишь то, что есть. Сверх-бытия ничего нет и не будет. Поэтому Парменид писал: «Остается только один разумный путь, который говорит: «ЕСТЬ». На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не «было» и не «будет», так как она «есть» теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказать, ни подумать: «не есть»…Так же как и из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого…» 3.2 "Историческая ошибка сознания заключалась в выведении небытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциональной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах... Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное в отношениях к небытию". Кто из известных Вам философов также признавал существование небытия? Как это ("Существование небытия") понимать? Что значит "первичность" и "абсолютность" небытия? Разве существует (и в качестве чего) при признании абсолютности небытия бытие? Философия небытия (The philosophy of nonbeing) – это новая область исследования в философии, заявившая себя в России на рубеже XX и XXI веков. Ее разработкой занялись два автора: Арсений Николаевич Чанышев и Натан Моисеевич Солодухо. В 1990 году в российском журнале «Вопросы философии» была издана статья А.Н. Чанышева, посвя- щенная философии небытия. Не лишенная эмоциональности, она напоминает гимн, возданный небытию в форме, скорее, художественной, нежели научного систематизированного труда [1]. В 2002 году вышла в свет книга Н.М. Солодухо, где и были изложены основные принципы и посту- латы философии небытия, ее структура, примеры аналогичного видения мира (в рамках философии небытия) в истории философской мысли [2]. Данная книга и служит основным систематизированным источником по изучению и дальнейшей разработке философии небытия. Основные идеи философии небытия таковы: изначально существовало небытие, бытие (здесь не является важным, какова была форма этого первоначального бытия) появилось после небытия; если небытие первоначально, значит, все виды бытия, которые мы можем чувствовать вокруг себя, когда-нибудь вновь обратятся в небытие; небытие абсолютно и вечно, бытие же относительно и временно. В этой связи бытие выступает только как временное образование, которому вновь суждено исчезнуть. Небытие же вечно, оно объемлет бытие, давая возможность временно существовать. Стоит определиться с самими понятиями бытия и небытия. Бытие – категория, схватывающая и сцепляющая воедино все существующее. Это одна из самых объемных категорий, поэтому, исходя из логического закона обратной пропорции между объемом и содержанием понятия, она остается почти полностью лишенной содержательных характеристик. Бытие – то, что указывает на свойство существования предметов. В этом смысле мир становится единым с точки зрения того, что сам мир и то, что его наполняет, просто есть. В данном ракурсе нас не будут интересовать конкретные признаки предметов, которые отличают данные предметы от всего разнообразия форм существования. Здесь важно только одно – что это есть. Важный пункт в данном контексте – «почему вообще нечто существует?» Данная постановка вопроса может показаться нефилософу абсурдным, чудаковатым или излишним. Но если попробовать объять в мысли все ныне существующее, абстрагироваться от всех временных форм бытия, которые рождаются и умирают, становится интересным и проблемным сам факт существования, раскрывается осознание великолепности наличия самой возможности быть. Наверное, мысль Парменида – автора категорий «бытие» и «небытие» – могла следовать именно таким путем. Характеристики бытия у него следующие: оно абсолютно, то есть не зависит ни от чего; неизменно; находится вне пространства и времени, то есть вечно и неподвижно; имеет форму шара (идеальную, с точки зре-ния древнего грека, форму). Его бытие окружает, объемлет все существующее, не дает ему распасться, превратиться из порядка в хаос. Поэтому само бытие как основа существования вообще само должно остаться стабильным, стойким, неизменным. Парменид отрицает существование небытия, ему нет места в мироздании. Если бы было небытие, то бытие могло бы измениться, занять место небытия. А этого нельзя было допустить. Как кажется, присутствие небытия поставило бы под угрозу абсолютность бытия, значит – само существование. Парменид задал тон всей онтологической традиции западной философии, которая принципиально реформировалась лишь на некоторых этапах ее истории. Далее можно отметить Платона – настоящего гения древней Греции, создавшего знаменитую школу в полисе Афинах, подарившему миру первый опыт демократии. Платон, продолживший традицию Парменида, создал мир идеальных сущностей, прототипов материальных предметов, названных идеями. Идеи, по сути своей, обладали теми же характеристиками, что и бытие Парменида. Но их было множество. Так мир был разделен (еще задолго до Средних веков, где царствовала христианская традиция) на две части: идеальную, неизменную, которая дает право на существование другой части мира – смертной, постоянно находящейся в движении и изменении. Бытие здесь имеет другую трактовку (теперь бытие – это более конкретные идеи Платона), но ее мировоззренческий «багаж», ее позиционирование общей структуры мира как некого незыблемого извечного порядка остался тем же. Бытие здесь, обладающее идеальной природой, в отличие от нашего материального мира, неуничтожимо. Это было в духе древнегреческой космологической культуры того времени. Вышеприведенные примеры потребовались в данной статье, чтобы показать, как в философской западной традиции зародилась философия бытия, которая пронизывает всю мировоззренческую традицию современного западного мира. Итак, философия бытия зиждется на утверждении, что всегда было нечто, в противовес ничто. Самые ранние примеры парадигм философии небытия мы находим в восточной традиции, которая по сущности своей изначально была и остается нераздельно связанной с религиозным мировосприятием. Далее определим, что такое небытие. Небытие – это все несуществующее, чего в действительности нет; этой категорией объединено в нечто целое все то, что обладает характеристикой несуществования. Но формы несуществующего различны. В самом широком смысле небытие представлено в двух формах: абсолютное и относительное небытие. По структуре, которую привел Н.М. Солодухо в вышеуказанном источнике, первый вид небытия именуется «небытийным небытием», или «небытием-без-бытия». Приведем размышление самого автора: «В целом небытие-без-бытия является абсолютным в том смысле, что оно ни с чем не соотносится, т.к. ничего нет, кроме самого небытия. Оно существует само по себе нигде и ни в чем, не требуя причины своего существования – ничем не опосредованно. Оно самодостаточно, т.к. представляет собой Ничто – отсутствие какой-либо онтологической определенности вообще, отсутствие всякого нечто» [2, с. 46]. Относительное небытие («бытийное небытие», или «небытие-при-бытии») непосредственно связано с бытием. Оно, в свою очередь, подразделяется на три вида: 1) возможные формы, которые должны воплотиться в бытии (например, ребенок, который должен родиться в следующем месяце, семя, в котором потенциально заложен дуб); 2) формы, которых нет в данном фрагменте реальности (например, ручка, которой я пишу в данный момент, не является карандашом, тетрадью, столом, комнатой и т.д.); 3) отжившие формы бытия, которые перестали существовать (например, умерший человек, засохшее дерево) [2, с. 46-47]. В данном контексте небытие действительно всеобъемлюще. Тогда как можно объяснить такое негативное понимание небытия на протяжении всей истории философии, не исключая и сегодняшнюю ситуацию? [3; 4] Понятие небытия часто ассоциируется со смертью, лишенностью, страданиями и прочими явлениями, которых человек боится, или, по крайней мере, не хочет лишний раз о них задумываться. Надо признать, что такое стереотипное мышление все же во многом естественно и оправдано. Человек – существо бытийное. Он существует, при этом смерть – самая большая загадка для него. Не случайно в философии экзистенциализма (XX в.) человек приходит к глубинному пониманию мира и себя, когда, находясь в бытии, он каким-то образом приходит к констатации, что Ничто не просто существует, а находится в непосредственной близости, стоит рядом, непостижимое, страшное. «Только потому, что в основании человеческого бытия приоткрывается Ничто, отчуждающая странность сущего способна захватить нас в полной мере» [5, с. 26]. Заметим, что основной вопрос философии, сформулированный Ф. Энгельсом, а именно – «вопрос об отношении идеального к материальному, мышления к бытию», задается в рамках именно философии бытия. Так как бытие существует в двух формах – идеальной и материальной. А на проблеме соотношения этих двух форм существования и основан вопрос, названный «основным» во всей, по умолчанию, философии. Получается, что проблемы небытия просто изъяты из философии, которая развивается в лоне западной культуры. «В течение двадцати пяти веков философы, взявшись за руки, водили хоровод вокруг небытия, стараясь заклясть его». В итоге, в современной структуре философского знания нет пространства, в котором разговор о небытии занял бы свое определенное место. Два раздела, в рамки которого можно включить вопрос о небытии, есть онтология и метафизика. Онтология (от греч. ontos – сущее, бытие и logos – учение, слово, закон) – учение о бытии вообще, его сущности, структуре, формах и др. Метафизика дословно означает «то, что следует после физики». По-Аристотелю, это «первая философия», которая должна заниматься поиском первоначал, то есть тем высшим, что лежит в основании всего существующего и на что должно быть направлено внимание философа [3]. Думается, что небытие можно «уместить» именно в рамки метафизики, так как в границах философии небытия таким первоначалом и основой бытия будет являться небытие. Но одно дело – признание существования небытия, наряду с бытием, другое же – развивать философию небытия, то есть признать первичность небытия над бытием. По-моему, сложно представить себе первоначальное существование лишь абсолютного Ничто (как это признается в рамках философии небытия). Мы живем в мире с его многообразными формами. Но с точки зрения небытия, было время, когда ничего не было: ни идеальной, ни материальной формы бытия. Данный заход в мышлении противоречит как научной материалистической картине мира (с ее принципом неуничтожимости материи и энергии), так и основным религиозным традициям с их внеземным, извечно существующим сверхъестественным Началом. Однако, в конце XX в. начали возникать альтернативные междисциплинарные исследования, стоящие на стыке физики и философии, о состояниях, когда Хаос самопроизвольно превращается в систему. В религии мы обнаруживаем творение мира из Ничего. Итак, став на позицию философии небытия, на наш взгляд следует признать возможность состояния абсолютного несуществования, небытия. Это кажется абсурдным. Но, на мой взгляд, не менее абсурдно, исходя из наличного каждодневного опыта, признать, что нечто существовало всегда, то есть не имело начала и не будет иметь конца. Это постулат философии бытия. Третьего же варианта событий нет. Задав себе единожды вопрос о начале начал существующего, можно выбрать только одну из этих двух позиций: все возникло из Ничего; Ничто было и, скорее всего, будет всегда; Именно поэтому Н.М. Солодухо формулирует «исходную философскую проблему» как «проблему соотношения бытия и небытия». «Действительно, наиболее фундаментальная проблема философии должна включать предельно широкие философские понятия, а таковыми в истории философской мысли были категории «бытие» и «небытие» («ничто»)» [2, с. 7]. Совсем не обязательно признавать себя представителем философии небытия, чтоб попробовать взглянуть на мир с иной – небытийной – стороны. Сознание по-разному строит теоретические системы мира, осмысливая его с разных сторон, и данный ракурс является новым и способным быть полезным. Каким же предстанет мир с точки зрения небытийного подхода? Во-первых, философия небытия способна объяснить и принять любой дальнейший сценарий развития мира. Так, если бытие возникает из ничего, то данное возникшее бытие может обладать любой формой: может быть принят как материализм, так и идеализм, не исключая и дуализм. Тем более, что таких «развертываний мира» из Ничто может быть множество; они могут сменять друг друга в цепи возникновения, уничтожения и дальнейшего возрождения в любой из возможных форм. Именно здесь небытие выступает как абсолютная потенциальность. 3.3 Сопоставьте высказывания: ...Начало всякого бытия само не может пониматься как бытие; но не может также обозначаться как небытие; под небытием обычно понимается простое отсутствие, избавление бытия...; но, безусловно-сущему, наоборот, принадлежит всякое бытие, и значит, ему никак нельзя приписывать небытие в этом отрицательном смысле... Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие...". (Вл.В. Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое) "Бытие, если мыслить его само, собственное его, требует, чтобы мы отказались от того бытия, которое исследуется и объясняется всей метафизикой из сущего. Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу игривого давания... Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия".(В.В.Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое) Принадлежит ли Вл.Соловьев к тем, кто "мыслит бытие из сущего"? Одинаковый ли смысл вкладывают Хайдеггер и Соловьев в понятие "Сущее" в приведенных высказываниях, или разговор идет о совсем разных "Сущих"? Как вы понимаете последнее предложение из первого фрагмента ("Сущее не есть бытие...")? Что может обозначать "бытие не есть, бытие дано"? Итак, Соловьёв считает бытие сущего безусловным, безотносительным. Если мыслить в этом контексте, то к этому невозможно что-либо добавить, исходя из смысла «безусловности» и «безотносительности». Вопрос о бытии сущего — это вообще первый вопрос о сущем. Поскольку это начальный пункт рассуждений, постольку он представляет собой наибольшую трудность, с одной стороны, и простоту и очевидность результата, с другой стороны. Как исходный пункт «безусловность бытия сущего» может быть просто постулирован. Мы предлагаем в качестве первого положения несколько иной тезис: «сущее существует только тогда, когда оно определено, хотя бы на минимальном уровне». Обоснуем эту позицию рассуждением от противоположного. Предположим, что сущее обладает некоторым набором свойств, то есть некоторыми определенностями. Затем мы лишаем его одного за другим этих определенностей. Будем проделывать это до тех пор, пока у сущего не останется вообще никаких определенностей. Останется ли существовать это сущее? Конечно же нет. Дело в том, что само существование есть уже некоторая определенность «существования», ибо есть свойство существовать. Соловьёв сам писал по этому поводу: «всякое бытие по необходимости есть только предикат» Поэтому, лишая сущее всех его определенностей-предикатов, мы должны были лишить его и определенности-предиката «существования». Стало быть, такое неопределенное сущее должно перестать существовать. 3.4 "Положение "бытие" и "ничто" есть одно и то же кажется представлению или разуму таким парадоксальным, что они не хотят принимать его серьезно... Но так же, как правильно, что бытие и ничто едины, так же правильно, что они совсем разные, что одно не есть то, что есть другое" (Г.В.Гегель) В каком смысле бытие и ничто (небытие) тождественны? Что является их единством ("продуктом взаимодействия")? Оригинален ли Гегель в своем понимании отношений между бытием и небытием? Как представлялись эти отношения, например, Платоном? Бытие и небытие есть одно и то же; поэтому выходит, что все равно, существую я или нет, существует или нет этот дом, принадлежат или нет к моему имущественному состоянию эти сто талеров. Такой вывод или такое применение этого положения совершенно изгоняет его смысл. В положении содержатся чистые отвлеченности бытия и ничто; приложение же делает из них определенное бытие и определенное ничто. Но об определенном бытии, как сказано, здесь нет речи. Определенное, конечное бытие есть такое, которое относится к чему-либо другому; это есть содержание, которое находится в отношении необходимости к другому содержанию, ко всему миру. То же самое имеет место с ничто, лишь противоположным способом; эта рефлексия известна, и оно (т. е. ничто) достаточно часто подвергалось ей. Взятое в своей непосредственности ничто оказывается сущим, так как по своей природе оно то же, что бытие. Ничто мыслится, представляется, о нем говорится, следовательно, оно есть; ничто имеет свое бытие в мышлении, представлении, речи и т. д. Но далее это бытие также отлично от него; поэтому говорят, что хотя ничто есть в мышлении или представлении, но что тем самым не оно есть, не ему, как таковому, присуще бытие, что это бытие есть лишь мысль или представление. При этом отличии нельзя также отрицать, что ничто находится в отношении к некоторому бытию; в отношении же, есть ли оно отношение тождества или отличия, дано единство с бытием. Каким бы способом ничто ни высказывалось и ни обнаруживалось, оно оказывается в соединении или, если угодно, в соприкосновении с некоторым бытием, неотделимым от некоторого бытия, т. е. в некотором существовании. 3.5 "Таким образом, существующее, сущность, бытие. Это последнее есть, собственно, проявление двух первых через Логос, а поэтому от него (это значит бытия) удобней вести развитие дальнейших логических категорий. Бытие есть отношения между существующим как таковым и сущностью или первой материей. Эта материя не есть существующее как таковое, она есть его другое; но она принадлежит ему как его сила -существующее есть настоящее начало и материи, значит начало своего иного. Начало же своего иного есть воля...'" (В.В.Соловьев) Попробуйте дать (точнее, выделить из приведенного текста) определения понятий "существующее", "сущность", "бытие", "логос". Можно ли среди этих понятий найти такое, в объем которого входят окружающие вещи, "явления природы", сами люди? Является ли содержание понятия "бытие", показанное здесь: а) единым, всеобщим для всей истории философии; б) наиболее характерным и точным ("классическим"); в) одним из многих равноправных объяснений; г) фантастической конструкцией автора, продуктом исключительно его ума? . Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной. Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным. Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так называемое гносеологическое отношение. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности. |